Локхид Мартин KC-130 — Lockheed Martin KC-130
Содержание
Локхид Мартин KC-130 — Lockheed Martin KC-130
Локхид Мартин (ранее Локхид ) КС-130 представляет собой семейство расширенного диапазона танкера версии Геркулес С-130 транспортных самолетов модифицированной для воздушной дозаправки . KC-130J — последний вариант, эксплуатируемый Корпусом морской пехоты США , 48 из 79 заказанных. Он заменил старые варианты KC-130F, KC-130R и KC-130T, в то время как одно резервное подразделение USMC по-прежнему эксплуатирует 12 самолетов KC-130T.
Неудачи по-американски: КС-46 оказался проблемным заправщиком
Требования нового времени
Высокий боевой потенциал ВВС США базируется не только на большом количестве новых и старых многоцелевых истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Пожалуй, главное, что отличает американские Военно-воздушные силы от ВВС любой другой страны, — это большое количество разных самолетов обеспечения, а также огромный опыт их эксплуатации.
Для примера. Сейчас ВВС США имеют в своем распоряжении почти 400 самолетов-заправщиков Boeing KC-135 Stratotanker, примерно полсотни KC-10A и примерно столько же или больше танкеров на базе транспортника Lockheed C-130 Hercules. Чтобы еще лучше понять разницу, напомним, что ВКС России имеют, по разным данным, 10-15 заправщиков Ил-78 и Ил-78М. Впрочем, для основной массы европейских стран даже это выглядит совершенно недостижимым.
Вышеприведенный пример хорошо демонстрирует, почему нельзя сравнивать военно-воздушные силы в лоб — то есть по числу боевых самолетов. Современные ВВС требуют большого числа заправщиков, самолетов ДРЛО и разведчиков, без которых боевой потенциал не получится раскрыть в полной мере, будь у вас хоть тысяча истребителей пятого поколения и сотня бомбардировщиков-«невидимок».
С другой стороны, любая военная техника стоит денег, а современная требует вложения просто немыслимых средств по меркам прошедших эпох. Причем само по себе наличие денег не гарантирует успеха — по сути, с введением в строй новой техники трудности только начинаются. Это в очередной раз показал пример нового самолета-заправщика КС-46, роль которого в ВВС США по степени важности можно сравнить разве что с ролью какого-нибудь F-22.
Символ доминирования
Танкер KC-46 компания Boeing разработала на базе самолета-заправщика Boeing KC-767, который, в свою очередь, создали на основе пассажирского Boeing 767. KC-767 разработали для ВВС Италии и Японии, которые заказали по четыре таких самолета.
Куда более амбициозные планы на KC-46, который должен заменить весь парк самолетов KC-135 в ВВС Соединенных Штатов. Напомним, в 2014 году ВВС США присвоили новому самолету-заправщику KC-46A название Pegasus.
Самолету есть чем похвастаться: по крайней мере, на бумаге. Общее количество топлива для отдачи на его борту составляет 94198 килограммов. Для сравнения: у KC-135 Stratotanker максимальная нагрузка составляет 54432 килограмм топлива. Не менее важным стало широкое применение новейших технологий, которые призваны сделать эксплуатацию самолетов максимально удобной и эффективной. Одна из важнейших инноваций — система дистанционного наблюдения и управления. Для операторов создали специальные 3D-очки, что в теории позволяет эффективней контролировать процесс заправки. Эта система, как оказалось, может стоить летчикам жизни. Впрочем, обо всем по порядку.
Трудности переходного периода
Первый договор предполагает поставку 34 таких самолетов, а озвученное ранее итоговое количество KC-46 должно составить 179 единиц. Первые трудности очень быстро дали о себе знать. В прошлом году издание Popular Mechanics писало, что недавно выпущенные KC-46 поставили ВВС в совершенно ненадлежащем виде. По меньшей мере, в десяти новых машинах обнаружили вещи, которых там не должно быть. Военные жаловались на незакрепленные инструменты и различный мусор. Ситуация оказалась настолько серьезной, что американские летчики отказывались летать на новом заправщике. Их можно понять: плохо закрепленная аппаратура может нанести вред самолету во время вылета, что может привести к аварии или даже катастрофе.
Про эту историю можно было бы забыть, если бы не одно «но». Похожие проблемы преследуют в последнее время Boeing постоянно. В феврале стало известно, что в топливных баках самолета Boeing 737 Max обнаружили мусор. Фрагменты посторонних предметов нашли сотрудники компании во время технического обслуживания уже построенных самолетов, которые расположены на стоянке корпорации в Сиэттле. Сюда же стоит приплюсовать многие другие проблемы Boeing 737 Max, которые вскрылись после двух трагедий с участием самолетов этой модели — страшной катастрофы Boeing 737 возле Джакарты в 2018 году и не менее ужасной катастрофы Boeing 737 под Аддис-Абебой в 2019-м. Напомним, что причиной в обоих случаях, по мнению экспертов, стала система стабилизации полета MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая, если верить имеющейся информации, может сделать самолет почти неуправляемым.
Проблемы такого рода уже успели сильно сказаться на компании. За январь 2020 года компания впервые за почти 60 лет не получила ни одного заказа. С другой стороны, говорит ли это о том, что все самолеты Boeing «плохие»? Вовсе нет. Вопрос, скорее в том, что после вышеупомянутых катастроф к компании приковано особое внимание, и каждая неудача 737 Max становится поводом для обсуждений в средствах массовой информации.
Если же говорить про КС-46, то, кроме качества сборки, у самолета есть и другие трудности, о которых мы ранее уже говорили. На одном из новых видео можно рассмотреть, как при выполнении дозаправки истребителя-бомбардировщика ВВС США F-15E Strike Eagle стрела заправщика KC-46 Pegasus ударила по боевому самолету. К счастью, тогда обошлось без жертв, а боевая машина успешно вернулась на базу. Этот инцидент лишь подтвердил опасения экспертов о том, что пока КС-46 не может эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Понимают это и в Пентагоне. Минобороны США заявило, что требует от Boeing «критического анализа аппаратного и программного обеспечения на системном уровне и реконструкции привода заправочной штанги»: последнее призвано снизить ее жесткость. Эксперты выяснили, что в текущей версии конструкция подвергает заправщик излишним нагрузкам, что, в свою очередь, ведет к снижению ресурса танкера и может стать причиной для аварий. Контракт на модернизацию оценивают в 55 миллионов долларов с завершением работ к 2021 году. По мнению независимых экспертов, ситуация еще более серьезная, чем кажется на первый взгляд: доработки могут потребовать по меньшей мере три-четыре года.
Эти проблемы наслаиваются на другие, которые в значительной мере вызваны огромными расходами на проект. Сейчас стоимость одного KC-46 оценивают примерно в 150 миллионов долларов, что делает заправщик одним из самых дорогих самолетов ВВС США. С другой стороны, с запуском машины в крупную «серию» можно ожидать и падения ее стоимости, даже с учетом модернизаций. В целом же характерные для любой новой техники «детские болезни» не убьют проект, но в будущем ему нужно будет пройти проверку временем.
Танкер не для стелсов
Главной проблемой для КС-46 может стать сама концепция. Напомним, что на момент введения самолета в строй ВВС США уже были в значительной степени «невидимыми»: одних лишь F-35 в разных версиях и для разных заказчиков по состоянию на начало 2020 года построили примерно 500 штук.
Применение KC-46A Pegasus может сыграть злую шутку, так как при дозаправке это демаскирует самолеты, построенные по технологии стелс. Кстати, еще несколько лет назад эксперты отделения Lockheed Martin под названием Skunk Works предложили Военно-воздушным силам США заправщик-«невидимку».
Самолеты ВМС США столкнулись у берегов Японии: спасти удалось не всех
Истребитель-бомбардировщик и самолет-заправщик американской базы морской пехоты в Ивакуни потерпели крушение в воздухе близ японских берегов.
ТАЛЛИНН, 6 дек — Sputnik. Пока эсминец ВМС США McCampbell бросал в ста километрах от Владивостока «вызов чрезмерным морским претензиям России», два американских военных самолета — истребитель-бомбардировщик F/A-18 и самолет-заправщик С/КС-130 — потерпели крушение в ходе воздушного столкновения у берегов Японии.
Японцы ищут американцев
На борту обоих самолетов, по сообщению Корпуса морской пехоты США, было семь человек. Столкнувшиеся самолеты приписаны к базе морской пехоты США в Ивакуни. Катастрофа могла произойти в ходе дозаправки в воздухе.
Силы самообороны Японии направили на поиски американских военных шесть кораблей береговой охраны и самолет. В ходе начавшейся поисково-спасательной операции были обнаружены живыми два летчика, судьба остальных на данный момент неизвестна.
Что за самолеты
Истребитель F/A-18 является основным боевым самолетом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях в Ливии, Ираке, Югославии. На F/A-18 была установлена цифровая электростанционная система управления полетом с четырехкратных резервированием.
Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолетом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электростанционного управления самолетом.
КС-130 представляет собой модификацию военно-транспортного заправщика C-130 средней и большой дальности. Это основной военно-транспортный самолет США, стран НАТО и ряда других стран. В 2014 году КС-130 был самым распространенным военно-транспортным самолетом в мире.
Очень странная «демонстрация»
Sputnik Эстония уже писал о том, что 5 декабря эсминец ВМС США McCampbell был замечен в заливе Петра Великого в непосредственной близости от базы ВМФ России. Представитель Тихоокеанского флота США Рейчел Макмарр пояснила, что появление McCampbell у российских берегов носило демонстративный характер.
«McCampbell проплыл в окрестностях залива Петра Великого, чтобы бросить вызов чрезмерным морским претензиям России и поддержать права, свободы и законное использование моря, которое находится в распоряжении США и других стран», — заявила Макмарр. При этом она отметила, что «демонстрация» не была направлена против России и не имеет никакой связи с недавним инцидентом в Черном море, когда российские пограничники задержали в территориальных водах РФ три украинских военных корабля.
По словам представителя ВМС США, проход эсминца должен дать сигнал о том, что американские военные будут и впредь выполнять свои задачи везде, где это позволяет международное право. «Это применимо как к Японскому морю, так и к другим местам по всему миру», — подытожила Макмарр.
Галерея C-130
Lockheed C-130 Hercules – средний военно-транспортный самолет, разработанный компанией Lockheed. Основной военно-транспортный самолет США и стран НАТО.
История C-130
C-130 — самые распространенные транспортные самолёты средней грузоподъемности, эксплуатирующиеся в 65 странах — строятся фирмой Lockheed более 50 лет. За это время выпущено свыше 2300 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций, в том числе около 1170 для США. В отличие от своих ближайших аналогов — Ан-12 и «Трансаль», «Геркулес» продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке.
Проектирование самолёта началось по заказу ВВС США, которые искали замену устаревшим транспортникам C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. По мнению командования ВВС США, сформулированного на опыте Корейской войны, новая машина должна была отвечать изменившимся условиям ведения боевых действий.
Первый полёт С-130 совершил в 1954 году. Вскоре после этого фирма Lockheed получила заказ на серийное производство самолёта. Различные модификации С-130 применялись во всех войнах и военных конфликтах с участием США, начиная с Вьетнамской войны.
В 1963 году С-130 доказал возможность своего использования на флоте, 21 раз выполнив взлёт и посадку на палубе авианосца USS Forrestal (CV-59). Пилот Джеймс Флэтли, управлявший тестовыми посадками на палубу, был награждён Летным Крестом за Отличия и впоследствии дослужился до адмирала.
Во время войны во Вьетнаме С-130 использовались в качестве транспортников, разведчиков и наводчиков для штурмовой авиации, заправщиков и воздушных командных пунктов для тяжёлых стратегических бомбардировщиков при бомбёжках Северного Вьетнама, а также как самолёты непосредственной огневой поддержки наземных войск (вариант АС-130 Spectre).
Во время войны во Вьетнаме американская сторона потеряла 55 C-130, 6 AC-130 и 4 KC-130(большая часть боевые потери).
В Фолклендской войне в 1982 году аргентинские С-130 выполняли ночные полёты, снабжая гарнизоны на островах, а также работали заправщиками для аргентинских «Скайхоков» и «Супер Этандаров», атаковавших английские корабли.
В конце 1980-х годов несколько С-130 были переданы Лесной службе США в качестве летающих водяных танкеров для борьбы с лесными пожарами.
Иран использовал «Геркулесы» в Ирано-иракской войне. В 1984 году один иранский C-130 были сбит иракским истребителем Mirage F1. В 1986 году иракский перехватчик МиГ-25 сбил иранский самолет радио-электронной борьбы EC-130E «Khoofash».
Во время неудавшейся обороны Кувейта от иракской армии в 1990 году, один L-100 был захвачен Ираком в качестве трофея.
24 апреля 1992 года перуанский Су-22 перехватил американский C-130, нарушивший воздушное пространство. Перуанский пилот дал очередь из пушки, вследствие чего тяжело поврежденный американский самолет был вынужден совершить посадку.
30 января 2005 года британский C-130 был сбит иракскими партизанами огнем ЗУ-23.
Конструкция C-130
С-130 – четырехдвигательный турбовинтовой высокоплан. Крыло — двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков Фаулера.
Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюминиевых и магниевых сплавов. Для получения максимального объема грузовой кабины фюзеляж, круглого сечения, снизу расширили. В кабине экипажа размещаются командир, второй летчик, штурман и бортинженер. Предусмотрено место для оператора погрузочно-разгрузочного оборудования. Имеются места для сменного экипажа и кухня.
В грузовой кабине может размещаться различная тяжелая техника, в частности, прицеп-цистерна или 155-мм гаубица с тягачом, либо до пяти грузовых платформ. В задней части кабины расположены основной грузовой люк размерами 2,77×3,05 м и погрузочно-разгрузочная рампа с гидравлическим приводом. Выброска парашютистов осуществляется через боковую дверь в левом борту за обтекателем шасси. Установлены два аварийных выхода. Кабины экипажа и грузовая — герметические с системой кондиционирования. Длина фюзеляжа самолетов С-130Н-30, L-100-30 и КС-130Т-30 увеличена на 4,57 м. Шасси — трехопорное. Основные стойки убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Передняя стойка со спаренными колесами имеет механизм поворота.
Видео C-130 : Посадка C-130 Hercules ВВС Дании на пляж
Модификации C-130
За все время эксплуатации компания Lockheed выпустила более 60 модификаций С-130 для выполнения огромного спектра задач. Всего было выпущено более 2200 единиц.
Потери самолётов C-130
На 1 июля 2012 года было потеряно 295 самолётов военной модификации C-130 (погибло 3103 человека) и 46 машин гражданской модификации L-100 (погибло 254 человека).
Модификации: RC-135S Cobra Ball, RC-135U Combat Sent, RC-135V/W Rivet Joint
Предназначение: Все модификации RC-135 предназначены для авиаразведки. Cobra Ball собирает разведданные о баллистических целях и сообщает их в комитет начальников штабов. Rivet Joint передает оперативную информацию из района боевых действий, а Combat Sent занимается радиолокационной разведкой и доводит ее до сведения президента, министра обороны и высшего командования.