0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ту-16: легендарный «стратег»

Ту-16: легендарный «стратег»

27 апреля 1952 года впервые в небо поднялся Ту-16 – первый советский дальний бомбардировщик с турбореактивным двигателем и второй в мире серийный самолет этого класса. На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основной машиной стратегической авиации СССР, пережившей более чем 40 различных модификаций. По своим характеристикам и техническим решениям «шестнадцатый» на несколько лет опередил зарубежных конкурентов, вобрав в себя все лучшие достижения отечественного авиастроения. История Ту-16, одного из самых знаменитых самолетов эпохи холодной войны – в нашем материале.

В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо привержен идее не уступать Соединенным Штатам в возможностях стратегической бомбардировки . Единственным дальним бомбардировщиком Советского Союза в то время был Ту-4 «Бык» Туполева — реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного турбореактивного двигателя Mikulin AM-3 привела к возможности создания большого бомбардировщика с реактивным двигателем.

КБ Туполева начало работы над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе на Ил-46 он был принят в производство в декабре. 1952 год. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Frontal Aviation в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

Он имел новое крыло большой стреловидности и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в корневой части крыла. Он мог нести одну массивную обычную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20000 фунтов) (российский эквивалент британского Большого шлема ) или различное ядерное оружие на расстояние около 4800 км (3000 миль). Производство проходило на 3 авиационных заводах: в Казани , Куйбышеве и Воронеже .

Хотя Ту-16 начинался как высотный бомбардировщик свободного падения, в середине 1950-х годов он был оборудован для установки первых советских крылатых ракет . Версия Ту-16КС-1 ( Badger-B ) могла нести ракеты AS-1 в боевом радиусе 1800 км (1100 миль). Это очень крупное вооружение было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против авианосцев ВМС США и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения менялись несколько раз.

Универсальный Ту-16 был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( ECM ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская доработка — Туполев Ту-104 — обслуживала пассажиров Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, и Сианьская авиастроительная промышленная корпорация (XAC) по лицензии произвела самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По крайней мере 120 из этих самолетов остаются в эксплуатации. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая.

Ту-16 — видео

Рассматривались различные варианты компоновки самолета. Среди них был проект, предложенный А.А. Туполевым — сыном главного конструктора, с двумя двигателями, прижатыми к фюзеляжу. После предварительных оценок А.Н. Туполев выходит в правительство с предложением по самолету «88», гарантируя получение лучших характеристик, чем у Ил-46. А.Н. Туполев каждое утро приходил в бригаду С.М.Егера, где шла окончательная компоновка самолета, знакомился с состоянием дел, вносил изменения и направлялся в макетный цех.

Главным конструктором по этому Ту-16 был назначен Д.С. Марков. Размещение двигателей в корне крыла позволяло снизить сопротивление интерференции в зоне стыка крыла с фюзеляжем. Чтобы газовые струи не попадали на фюзеляж, двигатели развернули — установили их под углом к плоскости симметрии самолета. В фюзеляже самолета были расположены две гермокабины с катапультными креслами. Вместительный грузоотсек располагался за задним лонжероном центроплана и был окружен мощными продольными бимсами. Оборонительное вооружение состояло из семи пушек АМ-23, одна неподвижная на правом борту носовой части фюзеляжа, по две наверху, внизу и в кормовой установке.

К концу 1951 г. первая опытная машина была собрана. Первый полет самолет «88/1» совершил 27 апреля 1952 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Н.С. Рыбко. Первая опытная машина была значительно перетяжелена, что сказалось на летных данных. Чтобы не сорвать намеченные сроки выпуска первых серийных машин, А.Н. Туполев принимаем смелое решение о запуске в серию облегченного варианта самолета Ту-16. Первые серийные самолеты Ту-16 стали поступать в части ВВС в начале 1954 г. Серийное производство самолетов производилось в Казани, Куйбышеве и Воронеже. Все три серийных завода до конца 1963 г. выпустили 1509 экземпляров, включая два опытных. За это время серийными заводами было выпущено 11 основных модификаций. Производство этих бомбардировщиков было налажено в Китае (Н-6). На конец 1981 г. общие потери Ту-16 в ВВС и ВМФ составили 106 машин. Несколько бомбардировщиков были поставлены в Египет, Ирак. Также участвовали в Афганской войне. После 1991 г. все эти самолеты были сняты с вооружения.

Модификации Ту-16

Ту-16А — самолет-носитель атомного оружия;

Ту-16Р — самолет-разведчик;

Ту-16 «3» — самолет-заправщик с системой крыльевой дозаправки; Ту-16КС — самолет-ракетоносец для двух самолетов-снарядов КС-1; Ту-16К-10 — самолет-ракетоносец, носитель самолета-снаряда К-ЮС; Ту-16К-16 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-2; Ту-16К-26 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-5; Ту-16 «Елка» — самолет-постановщик помех;

Ту-16 «Циклон» — самолет для гидрометеорологических исследований;

Ту-16С «Фрегат» — самолет-спасатель со спасательной лодкой.

Модификации самолёта:

  • «88» — прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ту-16 — бомбардировщик. Выпускался серийно с 1953 года.
  • Ту-16 «Циклон» — самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
  • Ту-16А — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Изготовлено 453 самолота. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
  • Ту-16Б — опытный с двигателями РД-16. Изготовлен в 1957 году.
  • Ту-16Е — самолёт радиоэлектронной разведки.
  • Ту-16Е «Азалия» — самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».
  • Ту-16З (Ту-16Ю) — заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
  • Ту-16ЗА — бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
  • Ту-16ЗЩ — заправщик.
  • Ту-16К-10 — носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
  • Ту-16К-10(ЗА) — ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
  • Ту-16К-10-26 — ракетоносец. Мог нести УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
  • Ту-16К-10-26Б — доработанный. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
  • Ту-16К-11-16 — носитель управляемых противокорабельных ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
  • Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) — носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
  • Ту-16К-22 — носитель УР К-22 (опытный).
  • Ту-16К-26 — носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года. Самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26 получали обозначение Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5).
  • Ту-16К-26П — носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
  • Ту-16КРМ — носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
  • Ту-16КС — носитель противокорабельных ракет КС-1. В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
  • Ту-16ЛЛ — летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
  • Ту-16М — радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
  • Ту-16Н — заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
  • Ту-16П «Букет» — самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
  • Ту-16П «Ёлка» — постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
  • Ту-16ПЛ — противолодочный.
  • Ту-16Р («изделие 92») — разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
  • Ту-16РМ — самолёт морской радиоэлектронной разведки. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
  • Ту-16РМ-2 — самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
  • Ту-16РР — самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
  • Ту-16РТ — самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
  • Ту-16РЦ — летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
  • Ту-16С — поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
  • Ту-16СПС — постановщик помех. Выпускался с 1955 года.
  • Ту-16Т — торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переобрудованы в Ту-16ПЛ.
  • Ту-16ТРЖК — самолёт для перевозки жидкого кислорода.
  • Ту-104 — пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах изготовлен 201 самолёт.
  • Ту-104Г — гражданский самолёт для подготовки пилотов Аэрофлота. Отличался отсутствием вооружения.
  • Ту-107 — военно-транспортный. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • H-6 — китайский вариант Ту-16. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Читать еще:  Транспортно-десантный вертолет Ми-6 (СССР)

Ту-16 встает на крыло

За создание новой машины отвечал заместитель Андрея Туполева опытный авиаконструктор Дмитрий Марков. 27 апреля 1952 года на подмосковном аэродроме в Жуковском опытный самолет «88-1» впервые оторвался от взлетной полосы и выполнил первый полет продолжительностью 12 минут. Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Бессонов потом вспоминал: «В этот день на аэродром приехало много высоких гостей во главе с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым. Было очевидно, что событие предстояло значительное. Машин, подобных Ту-16, в мире не было тогда. В тот день погода долго не позволяла экипажу летчика-испытателя Николая Рыбко сделать первый вылет. Высокие гости ходили около машины и время от времени спрашивали у Туполева: «Когда полетим?» Поначалу Андрей Николаевич отмалчивался, а потом ответил: «Ну что вы ко мне подходите? Вон к кому подходите!» – и указал на Рыбко. Туполев считал, что летчик и только летчик мог в такой ситуации сказать, приемлема ли та или иная погода для столь ответственной работы».

Заводские испытания прототипа Ту-16 продолжались в течение полугода, всего было выполнено 46 полетов. В ходе испытаний была достигнута скорость 1020 км/ч и дальность 6050 километров, что было выше заданных параметров.

Еще на этапе разработок прочнисты и конструкторы перестраховались, взлетная масса «88-1» была увеличена более чем на 10 тонн, что потребовало от ОКБ А.Н. Туполева заранее провести необходимую работу по облегчению самолета. Это было сделано на втором экземпляре самолета − дублере под индексом «88-2». Но сам факт того, что еще до окончания государственных испытаний самолет был одобрен для серийного производства, говорит о высоком качестве машины.

Для организации производства пришлось значительно перестроить казанский авиационный завод №22. Применялись новые методы и технологии. Например, был внедрен математический метод построения кривых и поверхностей, который сэкономил много сил и времени. Все наработки, реализованные в Казани, позже были перенесены в два других центра производства нового самолета − завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже. В процесс создания будущего главного «стратега» страны были включены сотни предприятий и заводов Союза, поставлявших различные системы, оборудование и комплектующие.

Читать еще:  Учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ (Россия)

Первый серийный бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо 29 октября 1953 года. Широкая публика увидела самолет на параде 1 мая 1954 года. Весной 1954 года Ту-16 стал поступать в строевые части. Через год на параде в Тушино в небе пролетели уже 54 самолета. Всего за последующие 10 лет, пока производство не прекратили, было выпущено 1509 бомбардировщиков Ту-16.

Самолет получился очень запоминающимся, со стремительным силуэтом, длинным стреловидным крылом и и стреловидным хвостовым оперением. Гондолы двигателей были утоплены в фюзеляж. В машине были применены современные материалы и множество новаторских решений. Например, благодаря шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками Ту-16 мог садиться на грунтовые и снежные посадочные полосы.

Тактико-технические характеристики Ту-16

— Главный конструктор: Д. С. Марков
— Первый полёт: 27 апреля 1952 года
— Начало эксплуатации: 1954 год
— Конец эксплуатации: 1993 год (в России)
— Годы производства: 1953 — 1963
— Единиц произведено: 1 507 серийных и 2 опытных
— Стоимость единицы: 800 500 инвалютных рублей (на 1967 год)

Экипаж Ту-16

— 6-7 человек, в зависимости от модификации

Размеры Ту-16

— Размах крыла: 33,0 м
— Длина: 34,8 м
— Высота: 10,4 м
— Площадь крыла: 164,65 м²
— Нагрузка на крыло: 460 кг/м²

Вес Ту-16

— Масса: пустого самолёта: 37 200 кг
— Масса: нормальная взлётная: 72 000 кг
— Масса: максимальная взлётная: 79 000 кг
— Масса топлива: 36000 кг

Двигатели Ту-16

— 2× ТРД РД-3М или РД-3М-500
— Тяга: 2× 9650 (чрезвычайный режим 2х 10650) кгс
— Тяговооружённость: 0,24

Скорость Ту-16

— максимальная: 1050 км/ч
— крейсерская: 850 км/ч

Дальность полёта Ту-16

— 5925 км
— Перегоночная дальность, км: 7200
— Боевой радиус: 3150 км

Практический потолок Ту-16

Вооружение Ту-16

Пушечное: Система ПВ-23 (9-А-036) — 7×23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).

Бомбовая нагрузка: 8900 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу).

Ракетное вооружение: В морском варианте, ракетоносец Ту-16-К-10-26 выполнял полёты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями), и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12410 кг.

В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо привержен идее не уступать Соединенным Штатам в возможностях стратегической бомбардировки . Единственным дальним бомбардировщиком Советского Союза в то время был Ту-4 «Бык» Туполева — реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного турбореактивного двигателя Mikulin AM-3 привела к возможности создания большого бомбардировщика с реактивным двигателем.

КБ Туполева начало работы над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе на Ил-46 он был принят в производство в декабре. 1952 год. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Frontal Aviation в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

Он имел новое крыло большой стреловидности и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в корневой части крыла. Он мог нести одну массивную обычную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20000 фунтов) (российский эквивалент британского Большого шлема ) или различное ядерное оружие на расстояние около 4800 км (3000 миль). Производство проходило на 3 авиационных заводах: в Казани , Куйбышеве и Воронеже .

Хотя Ту-16 начинался как высотный бомбардировщик свободного падения, в середине 1950-х годов он был оборудован для установки первых советских крылатых ракет . Версия Ту-16КС-1 ( Badger-B ) могла нести ракеты AS-1 в боевом радиусе 1800 км (1100 миль). Это очень крупное вооружение было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против авианосцев ВМС США и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения менялись несколько раз.

Универсальный Ту-16 был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( ECM ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская доработка — Туполев Ту-104 — обслуживала пассажиров Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, и Сианьская авиастроительная промышленная корпорация (XAC) по лицензии произвела самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По крайней мере 120 из этих самолетов остаются в эксплуатации. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая.

Варианты

Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Елка» и Ту-16ЕЭ, самолет-разведчик Ту-16Р. самолеты и бомбардировщики — торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены из конверсий. Отдельные самолеты можно было несколько раз модифицировать с изменением обозначений, особенно в отношении самолетов-ракетоносцев.

  • «Самолет 88» — Первоначальный прототип.
  • «Самолет 97» — разработка проекта двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
  • «Самолет 103» — проект разработки сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
  • Badger A (Ту-16) — это базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, каждая из которых была известна на Западе как Badger A.
    • Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для нести ядерные бомбы , одна из основных версий, всего построено 453 самолета . Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
    • Ту-16З — ранняя специализированная версия Ту-16, которая использовалась в качестве заправщиков в воздухе (способ дозаправки: крыло-крыло), но сохраняла свою роль среднего бомбардировщика.
    • Ту-16Г (Ту-104Г) — модель скоростной авиапочты, учебно-тренировочная версия Аэрофлота.
    • Ту-16Н — Специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М , с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН переоборудован из Ту-16З.
    • Ту-16Т — морская ударная версия ( бомбардировщик-торпедоносец ) ограниченного производства , служившая в Советской морской авиации и несшая торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудованы в комплектацию Ту-16С.
    • Ту-16С — вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
    • Ту-16Е — они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки ( ЭЛИНТ ).
  • Badger B (Ту-16КС) — вариант, разработанный как стартовая площадка для двух ракет AS-1 Kennel / KS-1 Komet . 107 самолетов постройки 1954–1958 гг. Служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Позднее советские переоборудовали с более новыми ракетами.
Читать еще:  Многоцелевой вертолёт S-92 Helibus (США)

  • Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, единицы этой версии несли одну противокорабельную ракетуAS-2 Kipper / K-10S . 216 построено в 1958–1963 гг. От других вариантов он отличался наличием в носовой части радара. Дальнейшая разработка Ту-16К-10-26 несла одну К-10С и две ракеты КСР-2 или КСР-5 AS-6 Kingfish (ракетный комплекс К-26). Некоторые были позже преобразованы в платформы ELINT.
  • Badger D (Ту-16РМ-1) — модель морской разведки с оборудованием ELINT; 23 переделаны из Ту-16К-10. Он сохранял радар в носовой части и мог наводить ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов, по целям.
  • Badger E (Ту-16Р) — разведывательный вариант планера с оборудованием ELINT, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
    • Ту-16РМ-2 — модифицированный Ту-16Р, служащий в авиации ВМФ. Он мог наводить ракеты КСР-2.
    • Ту-16КРМ — Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
  • Badger F (Ту-16РМ-2) — еще одна разведывательная версия на базе −16R / RM, но с добавлением внешнего оборудования ELINT .

  • Badger G (Ту-16К / Ту-16КСР) — служившие в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были спроектированы для размещения бомб во внутренних отсеках, а также для размещения ракет класса «воздух-поверхность» снаружи, таких как AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначенных как от переносных ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), так и от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
    • Ту-16КСР-2 — несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Используется с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
    • Ту-16К-11-16 — несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Используется с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Более 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.

    • Ту-16К-26 — несёт комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняя возможности КСР-2 и 11 ракет. Используется с 1969 года. Подобные самолеты обозначались Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Более 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
    • Ту-16К-26П — несущие ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
  • Badger H (Ту-16 Элка) — предназначен для противодействиярадиоэлектронной борьбе и поддержки радиоэлектронных средств .
  • Badger J (Ту-16П Букет) — еще один вариант радиоэлектронной борьбы, сконфигурированный как ударный эскорт ECM.
  • Badger K (Ту-16Е ) — считается версией конфигурации Badger F, обладающей улучшенными возможностями ELINT.
  • Badger L (Ту-16П) — еще одна версия Badger J с более современными системами и используемая в роли ELINT.
  • «Самолет-90» — турбовинтовой проект.
  • Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.

Гарант мира

Почти 40 лет многоцелевой Ту-16 решал различные боевые задачи, обеспечивая оборону страны. Было выпущено около 50 модификаций базовой модели. Первые самолеты были разработаны как носители общего вооружения. Однако очень быстро появилась модификация «А» для транспортировки ядерных бомб. Ту-16А был оборудован бомбоотсеком с термоизоляцией для бережной перевозки опасного груза и дополнительной защитой экипажа от поражающих факторов взрыва. Это была самая массовая разновидность «шестнадцатого», выпущенная в количестве 453 штук.

Более сотни Ту-16 выполняли роль самолетов-заправщиков с функцией дозаправки «с крыла в крыло». Кроме того, самолет использовался для радиоэлектронной борьбы, различных видов разведки, противокорабельной и противоподлодочной борьбы, а также в качестве летающих лабораторий.

Первый отечественный пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104, выпускавшийся с 1956 года, во многом тоже можно считать модификацией Ту-16. В новом самолете использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. А экипажи обучались управлению Ту-104 в кабинах «шестнадцатых».

Ту-16 находился в строю до начала 1990-х годов, эксплуатировался не только в СССР, но также поставлялся в Египет, Индонезию и Ирак. Самолет участвовал в крупнейших столкновениях на Ближнем Востоке, помогал советским войскам бороться с моджахедами в Афганистане. В Китае до сих пор производятся и стоят на вооружении модификации самолета Xian H-6 − лицензионные копии Ту-16.

За десятилетия успешной эксплуатации Ту-16 подтвердил высокий уровень отечественной школы авиастроения. В его разработке применялись инновационные материалы и технологии, которые также прошли проверку временем. Создание «шестнадцатого» стало большим шагом в науке и важным опытом для дальнейшего развития тяжелой авиации. Ту-16 стал первой строевой машиной дальней авиации, скорость которой смогла приблизиться к звуковому барьеру. Своим появлением этот самолет обеспечил мировой паритет в ядерной гонке, став существенным фактором сдерживания противника во время холодной войны.

События, связанные с этим

История техприемки: от царских указов до наших дней

Военная техприемка: контроль качества продукции для фронта

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector