0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ил-78 / Самолет-заправщик

Ил-78 / Самолет-заправщик

  • Общие данные
  • Мониторинг
  • Дата изменения данных: 23.12.2015

Самолет-топливозаправщик Ил-78

В настоящее время единственным самолетом-топливозаправщиком российских ВВС является Ил-78, находящийся на вооружении дальней авиации. Он создан на базе оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для обеспечения деятельности как бомбардировщиков дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛО.

Ил-78 обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России.

Ил-78 способен передавать в воздухе 30000 кг топлива на рубеже 2 500 км или 60 000 кг на рубеже 1000 км. Самолет может применяться и как транспортный.

МОДИФИКАЦИИ.
В 1987 году был создан усовершенствованный самолет-дозаправщик Ил-78М с увеличенными до 210000 кг максимальной взлетной массой и до 80 000 кг — массой передаваемого топлива (добавлен третий фюзеляжный топливный бак). В отличие от своего предшественника Ил-78М стал узкоспециализированной машиной, утратившей способность использоваться в качестве транспортной.

РАЗМЕРЫ:

  • размах крыла 50,50 м;
  • длина 46,60 м;
  • высота 4,76 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.
    Экипаж Ил-78 — семь человек. В хвостовой части машины на месте гермокабины кормового стрелка размещена кабина оператора с пультами управления агрегатами заправки.

    ДВИГАТЕЛИ. Силовая установка самолета состоит из четырех ТРДД Д-30КП-2 (4х12300 кг/с). Имеется вспомогательная силовая установка ТА-12А мощностью 302 кВт.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ:

  • нормальная взлетная 70 000 кг;
  • максимальная взлетная 190 000 кг (Ил-78М -210 000 кг);
  • топлива 92 800 кг (Ил-78).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

  • максимальная скорость 830 км/ч;
  • крейсерская скорость 750 км/ч;
  • скорость полета при дозаправке 430-590 км/ч;
  • практический потолок 11 230 м;
  • диапазон высот полета при дозаправке 2 000 — 9 000 м;
  • перегоночная дальность 9 500 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ.
    Радионавигационное оборудование системы ближней навигации РСБН-7С «Встреча» обеспечивает взаимное обнаружение и сближение заправщика и дозаправляемого самолета с дистанции в 300 км. Имеется специальное светотехническое оборудование, обеспечивающее видимость контура самолета-заправщика и агрегатов заправки.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    В фюзеляже машины установлены два дополнительных съемных топливных бака суммарной емкостью 36 460 л. Самолет оснащен двумя унифицированными агрегатами заправки УПАЗ-1, размещенными под крылом (производительность каждого — 2340 л/мин) и одним агрегатом ПАЗ-1 (4000 л/мин), расположенным в задней части фюзеляжа на специальном пилоне справа. Длина шлангов дозаправки — 26 м.

    Унифицированный агрегат (УПАЗ) предназначен для дозаправки одного тяжелого самолета. Процесс перекачки топлива с момента контакта начинается автоматически и после подачи заданного количества прекращается.

    Для Ил-78М в АО «Звезда» создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с увеличенной производительностью.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    До 1991 года в Ташкенте было выпущено 45 самолетов Ил-78 и Ил-78М, состоящих в настоящее время на вооружении Дальней авиации ВВС России и Украины. Кроме того, один самолет Ил-78 поставлен в Ливию. Российский полк ДА, оснащенный машинами этого типа, базируется в Энгельсе.

    Первый опытный самолет-дозаправщик был построен в Ташкенте на ТАПОиЧ весной 1983 года и в том же году успешно прошел госиспытания, а уже в 1984 году начался серийный выпуск самолетов, получивших обозначение Ил-78. Первые пять серийных самолетов поступили в Ивановский центр ВТА в 1985 году, а затем были переданы дальней авиации. В 1987 году новый заправщик был официально принят на вооружение ВВС.

    К концу 80-х Ил-78 в основном заменили устаревшие самолеты-заправщики М-4-2 и часть ЗМ-2.

    Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стал полк в Узине, ранее оснащенный стратегическими бомбардировщиками. В 1987 году полк приступил к боевому дежурству, обеспечивая боевое применение стратегических ракетоносцев Ту-95МС (осуществляя попутную и встречную дозаправку, группы Ил-78 перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы).

    Дальнейшим развитием «семьдесят восьмого» по дополнительному требованию ВВС явилась разработка улучшенного варианта конвертируемого Ил-78МК с увеличенным по сравнению с Ил-78 запасом топлива и также с тремя агрегатами заправки ПАЗ-1М.

    В 1992-93 гг. подготовили документацию и производство, но самолет не выпускается только из-за отсутствия заказов. Между тем, ТАПОиЧ готово в любое время приступить к его постройке.

    К Ил-78 проявляют интерес различные зарубежные эксплуатанты. В настоящее время совместно с АО «Звезда» рассматривается возможность использования Ил-78 с модернизированным агрегатом УПАЗ для дозаправки в воздухе как отечественных, так и зарубежных машин.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    Работы по созданию нового летающего танкера начались в первой половине 1980-х годов, когда у советских ВВС возникла необходимость в замене морально и физически устаревших самолетов-заправщиков первого поколения: Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3, созданных еще в 50-е годы. Появление на вооружении дальней авиации новых самолетов Ту-96МС, Ту-160 и Ту-22М-3 также диктовало необходимость принятия на вооружение самолета-заправщика с увеличенными возможностями по передаче топлива в полете с высокими расходами.

    Командование ВВС обратилось в ОКБ им. С.В. Ильюшина с просьбой разработать такой самолет на базе Ил-76МД.

    ОКБ всегда относилось с большим вниманием к нуждам и запросам ВВС. Поэтому в кратчайшие сроки параллельно с разработкой технического задания подготовили конструкторскую документацию и создали новую модификацию Ил-76МД — самолет-заправщик Ил-78 с тремя агрегатами заправки УПАЗ-1. Он способен одновременно дозаправлять в полете до трех самолетов. По указанию генерального конструктора Г.В. Новожилова ответственным за разработку проекта был назначен главный конструктор Р.П. Папковский. Самое активное участие в работе приняли ведущие специалисты ОКБ Г.К. Нохратян. Д.В. и А.В. Лещинеры, А.Л. Добросков, Г.В. Машков и Н.Ф. Макокин.

    На Ил-78 установили три уникальных высокоэнергетических установки, создав принципиально новую систему передачи топлива в полете с высокой производительностью и расширенным диапазоном зон заправки.
    Усовершенствованный универсальный агрегат заправки (УПАЗ-1), разработанный АО «Звезда» под руководством Г.И. Северина и В.И. Харченко, обеспечивает автономное автоматическое слежение за ходом дозаправки топливом заправляемого самолета, надежное контактирование и расцепку.

    Первые пять серийных машин в 1985 г. первоначально поступили в Ивановский учебный центр ВТА, а затем были переданы в Дальнюю авиацию. Там из них на базе полка стратегических бомбардировщиков был сформирован полк самолетов-заправщиков, базирующийся в Узине. Там же создали совершенную техническую базу для обслуживания самолетов Ил-78 и выполнения на них всех видов регламентных работ.

    Летный и инженерно-технический состав с большим энтузиазмом встретил появление нового самолета-заправщика, быстро освоил его эксплуатацию на земле и в воздухе.

    В 1987-м вновь сформированный полк Дальней авиации на Ил-78 приступил к плановым полетам на боевое применение совместно с заправляемыми Ту-95МС и Су-24.

    При полетах Ту-95МС на патрулирование и боевое дежурство в Атлантику, в Арктику и в акваторию Тихого океана группы воздушных заправщиков перелетали на Арктические и прибрежные аэродромы, осуществляя попутную и встречную дозаправки с отдачей по 30-50 т топлива.

    Благодаря универсальности и конвертируемости часть «семьдесят восьмых» использовалась после переоборудования в качестве транспортных самолетов для перевозки различных грузов при проведении учений в масштабах Дальней авиации.

    В 1994 году совершен перелет двух Ил-78 в группе ракетоносцев Ту-95МС в США при обмене визитами стратегической авиации по маршруту Моздок и Энгельс-Анадырь-Барждейл и обратно. Визит продемонстрировал высокую надежность оборудования и безопасность полетов Ил-78 на дальних маршрутах.

    В ОКБ им. С.В. Ильюшина стало традицией постоянно модернизировать существующие образцы авиатехники. В 1987-м выпущен самолет-заправщик Ил-78М с увеличенными до 210 т взлетным весом и возросшим до 80 т количеством передаваемого в полете топлива, но он утратил конвертируемость в транспортный вариант.

    АО «Звезда» разработало для самолета Ил-78М усовершенствованный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением. Он обеспечивает сокращение времени контактирования с заправляемым самолетом полета при увеличении количества передаваемого топлива.

    Тесно взаимодействуя с эксплуатантами и учитывая богатый опыт использования парка самолетов Ил-76МД в ВТА и ГА, ОКБ им. С.В. Ильюшина отрабатывает новые методики обслуживания Ил-78, что значительно снизит затраты и время на их эксплуатацию. Отрабатываются мероприятия, направленные на повышение надежности, безопасности и длительной работы авиатехники.

    Все это обеспечивает заправщикам Ил-78 и Ил-78М вхождение в XXI век. В ближайшее десятилетие самолет-заправщик Ил-78 и его модификация Ил-78МК будут оставаться основным средством дозаправки в воздухе для самолетов дальней и фронтовой авиации.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С.В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.05.2016 Началась модернизация летающих танкеров Ил-78

    Российская газета: Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозапр…

    18.05.2016 ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2

    ПАО «Ил», пресс-релиз: Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического…

    29.02.2016 Первый топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    ТАСС: Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    26.10.2015 Новый топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива

    ТАСС: Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перево…

    27.08.2015 Ил-78М-90А получит новую систему предупреждения столкновения с землей

    РИА «Новости»: Российская компания ТАВ намерена установить на первый российский самолет-топливо…

    • все материалы (711)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7283
    Изменено за месяц: 3

    Первый среди дальних реактивных

    Уже в конце 1940-х годов, когда только вводился в строй новый стратегический бомбардировщик Ту-4, было понятно, что эпоха поршневых самолетов близится к концу. Начавшаяся Корейская война, которая стала негласным противостоянием военных сил США и СССР, подтвердила эти догадки. Столкновения в воздухе показали, что тяжелые и медлительные поршневые бомбардировщики, в числе которых были советский Ту-4 и американский B-29, не могли противостоять новым реактивным истребителям и современным силам ПВО.

    Кроме того, активно развивалась ядерная программа обеих стран, и Советскому Союзу нужна была машина, которая могла бы доставить смертоносный груз на территорию противника. Еще одной задачей нового самолета было сдерживание флота США, мощнейшего в мире на тот момент, и особенно – его авианосцев.

    В 1949 году был сформирован госзаказ ВВС на разработку самолета дальностью около 6000 км, максимальной скоростью, близкой к 1000 км/ч, практическим потолком до 14 000 м и бомбовой нагрузкой до 3 т. Но прежде чем построить такой самолет, нужно было решить ряд конструкторских задач, в том числе внедрение стреловидного крыла. Подобные разработки уже велись в ОКБ А.Н. Туполева, и первым самолетом со стреловидной формой крыла, которому удалось достичь околозвуковой скорости, стал проект «82». Тем не менее правительство выбрало разработчиком дальнего турбореактивного бомбардировщика ОКБ Ильюшина. Причиной тому послужил их недавний успех с фронтовым бомбардировщиком Ил-28, который очень понравился военным.

    Конструкторское бюро А.Н. Туполева не отступает и также берется за проект, но уже в инициативном порядке. Тем более что у его коллектива уже были значительные наработки в этом направлении. Ильюшинцы сделали ставку на прямое крыло, оставив проект со стреловидной формой крыла на второй этап. И когда самолет Ил-46 был уже готов и подтвердил на испытаниях все требуемые характеристики, Туполев продемонстрировал свой козырь – бомбардировщик со стреловидным крылом. При всех прочих схожих данных его самолет под индексом «88» летал быстрее. И правительство принимает решение пустить в серию именно туполевскую модель.

    Читать еще:  Палубный истребитель F-14 Tomcat (США)

    Варианты

    Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Елка» и Ту-16ЕЭ, самолет-разведчик Ту-16Р. самолеты и бомбардировщики — торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены из конверсий. Отдельные самолеты можно было несколько раз модифицировать с изменением обозначений, особенно в отношении самолетов-ракетоносцев.

    • «Самолет 88» — Первоначальный прототип.
    • «Самолет 97» — разработка проекта двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
    • «Самолет 103» — проект разработки сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
    • Badger A (Ту-16) — это базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, каждая из которых была известна на Западе как Badger A.
      • Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для нести ядерные бомбы , одна из основных версий, всего построено 453 самолета . Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
      • Ту-16З — ранняя специализированная версия Ту-16, которая использовалась в качестве заправщиков в воздухе (способ дозаправки: крыло-крыло), но сохраняла свою роль среднего бомбардировщика.
      • Ту-16Г (Ту-104Г) — модель скоростной авиапочты, учебно-тренировочная версия Аэрофлота.
      • Ту-16Н — Специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М , с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН переоборудован из Ту-16З.
      • Ту-16Т — морская ударная версия ( бомбардировщик-торпедоносец ) ограниченного производства , служившая в Советской морской авиации и несшая торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудованы в комплектацию Ту-16С.
      • Ту-16С — вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
      • Ту-16Е — они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки ( ЭЛИНТ ).
    • Badger B (Ту-16КС) — вариант, разработанный как стартовая площадка для двух ракет AS-1 Kennel / KS-1 Komet . 107 самолетов постройки 1954–1958 гг. Служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Позднее советские переоборудовали с более новыми ракетами.

    • Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, единицы этой версии несли одну противокорабельную ракетуAS-2 Kipper / K-10S . 216 построено в 1958–1963 гг. От других вариантов он отличался наличием в носовой части радара. Дальнейшая разработка Ту-16К-10-26 несла одну К-10С и две ракеты КСР-2 или КСР-5 AS-6 Kingfish (ракетный комплекс К-26). Некоторые были позже преобразованы в платформы ELINT.
    • Badger D (Ту-16РМ-1) — модель морской разведки с оборудованием ELINT; 23 переделаны из Ту-16К-10. Он сохранял радар в носовой части и мог наводить ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов, по целям.
    • Badger E (Ту-16Р) — разведывательный вариант планера с оборудованием ELINT, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
      • Ту-16РМ-2 — модифицированный Ту-16Р, служащий в авиации ВМФ. Он мог наводить ракеты КСР-2.
      • Ту-16КРМ — Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
    • Badger F (Ту-16РМ-2) — еще одна разведывательная версия на базе −16R / RM, но с добавлением внешнего оборудования ELINT .

    • Badger G (Ту-16К / Ту-16КСР) — служившие в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были спроектированы для размещения бомб во внутренних отсеках, а также для размещения ракет класса «воздух-поверхность» снаружи, таких как AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначенных как от переносных ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), так и от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
      • Ту-16КСР-2 — несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Используется с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
      • Ту-16К-11-16 — несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Используется с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Более 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.

      • Ту-16К-26 — несёт комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняя возможности КСР-2 и 11 ракет. Используется с 1969 года. Подобные самолеты обозначались Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Более 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
      • Ту-16К-26П — несущие ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
    • Badger H (Ту-16 Элка) — предназначен для противодействиярадиоэлектронной борьбе и поддержки радиоэлектронных средств .
    • Badger J (Ту-16П Букет) — еще один вариант радиоэлектронной борьбы, сконфигурированный как ударный эскорт ECM.
    • Badger K (Ту-16Е ) — считается версией конфигурации Badger F, обладающей улучшенными возможностями ELINT.
    • Badger L (Ту-16П) — еще одна версия Badger J с более современными системами и используемая в роли ELINT.
    • «Самолет-90» — турбовинтовой проект.
    • Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.

    Ил-78 / Самолет-заправщик

    • Общие данные
    • Мониторинг
    • Дата изменения данных: 23.12.2015

    Самолет-топливозаправщик Ил-78

    В настоящее время единственным самолетом-топливозаправщиком российских ВВС является Ил-78, находящийся на вооружении дальней авиации. Он создан на базе оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для обеспечения деятельности как бомбардировщиков дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛО.

    Ил-78 обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России.

    Ил-78 способен передавать в воздухе 30000 кг топлива на рубеже 2 500 км или 60 000 кг на рубеже 1000 км. Самолет может применяться и как транспортный.

    МОДИФИКАЦИИ.
    В 1987 году был создан усовершенствованный самолет-дозаправщик Ил-78М с увеличенными до 210000 кг максимальной взлетной массой и до 80 000 кг — массой передаваемого топлива (добавлен третий фюзеляжный топливный бак). В отличие от своего предшественника Ил-78М стал узкоспециализированной машиной, утратившей способность использоваться в качестве транспортной.

    РАЗМЕРЫ:

  • размах крыла 50,50 м;
  • длина 46,60 м;
  • высота 4,76 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.
    Экипаж Ил-78 — семь человек. В хвостовой части машины на месте гермокабины кормового стрелка размещена кабина оператора с пультами управления агрегатами заправки.

    ДВИГАТЕЛИ. Силовая установка самолета состоит из четырех ТРДД Д-30КП-2 (4х12300 кг/с). Имеется вспомогательная силовая установка ТА-12А мощностью 302 кВт.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ:

  • нормальная взлетная 70 000 кг;
  • максимальная взлетная 190 000 кг (Ил-78М -210 000 кг);
  • топлива 92 800 кг (Ил-78).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

  • максимальная скорость 830 км/ч;
  • крейсерская скорость 750 км/ч;
  • скорость полета при дозаправке 430-590 км/ч;
  • практический потолок 11 230 м;
  • диапазон высот полета при дозаправке 2 000 — 9 000 м;
  • перегоночная дальность 9 500 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ.
    Радионавигационное оборудование системы ближней навигации РСБН-7С «Встреча» обеспечивает взаимное обнаружение и сближение заправщика и дозаправляемого самолета с дистанции в 300 км. Имеется специальное светотехническое оборудование, обеспечивающее видимость контура самолета-заправщика и агрегатов заправки.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    В фюзеляже машины установлены два дополнительных съемных топливных бака суммарной емкостью 36 460 л. Самолет оснащен двумя унифицированными агрегатами заправки УПАЗ-1, размещенными под крылом (производительность каждого — 2340 л/мин) и одним агрегатом ПАЗ-1 (4000 л/мин), расположенным в задней части фюзеляжа на специальном пилоне справа. Длина шлангов дозаправки — 26 м.

    Унифицированный агрегат (УПАЗ) предназначен для дозаправки одного тяжелого самолета. Процесс перекачки топлива с момента контакта начинается автоматически и после подачи заданного количества прекращается.

    Для Ил-78М в АО «Звезда» создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с увеличенной производительностью.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    До 1991 года в Ташкенте было выпущено 45 самолетов Ил-78 и Ил-78М, состоящих в настоящее время на вооружении Дальней авиации ВВС России и Украины. Кроме того, один самолет Ил-78 поставлен в Ливию. Российский полк ДА, оснащенный машинами этого типа, базируется в Энгельсе.

    Первый опытный самолет-дозаправщик был построен в Ташкенте на ТАПОиЧ весной 1983 года и в том же году успешно прошел госиспытания, а уже в 1984 году начался серийный выпуск самолетов, получивших обозначение Ил-78. Первые пять серийных самолетов поступили в Ивановский центр ВТА в 1985 году, а затем были переданы дальней авиации. В 1987 году новый заправщик был официально принят на вооружение ВВС.

    К концу 80-х Ил-78 в основном заменили устаревшие самолеты-заправщики М-4-2 и часть ЗМ-2.

    Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стал полк в Узине, ранее оснащенный стратегическими бомбардировщиками. В 1987 году полк приступил к боевому дежурству, обеспечивая боевое применение стратегических ракетоносцев Ту-95МС (осуществляя попутную и встречную дозаправку, группы Ил-78 перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы).

    Дальнейшим развитием «семьдесят восьмого» по дополнительному требованию ВВС явилась разработка улучшенного варианта конвертируемого Ил-78МК с увеличенным по сравнению с Ил-78 запасом топлива и также с тремя агрегатами заправки ПАЗ-1М.

    В 1992-93 гг. подготовили документацию и производство, но самолет не выпускается только из-за отсутствия заказов. Между тем, ТАПОиЧ готово в любое время приступить к его постройке.

    К Ил-78 проявляют интерес различные зарубежные эксплуатанты. В настоящее время совместно с АО «Звезда» рассматривается возможность использования Ил-78 с модернизированным агрегатом УПАЗ для дозаправки в воздухе как отечественных, так и зарубежных машин.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    Работы по созданию нового летающего танкера начались в первой половине 1980-х годов, когда у советских ВВС возникла необходимость в замене морально и физически устаревших самолетов-заправщиков первого поколения: Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3, созданных еще в 50-е годы. Появление на вооружении дальней авиации новых самолетов Ту-96МС, Ту-160 и Ту-22М-3 также диктовало необходимость принятия на вооружение самолета-заправщика с увеличенными возможностями по передаче топлива в полете с высокими расходами.

    Командование ВВС обратилось в ОКБ им. С.В. Ильюшина с просьбой разработать такой самолет на базе Ил-76МД.

    ОКБ всегда относилось с большим вниманием к нуждам и запросам ВВС. Поэтому в кратчайшие сроки параллельно с разработкой технического задания подготовили конструкторскую документацию и создали новую модификацию Ил-76МД — самолет-заправщик Ил-78 с тремя агрегатами заправки УПАЗ-1. Он способен одновременно дозаправлять в полете до трех самолетов. По указанию генерального конструктора Г.В. Новожилова ответственным за разработку проекта был назначен главный конструктор Р.П. Папковский. Самое активное участие в работе приняли ведущие специалисты ОКБ Г.К. Нохратян. Д.В. и А.В. Лещинеры, А.Л. Добросков, Г.В. Машков и Н.Ф. Макокин.

    На Ил-78 установили три уникальных высокоэнергетических установки, создав принципиально новую систему передачи топлива в полете с высокой производительностью и расширенным диапазоном зон заправки.
    Усовершенствованный универсальный агрегат заправки (УПАЗ-1), разработанный АО «Звезда» под руководством Г.И. Северина и В.И. Харченко, обеспечивает автономное автоматическое слежение за ходом дозаправки топливом заправляемого самолета, надежное контактирование и расцепку.

    Первые пять серийных машин в 1985 г. первоначально поступили в Ивановский учебный центр ВТА, а затем были переданы в Дальнюю авиацию. Там из них на базе полка стратегических бомбардировщиков был сформирован полк самолетов-заправщиков, базирующийся в Узине. Там же создали совершенную техническую базу для обслуживания самолетов Ил-78 и выполнения на них всех видов регламентных работ.

    Читать еще:  Самолет РЭБ EF-111A (США)

    Летный и инженерно-технический состав с большим энтузиазмом встретил появление нового самолета-заправщика, быстро освоил его эксплуатацию на земле и в воздухе.

    В 1987-м вновь сформированный полк Дальней авиации на Ил-78 приступил к плановым полетам на боевое применение совместно с заправляемыми Ту-95МС и Су-24.

    При полетах Ту-95МС на патрулирование и боевое дежурство в Атлантику, в Арктику и в акваторию Тихого океана группы воздушных заправщиков перелетали на Арктические и прибрежные аэродромы, осуществляя попутную и встречную дозаправки с отдачей по 30-50 т топлива.

    Благодаря универсальности и конвертируемости часть «семьдесят восьмых» использовалась после переоборудования в качестве транспортных самолетов для перевозки различных грузов при проведении учений в масштабах Дальней авиации.

    В 1994 году совершен перелет двух Ил-78 в группе ракетоносцев Ту-95МС в США при обмене визитами стратегической авиации по маршруту Моздок и Энгельс-Анадырь-Барждейл и обратно. Визит продемонстрировал высокую надежность оборудования и безопасность полетов Ил-78 на дальних маршрутах.

    В ОКБ им. С.В. Ильюшина стало традицией постоянно модернизировать существующие образцы авиатехники. В 1987-м выпущен самолет-заправщик Ил-78М с увеличенными до 210 т взлетным весом и возросшим до 80 т количеством передаваемого в полете топлива, но он утратил конвертируемость в транспортный вариант.

    АО «Звезда» разработало для самолета Ил-78М усовершенствованный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением. Он обеспечивает сокращение времени контактирования с заправляемым самолетом полета при увеличении количества передаваемого топлива.

    Тесно взаимодействуя с эксплуатантами и учитывая богатый опыт использования парка самолетов Ил-76МД в ВТА и ГА, ОКБ им. С.В. Ильюшина отрабатывает новые методики обслуживания Ил-78, что значительно снизит затраты и время на их эксплуатацию. Отрабатываются мероприятия, направленные на повышение надежности, безопасности и длительной работы авиатехники.

    Все это обеспечивает заправщикам Ил-78 и Ил-78М вхождение в XXI век. В ближайшее десятилетие самолет-заправщик Ил-78 и его модификация Ил-78МК будут оставаться основным средством дозаправки в воздухе для самолетов дальней и фронтовой авиации.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С.В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.05.2016 Началась модернизация летающих танкеров Ил-78

    Российская газета: Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозапр…

    18.05.2016 ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2

    ПАО «Ил», пресс-релиз: Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического…

    29.02.2016 Первый топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    ТАСС: Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    26.10.2015 Новый топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива

    ТАСС: Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перево…

    27.08.2015 Ил-78М-90А получит новую систему предупреждения столкновения с землей

    РИА «Новости»: Российская компания ТАВ намерена установить на первый российский самолет-топливо…

    • все материалы (711)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7283
    Изменено за месяц: 3

    Первый среди дальних реактивных

    Уже в конце 1940-х годов, когда только вводился в строй новый стратегический бомбардировщик Ту-4, было понятно, что эпоха поршневых самолетов близится к концу. Начавшаяся Корейская война, которая стала негласным противостоянием военных сил США и СССР, подтвердила эти догадки. Столкновения в воздухе показали, что тяжелые и медлительные поршневые бомбардировщики, в числе которых были советский Ту-4 и американский B-29, не могли противостоять новым реактивным истребителям и современным силам ПВО.

    Кроме того, активно развивалась ядерная программа обеих стран, и Советскому Союзу нужна была машина, которая могла бы доставить смертоносный груз на территорию противника. Еще одной задачей нового самолета было сдерживание флота США, мощнейшего в мире на тот момент, и особенно – его авианосцев.

    В 1949 году был сформирован госзаказ ВВС на разработку самолета дальностью около 6000 км, максимальной скоростью, близкой к 1000 км/ч, практическим потолком до 14 000 м и бомбовой нагрузкой до 3 т. Но прежде чем построить такой самолет, нужно было решить ряд конструкторских задач, в том числе внедрение стреловидного крыла. Подобные разработки уже велись в ОКБ А.Н. Туполева, и первым самолетом со стреловидной формой крыла, которому удалось достичь околозвуковой скорости, стал проект «82». Тем не менее правительство выбрало разработчиком дальнего турбореактивного бомбардировщика ОКБ Ильюшина. Причиной тому послужил их недавний успех с фронтовым бомбардировщиком Ил-28, который очень понравился военным.

    Конструкторское бюро А.Н. Туполева не отступает и также берется за проект, но уже в инициативном порядке. Тем более что у его коллектива уже были значительные наработки в этом направлении. Ильюшинцы сделали ставку на прямое крыло, оставив проект со стреловидной формой крыла на второй этап. И когда самолет Ил-46 был уже готов и подтвердил на испытаниях все требуемые характеристики, Туполев продемонстрировал свой козырь – бомбардировщик со стреловидным крылом. При всех прочих схожих данных его самолет под индексом «88» летал быстрее. И правительство принимает решение пустить в серию именно туполевскую модель.

    В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо привержен идее не уступать Соединенным Штатам в возможностях стратегической бомбардировки . Единственным дальним бомбардировщиком Советского Союза в то время был Ту-4 «Бык» Туполева — реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного турбореактивного двигателя Mikulin AM-3 привела к возможности создания большого бомбардировщика с реактивным двигателем.

    КБ Туполева начало работы над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе на Ил-46 он был принят в производство в декабре. 1952 год. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Frontal Aviation в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

    Он имел новое крыло большой стреловидности и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в корневой части крыла. Он мог нести одну массивную обычную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20000 фунтов) (российский эквивалент британского Большого шлема ) или различное ядерное оружие на расстояние около 4800 км (3000 миль). Производство проходило на 3 авиационных заводах: в Казани , Куйбышеве и Воронеже .

    Хотя Ту-16 начинался как высотный бомбардировщик свободного падения, в середине 1950-х годов он был оборудован для установки первых советских крылатых ракет . Версия Ту-16КС-1 ( Badger-B ) могла нести ракеты AS-1 в боевом радиусе 1800 км (1100 миль). Это очень крупное вооружение было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против авианосцев ВМС США и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения менялись несколько раз.

    Универсальный Ту-16 был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( ECM ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская доработка — Туполев Ту-104 — обслуживала пассажиров Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

    Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, и Сианьская авиастроительная промышленная корпорация (XAC) по лицензии произвела самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По крайней мере 120 из этих самолетов остаются в эксплуатации. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая.

    Ил-78 / Самолет-заправщик

    • Общие данные
    • Мониторинг
    • Дата изменения данных: 23.12.2015

    Самолет-топливозаправщик Ил-78

    В настоящее время единственным самолетом-топливозаправщиком российских ВВС является Ил-78, находящийся на вооружении дальней авиации. Он создан на базе оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для обеспечения деятельности как бомбардировщиков дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛО.

    Ил-78 обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России.

    Ил-78 способен передавать в воздухе 30000 кг топлива на рубеже 2 500 км или 60 000 кг на рубеже 1000 км. Самолет может применяться и как транспортный.

    МОДИФИКАЦИИ.
    В 1987 году был создан усовершенствованный самолет-дозаправщик Ил-78М с увеличенными до 210000 кг максимальной взлетной массой и до 80 000 кг — массой передаваемого топлива (добавлен третий фюзеляжный топливный бак). В отличие от своего предшественника Ил-78М стал узкоспециализированной машиной, утратившей способность использоваться в качестве транспортной.

    РАЗМЕРЫ:

  • размах крыла 50,50 м;
  • длина 46,60 м;
  • высота 4,76 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.
    Экипаж Ил-78 — семь человек. В хвостовой части машины на месте гермокабины кормового стрелка размещена кабина оператора с пультами управления агрегатами заправки.

    ДВИГАТЕЛИ. Силовая установка самолета состоит из четырех ТРДД Д-30КП-2 (4х12300 кг/с). Имеется вспомогательная силовая установка ТА-12А мощностью 302 кВт.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ:

  • нормальная взлетная 70 000 кг;
  • максимальная взлетная 190 000 кг (Ил-78М -210 000 кг);
  • топлива 92 800 кг (Ил-78).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

  • максимальная скорость 830 км/ч;
  • крейсерская скорость 750 км/ч;
  • скорость полета при дозаправке 430-590 км/ч;
  • практический потолок 11 230 м;
  • диапазон высот полета при дозаправке 2 000 — 9 000 м;
  • перегоночная дальность 9 500 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ.
    Радионавигационное оборудование системы ближней навигации РСБН-7С «Встреча» обеспечивает взаимное обнаружение и сближение заправщика и дозаправляемого самолета с дистанции в 300 км. Имеется специальное светотехническое оборудование, обеспечивающее видимость контура самолета-заправщика и агрегатов заправки.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    В фюзеляже машины установлены два дополнительных съемных топливных бака суммарной емкостью 36 460 л. Самолет оснащен двумя унифицированными агрегатами заправки УПАЗ-1, размещенными под крылом (производительность каждого — 2340 л/мин) и одним агрегатом ПАЗ-1 (4000 л/мин), расположенным в задней части фюзеляжа на специальном пилоне справа. Длина шлангов дозаправки — 26 м.

    Унифицированный агрегат (УПАЗ) предназначен для дозаправки одного тяжелого самолета. Процесс перекачки топлива с момента контакта начинается автоматически и после подачи заданного количества прекращается.

    Для Ил-78М в АО «Звезда» создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с увеличенной производительностью.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    До 1991 года в Ташкенте было выпущено 45 самолетов Ил-78 и Ил-78М, состоящих в настоящее время на вооружении Дальней авиации ВВС России и Украины. Кроме того, один самолет Ил-78 поставлен в Ливию. Российский полк ДА, оснащенный машинами этого типа, базируется в Энгельсе.

    Первый опытный самолет-дозаправщик был построен в Ташкенте на ТАПОиЧ весной 1983 года и в том же году успешно прошел госиспытания, а уже в 1984 году начался серийный выпуск самолетов, получивших обозначение Ил-78. Первые пять серийных самолетов поступили в Ивановский центр ВТА в 1985 году, а затем были переданы дальней авиации. В 1987 году новый заправщик был официально принят на вооружение ВВС.

    К концу 80-х Ил-78 в основном заменили устаревшие самолеты-заправщики М-4-2 и часть ЗМ-2.

    Читать еще:  Самолет-постановщик помех Ан-12ПП (СССР)

    Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стал полк в Узине, ранее оснащенный стратегическими бомбардировщиками. В 1987 году полк приступил к боевому дежурству, обеспечивая боевое применение стратегических ракетоносцев Ту-95МС (осуществляя попутную и встречную дозаправку, группы Ил-78 перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы).

    Дальнейшим развитием «семьдесят восьмого» по дополнительному требованию ВВС явилась разработка улучшенного варианта конвертируемого Ил-78МК с увеличенным по сравнению с Ил-78 запасом топлива и также с тремя агрегатами заправки ПАЗ-1М.

    В 1992-93 гг. подготовили документацию и производство, но самолет не выпускается только из-за отсутствия заказов. Между тем, ТАПОиЧ готово в любое время приступить к его постройке.

    К Ил-78 проявляют интерес различные зарубежные эксплуатанты. В настоящее время совместно с АО «Звезда» рассматривается возможность использования Ил-78 с модернизированным агрегатом УПАЗ для дозаправки в воздухе как отечественных, так и зарубежных машин.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    Работы по созданию нового летающего танкера начались в первой половине 1980-х годов, когда у советских ВВС возникла необходимость в замене морально и физически устаревших самолетов-заправщиков первого поколения: Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3, созданных еще в 50-е годы. Появление на вооружении дальней авиации новых самолетов Ту-96МС, Ту-160 и Ту-22М-3 также диктовало необходимость принятия на вооружение самолета-заправщика с увеличенными возможностями по передаче топлива в полете с высокими расходами.

    Командование ВВС обратилось в ОКБ им. С.В. Ильюшина с просьбой разработать такой самолет на базе Ил-76МД.

    ОКБ всегда относилось с большим вниманием к нуждам и запросам ВВС. Поэтому в кратчайшие сроки параллельно с разработкой технического задания подготовили конструкторскую документацию и создали новую модификацию Ил-76МД — самолет-заправщик Ил-78 с тремя агрегатами заправки УПАЗ-1. Он способен одновременно дозаправлять в полете до трех самолетов. По указанию генерального конструктора Г.В. Новожилова ответственным за разработку проекта был назначен главный конструктор Р.П. Папковский. Самое активное участие в работе приняли ведущие специалисты ОКБ Г.К. Нохратян. Д.В. и А.В. Лещинеры, А.Л. Добросков, Г.В. Машков и Н.Ф. Макокин.

    На Ил-78 установили три уникальных высокоэнергетических установки, создав принципиально новую систему передачи топлива в полете с высокой производительностью и расширенным диапазоном зон заправки.
    Усовершенствованный универсальный агрегат заправки (УПАЗ-1), разработанный АО «Звезда» под руководством Г.И. Северина и В.И. Харченко, обеспечивает автономное автоматическое слежение за ходом дозаправки топливом заправляемого самолета, надежное контактирование и расцепку.

    Первые пять серийных машин в 1985 г. первоначально поступили в Ивановский учебный центр ВТА, а затем были переданы в Дальнюю авиацию. Там из них на базе полка стратегических бомбардировщиков был сформирован полк самолетов-заправщиков, базирующийся в Узине. Там же создали совершенную техническую базу для обслуживания самолетов Ил-78 и выполнения на них всех видов регламентных работ.

    Летный и инженерно-технический состав с большим энтузиазмом встретил появление нового самолета-заправщика, быстро освоил его эксплуатацию на земле и в воздухе.

    В 1987-м вновь сформированный полк Дальней авиации на Ил-78 приступил к плановым полетам на боевое применение совместно с заправляемыми Ту-95МС и Су-24.

    При полетах Ту-95МС на патрулирование и боевое дежурство в Атлантику, в Арктику и в акваторию Тихого океана группы воздушных заправщиков перелетали на Арктические и прибрежные аэродромы, осуществляя попутную и встречную дозаправки с отдачей по 30-50 т топлива.

    Благодаря универсальности и конвертируемости часть «семьдесят восьмых» использовалась после переоборудования в качестве транспортных самолетов для перевозки различных грузов при проведении учений в масштабах Дальней авиации.

    В 1994 году совершен перелет двух Ил-78 в группе ракетоносцев Ту-95МС в США при обмене визитами стратегической авиации по маршруту Моздок и Энгельс-Анадырь-Барждейл и обратно. Визит продемонстрировал высокую надежность оборудования и безопасность полетов Ил-78 на дальних маршрутах.

    В ОКБ им. С.В. Ильюшина стало традицией постоянно модернизировать существующие образцы авиатехники. В 1987-м выпущен самолет-заправщик Ил-78М с увеличенными до 210 т взлетным весом и возросшим до 80 т количеством передаваемого в полете топлива, но он утратил конвертируемость в транспортный вариант.

    АО «Звезда» разработало для самолета Ил-78М усовершенствованный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением. Он обеспечивает сокращение времени контактирования с заправляемым самолетом полета при увеличении количества передаваемого топлива.

    Тесно взаимодействуя с эксплуатантами и учитывая богатый опыт использования парка самолетов Ил-76МД в ВТА и ГА, ОКБ им. С.В. Ильюшина отрабатывает новые методики обслуживания Ил-78, что значительно снизит затраты и время на их эксплуатацию. Отрабатываются мероприятия, направленные на повышение надежности, безопасности и длительной работы авиатехники.

    Все это обеспечивает заправщикам Ил-78 и Ил-78М вхождение в XXI век. В ближайшее десятилетие самолет-заправщик Ил-78 и его модификация Ил-78МК будут оставаться основным средством дозаправки в воздухе для самолетов дальней и фронтовой авиации.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С.В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.05.2016 Началась модернизация летающих танкеров Ил-78

    Российская газета: Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозапр…

    18.05.2016 ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2

    ПАО «Ил», пресс-релиз: Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического…

    29.02.2016 Первый топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    ТАСС: Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

    26.10.2015 Новый топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива

    ТАСС: Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перево…

    27.08.2015 Ил-78М-90А получит новую систему предупреждения столкновения с землей

    РИА «Новости»: Российская компания ТАВ намерена установить на первый российский самолет-топливо…

    • все материалы (711)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7283
    Изменено за месяц: 3

    Ту-16 встает на крыло

    За создание новой машины отвечал заместитель Андрея Туполева опытный авиаконструктор Дмитрий Марков. 27 апреля 1952 года на подмосковном аэродроме в Жуковском опытный самолет «88-1» впервые оторвался от взлетной полосы и выполнил первый полет продолжительностью 12 минут. Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Бессонов потом вспоминал: «В этот день на аэродром приехало много высоких гостей во главе с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым. Было очевидно, что событие предстояло значительное. Машин, подобных Ту-16, в мире не было тогда. В тот день погода долго не позволяла экипажу летчика-испытателя Николая Рыбко сделать первый вылет. Высокие гости ходили около машины и время от времени спрашивали у Туполева: «Когда полетим?» Поначалу Андрей Николаевич отмалчивался, а потом ответил: «Ну что вы ко мне подходите? Вон к кому подходите!» – и указал на Рыбко. Туполев считал, что летчик и только летчик мог в такой ситуации сказать, приемлема ли та или иная погода для столь ответственной работы».

    Заводские испытания прототипа Ту-16 продолжались в течение полугода, всего было выполнено 46 полетов. В ходе испытаний была достигнута скорость 1020 км/ч и дальность 6050 километров, что было выше заданных параметров.

    Еще на этапе разработок прочнисты и конструкторы перестраховались, взлетная масса «88-1» была увеличена более чем на 10 тонн, что потребовало от ОКБ А.Н. Туполева заранее провести необходимую работу по облегчению самолета. Это было сделано на втором экземпляре самолета − дублере под индексом «88-2». Но сам факт того, что еще до окончания государственных испытаний самолет был одобрен для серийного производства, говорит о высоком качестве машины.

    Для организации производства пришлось значительно перестроить казанский авиационный завод №22. Применялись новые методы и технологии. Например, был внедрен математический метод построения кривых и поверхностей, который сэкономил много сил и времени. Все наработки, реализованные в Казани, позже были перенесены в два других центра производства нового самолета − завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже. В процесс создания будущего главного «стратега» страны были включены сотни предприятий и заводов Союза, поставлявших различные системы, оборудование и комплектующие.

    Первый серийный бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо 29 октября 1953 года. Широкая публика увидела самолет на параде 1 мая 1954 года. Весной 1954 года Ту-16 стал поступать в строевые части. Через год на параде в Тушино в небе пролетели уже 54 самолета. Всего за последующие 10 лет, пока производство не прекратили, было выпущено 1509 бомбардировщиков Ту-16.

    Самолет получился очень запоминающимся, со стремительным силуэтом, длинным стреловидным крылом и и стреловидным хвостовым оперением. Гондолы двигателей были утоплены в фюзеляж. В машине были применены современные материалы и множество новаторских решений. Например, благодаря шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками Ту-16 мог садиться на грунтовые и снежные посадочные полосы.

    • 25 мая 1968 года самолет Ту-16 «Барсук-Ф» советских ВВС, пилотируемый полковником Андреем Плиевым, проехал по авианосцу ВМС США USSEssex(CV-9) в Норвежском море. Ту-16 совершил четыре прохода, на последнем крыло врезалось в море и разбилось, не оставив в живых. Части трех тел были обнаружены в США.
    • 1 февраля 1971 года модернизированная летающая лаборатория Ту-16 потерпела крушение во время испытаний нового реактивного двигателя, в результате чего погиб весь экипаж, включая летчика — испытателя Амет-хана Султана .
    • 28 августа 1978 года ранняя модель Ту-16 разбилась на острове Хопен в Шпицбергене , Норвегия. Все семь членов экипажа погибли в результате аварии. Он был обнаружен норвежской командой прогнозистов погоды из четырех человек. Советы отказались признать потерю самолета до тех пор, пока им не передали тела членов экипажа. Норвегия расшифровала содержимое бортового самописца вопреки возражениям советского правительства.
    • 27 июня 1980 года самолет Ту-16 «Барсук» советских ВВС, следовавший рейсом « Токио Экспресс», разбился возле авиабазы ​​Комацу в префектуре Исикава в Японском море . Выживших не было. Останки трех членов экипажа были обнаружены кораблем японских морских сил самообороныNemuro .

    Общие характеристики

    • Экипаж: 6-7 человек
    • Длина: 34,80 м (114 футов 2 дюйма)
    • Размах крыла: 33,00 м (108 футов 3 дюйма)
    • Высота: 10,36 м (34 футов 0 дюймов)
    • Площадь крыла: 165 м 2 (1780 кв. Футов)
    • Вес пустого: 37200 кг (82012 фунтов)
    • Полная масса: 76000 кг (167 551 фунт)
    • Максимальный взлетный вес: 79000 кг (174165 фунтов)
    • Силовая установка: 2 ТРДМикулин АМ-3 М-500 с тягой 93,2 кН ​​(21000 фунт-сила-сила) каждый
    • Максимальная скорость: 1050 км / ч (650 миль / ч, 570 кН)
    • Дальность: 7200 км (4500 миль, 3900 миль)
    • Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
    • Нагрузка на крыло: 460 кг / м 2 (94 фунта / кв. Фут)
    • Тяга / вес : 0,24
    • Орудия: 6–7 × 23 мм пушки Афанасьев Макаров АМ-23 , по две в спинной и подфюзеляжной удаленных башнях и пилотируемой хвостовой турели, иногда добавляется одна, установленная впереди в носовой части.
    • Точки подвески: 2 точки подвески под крылом для ракет и бомбовый отсек для ракет или бомб (в зависимости от варианта)
    • Ракеты:
      • Барсук-Б 2 × Радуга-1 КС Комет ( АС-1 Питомник ) ПКР на подкрыльевыми узлах подвески
      • Барсук-С 1 × Радуга К-10С ( АС-2 Киппер ) полуутопленная в бомбоотсеке противокорабельная ракета
      • Badger-C / G 2 × противокорабельные ракетыRaduga KSR-2 ( AS-5 Kelt ) или Raduga KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) на подкрыльевых узлах подвески
    • Бомбы: Экспортные версии Badger-A + 9000 кг (20000 фунтов) оружия свободного падения
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector