8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транспортно-боевой вертолет Ка-29

Транспортно-боевой вертолет Ка-29

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 создан на базе многоцелевого тяжелого вертолета корабельного базирования Ка-27. В отличие от прародителя, Ка-29 условно можно назвать не транспортно-боевым, а боевым-транспортным вертолетом. Основные задачи решаемые Ка-29: высадка с больших десантных кораблей первой волны морской пехоты и её огневая поддержка.

Первый полет опытного образца под индексом Ка-252ТБ состоялся в 1976 году, серийное производство вертолета наладили на заводе в г. Кумертау.

Карта сайта

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Горячая линия
  • Раскрытие информации
  • Энергоэффективность
  • Менеджмент качества
  • Инновации
  • Лицензии
  • Экологическая политика
  • Пресс-кит
  • Закупки
  • Противодействие коррупции
  • Социальная ответственность
  • Документация
  • Интерфакс

О ХОЛДИНГЕ

  • Вакансии
  • Структура
  • Руководство
  • История

МЕДИА

СЕРВИС

КАТАЛОГ

  • Военные вертолеты
  • Гражданские вертолеты

КОНТАКТЫ

  • Горячая линия

Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.

Призовут из запаса

Вертолет Ка-29 начали серийно выпускать в 1979 году, но он до сих пор не устарел. В 1980-х годах на Кумертауском авиационном производственном предприятии было изготовлено более 60 таких боевых машин. Большая их часть осталась в России, несколько — на Украине. После 1991 года вертолет выпускали штучно. После сокращения состава военных флотов практически все машины поставили на хранение — на севере европейской части страны и на Камчатке. Тем не менее о вертолете на флоте всегда помнили и при первой возможности постарались вернуть в строй.

Машинами серьезно занялись после того, как с Францией был заключен контракт о поставке российскому ВМФ двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль». УДК могли нести до 16 вертолетов — их численность варьировалась в зависимости от поставленных задач.

Cоветский корабельный транспортно-боевой вертолёт Ка-29

Для «Мистралей» собирались сформировать две авиационные группировки — примерно по 30 вертолетов Ка-52К «Катран» и Ка-29. Таким образом создавался резерв для быстрой ротации машин на случай ремонта или замены при потере в результате боевых действий или аварии.

Летные качества «боевых улиток», изначально разработанных для флота, не требовали кардинальной переделки. Конечно, машины после хранения на спецплощадках нуждались в капремонте, и он начался без промедления. На вертолетах отремонтировали колонки несущего винта, двигателей и редукторов, а также обновили лакокрасочное покрытие. Но самое главное — машины получили современное вооружение и радиоэлектронную «начинку». Контракт с Францией из-за введения санкций сорвался, но модернизированные машины вошли в состав флота.

Конструкция

Вертолет построен по соосной схеме, с трехлопастными винтами противоположного вращения, которые складываются на стоянке. Значительная часть систем и оборудования заимствована у Ка-27. Фюзеляж цельнометаллический, хвостовое оперение — с двумя килями, шасси — четырехопорное неубирающееся, спроектированное специально для работы на качающейся палубе. Для аварийной посадки на воду по бокам фюзеляжа предусмотрены надувные баллонеты. Силовая установка включает в себя два турбовальных двигателям ТВЗ-117КМ разработки ОКБ им. В. Я. Климова (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург), производства Запорожского моторостроительного завода (ныне — ПАО «Мотор Сич», Запорожье, Украина). Бронирование кабины экипажа и агрегатов силовой установки усилено по сравнению с Ка-27: общая масса бронезащиты — 350 кг), кабина расширена на 500 мм.

Галерея Ка-29

Ка-29 (классификация НАТО: Helix-B) советский многоцелевой палубный вертолет, разработанный в ОКБ Камова в 1970-хх.

История Ка-29

Работа над транспортно-боевым вертолетом была развернута в ОКБ Камова в 1973 году. Работы по конструированию и постройке опытного экземпляра на базе противолодочного Ка-27 возглавил заместитель главного конструктора С. Фомин.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)

Не смотря на то, что базой для Ка-29 брался уже летающий на тот момент Ка-27 для ОКБ Камова впервые предстояло создать боевой вертолет с комплексом вооружения для поражения не только морских, но и сухопутных целей. По сути, новый вертолет был морской Камовской версией знаменитого войскового Ми-24 и по комплексу вооружений, и по идеологии применения был на него похож. На Ка-29 согласно планировалось разместить комплекс вооружения, аналогичный комплексу боевого вертолета Ми-24В. Предстояло на деле доказать, что камовцы способны создать боевой вертолет, который может успешно решать боевые задачи огневой поддержки десанта.

Ка-29 впервые взлетел спустя 3 года после начала разработки – в июле 1976 года. Еще через 3 года в 1979 году вертолет завершил госиспытания. Серийный выпуск вертолета развернули на авиазаводе Кумертау – там же, где выпускалась старшая модель – вертолет Ка-27.

Принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР в 1987 году.

Конструкция Ка-29

Ка-29 построен на базе Ка-27. Несущая конструкция, силовая установка, основная часть фюзеляжа, шасси, системы управления аппаратом, основные системы, заимствованы у вертолета Ка-27. Дополнительно установлены радиостанции для связи с сухопутными войсками.

Экипаж вертолета состоит из пилота и штурмана-оператора, которые размещаются рядом в кабине, расширенной по сравнению с Ка-27 на 500 мм и имеющей бронезащиту от пуль калибра 7, 62 мм. Критические элементы защищены броней общей массой 350 кг.

Для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения предусмотрены экранно-выхлопные устройства двигателей, станция оптико-электронных помех и кассеты для отстрела ложных тепловых целей.

Демонстрационный полет вертолета Ка-29, Севастополь

Вертолет оснащен специальными системами управления оружием. Перед лобовым стеклом над приборной доской на рабочем месте пилота установлен прицел для применения неуправляемых ракет и пушек. На рабочем месте штурмана-оператора имеется оптический наблюдательный прибор для распознавания и прицеливания.

Вертолет имеет два варианта применения: боевой и транспортный.

В боевом варианте в состав вооружения машины входит управляемое и неуправляемое ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение. Ракеты и оружие контейнерного типа размещены на четырех балочных держателях внешней подвески. На левом борту неподвижно крепится пушка калибра 30 мм.

В транспортном варианте вертолёт способен взять на борт 16 десантников с личным оружием, или 10 раненых, включая четырёх на носилках, или до 2000 кг груза в транспортной кабине, или до 4000 кг груза на внешней подвеске. На вертолёте может быть установлена лебёдка грузоподъёмностью до 300 кг.

Ка-29 – корабельный вертолет и для реализации условий размещения в тесных корабельных ангарах он исполнен в минимальных геометрических размерах. Он оснащен системой складывания лопастей несущих винтов. В сложенном (походном) положении лопасти НВ практически вписываются в габариты планера по длине, высоте и ширине.

Модификации

  • Ка-252ТБ — прототип
  • Ка-29 — серийный транспортно-боевой вертолёт
  • Ка-29ВПНЦУ — вертолёт-целеуказатель
  • Ка-31 (Ка-27РЛД) — вертолёт ДРЛО

Эксплуатация Ка-29

Ка-29 предназначен для повышения мобильности и эффективности десантных операций, уничтожения наводных и наземных целей, а так же перевозку грузов и десанта в любую погоду и в любое время суток.

Первыми кораблями базирования стали большие десантные корабли «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». На каждом корабле базировалось по 4 вертолета.

С середины 1990-х годов часть вертолетов были переданы из состава Морской авиации в авиацию Внутренних войск МВД России.

Состоит на вооружении

  • Авиация ВМФ России — 30 единиц (БФ, СФ, ТОФ, 859-ый ЦБП и ПЛС МА ВМФ РФ) — на 2014 год большая часть вертолётов на хранении.
  • Авиация Внутренних войск МВД России
  • Авиация ВМС Украины — 4, по состоянию на 2013 год. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков). В 2011 году один Ка-29 был продан Экваториальной Гвинее.
Читать еще:  Транспортно-десантный вертолет Ми-6 (СССР)

Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 был куплен у Украины в 2011 году.

Ка-29 возвращаются на службу

От проекта до эксплуатации

Будущий Ка-29 создавался в семидесятых годах; первый полет опытной машины состоялся в 1976 г. Серийное производство развернули в 1984-м на Кумертауском вертолетном заводе. Техника сходила с конвейера до 1991 г., после чего производство приостановили на неопределенный срок – фактически навсегда, новые вертолеты более не выпускались.

Уже в 1985 г. морская авиация ВМФ СССР получила первые серийные Ка-29 и приступила к их освоению. Затем прошли мероприятия по выработке методик боевого применения. В августе 1987 г. новый вертолет официально приняли на вооружение. К тому времени заказчик успел получить значительную часть вертолетов, за счет чего удалось укомплектовать несколько подразделений.

Всего в 1984-91 гг. было построено 59 серийных Ка-29. Основная их часть, 46 ед., поступила в состав ВМФ. Прочие вертолеты передали другим структурам министерства обороны. В частности, морские вертолеты изучались в 344-м Центре боевого применения армейской авиации (г. Торжок).

В морской авиации Ка-29 служили в строевых частях Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Учебные части работали в составе Черноморского. Впоследствии, после развала СССР это привело к разделу техники между двумя странами. Основная часть вертолетов осталась России, еще 5 ед. перешли Украине.

Особенности эксплуатации

Транспортно-боевой вертолет нового типа создавался для обеспечения действий морской пехоты. Ка-29 должны были доставлять бойцов на берег и осуществлять огневую поддержку при помощи пушечно-пулеметного, ракетного и бомбового вооружения. Пассажирская кабина вмещала 16 бойцов с оружием; на 4 точках внешней подвески размещалось 1850 кг авиационных вооружений.

В зависимости от поставленной задачи, вертолеты могли работать с береговых аэродромов или с палубы кораблей. Основными носителями Ка-29 считались большие десантные корабли пр. 1174 «Носорог». Каждый из трех БДК этого типа мог нести 4 вертолета – с возможностью высадки 64 солдат. Также вертолеты летали с авианесущих кораблей разных типов. Проводились эксперименты с эксплуатацией Ка-29 на кораблях с одноместной взлетной площадкой. Их свернули в 1987 г. после крушения.

Тяжелые времена

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов для вооруженных сил в целом и морской авиации в частности наступили тяжелые времена. Сначала упала интенсивность эксплуатации различной техники, в т.ч. вертолетов Ка-29. Затем из боевого состава флота вывели основную часть авианесущих кораблей, способных принимать транспортно-боевые вертолеты. Кроме того, распад страны привел к разделу флотской матчасти.

Все эти события ударили по состоянию парка Ка-29 и по его перспективам. Вертолеты с особыми возможностями оказались ненужными – и отсутствовали возможности по поддержанию их технического состояния. Техника простаивала без дела и ее состояние постоянно ухудшалось. В конце девяностых флот передал Внутренним войскам до 15-16 вертолетов.

Из-за простоя и отсутствия должного обслуживания состояние вертолетов постоянно ухудшалось. ВМФ вынужденно выводил их из боевого состава с постановкой в резерв или с полным списанием. В итоге к концу двухтысячных годов в строю оставалось не более 10-20 машин.

Следует отметить, что даже на фоне тяжелых событий девяностых продолжались работы по развитию вертолетной техники. Так, в 1997 г. на испытания вывели две летающие лаборатории на базе Ка-29, предназначенные для отработки методик боевого применения ударного вертолета Ка-50. Одна из них несла нештатное вооружение, другая получила прицельно-навигационный комплекс от Ка-50 и стала воздушным пунктом наблюдения и целеуказания. В январе-феврале 2001 г. боевая ударная группа в составе двух Ка-50 и единственного Ка-29ВПНЦУ прошла испытания в реальных условиях чеченского конфликта.

Читать еще:  Истребитель J-31 / FC-31 «Shenyang» (Китай)

Проект модернизации

В начале двухтысячных стало известно о планируемом возвращении вертолетов Ка-29 к полноценной службе. Предлагалось отремонтировать и модернизировать 10 машин для базирования на ожидаемых десантных кораблях «Мистраль». Для соответствия современным требованиям вертолеты должны были получить новое радиоэлектронное оборудование и современное вооружение. Впрочем, подробный состав нового электронного комплекса не раскрывался.

Первые партии отремонтированных Ка-29 передали флоту в 2016-17 гг. Сейчас она служит в составе Тихоокеанского и Балтийского флотов. Затем провели ремонт и модернизацию вертолетов Северного флота. Как сообщает справочник The Military Balance, за счет таких мероприятий численность транспортно-боевых вертолетов в строю приближается к трем десяткам.

На днях «Известия» сообщили о расширении районов работы вертолетов Ка-29. Со следующего года их планируется привлекать к защите арктических рубежей страны. Такие задачи разделят между частями Северного и Тихоокеанского флота. В западных районах будут работать Ка-29 из состава 830-го окплп Северного флота, другие рубежи отдадут 317-му смешанному авиаполку, несущему службу на Камчатке.

Возвращение на службу

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 достаточно стар – его создание завершилось в начале восьмидесятых. При этом он до сих пор не устарел и сохраняет хороший потенциал. Своевременная модернизация путем замены отдельных узлов и агрегатов позволяет продолжать эксплуатацию в течение длительного времени с полной реализацией всех возможностей конструкции.

По сути, к полноценной эксплуатации возвращается настоящая «летающая БМП», способная обслуживать морскую пехоту в особых условиях ее работы. Ка-29 не является единственным отечественным вертолетом, способным высаживать и поддерживать десант, но при этом имеет важные преимущества перед другими образцами. Так, морской Ка-29 компактнее машин семейства Ми-8, хотя несет схожее вооружение. От боевого Ми-24 он выгодно отличается большей вместимостью кабины десанта. Кроме того, Ка-29 приспособлен к работе над морем и на палубе корабля.

Подобная винтокрылая платформа, оснащенная современным прицельно-навигационным комплексом и другой аппаратурой последних моделей, а также совместимая с нынешними авиационными вооружениями, представляет большой интерес для ВМФ. Этот интерес уже привел к появлению нескольких заказов и модернизации строевой техники.

Процесс возвращения Ка-29 к службе запущен несколько лет назад и дает реальные результаты. Произведено переоснащение нескольких частей, работающих на основных стратегических направлениях. В ближайшее время появится возможность обеспечить присутствие транспортно-боевых вертолетов в новом регионе, в Арктике. Там они смогут дополнить другую технику с иными возможностями.

В целом история службы вертолетов Ка-29 весьма интересна. Специализированная машина с широкими возможностями появилась накануне тяжелых времен, что не позволило сразу реализовать весь ее потенциал. Тем не менее, спустя несколько десятилетий найдены необходимые возможности – и Ка-29 вновь сможет показать себя самым лучшим образом.

Большая часть предприятий, занимающихся авиаремонтом, уже опубликовало годовую бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Сделал обзор деятельности предприятий отрасли на их основе. Начнём с данных по деятельности дочерних зависимых обществ ОАО «Авиаремонт» в прошлом году.

150 авиационный ремонтный завод, находящийся в Калиниградской области передал Минобороны России в 2012 году шесть вертолетов и один самолет. Стоит отметить, что все вертолеты (два Ка-27 и четыре Ми-24) были сданы по Гособоронзаказу прошлого, 2011 года. А на единственном сданном Ту-22М3 второй этап капитального ремонта должен был быть окончен еще двумя годами раньше – в 2010 году. Трехлетний контракт, заключенный на ремонт дальних бомбардировщиков еще в январе 2008 года наконец-то был исполнен (о проблемах исполнения этого соглашения автор писал ранее в ЖЖ ).

Ту-22М3 на аэродроме Ахтубинск после ремонта

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector