0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

A-1 (AD-1) Skyraider, Штурмовик фирмы Douglas

Douglas AD-1 (A-1) “Skyraider”

Эд Хейнман, главный инженер завода Эль Сегундо (Douglas El Segundo) компании Дуглас, находился под таким сильным впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство спроектировать более простую машину. Самолет поднялся в воздух 18 марта 1945 года. под обозначением XBT2D-1, впоследствии – Дуглас AD-1 Скайрейдер и эксплуатировался на удивление долго на различных авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб прекрасным летным и тактическим характеристикам. Проект свободнонесущего низкоплана предполагал использование звездообразного двигателя Райт (Wright) R-3350, меньшего по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов. Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету Скайрейдер высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957г. было построено 3180 машин. Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными показателями реактивных самолетов. Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с рядным расположением кресел; несколько его ранних модификаций имели радар APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось французскими ВВС в Алжире. В 1962г. самолеты Скайрейдер были перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном Вьетнаме.

ВАРИАНТЫ
XBT2D-1N: два из 25 опытных самолетов и модель XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под правым – поисковый прожектор.

XBT2D-1Р: одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки.

XBT2D-1Q: двухместный XBT2D-1, переоборудованный для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в гондолах.

AD-1: серийный вариант с звездообразным поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 1865 кВт (2500 л.с.) и с вооружением из двух пушек и 3639 кг (8000 фунтов) различных боеприпасов (построено 242 самолета).

AD-1Q: двухместный самолет – постановщик помех, созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин).

XAD-1W: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем.

XAD-2: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W мощностью 2014 кВт (2700 л.с.).

AD-2: улучшенная модель самолета AD-1 с обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов).

AD-2D: дистанционно-управляемые самолеты для взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний. AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина).

AD-2QU: один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней.

AD-3: вариант с газотурбинным двигателем Дженерал Электрик TG-100. Также предлагались: два Аллисон 500 (Allison), два Вестингауз 24С (Westinghouse), два Вестингауз 19ХВ и даже двухтурбинные силовые установки разработки компании Дуглас.

AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т. д.) (построено 125 машин). AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты: AD-3E – поисковый самолет, а AD-3S – штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N – в пару AD-3S.

AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин).

AD-3QU: буксировщик мишеней.

AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина).

AD-4: главная серийная модель самолетов Скайрейдер; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA мощностью 2014 кВт (2700 л.с.) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины).

AD-4B: вариант самолета AD-4 со снаряжением для ядерного оружия; использовалась техника бомбометания “через плечо”; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек 28 модификаций самолетов AD-4, вновь построено 165 машин).

AD-4L: вариант самолета AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны).

AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика самолета AD-4 с оборудованием серии “S” для охоты за подводными лодками (построено 307 машин).

AD-4NА: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя 20-мм пушками.

AD-4NL: вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий).

AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов).

AD-4W: трехместный вариант самолета AD-4 раннего обнаружения; 50 машин было передано Королевскому флоту Великобритании под обозначением Скайрейдер AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у флота США машин были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 аппаратов).

AD-5: начальный вариант 1948г. с двигателем R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту, который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок; длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м (1 фут 11 дюймов); увеличена площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный, военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг (2000 фунтов) груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки (построено 212 машин).

AD-5N: четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин).

AD-5Q: четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета).

AD-5S: один экспериментальный самолет, испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с магнитно-аномальным детектором.

AD-5W: четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин).

AD-6: улучшенная модель одноместного штурмовика AD-4B, оснащен оборудованием для точного бомбометания с малых высот (построено 713 самолетов).

AD-7: версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB (вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и наружных панелей крыла (построено 72 машины).

A-1D: обозначение AD-4NA с 1962 г.

A-1E: обозначение самолета AD-5 с 1962 г.

EA-1E: обозначение самолета AD-5W с 1962 г.

UA-1E: с 1962 года новое обозначение самолета AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта.

EA-1F: новое обозначение самолета AD-5Q, данное ему в 1962 г.

A-1G: новое обозначение самолета AD-5N, данное ему в 1962 г.

A-1H: новое обозначение самолета AD-6, данное ему в 1962 г.

Противопартизанская история

История текущего конкурса, неоднократно менявшего название (сейчас остановились на «Легкий штурмовик/вооруженный разведчик» — Light Attack/Armed Reconnaissance, LAAR) и цели, насчитывает уже больше 10 лет. В середине нулевых, когда в Ираке, как казалось, была уже одержана окончательная победа, но в то же время сохранялась нестабильность, а кампания в Афганистане явно стала затяжной, американские военные в очередной раз задумались о несоизмеримости возможностей и стоимости своей боевой авиации задачам, которые перед ними ставятся. И это немудрено — пара незадачливых вчерашних крестьян на убитом пикапе с помнящим еще СССР пулеметом в кузове просто неспособна в должной мере оценить то, что их взорвал высокоточной бомбой сверхзвуковой, малозаметный для радаров самолет с мощным комплексом средств радиоэлектронной борьбы, чей многочасовой вылет даже без учета стоимости боеприпасов стоил за сотню тысяч долларов. Кроме расходов бюджетных средств надо помнить и о том, что сложная техника попусту тратит в кампаниях низкой интенсивности ресурс.

Читать еще:  Палубный истребитель F-14 Tomcat (США)

Штурмовик A-1 Skyraider

Идея использования для противопартизанских операций, или, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.

Разведывательный самолет OV-1 Mohawk

Впрочем Mohawk и Bronco были на момент Вьетнама достаточно новыми самолетами, которые делались в первую очередь в качестве разведчиков-корректировщиков — ближе к обсуждаемой теме лежат упорные попытки в те годы фирмы Cavalier (и позднее Piper Aircraft) продать ВВС США в качестве противопартизанского самолета модернизированный «Мустанг» времен Второй мировой. Несмотря на неудачу дома и эксцентричность идеи, небольшое количество «Мустангов 2.0» было продано в Боливию, Сальвадор и Индонезию.

Историческое

Идея использования для, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.

Douglas AD-1 (A-1) “Skyraider”

Эд Хейнман, главный инженер завода Эль Сегундо (Douglas El Segundo) компании Дуглас, находился под таким сильным впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство спроектировать более простую машину. Самолет поднялся в воздух 18 марта 1945 года. под обозначением XBT2D-1, впоследствии – Дуглас AD-1 Скайрейдер и эксплуатировался на удивление долго на различных авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб прекрасным летным и тактическим характеристикам. Проект свободнонесущего низкоплана предполагал использование звездообразного двигателя Райт (Wright) R-3350, меньшего по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов. Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету Скайрейдер высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957г. было построено 3180 машин. Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными показателями реактивных самолетов. Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с рядным расположением кресел; несколько его ранних модификаций имели радар APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось французскими ВВС в Алжире. В 1962г. самолеты Скайрейдер были перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном Вьетнаме.

ВАРИАНТЫ
XBT2D-1N: два из 25 опытных самолетов и модель XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под правым – поисковый прожектор.

XBT2D-1Р: одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки.

XBT2D-1Q: двухместный XBT2D-1, переоборудованный для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в гондолах.

AD-1: серийный вариант с звездообразным поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 1865 кВт (2500 л.с.) и с вооружением из двух пушек и 3639 кг (8000 фунтов) различных боеприпасов (построено 242 самолета).

AD-1Q: двухместный самолет – постановщик помех, созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин).

XAD-1W: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем.

XAD-2: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W мощностью 2014 кВт (2700 л.с.).

AD-2: улучшенная модель самолета AD-1 с обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов).

AD-2D: дистанционно-управляемые самолеты для взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний. AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина).

AD-2QU: один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней.

AD-3: вариант с газотурбинным двигателем Дженерал Электрик TG-100. Также предлагались: два Аллисон 500 (Allison), два Вестингауз 24С (Westinghouse), два Вестингауз 19ХВ и даже двухтурбинные силовые установки разработки компании Дуглас.

AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т. д.) (построено 125 машин). AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты: AD-3E – поисковый самолет, а AD-3S – штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N – в пару AD-3S.

AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин).

AD-3QU: буксировщик мишеней.

AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина).

AD-4: главная серийная модель самолетов Скайрейдер; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA мощностью 2014 кВт (2700 л.с.) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины).

AD-4B: вариант самолета AD-4 со снаряжением для ядерного оружия; использовалась техника бомбометания “через плечо”; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек 28 модификаций самолетов AD-4, вновь построено 165 машин).

AD-4L: вариант самолета AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны).

AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика самолета AD-4 с оборудованием серии “S” для охоты за подводными лодками (построено 307 машин).

AD-4NА: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя 20-мм пушками.

AD-4NL: вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий).

AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов).

AD-4W: трехместный вариант самолета AD-4 раннего обнаружения; 50 машин было передано Королевскому флоту Великобритании под обозначением Скайрейдер AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у флота США машин были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 аппаратов).

AD-5: начальный вариант 1948г. с двигателем R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту, который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок; длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м (1 фут 11 дюймов); увеличена площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный, военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг (2000 фунтов) груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки (построено 212 машин).

Читать еще:  Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

AD-5N: четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин).

AD-5Q: четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета).

AD-5S: один экспериментальный самолет, испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с магнитно-аномальным детектором.

AD-5W: четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин).

AD-6: улучшенная модель одноместного штурмовика AD-4B, оснащен оборудованием для точного бомбометания с малых высот (построено 713 самолетов).

AD-7: версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB (вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и наружных панелей крыла (построено 72 машины).

A-1D: обозначение AD-4NA с 1962 г.

A-1E: обозначение самолета AD-5 с 1962 г.

EA-1E: обозначение самолета AD-5W с 1962 г.

UA-1E: с 1962 года новое обозначение самолета AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта.

EA-1F: новое обозначение самолета AD-5Q, данное ему в 1962 г.

A-1G: новое обозначение самолета AD-5N, данное ему в 1962 г.

A-1H: новое обозначение самолета AD-6, данное ему в 1962 г.

Противопартизанская история

История текущего конкурса, неоднократно менявшего название (сейчас остановились на «Легкий штурмовик/вооруженный разведчик» — Light Attack/Armed Reconnaissance, LAAR) и цели, насчитывает уже больше 10 лет. В середине нулевых, когда в Ираке, как казалось, была уже одержана окончательная победа, но в то же время сохранялась нестабильность, а кампания в Афганистане явно стала затяжной, американские военные в очередной раз задумались о несоизмеримости возможностей и стоимости своей боевой авиации задачам, которые перед ними ставятся. И это немудрено — пара незадачливых вчерашних крестьян на убитом пикапе с помнящим еще СССР пулеметом в кузове просто неспособна в должной мере оценить то, что их взорвал высокоточной бомбой сверхзвуковой, малозаметный для радаров самолет с мощным комплексом средств радиоэлектронной борьбы, чей многочасовой вылет даже без учета стоимости боеприпасов стоил за сотню тысяч долларов. Кроме расходов бюджетных средств надо помнить и о том, что сложная техника попусту тратит в кампаниях низкой интенсивности ресурс.

Штурмовик A-1 Skyraider

Идея использования для противопартизанских операций, или, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.

Разведывательный самолет OV-1 Mohawk

Впрочем Mohawk и Bronco были на момент Вьетнама достаточно новыми самолетами, которые делались в первую очередь в качестве разведчиков-корректировщиков — ближе к обсуждаемой теме лежат упорные попытки в те годы фирмы Cavalier (и позднее Piper Aircraft) продать ВВС США в качестве противопартизанского самолета модернизированный «Мустанг» времен Второй мировой. Несмотря на неудачу дома и эксцентричность идеи, небольшое количество «Мустангов 2.0» было продано в Боливию, Сальвадор и Индонезию.

Историческое

Идея использования для, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.

Применение в бою

В воздушном бою нужно знать, где находятся наиболее важные цели, и немедленно лететь к ним. Используя свою скорость и воздушный спавн, можно достичь относительно высокой скорости в 500 — 600 км / ч при длительном неглубоком пикировании. Оказавшись в нужном месте, миссия состоит в том, чтобы уничтожить как можно больше наземных целей, нужных для победы команды, до того, как прилетят вражеские перехватчики. Если возможно, рекомендуется использовать ракеты FFAR, поскольку они невероятно точны и способны уничтожать легкие доты и все наземные транспортные средства одним прямым попаданием. Также можно использовать наземную ленту для своих пушек AN/M3 для пробития и уничтожения легких ДОТов и легких танков. Универсальная лента лучше «дамажит» по авиации, но для тех же ДОТов тратится в три раза больше боекомплекта.

Совместные бои это стихия Скайрайдера. Вражеских самолетов намного меньше и основную угрозу будут составлять зенитные самоходные установки. Конечно вооружения много и хочется уничтожить всех и сразу. Но для лучше эффективности выделим приоритеты.

  • В первом приоритете это вражеская авиация. Ведь она может достать AD-4 даже за пределами танкового поля боя. Полагаться на ЛТХ не стоит. Лучше лететь по низу и подловить врага на развороту или при заходе на атаку союзных танкистов.
  • Второй приоритет это ЗСУ. От них можно скрыться улетев буквально на 2-3 км или вообще штурмить другой край поля боя, но игнорировать не стоит. С FFAR можно стрелять по ЗСУ дальше чем за 1 км, минимально подвергая свой самолет опасности. Часто зенитки стоят в открытой местности и спрятаться у них возможности не будет.
  • Третий приоритет это танки. Захватывающие точки, атакующие союзников или просто кемперы которых трудно достать с земли. Чем лучше проанализировать цели, тем больше шансов на победу. Ведь можно потратить половину БК на ИС-3, который отъехал на 300 метров от респауна на Фульде, а можно пушками вынести итальянский быстроходный R3 захватывающий отдаленную точку

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Широкий выбор подвесного вооружения
  • Мощные пушки с большим БК
  • Прочная конструкция и бронирование
  • 56 кумулятивных ракет FFAR
  • Низкая скорость и тяговооруженность
  • Трудно доворачивать при повторном заходе на наземные цели

Противопартизанская история

История текущего конкурса, неоднократно менявшего название (сейчас остановились на «Легкий штурмовик/вооруженный разведчик» — Light Attack/Armed Reconnaissance, LAAR) и цели, насчитывает уже больше 10 лет. В середине нулевых, когда в Ираке, как казалось, была уже одержана окончательная победа, но в то же время сохранялась нестабильность, а кампания в Афганистане явно стала затяжной, американские военные в очередной раз задумались о несоизмеримости возможностей и стоимости своей боевой авиации задачам, которые перед ними ставятся. И это немудрено — пара незадачливых вчерашних крестьян на убитом пикапе с помнящим еще СССР пулеметом в кузове просто неспособна в должной мере оценить то, что их взорвал высокоточной бомбой сверхзвуковой, малозаметный для радаров самолет с мощным комплексом средств радиоэлектронной борьбы, чей многочасовой вылет даже без учета стоимости боеприпасов стоил за сотню тысяч долларов. Кроме расходов бюджетных средств надо помнить и о том, что сложная техника попусту тратит в кампаниях низкой интенсивности ресурс.

Штурмовик A-1 Skyraider

Идея использования для противопартизанских операций, или, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт NH90 (Европа)

Разведывательный самолет OV-1 Mohawk

Впрочем Mohawk и Bronco были на момент Вьетнама достаточно новыми самолетами, которые делались в первую очередь в качестве разведчиков-корректировщиков — ближе к обсуждаемой теме лежат упорные попытки в те годы фирмы Cavalier (и позднее Piper Aircraft) продать ВВС США в качестве противопартизанского самолета модернизированный «Мустанг» времен Второй мировой. Несмотря на неудачу дома и эксцентричность идеи, небольшое количество «Мустангов 2.0» было продано в Боливию, Сальвадор и Индонезию.

Douglas AD-1 (A-1) “Skyraider”

Эд Хейнман, главный инженер завода Эль Сегундо (Douglas El Segundo) компании Дуглас, находился под таким сильным впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство спроектировать более простую машину. Самолет поднялся в воздух 18 марта 1945 года. под обозначением XBT2D-1, впоследствии – Дуглас AD-1 Скайрейдер и эксплуатировался на удивление долго на различных авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб прекрасным летным и тактическим характеристикам. Проект свободнонесущего низкоплана предполагал использование звездообразного двигателя Райт (Wright) R-3350, меньшего по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов. Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету Скайрейдер высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957г. было построено 3180 машин. Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными показателями реактивных самолетов. Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с рядным расположением кресел; несколько его ранних модификаций имели радар APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось французскими ВВС в Алжире. В 1962г. самолеты Скайрейдер были перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном Вьетнаме.

ВАРИАНТЫ
XBT2D-1N: два из 25 опытных самолетов и модель XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под правым – поисковый прожектор.

XBT2D-1Р: одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки.

XBT2D-1Q: двухместный XBT2D-1, переоборудованный для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в гондолах.

AD-1: серийный вариант с звездообразным поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 1865 кВт (2500 л.с.) и с вооружением из двух пушек и 3639 кг (8000 фунтов) различных боеприпасов (построено 242 самолета).

AD-1Q: двухместный самолет – постановщик помех, созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин).

XAD-1W: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем.

XAD-2: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W мощностью 2014 кВт (2700 л.с.).

AD-2: улучшенная модель самолета AD-1 с обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов).

AD-2D: дистанционно-управляемые самолеты для взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний. AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина).

AD-2QU: один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней.

AD-3: вариант с газотурбинным двигателем Дженерал Электрик TG-100. Также предлагались: два Аллисон 500 (Allison), два Вестингауз 24С (Westinghouse), два Вестингауз 19ХВ и даже двухтурбинные силовые установки разработки компании Дуглас.

AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т. д.) (построено 125 машин). AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты: AD-3E – поисковый самолет, а AD-3S – штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N – в пару AD-3S.

AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин).

AD-3QU: буксировщик мишеней.

AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина).

AD-4: главная серийная модель самолетов Скайрейдер; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA мощностью 2014 кВт (2700 л.с.) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины).

AD-4B: вариант самолета AD-4 со снаряжением для ядерного оружия; использовалась техника бомбометания “через плечо”; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек 28 модификаций самолетов AD-4, вновь построено 165 машин).

AD-4L: вариант самолета AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны).

AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика самолета AD-4 с оборудованием серии “S” для охоты за подводными лодками (построено 307 машин).

AD-4NА: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя 20-мм пушками.

AD-4NL: вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий).

AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов).

AD-4W: трехместный вариант самолета AD-4 раннего обнаружения; 50 машин было передано Королевскому флоту Великобритании под обозначением Скайрейдер AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у флота США машин были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 аппаратов).

AD-5: начальный вариант 1948г. с двигателем R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту, который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок; длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м (1 фут 11 дюймов); увеличена площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный, военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг (2000 фунтов) груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки (построено 212 машин).

AD-5N: четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин).

AD-5Q: четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета).

AD-5S: один экспериментальный самолет, испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с магнитно-аномальным детектором.

AD-5W: четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин).

AD-6: улучшенная модель одноместного штурмовика AD-4B, оснащен оборудованием для точного бомбометания с малых высот (построено 713 самолетов).

AD-7: версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB (вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и наружных панелей крыла (построено 72 машины).

A-1D: обозначение AD-4NA с 1962 г.

A-1E: обозначение самолета AD-5 с 1962 г.

EA-1E: обозначение самолета AD-5W с 1962 г.

UA-1E: с 1962 года новое обозначение самолета AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта.

EA-1F: новое обозначение самолета AD-5Q, данное ему в 1962 г.

A-1G: новое обозначение самолета AD-5N, данное ему в 1962 г.

A-1H: новое обозначение самолета AD-6, данное ему в 1962 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector