7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штурмовик Су-25СМ (СССР)

Сухой Су-25

На сирийском опыте

Штурмовики «Сухого» принимали участие в российской операции в Сирии с первых дней. По данным СМИ, интенсивность их боевой работы в самые напряженные моменты достигала шести вылетов в сутки на летчика. Из-за простоты обслуживания и подготовки к полету данный тип самолётов удавалось использовать активнее, чем другие, более сложные, модели.

Такой опыт был использован для подготовки требований к усовершенствованной модификации знаменитой машины, получившей обозначение Су-25СМ3. Испытания оперативно разработанных самолетов с усовершенствованным бортовым оборудованием начались в 2016 году. Первые серийные машины поступили в ВКС уже на следующий год.

Ранее СМИ со ссылкой на источники в авиационной отрасли заявляли, что модернизированная версия СМ3 стала в полтора-два раза более эффективной, чем предыдущая без цифрового индекса.

При сохранении достоинств оригинальной модели, новая получила улучшенный прицельно навигационный комплекс. Разработанный специально для нее вариант прославившегося в Сирии прицела СНП-24-25 «Гефест» позволяет достигнуть самолету точности при использовании неуправляемых бомб сопоставимой с управляемыми боеприпасами и безошибочно выходить на цель в любых условиях.

Обзорно-прицельная система СОЛТ-25 позволяет штурмовику действовать как днем, так и ночью и расширяет номенклатуру доступного «Суперграчу» управляемого вооружения. Самолет также оснастили тепловизорами для пилотирования и атаки, и более совершенным лазерным дальномером-целеуказателем с автосопровождением цели.

Другой ключевой новацией является установка самого современного комплекса радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Он призван надежнее защищать Су-25СМ3 от современных ПЗРК. Это особенно важно для штурмовиков, которым приходится действовать на низких высотах.

Новый комплекс средств связи КСС-25 позволяет самолету интегрироваться в автоматизированные системы боевого управления, получать и отправлять большие объемы информации в реальном времени.

По данным Минобороны, с лета 2017 года «Суперграчи» начали испытания в Сирии и опробовали весь свой арсенал вооружений. По оценкам военных, новая машина отработала там «на отлично».

Галерея Су-25

Су-25 (классификация НАТО: Frogfoot) – советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История создания Су-25

В середине 1960-х годов в СССР и США начала проходить ядерная эйфория, стало очевидно, что повсеместное применение ядерного оружия в боевых действиях приведет к тотальном разрушениям, но не гарантирует победы в конфликтах. Доктрины стали корректироваться в пользу более широкого применения классических средств поражения, в первую очередь, авиации.

В области штурмовой авиации старые доктрины, а так же доминировавшая в то время концепция того, что самолеты должны быть максимально быстрыми и использовать только ракеты, привела к тому, что ни в США ни в СССР не оказалось ни одного самолета, способного эффективно поддерживать наземные силы (во время испытаний в 1967 году лучшие показатели штурмовика показал МиГ-17, который никогда в таком качестве не предполагался).

Не смотря на то, что в течение долгого времени штурмовая авиация считалась неактуально, в ОКБ Сухого работы по подобным машинам велись в инициативном порядке и, когда, стало ясно, что такая машина нужна, Сухой эти наработки применил.

Победу Сухого в конкурсе обусловил так же тот факт, что, многие конкуренты предлагали лишь штурмовые модификации уже имевшихся истребителей или бомбардировщиков, в то время, как прототип Т-8 был создан с ноля именно под штурмовые задачи.

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция Су-25

Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок. Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов. Так как Су-25 – штурмовик, он имеет значительно более мощное бронирование в сравнении с другими боевыми самолетами.

Видео Су-25 : Компиляция видео пилотов звена самолетов

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К —Коммерческий— экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) — итого 12 человек.
  • Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Война в Конго (1997—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Вторая чеченская война (1999—2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

На вооружении

  • Россия — в настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
  • Армения – основные силы ударной авиации республики. В общей сложности около 15 самолетов разного типа.
  • Азербайджан — 19 единиц поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
  • Ангола
  • Белоруссия – 22 самолета различных модификаций на 2013 год.
  • Болгария
  • Гамбия
  • Грузия – 12 единиц, в том числе Су-25КМ Scorpion на 2013 год.
  • ДР Конго
  • Ирак – в 2014 году для борьбы с силами ИГИЛ была закуплена партия Су-25, количество неизвестно.
  • Иран
  • Казахстан – 12 самолетов Су-25 и Су-25УБ
  • КНДР
  • Перу
  • Судан
  • Туркмения
  • Узбекистан
  • Украина – 31 самолет различных модификаций.
  • Чад
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия
Читать еще:  Разведывательный вертолет OH-58A Kiowa (США)

На сирийском опыте

Штурмовики «Сухого» принимали участие в российской операции в Сирии с первых дней. По данным СМИ, интенсивность их боевой работы в самые напряженные моменты достигала шести вылетов в сутки на летчика. Из-за простоты обслуживания и подготовки к полету данный тип самолётов удавалось использовать активнее, чем другие, более сложные, модели.

Такой опыт был использован для подготовки требований к усовершенствованной модификации знаменитой машины, получившей обозначение Су-25СМ3. Испытания оперативно разработанных самолетов с усовершенствованным бортовым оборудованием начались в 2016 году. Первые серийные машины поступили в ВКС уже на следующий год.

Ранее СМИ со ссылкой на источники в авиационной отрасли заявляли, что модернизированная версия СМ3 стала в полтора-два раза более эффективной, чем предыдущая без цифрового индекса.

При сохранении достоинств оригинальной модели, новая получила улучшенный прицельно навигационный комплекс. Разработанный специально для нее вариант прославившегося в Сирии прицела СНП-24-25 «Гефест» позволяет достигнуть самолету точности при использовании неуправляемых бомб сопоставимой с управляемыми боеприпасами и безошибочно выходить на цель в любых условиях.

Обзорно-прицельная система СОЛТ-25 позволяет штурмовику действовать как днем, так и ночью и расширяет номенклатуру доступного «Суперграчу» управляемого вооружения. Самолет также оснастили тепловизорами для пилотирования и атаки, и более совершенным лазерным дальномером-целеуказателем с автосопровождением цели.

Другой ключевой новацией является установка самого современного комплекса радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Он призван надежнее защищать Су-25СМ3 от современных ПЗРК. Это особенно важно для штурмовиков, которым приходится действовать на низких высотах.

Новый комплекс средств связи КСС-25 позволяет самолету интегрироваться в автоматизированные системы боевого управления, получать и отправлять большие объемы информации в реальном времени.

По данным Минобороны, с лета 2017 года «Суперграчи» начали испытания в Сирии и опробовали весь свой арсенал вооружений. По оценкам военных, новая машина отработала там «на отлично».

Галерея Су-25

Су-25 (классификация НАТО: Frogfoot) – советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История создания Су-25

В середине 1960-х годов в СССР и США начала проходить ядерная эйфория, стало очевидно, что повсеместное применение ядерного оружия в боевых действиях приведет к тотальном разрушениям, но не гарантирует победы в конфликтах. Доктрины стали корректироваться в пользу более широкого применения классических средств поражения, в первую очередь, авиации.

В области штурмовой авиации старые доктрины, а так же доминировавшая в то время концепция того, что самолеты должны быть максимально быстрыми и использовать только ракеты, привела к тому, что ни в США ни в СССР не оказалось ни одного самолета, способного эффективно поддерживать наземные силы (во время испытаний в 1967 году лучшие показатели штурмовика показал МиГ-17, который никогда в таком качестве не предполагался).

Не смотря на то, что в течение долгого времени штурмовая авиация считалась неактуально, в ОКБ Сухого работы по подобным машинам велись в инициативном порядке и, когда, стало ясно, что такая машина нужна, Сухой эти наработки применил.

Победу Сухого в конкурсе обусловил так же тот факт, что, многие конкуренты предлагали лишь штурмовые модификации уже имевшихся истребителей или бомбардировщиков, в то время, как прототип Т-8 был создан с ноля именно под штурмовые задачи.

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция Су-25

Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок. Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов. Так как Су-25 – штурмовик, он имеет значительно более мощное бронирование в сравнении с другими боевыми самолетами.

Видео Су-25 : Компиляция видео пилотов звена самолетов

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К —Коммерческий— экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) — итого 12 человек.
  • Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Война в Конго (1997—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Вторая чеченская война (1999—2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

На вооружении

  • Россия — в настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
  • Армения – основные силы ударной авиации республики. В общей сложности около 15 самолетов разного типа.
  • Азербайджан — 19 единиц поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
  • Ангола
  • Белоруссия – 22 самолета различных модификаций на 2013 год.
  • Болгария
  • Гамбия
  • Грузия – 12 единиц, в том числе Су-25КМ Scorpion на 2013 год.
  • ДР Конго
  • Ирак – в 2014 году для борьбы с силами ИГИЛ была закуплена партия Су-25, количество неизвестно.
  • Иран
  • Казахстан – 12 самолетов Су-25 и Су-25УБ
  • КНДР
  • Перу
  • Судан
  • Туркмения
  • Узбекистан
  • Украина – 31 самолет различных модификаций.
  • Чад
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия
Читать еще:  Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)

На сирийском опыте

Штурмовики «Сухого» принимали участие в российской операции в Сирии с первых дней. По данным СМИ, интенсивность их боевой работы в самые напряженные моменты достигала шести вылетов в сутки на летчика. Из-за простоты обслуживания и подготовки к полету данный тип самолётов удавалось использовать активнее, чем другие, более сложные, модели.

Такой опыт был использован для подготовки требований к усовершенствованной модификации знаменитой машины, получившей обозначение Су-25СМ3. Испытания оперативно разработанных самолетов с усовершенствованным бортовым оборудованием начались в 2016 году. Первые серийные машины поступили в ВКС уже на следующий год.

Ранее СМИ со ссылкой на источники в авиационной отрасли заявляли, что модернизированная версия СМ3 стала в полтора-два раза более эффективной, чем предыдущая без цифрового индекса.

При сохранении достоинств оригинальной модели, новая получила улучшенный прицельно навигационный комплекс. Разработанный специально для нее вариант прославившегося в Сирии прицела СНП-24-25 «Гефест» позволяет достигнуть самолету точности при использовании неуправляемых бомб сопоставимой с управляемыми боеприпасами и безошибочно выходить на цель в любых условиях.

Обзорно-прицельная система СОЛТ-25 позволяет штурмовику действовать как днем, так и ночью и расширяет номенклатуру доступного «Суперграчу» управляемого вооружения. Самолет также оснастили тепловизорами для пилотирования и атаки, и более совершенным лазерным дальномером-целеуказателем с автосопровождением цели.

Другой ключевой новацией является установка самого современного комплекса радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Он призван надежнее защищать Су-25СМ3 от современных ПЗРК. Это особенно важно для штурмовиков, которым приходится действовать на низких высотах.

Новый комплекс средств связи КСС-25 позволяет самолету интегрироваться в автоматизированные системы боевого управления, получать и отправлять большие объемы информации в реальном времени.

По данным Минобороны, с лета 2017 года «Суперграчи» начали испытания в Сирии и опробовали весь свой арсенал вооружений. По оценкам военных, новая машина отработала там «на отлично».

Галерея Су-25

Су-25 (классификация НАТО: Frogfoot) – советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История создания Су-25

В середине 1960-х годов в СССР и США начала проходить ядерная эйфория, стало очевидно, что повсеместное применение ядерного оружия в боевых действиях приведет к тотальном разрушениям, но не гарантирует победы в конфликтах. Доктрины стали корректироваться в пользу более широкого применения классических средств поражения, в первую очередь, авиации.

В области штурмовой авиации старые доктрины, а так же доминировавшая в то время концепция того, что самолеты должны быть максимально быстрыми и использовать только ракеты, привела к тому, что ни в США ни в СССР не оказалось ни одного самолета, способного эффективно поддерживать наземные силы (во время испытаний в 1967 году лучшие показатели штурмовика показал МиГ-17, который никогда в таком качестве не предполагался).

Не смотря на то, что в течение долгого времени штурмовая авиация считалась неактуально, в ОКБ Сухого работы по подобным машинам велись в инициативном порядке и, когда, стало ясно, что такая машина нужна, Сухой эти наработки применил.

Победу Сухого в конкурсе обусловил так же тот факт, что, многие конкуренты предлагали лишь штурмовые модификации уже имевшихся истребителей или бомбардировщиков, в то время, как прототип Т-8 был создан с ноля именно под штурмовые задачи.

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция Су-25

Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок. Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов. Так как Су-25 – штурмовик, он имеет значительно более мощное бронирование в сравнении с другими боевыми самолетами.

Видео Су-25 : Компиляция видео пилотов звена самолетов

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К —Коммерческий— экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) — итого 12 человек.
  • Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Война в Конго (1997—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Вторая чеченская война (1999—2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

На вооружении

  • Россия — в настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
  • Армения – основные силы ударной авиации республики. В общей сложности около 15 самолетов разного типа.
  • Азербайджан — 19 единиц поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
  • Ангола
  • Белоруссия – 22 самолета различных модификаций на 2013 год.
  • Болгария
  • Гамбия
  • Грузия – 12 единиц, в том числе Су-25КМ Scorpion на 2013 год.
  • ДР Конго
  • Ирак – в 2014 году для борьбы с силами ИГИЛ была закуплена партия Су-25, количество неизвестно.
  • Иран
  • Казахстан – 12 самолетов Су-25 и Су-25УБ
  • КНДР
  • Перу
  • Судан
  • Туркмения
  • Узбекистан
  • Украина – 31 самолет различных модификаций.
  • Чад
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия
Читать еще:  Самолёт ДРЛО WV-2 (США)

Галерея Су-25

Су-25 (классификация НАТО: Frogfoot) – советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История создания Су-25

В середине 1960-х годов в СССР и США начала проходить ядерная эйфория, стало очевидно, что повсеместное применение ядерного оружия в боевых действиях приведет к тотальном разрушениям, но не гарантирует победы в конфликтах. Доктрины стали корректироваться в пользу более широкого применения классических средств поражения, в первую очередь, авиации.

В области штурмовой авиации старые доктрины, а так же доминировавшая в то время концепция того, что самолеты должны быть максимально быстрыми и использовать только ракеты, привела к тому, что ни в США ни в СССР не оказалось ни одного самолета, способного эффективно поддерживать наземные силы (во время испытаний в 1967 году лучшие показатели штурмовика показал МиГ-17, который никогда в таком качестве не предполагался).

Не смотря на то, что в течение долгого времени штурмовая авиация считалась неактуально, в ОКБ Сухого работы по подобным машинам велись в инициативном порядке и, когда, стало ясно, что такая машина нужна, Сухой эти наработки применил.

Победу Сухого в конкурсе обусловил так же тот факт, что, многие конкуренты предлагали лишь штурмовые модификации уже имевшихся истребителей или бомбардировщиков, в то время, как прототип Т-8 был создан с ноля именно под штурмовые задачи.

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция Су-25

Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок. Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов. Так как Су-25 – штурмовик, он имеет значительно более мощное бронирование в сравнении с другими боевыми самолетами.

Видео Су-25 : Компиляция видео пилотов звена самолетов

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К —Коммерческий— экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) — итого 12 человек.
  • Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Война в Конго (1997—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Вторая чеченская война (1999—2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

На вооружении

  • Россия — в настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
  • Армения – основные силы ударной авиации республики. В общей сложности около 15 самолетов разного типа.
  • Азербайджан — 19 единиц поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
  • Ангола
  • Белоруссия – 22 самолета различных модификаций на 2013 год.
  • Болгария
  • Гамбия
  • Грузия – 12 единиц, в том числе Су-25КМ Scorpion на 2013 год.
  • ДР Конго
  • Ирак – в 2014 году для борьбы с силами ИГИЛ была закуплена партия Су-25, количество неизвестно.
  • Иран
  • Казахстан – 12 самолетов Су-25 и Су-25УБ
  • КНДР
  • Перу
  • Судан
  • Туркмения
  • Узбекистан
  • Украина – 31 самолет различных модификаций.
  • Чад
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия

Среднеазиатский форпост

Официальное открытие российской авиабазы Кант состоялось 23 октября 2003 года. В 2009 году срок действия российско-киргизского соглашения продлили на 49 лет с возможностью автоматической пролонгации на 25-летние периоды.

Российская авиагруппа регулярно задействуется в антитеррористических и антинаркотических учениях ОДКБ. Отрабатывалась и переброска с нее самолетов в Таджикистан для помощи российской 201-й военной базе.

Киргизия, особенно Кант, является удобным местом для проведения широкомасштабных авиационных операций по всей Средней Азии, рассказал «Известиям» вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин.

— Появление нашей фронтовой авиации дает возможность для широкого маневра в случае обострения ситуации на афганском направлении или в случае конфликтов в среднеазиатских республиках, — отметил эксперт. — Штурмовики — это оперативный резерв любого объединения.

Террористы, которых выдавили из Сирии, сейчас концентрируются в Афганистане, добавил Владимир Анохин. Это очень опасно для среднеазиатских республик.

— Усиление нашей авиационной группировки способствует тому, чтобы руководители этих республик увереннее обращались к нам за помощью. И это дает России серьезный военно-политический эффект в регионе, — заключил он.

Сейчас авиагруппа в Канте входит в состав сформированной в 2017 году объединенной 999-й военной базы России. Помимо авиагруппы ей подчинены все военные объекты нашей страны в Киргизии, включая испытательную базу ВМФ на озере Иссык-Куль, крупный узел связи и автоматическую сейсмическую станцию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: