Douglas A-3 Skywarrior
Содержание
Douglas A-3 Skywarrior
A-3 Skywarrior | |
![]() A3D Скайуорриор | |
Тип | палубный бомбардировщик |
---|---|
Разработчик | Douglas Aircraft |
Производитель | Douglas Aircraft Company |
Главный конструктор | Эд Хайнеманн |
Первый полёт | 28 октября 1952 год |
Начало эксплуатации | 1956 год |
Конец эксплуатации | 27 сентября 1991 года |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВМС США |
Годы производства | 1956–1961 |
Единиц произведено | 282 |
Варианты | B-66 Destroyer |
Изображения на Викискладе |
Дуглас A-3 Скайуорриор (англ. Douglas A-3 Skywarrior ; до 1962 года обозначение A3D) — американский палубный бомбардировщик, разработанный в начале 1950-х годов. Наиболее широкое применение получил во вспомогательных ролях (летающий танкер, самолёт РЭБ, самолёт-разведчик). Является самым крупным палубным реактивным самолётом; в течение многих лет его службы он был самым тяжёлым самолётом, работающим с авианосца, за что получил прозвище «Кит» (позднее преобразованное в «Электронного кита», из-за использования в качестве самолёта РЭБ).
Состоял на вооружении ВМС США более трёх десятилетий, вступив в строй в середине 50-х и будучи снятым с вооружения в 1991 году. Послужил основой при создании модернизированной версии — бомбардировщика B-66 «Дестройер», который служил до начала 80-х годов.
В 1961 году был введен в строй самый большой корабль того времени USS Enterprise. Считалось, что после него в состав военно-морских сил США будут входить только с атомной энергетической установкой, однако не соразмерно большая стоимость и сложность производства вынудили вновь вернуться к проекту Forrestal. После его доработки и модернизации была запущен тип Kitty Hawk.
Первые два корабля строились по проекту 127А и вступили в строй в 1961 году. Через четыре года к ним присоединился USS America, строившийся по проекту 127B. И, наконец, в 1968 году в строй вступил последний корабль серии USS John F. Kennedy (проект 127С). При его строительстве в оригинальный проект было внесено столько изменений, что некоторые исследователи относят его к отдельному типу кораблей.
Между 1988 и 1993 годами USS Kitty Hawk и USS Constellation прошли модернизацию по Программе Увеличения Срока Службы (Service Life Extension Programme, SLEP) стоимостью в 800 миллионов долларов. Это позволяло им оставаться на службе до 2000-х годов. Авианосец USS America в связи с недостаточным физическим состоянием был признан не подходящим под SLEP, и в 1996 году выведен в резерв флота. Он закончил свои дни как корабль-мишень в 2005 году.
Варианты [ править ]
Всего было построено 156 «Виджилент», включая прототипы.
- YA3J-1 — прототип. Построено 2 машины.
- A-5A (A3J-1) — первый серийный вариант. Построено 57 машин.
- A-5B (A3J-2) — увеличен запас топлива, добавлены два подкрыльевых пилона, другие модификации. Совершил первый полёт 29 апреля 1962 года, построено 6 машин.
- RA-5C (A3J-3P) — самолёт-разведчик. Внешне отличался увеличенным гаргротом. Совершил первый полёт 30 июня 1962 года, построена 91 машина, ещё 43 переоборудовано из бомбардировочных вариантов.
Эксплуатация
Как ядерный бомбардировщик А-3, до разработки и принятия на вооружение ПЛАРБ с ядерными баллистическими ракетами «Полярис», был важным звеном ядерного сдерживания ВМС США. Эскадрильи были созданы в «тяжёлых ударных крыльях» (HATWINGs) — размещённой на наземной авиабазе Уидби Айленд, штат Вашингтон, а другое крыло было первоначально размещено на авиабазе Сэнфорд, штат Флорида.
Крыло на авиабазе Уидби позже получило вариант EA-3, сформировав ядро EA-6B Prowler, а на крыле с авиабазы Sanford были переведены из штурмовиков на ядерные носители, а затем — переход на модификацию RA-5C и переход к разведывательным задачам.
Крыло Vigilante и в дальнейшем сохранило некоторое количество TA-3B для подготовки морских офицеров — пилотов самолётов РЭБ.
Стратегическая роль бомбардировщика Skywarrior слабела особенно заметно после 1960 года, с заменой на A3J Vigilante (позднее получивший обозначение A-5A Vigilante). А вскоре после 1964 года ВМС отказались от концепции авианосных стратегических ядерных бомбардировщиков и полностью заменили их ракетами Polaris корабельного и подводного базирования, и все A-5AC были преобразованы в RA-5C Vigilante — разведывательный вариант.
История службы
За почти полвека службы корабли этой серии побывали практически во всех горячих точках мира. USS America, USS Kitty Hawk и USS Constellation участвовали во Вьетнамской войне 1964-1973 гг. В 1972 году экипаж одного из базирующихся на USS Constellation F-4 Phantom – лейтенант Каннингем и мл.лейтенант Дрисколл – стали первыми асами авиации ВМФ США в ходе вьетнамской войны. USS America – в боевых действиях против Ливии в 1986 году и (вместе с USS John F. Kennedy) в операции «Буря в пустыне». В последующие годы в конфликтах c Ираком отметились и остальные корабли серии.
Корабли этого типа принимали участие в миротворческой операции в Боснии (1994 год) и Сомали (1993 г.). Практически постоянно хотя бы один корабль серии присутствовал в регионе Юго-Восточной Азии (с базированием в Йокосуке, Япония).
Дольше всех на службе продержался головной корабль серии – USS Kitty Hawk. На момент вывода в резерв (2009 год) он отслужил полных 48 лет и являлся старейшим из действующих кораблей ВМС США.
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации A-3A (A3D-1). Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY — NAVAL HISTORICAL CENTER [1]
Технические характеристики
- Экипаж: 3 (пилот, пилот-бомбардир, штурман-стрелок)
- Длина: 22,68 м
- Размах крыла: 22,1 м
- сложенного: 15,0 м
- Высота: 6,95 м
- Площадь крыла: 72,37 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 6,75
- Угол стреловидности крыла: 36°
- Средняя аэродинамическая хорда: 3,56 м
- Профиль крыла: NACA 63-009.95 mod — корень крыла, NACA 63-008.25 mod — законцовка
- Колея шасси: 3,17 м
- Масса пустого: 16 330 кг
- Масса в бою: 27 190 кг (60% топлива, с боевой нагрузкой 2 812 кг)
- Максимальная взлётная масса: 31 750 кг
- Максимальная посадочная масса:
- на наземный аэродром: 25 400 кг
- на авианосец: 22 230 кг
- Объём топливных баков: 16 600 л
- Масса топлива во внутренних баках: 13 530 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДPratt & WhitneyJ57-P-6
- Тяга: 2 × 44,48 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1 007 км/ч на высоте 518 м
- Крейсерская скорость: 846 км/ч
- Скорость сваливания: 240 км/ч (при максимальной взлётной массе)
- Боевой радиус: 2 185 км (с 91,5% запасом топлива, с боевой нагрузкой 1 837 кг)
- Практическая дальность: 4 306 км (с 91,5% запасом топлива, с боевой нагрузкой 1 837 кг)
- Перегоночная дальность: 4 963 км (со 100% запасом топлива, без боевой нагрузки)
- Практический потолок: 11 950 м
- Скороподъёмность: 25,65 м/с
- Нагрузка на крыло: 438,9 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,29
- при боевой массе: 0,33
- Длина разбега: 1 445 м (при максимальной взлётной массе)
- Длина пробега: 1 396-1 414 м (в зависимости от посадочной массы)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушки M3L, по 500 патр. на ствол — оборонительные, в хвостовой части
- Боевая нагрузка: 5 806 кг
- Бомбы: свободнопадающие:
- 4 × 907 кг бомбы
- 6 × 455 кг бомбы
- 8 × 227 кг бомбы
- Мины:
- 2 × 907 кг Mk.10
- 4 × 907 кг Mk.25
- 6 × 455 кг Mk.36
- 8 × 227 кг Mk.50
Боевое применение [ править ]
«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны (до 1973). В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость. Вьетнамские зенитчики сумели сбить 17 таких разведчиков. Ещё один RA-5C был сбит вьетнамским истребителем МиГ-21 во время операции «Linebacker II». 9 разведчиков потеряно по эксплуатационным причинам, из них 3 сгорело во время пожара на авианосце «Форрестол». В общей сумме потери составили 27 самолётов «Виджилэнти» [5] .
В 1961 году был введен в строй самый большой корабль того времени USS Enterprise. Считалось, что после него в состав военно-морских сил США будут входить только с атомной энергетической установкой, однако не соразмерно большая стоимость и сложность производства вынудили вновь вернуться к проекту Forrestal. После его доработки и модернизации была запущен тип Kitty Hawk.
Первые два корабля строились по проекту 127А и вступили в строй в 1961 году. Через четыре года к ним присоединился USS America, строившийся по проекту 127B. И, наконец, в 1968 году в строй вступил последний корабль серии USS John F. Kennedy (проект 127С). При его строительстве в оригинальный проект было внесено столько изменений, что некоторые исследователи относят его к отдельному типу кораблей.
Между 1988 и 1993 годами USS Kitty Hawk и USS Constellation прошли модернизацию по Программе Увеличения Срока Службы (Service Life Extension Programme, SLEP) стоимостью в 800 миллионов долларов. Это позволяло им оставаться на службе до 2000-х годов. Авианосец USS America в связи с недостаточным физическим состоянием был признан не подходящим под SLEP, и в 1996 году выведен в резерв флота. Он закончил свои дни как корабль-мишень в 2005 году.
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации A-3A (A3D-1). Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY — NAVAL HISTORICAL CENTER [1]
Технические характеристики
- Экипаж: 3 (пилот, пилот-бомбардир, штурман-стрелок)
- Длина: 22,68 м
- Размах крыла: 22,1 м
- сложенного: 15,0 м
- Высота: 6,95 м
- Площадь крыла: 72,37 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 6,75
- Угол стреловидности крыла: 36°
- Средняя аэродинамическая хорда: 3,56 м
- Профиль крыла: NACA 63-009.95 mod — корень крыла, NACA 63-008.25 mod — законцовка
- Колея шасси: 3,17 м
- Масса пустого: 16 330 кг
- Масса в бою: 27 190 кг (60% топлива, с боевой нагрузкой 2 812 кг)
- Максимальная взлётная масса: 31 750 кг
- Максимальная посадочная масса:
- на наземный аэродром: 25 400 кг
- на авианосец: 22 230 кг
- Объём топливных баков: 16 600 л
- Масса топлива во внутренних баках: 13 530 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДPratt & WhitneyJ57-P-6
- Тяга: 2 × 44,48 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1 007 км/ч на высоте 518 м
- Крейсерская скорость: 846 км/ч
- Скорость сваливания: 240 км/ч (при максимальной взлётной массе)
- Боевой радиус: 2 185 км (с 91,5% запасом топлива, с боевой нагрузкой 1 837 кг)
- Практическая дальность: 4 306 км (с 91,5% запасом топлива, с боевой нагрузкой 1 837 кг)
- Перегоночная дальность: 4 963 км (со 100% запасом топлива, без боевой нагрузки)
- Практический потолок: 11 950 м
- Скороподъёмность: 25,65 м/с
- Нагрузка на крыло: 438,9 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,29
- при боевой массе: 0,33
- Длина разбега: 1 445 м (при максимальной взлётной массе)
- Длина пробега: 1 396-1 414 м (в зависимости от посадочной массы)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушки M3L, по 500 патр. на ствол — оборонительные, в хвостовой части
- Боевая нагрузка: 5 806 кг
- Бомбы: свободнопадающие:
- 4 × 907 кг бомбы
- 6 × 455 кг бомбы
- 8 × 227 кг бомбы
- Мины:
- 2 × 907 кг Mk.10
- 4 × 907 кг Mk.25
- 6 × 455 кг Mk.36
- 8 × 227 кг Mk.50