0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стратегический бомбардировщик Ту-160 (СССР)

Ту-160С (изделие 70-03) — BLACKJACK
Ту-160М — BLACKJACK
Ту-160М2 — BLACKJACK-M

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ «Опыт» А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта — изделия 70, проект Ту-160М, самолет «К» начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 — 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 — предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ «Опыт»(производство фюзеляжа — Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор — Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека — Воронежский авиазавод, шасси — Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле — 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. — самолет получил наименование RAM-P («Раменское», неидентифицированный образец техники №16 ).

Ту-160: абсолютное оружие холодной войны

Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.


Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда.

Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».

Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.


Фото: пресс-служба Президента РФ

К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160.

Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.

История появления традиции

Самолетам Дальней авиации начали присваивать имена собственные в середине 1990-х годов. В рамках подготовки к параду Победы 1995 года имя «Илья Муромец» получил стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером «06 красный».

Тогда же командующий Дальней авиацией издал соответствующее положение, регламентирующие порядок присвоения имен. Почетные наименования традиционно присваиваются Военным советом Дальней авиации.

К настоящему времени имена собственные присвоены 19 самолетам Ту-160 (один из них — «Михаил Громов» — к сожалению, потерпел крушение в 2003 году).

Помимо Ту-160, в Дальней авиации имена собственные присваивают бомбардировщикам Ту-95МС (в честь городов России), а также Ту-22М3 (в честь выдающихся пилотов).

Имена самолетов Ту-160

12 самолетов названы в честь военных летчиков и военачальников, пять — в честь авиаконструкторов, руководителей производства и пр., по одному — в честь спортсмена и героя древнерусского былинного эпоса.

Ниже приводятся названия самолетов дальней авиации Ту-160 в хронологическом порядке присвоения им имен собственных.

«Илья Муромец»

RF-94105, 1995 год. Назвали в честь героя русских былин, богатыря, а также одноименной серии российских бомбардировщиков начала XX века.

«Иван Ярыгин»

RF-94112, 1997 год. Назвали в честь советского спортсмена (1948-1997), борца вольного стиля, двукратного олимпийского чемпиона, а также главного тренера сборной СССР по вольной борьбе, президента федерации спортивной борьбы России.

«Василий Решетников»


RF-94102, 1998 год. Получил имя в честь советского летчика (1919), участника Великой Отечественной войны, командующего Дальней авиацией в 1969-1980 годах Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

Среди выдающихся советских летчиков-«дальников» Василий Решетников занимает особое место. Практически ровесник дальней авиации, он родился с ней в один день и посвятил ей всю свою жизнь, пройдя долгий путь от простого летчика до командующего.

Еще в 1938 году после окончания школы военных летчиков Василий Решетников был направлен служить в авиацию дальнего действия, где занимал должность летчика-инструктора. С началом войны Василий Васильевич упорно рвался на фронт, но начальство не пустило его, не желая терять своего лучшего наставника. Когда в часть прибыл офицер, отбиравший пилотов в создававшийся тогда 751-й отдельный ночной дальнебомбардировочный полк майора Тихонова, предназначенный для нанесения ударов по объектам в глубоком тылу противника, Решетников пошел ва-банк.

«Я подошел к нему и попросил меня проверить в технике пилотирования ночью. Он как-то так снисходительно ко мне отнесся, говорит, ладно, приготовь машину, я с тобой ночью слетаю», — вспоминает он.

Тогда он поднялся к облакам и показал все, что мог.

«После посадки он протянул мне руку и сказал: «пойдешь к Тихонову»», — рассказал Василий Решетников.

В элитном полку Решетников оказался единственным младшим лейтенантом среди капитанов. Василию Васильевичу во что бы то ни стало хотелось себя проявить. И вскоре такая возможность представилась. В январе 1942 года, когда враг был отброшен от столицы, но еще был очень силен и продолжал наступать на восток, Решетников получил задание лететь на Смоленск, где базировались немецкие самолеты. Из-за морозов вместо четырех самолетов на задание вылетели только два. Спустя час экипаж Решетникова и вовсе остался один. Однако летчик принял решение лететь на Смоленск, что в отсутствии облачности было практически самоубийством.

«Нас обстреляли зенитки. Очень забеспокоился штурман; я говорю, не обращай внимания. Занимайся своим делом, как на полигоне, а за всем остальным я сам посмотрю. Он прицелился, сбросил бомбы, там загорелись машины, и оттуда пошел такой черный дым», — поведал заслуженный военный летчик СССР.

Через полгода Василий Решетников уже принимал участие в авианалете на Берлин. Всего же за годы войны летчик совершил 307 боевых вылетов, его дважды сбивали, но через линию фронта возвращался к своим. Свой последний боевой вылет Решетников совершил 16 апреля 1945 года, во время Берлинской операции.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Ми-4 (Россия)

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенные годы, будучи уже командующим, Василий Васильевич отвечал за перевооружение Дальней авиации. Его фронтовая закалка, неуступчивость, принципиальность, знания и опыт помогли решать задачи стратегической важности. Генерал Решетников отверг три модификации Ту-22, но все же добился от конструкторов сверхзвуковой скорости для бомбардировщика. Еще более напряженной была совместная работа над знаменитым «Белым лебедем» — ракетоносцем Ту-160. Однако благодаря упорному труду самолет, который можно назвать гордостью отечественного авиастроения, удалось создать.

По традиции, стратегическим ракетоносцам и бомбардировщикам присваивают имена людей, внесших значительный вклад в развитие дальней авиации, в том числе летчиков-героев. Есть в этой лебединой стае и именной борт «Василий Решетников». tvzvezda.ru

«Михаил Громов»

Бортовой номер «01 красный», 1999 год. Назвали в честь советского летчика-испытателя (1899-1985), совершившего в 1930-е годы несколько рекордных перелетов, в годы Великой Отечественной войны командовавшего воздушными армиями, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

«Александр Голованов»

RF-94104, 1999 год. Назвали в честь советского летчика (1904-1975), командующего авиацией дальнего действия (1942-1948), главного маршала авиации.

«Александр Молодчий»

RF-94106, 2000 год. Назвали в честь советского летчика (1920-2002), участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Александр Новиков»

RF-94109, 2000 год. Назвали в честь советского военачальника (1900-1976), командующего Военно-воздушными силами (1942-1946), командующего Дальней авиацией (1953-1955), главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза.

«Алексей Плохов»

RF-94107, 2001 год. Назвали в честь советского летчика (1921-2006), участника Великой Отечественной войны, прошедшего путь от пилота бомбардировщика ТБ-3 до первого заместителя командующего Дальней авиацией, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Василий Сенько»

RF-94114, 2002 год. Назвали в честь советского летчика (1921-1984), штурмана Дальней авиации, участника Великой Отечественной войны, кстати, единственного в истории советской военной авиации штурмана — дважды Героя Советского Союза.

«Павел Таран»

RF-94101, 2002 год. Назвали в честь советского летчика (1916-2005) бомбардировочной авиации, участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации, в 1970-1980-е годы — ведущего конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» (ОКБ Туполева).

«Валерий Чкалов»

RF-94110, 2004 год. Назвали в честь легендарного советского пилота (1904-1938), как известно, совершившего в 1937 году рекордный беспосадочный перелет из Москвы в США.

«Владимир Судец»

RF-94108, 2004 год. Назвали в честь советского летчика (1904-1981), участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, начальника Главного штаба ВВС, командующего Дальней авиацией (1955-1962), Главнокомандующего войск ПВО страны (1962-1966), маршала авиации.

«Борис Веремей»

2005 год. Назвали в честь летчика-испытателя (1935-2002) Казанского авиазавода и ОКБ Туполева, который 18 декабря 1981 года совершил первый полет на Ту-160, а также участвовал в испытаниях самолетов Ту-16К, Ту-22М и Ту-22М1, Ту-124, Ту-128М, Ту-134, Ту-144, Ту-154, установил 36 мировых авиационных рекордов.

«Валентин Близнюк»

RF-94113, 2006 год. Назвали в честь советского авиаконструктора (1928-2019). Сотрудник ОКБ Туполева, главный конструктор Ту-160, а также консультант в Совете старейшин ПАО «Туполев».

«Виталий Копылов»

RF-94115, 2008 . Назвали в честь советского инженера, хозяйственника (1926-1995), генерального директора Казанского авиазавода им. С. П. Горбунова (1973-1994), строившего в том числе и самолеты Ту-160, Героя Социалистического Труда.

«Николай Кузнецов»

RF-94100, 2008 год. Назвали в честь советского конструктора (1911-1995). Занимался созданием не только авиационных, но и ракетных двигателей (в том числе НК-32, установленных на Ту-160). Был главным конструктором Уфимского авиазавода, с 1949 года возглавлял Государственный союзный опытный завод № 2 (ныне — носящее его имя ПАО «Кузнецов», Самара). Дважды Герой Социалистического Труда, действительный член АН СССР и РАН.

«Игорь Сикорский»

RF-94103, 2012 год. Назвали в честь русского и американского авиаконструктора и изобретателя (1889-1972). Создатель самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец», а также, первого в мире серийного вертолета R-4 и других летательных аппаратов.

«Андрей Туполев»

RF-94111, 2012 год. Назвали в честь известного советского авиаконструктора (1888-1972), создателя серий не только боевых, но и пассажирских самолетов «АНТ» и «Ту» (в том числе — нескольких тяжелых бомбардировщиков). Академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда.

«Петр Дейнекин»

Заводской номер 0804, 2017 год. Получил имя в честь советского и российского военачальника.

Главнокомандующий ВВС СССР (1991—1992), Главнокомандующий ВВС ОВС СНГ (1992), Главнокомандующий ВВС России (1992—1998).
Генерал армии, Герой Российской Федерации (1997), доктор военных наук, профессор.

«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М – публикуем видео

34-минутный полет на высоте 1,5 км — событие года для 8 тыс. человек в Казани и 200 предприятий

На Казанском авиазаводе и в КБ «Туполева» — праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Впрочем, шампанское откупорили и в КРЭТ, бортовая радиоэлектроника которого на данном этапе — главное новшество новорожденного самолета, и на паре сотен участвовавших в кооперации по новому ракетоносцу предприятий. Почему вчерашнее мероприятие — несомненный повод для оптимизма, при помощи источников в отрасли выяснял «БИЗНЕС Online». Также мы публикуем эксклюзивное видео первого полета.

«ВСЕ РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба «Туполева», проверены системы и оборудование — они отработали без замечаний.

«Пришлось ловить погоду — нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! — эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод — умница! Все работали одной командой. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, — для всех таких людей и их семей!»

Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления «Белого лебедя». И хотя пресс-служба «Ту» отмечает, что «первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации», надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.

Событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160 Фото: kremlin.ru

ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Ми-24 (СССР)

Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС: 15–16 машин (название и у тех и у других одинаковое — Ту-160М), к последним и относится взлетевший вчера бомбардировщик. Судя по имени на борту, первый полет он совершил в 1989 году, затем служил на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза остался на Украине, был выкуплен (то есть спасен от утилизации) в 1999-м. В 2012 году решением командования ВВС наречен «Игорем Сикорским» — по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую «кузькину мать» самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014-го ракетоносец находился на хранении, сначала — в Энгельсе, затем — в Казани.

Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за «Игорем Сикорским» до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.

ЧТО НОВОГО?

Главное свершение на сегодня — замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе отображения информации — вместо «будильников» появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025–2026 годы. То есть перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.

«На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия», — сообщает пресс-служба «Туполева». По данным источника «БИЗНЕС Online» в промышленности, программное ядро БРЭО — разработка КБ «Туполева», а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления — предприятий концерна «Радиоэлектронные технологии» нашего земляка Николая Колесова.

В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

На первом Ту-160М штатные двигатели НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально Фото: пресс-служба ПАО «Туполев»

НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — НА ИСПЫТАНИЯХ

Волнующий момент — двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского «Кузнецова» начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к минобороны источник, НК-32-02 — это улучшенная конструкция и современные технологии, а следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигатель, подобный по характеристикам исходному НК-32, не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника «БИЗНЕС Online», самолетокомплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских проверок.

Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? «Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, — говорит наш источник в авиапроме. — Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, официальной демонстрации ВКС или публичной церемонии выкатки — ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, подобное занимает около недели».

Продолжение последует…

Экипажи советских бомбардировщиков, как представляется, решали политическую задачу: требовалось, что называется, щёлкнуть американцев по носу. При этом в Москве понимали, что самолёты стратегической авиации создавались, конечно же, не ради рекордов, но рекорды, как бы там ни было, демонстрировали военно-техническую состоятельность государства. Уже в 1956 году первые Ту-95 и М-4 начали поступать в полки Дальней авиации и, оснащённые свободнопадающими обычными и ядерными бомбами, приступили к несению боевого дежурства. А в конце 1950-х советские стратегические бомбардировщики освоили арктические аэродромы: научились взлетать с так называемых аэродромов подскока, тем самым был увеличен радиус действия самолётов, а следовательно — эффективность возможных ударов по США. К тому времени в полках советских ВВС состояли на вооружении порядка 200 стратегических самолётов Туполева и Мясищева.

Постепенно, как свидетельствуют наши лётчики, советские самолёты под тяжестью нового оборудования и вооружения стали «отяжелевать», снижать свои лётные качества, в том числе снизился и радиус действия. В это время американцы сделали ответный шаг. Не ожидая предельного возраста эксплуатации В-52Н, обновили их — заменили крылья, увеличили ёмкость топливных баков, поставили лёгкое, но более мощное вооружение, оснастили более экономичными двигателями. А один из серийных самолётов специально переделали в «рекордный».

И вот 10 января 1962 года, стартовав с авиабазы на острове Окинава и приземлившись на авиабазе близ Мадрида 11 января, экипаж американского бомбардировщика Боинг B-52H «Стратофортресс» во главе с Клайдом Эвели за 22 часа 10 минут преодолел расстояние 20.168 километров, установив мировой рекорд дальности полёта по прямой. Причём рекорд был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией.

В сентябре 2020 года Российские воздушные «стратеги» догнали американцев по дальности полёта. А для класса сверхзвуковых стратегических ракетоносцев — таких, как «Белые лебеди», это абсолютный рекорд дальности. Но, по всей видимости, не последний.

Sohu: четыре самых опасных российских бомбардировщика

Согласно плану Министерства обороны России, 15 бомбардировщиков Ту-160, имеющихся у ВКС, будут модернизированы до модели Ту-160М и приняты на вооружение в 2021 году. К 2027 году также будет произведено 10 новых Ту-160М2. На это стране придется потратить 160 миллиардов рублей (2,5 миллиарда долларов), по 250 миллионов долларов за каждый самолет. Получается, что за хорошее качество придется заплатить умеренную цену. В итоге у России будет 50 стратегических бомбардировщиков серии Ту-160.

Они уже не представляют основную тенденцию, но все еще могут похвастаться прекрасной боеспособностью

Многих интересует, какие различия будут между модернизированным Ту-160М и его старым оппонентом американским В-1В?

«Ту-160 крупнее В-1В примерно на 20%, его максимальная скорость составляет 2,05 Маха, тогда как у американского бомбардировщика она равна 1,2 Маха. Исходя из этих двух параметров, можно сделать вывод, что Ту-160 намного мощнее В-1В. Прибавим к этому модернизацию российского бомбардировщика до модели Ту-160М, что в целом не меняет соотношение сил», — говорит Вэнь Чан.

Бомбардировщик В-1В постоянно улучшается, а по некоторым данным его боеспособность гораздо выше заявленной. Во-первых, несмотря на малые размеры, его бомбовая нагрузка больше, чем у Ту-160 почти на 20 тонн. Во-вторых, у В-1В лучше развита способность преодолевать зоны ПВО на малой высоте. В 50-х годах прошлого века США и СССР производили бомбардировщики В-52 и Ту-95. Изначально они были спроектированы таким образом, чтобы быть недоступными для ударов зенитного оружия, поэтому в приоритете были большая скорость и высота полета, на низких высотах они действовали не очень хорошо. Однако после технологического усовершенствования ЗУР и ракет класса «воздух-воздух», их способности проникновения к цели на большой скорости и высоте значительно ослабли. Малая высота — это слепая зона как для бортовых, так и для наземных РЛС. Ту-160 и В-1В создавались именно для проникновения в слепую зону радаров. Однако у американского бомбардировщика способности преодолевать ПВО на малой высоте придается гораздо большее значение. В-третьих, В-1В чаще применялся в условиях реальных боевых действий. Ту-160 стал полностью боеспособным в 1988 году, но потом распался СССР, и бомбардировщик впервые принял участие в войнных действиях только в 2015 году во время атаки на террористическую группировку ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ. — прим. ред). Поэтому данные о боевых характеристиках В-1В заслуживают большего доверия.

Читать еще:  Самолет-амфибия Бе-8 (СССР)

Корреспонденту Science and Technology Daily удалось выяснить, что Ту-160 — это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, основное направление развития которого идет в полный разрез с общей тенденцией создания стратегических бомбардировщиков следующего поколения, которая заключается в совершенствовании стелс-характеристик.

По этому поводу Вэнь Чан говорит, что в 2015 году Россия вновь запустила производственную линию Ту-160. Этому предшествовали события в Крыму, в результате которых страны Запада объявили о введении антироссийских санкций. В 2009 году Россия объявила о намерении развивать бомбардировщики следующего поколения, их первый полет был запланирован на 2019 год. Из-за экономических санкций в 2014 году развитие бомбардировщиков следующего поколения не получило достаточной финансовой поддержки. Однако на нужды национальной обороны срочно понадобились стратегические бомбардировщики для восполнения образовавшегося дефицита. На вооружении состояло всего 15 Ту-160, этого было недостаточно, чтобы поддержать Россию в международных военных интригах. Пришлось прибегнуть к экономичному и быстрому плану, запустить производственную линию Ту-160 снова.

«В настоящее время системы ПВО хорошо умеют обнаруживать и поражать низколетящие цели. Поэтому прорыв противовоздушной обороны на высокой скорости и низкой высоте как Ту-160, так и В-1В маловероятен. Можно сказать, что эта тактика уже устарела», — говорит Вэнь Чан. Россия сохраняет и развивает Ту-160, во-первых, с целью создания эффекта стратегического устрашения; во-вторых, вместе с увеличением дальности полета крылатых ракет, у бомбардировщиков появилась возможность наносить прицельный удар по удаленным объектам, не заходя в зону действия вражеского ПВО; в-третьих, при встрече со слабым противником большая бомбовая нагрузка и длительное нахождение в воздухе играют на руку стратегическим бомбардировщикам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

uacrussia

«Белый лебедь» стратегического назначения

12 апреля 2018 года создатель легендарного самолета Ту-160 Валентин Иванович Близнюк отмечает свое 90-летие.

Валентин Иванович Близнюк — советский авиаконструктор, руководитель работ по самолету Ту-160. Обладатель звания «Почетный авиастроитель», орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», лауреат Государственной премии СССР.

С момента начала работ по стратегическому ракетоносцу Ту-160 Валентин Близнюк активно участвовал в проектировании этого уникального по своим характеристикам самолета. В 1975 году был назначен Главным конструктором, руководителем работ по новой машине и, одновременно, заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» — А.А.Туполева. Под его руководством проводились сложнейшие работы по оптимизации аэродинамической схемы самолета и его силовой установки в аэродинамических трубах и на специальных стендах, на летающих лабораториях и опытных образцах Ту-160.

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Единая. Информационная. Своевременная: обновленный Ту-160 создается в новой среде

Компания «Туполев» представила первые результаты работы единой информационной среды для проектирования, производства и послепродажного обслуживания самолета. В отечественном авиастроении впервые создается система, где все этапы жизненного цикла самолета взаимосвязаны и хранятся в единой цифровой среде.

Сегодня большинство промышленных предприятий, занимающихся созданием сложных систем — от автомобилей до атомных станций, — либо в процессе внедрения, либо уже разрабатывают собственные информационные системы.
В декабре 2017 года на расширенном заседании научно-технического совета (НТС) компании «Туполев» были представлены первые результаты работы единой информационной среды (ЕИС) для создания и послепродажного обслуживания самолета.

«И в структурах ОАК, и в отечественной аэрокосмической индустрии впервые создается система, где накапливается и обрабатывается вся информация с ключевых этапов жизненного цикла изделия: конструкторы и технологи; производственники и эксплуатанты формируют единую информационную базу знаний о самолете», — отмечает генеральный директор компании «Туполев» Александр Конюхов.

Готов технический проект системы, разработанный в соответствии со стандартами 34-й серии ГОСТа. Затраты на создание новой информационной среды вполне сопоставимы с любой крупной технологической реорганизацией, например инвестициями в обновление парка станочного оборудования.

В заседании НТС приняли участие представители предприятий ОАК, а также лидирующие предприятия других отраслей — госкопораций «Росатом» и «Роскосмос», корпорации «Вертолеты России», Объединенной судостроительной корпорации и компании «Уралвагонзавод».

Проблема с американскими авианосцами

К 1960-м годам основной противник СССР настолько прокачался в строительстве авианосцев, что догнать его было невозможно. Могучие суда американцев прочно обосновались в Средиземном море, Индийском океане, Бискайском заливе. Проблема была не столько в самих авианосцах, сколько в том, что они охраняли — атомных подлодках с ракетным вооружением. Авианосцы, оснащенные современными системами противовоздушной обороны, просто-напросто блокировали любые (даже гипотетические) попытки добраться до опасных субмарин.

Существовавшие в то время советские корабли, самолеты, ракеты и подводные лодки не могли поразить цели противника. Ракеты с ядерным зарядом не засекли бы постоянно меняющие положение авианосцы. Все остальное не смогло бы даже приблизиться к цели на расстояние выстрела.

Нужно было создавать новое оружие, ориентированное специально на уничтожение американских авианосцев. Им, по замыслу советского командования, мог выступить бомбардировщик-ракетоносец с невероятной по тем временам скоростью 3200 км/ч, дальностью полета в районе 6000 километров, взлетной массой около 100 тонн и возможностью подняться на высоту вплоть до 25 километров. Самолет следовало оснастить ядерными ракетами, превышающими скорость звука в пять-семь раз. Только при выполнении этих условий вооруженные силы СССР могли рассчитывать на прорыв противовоздушной обороны американских авианосцев.

Проблема в том, что в начале 1960-х не существовало ни одного самолета, подходящего под эти параметры. Основная загвоздка была в очень высокой скорости: даже разрабатывавшиеся в то время проекты предусматривали максимальную скорость самолета до 2500 км/ч, но никак не 3200. Тогда в министерстве авиационной промышленности предложили советским конструкторским бюро поучаствовать в конкурсе по созданию грандиозного проекта совершенно нового типа самолета — сверхзвукового стратегического бомбардировщика, предназначенного для уничтожения авианосцев.

В конкурсе приняли участие три конструкторских бюро: Туполева, Сухого и Яковлева.

Ту-160М: «длинные руки» ядерной триады

Разработанный 40 лет назад советскими конструкторами Ту-160 обладает большим потенциалом для обновления. Его глубокомодернизированная версия Ту-160М практически не отличается от родителя по аэродинамической схеме. Все основные отличия – в новейших системах.


Демонстрационный полет Ту-160М «Петр Дейнекин»

«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех разработал для самолета новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля и навигации, комплекс РЭБ и систему управления вооружением. На Ту-160М устанавливаются передовые системы противовоздушной обороны и защиты от помех. Результатом проведенных работ стало значительное увеличение общей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению.

Ту-160М способен развивать впечатляющую для такого гиганта скорость – до 2000 км/ч. Самолет может с легкостью отрываться от перехватчиков и преодолевать зону ПВО противника. Детали вооружения держатся в секрете.

Программа глубокой модернизации Ту-160 – один из важнейших государственных проектов. Сегодня можно говорить о значительном увеличении эффективности данного авиационного комплекса

Анатолий Сердюков, индустриальный директор авиационного кластера Ростеха

В конце ноября 2019 года первый опытный Ту-160М был передан на наземные испытания. А уже 2 февраля текущего года состоялся первый полет первого опытного самолета на аэродроме Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. Полет проходил на высоте 1,5 тысяч метров и длился 34 минуты. Системы самолета отработали штатно, у экипажа замечаний к машине не было.

Есть мнение, что большие ракетоносцы, не оснащенные стелс-технологиями, уходят в прошлое. Однако, американцы не спешат отказываться от созданных еще в 1950-е Boeing B-52, а китайцы продолжают эксплуатировать и модернизировать Xian H-6K, в основе которого − лицензионная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16. В отличие от сверхмощных баллистических ракет, стратегические бомбардировщики − более гибкий инструмент международного влияния. Если запущенную по противнику ядерную ракету практически невозможно остановить, то самолет всегда можно развернуть и отправить на базу.

События, связанные с этим

Ту-155: начало криогенной авиации

Рисков для исполнения госзаказа на фоне эпидемии коронавируса нет

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector