Транспортно-десантный вертолет Ми-6 (СССР)
- 1 История создания и производства
- 2 Описание конструкции
- 2.1 Бортовое оборудование
- 3 Лётно-технические характеристики
- 4 Модификации
- 5 Применение
- 6 Авиапроисшествия и катастрофы
- 7 Эксплуатанты
- 7.1 Состоят на вооружении
- 7.2 Сняты с вооружения
- 7.3 Гражданские
- 8 Галерея
- 9 См. также
- 10 Примечания
- 11 Литература
- 12 Ссылки
Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года под управлением лётчика-испытателя Г. Р. Карапетяна. Серийно производится с 1984 года. Всего по состоянию на 2011 год изготовлено 316 машин (по данным реестра воздушных судов); около 40 машин — экспортированы.
Эпоха первых геликоптеров
В 1941 году Михаил Миль становится заместителем Н.И. Камова на недавно созданном заводе по строительству автожиров. В августе того же года автожиры было решено проверить в боевых условиях. Эскадрилья из пяти машин А-7 с Милем в качестве инженера совершала вылеты на Западном фронте под Ельней. Однако неудачное сочетание конструктивной экзотичности, малочисленности и уязвимости для вражеских истребителей оказалось роковым для первых в СССР боевых автожиров. Эскадрилья вернулась в тыл, и дальнейшие разработки этого направления были свернуты.
Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. Миль − первый слева в белой рубашке
Череда потерь военного времени (умерли сын и мать, погиб брат) не сломили конструктора. Он разрабатывает противотанковое ружье, улучшает конструкции самолетов, защищает кандидатскую и докторскую диссертации. Однако вертолетную тему Миль не оставляет и даже пишет письмо Сталину о необходимости ее развития.
В конце войны американцы уже имели действующий серийный геликоптер S-47, созданный эмигрантом из России Игорем Сикорским, и в целом вертолетное направление было на подъеме. Поэтому было решено в спешном порядке создать советский аналог. Разработки велись одновременно по двум схемам: двухвинтовой сосной и одновинтовой с рулевым винтом, как у машин Сикорского.
В 1947 году Миль становится главным конструктором нового «геликоптерного» ОКБ. Абсолютно уверенный в нужности и успехе проекта, Михаил Леонтьевич шутил, что «все уже изобретено, осталось только сделать». И действительно, спустя всего лишь год первый вертолет Миля ГМ-1 поднялся в воздух. И хотя первый опытный экземпляр разбился на испытаниях, в целом ГМ-1 оказался удачным и подтвердил правильность выбранного пути. В 1952 году ГМ-1 идет в серию под обозначением Ми-1, впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.
Вертолет Ми-1АУ
Новые машины с трудом пробивали себе дорогу. Пилоты остерегались переходить с привычных самолетов на винтокрылые аппараты. Руководство страны не спешило отдавать мощности под серийное производство. Отчасти изменить такое положение дел помогли успехи американцев, активно использовавших вертолетную технику, в том числе для высадки десанта в реальных боевых действиях в Корее. Тогда КБ Миля получило заказ на транспортно-десантный вертолет ВД-12, будущий Ми-4.
Созданный в фантастически короткие сроки, всего за один год, Ми-4 взлетел уже в 1952 году. Он мог переносить на борту 16 десантников или один автомобиль ГАЗ-69, а по характеристикам опережал своего американского собрата S-55. Вертолет широко эксплуатировался в военной и гражданской авиации вплоть до 1980-х годов. Детище Миля было отмечено Ленинской премией, а в 1958 году Ми-4 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Карта сайта
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
- Горячая линия
- Раскрытие информации
- Энергоэффективность
- Менеджмент качества
- Инновации
- Лицензии
- Экологическая политика
- Пресс-кит
- Закупки
- Противодействие коррупции
- Социальная ответственность
- Документация
- Интерфакс
О ХОЛДИНГЕ
- Вакансии
- Структура
- Руководство
- История
МЕДИА
СЕРВИС
КАТАЛОГ
- Военные вертолеты
- Гражданские вертолеты
КОНТАКТЫ
- Горячая линия
Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.
Рекорды Ми-6
В ходе государственных летных испытаний Ми-6, которые проходили в 1959−1963 гг., были установлены 16 мировых рекордов.
Самые значимые рекорды:
подъем груза общей массой 5 тонн на высоту 5600 м;
поднятие груза весом свыше 20 т на более чем 2000 м высоты;
набор скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;
развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;
достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – этот рекорд не превзойден до нынешнего времени.
Рекорды сделали Ми-6 самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире.
За достижение абсолютного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля получило награду – Международный приз им. Сикорского И.И. «за выдающиеся достижения в развитии сферы вертолетостроения».
В конце 1952 года в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжелого транспортного вертолета. [5]
11 июня 1954 года ОКБ Миля получило Постановление Совета Министров о разработке тяжелого транспортного вертолёта. В соответствии с ним тяжелый вертолёт должен был перевозить 6 т груза при нормальной взлетной массе, 8 т при перегрузочной и 11,5 т в случае полета на укороченную дистанцию. [1]
ОКБ Миля начало разработку вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
Главным конкурентом будущего Ми-6 стал Ка-22, разработанный в ОКБ Н. И. Камова. В отличие от Ми-6, Ка-22 был построен по поперечной схеме с двумя несущими винтами относительно небольшого диаметра, что, как выяснилось впоследствии, оказалось экономически нецелесообразно. [1]
Серийный выпуск Ми-6 был развернут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском заводе № 168. [1]
В 1959 году на Ростовском заводе № 168 были выпущены первые 4 серийные Ми-6. Выпуск Ми-6 в Ростове продолжался до 1980 года, когда на его смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 Ми-6. [1] В Москве было выпущено только 50 Ми-6 в период с 1960 по 1962 год по причине перехода завода на выпуск ракетно-космической техники.
Только лучшее и современное
Серьёзное обновление выпускаемой продукции «Роствертола» — результат многолетней, методичной модернизации производства. С 2012 года завод реализует инвестпрограмму, позволившую провести техническое перевооружение большого числа производственных участков. Модернизированы гальванический, заготовительно-штамповочный, агрегатно-сборочный цеха, а также механический и лопастной заводы.
Заменено оборудование, повысилась точность и качество изготовления деталей, внедрены современные высокоэффективные способы производства, экономящие ресурсы.
Важный этап в развитии предприятия — постепенный переход на цифровые технологии производства. Сегодня специалисты «Роствертола» разрабатывают 3D-модели для использования их на станках с числовым программным управлением. Это уменьшает трудоёмкость операций, исключает брак, сокращает сроки изготовления деталей.
В прошлом году завод продемонстрировал сразу несколько обновлённых моделей вертолётов и продолжил работу по совершенствованию производственных мощностей. За последние пять лет ПАО «Роствертол» технически перевооружил большинство участков и цехов. В результате вертолёты, которые выпускает предприятие, соответствуют самым высоким стандартам.
Международный триумф
Массовость, надежность, дешевизна и простота – руководствуясь этими принципами, Миль создавал свои вертолеты, такие как Ми-6, Ми-10, Ми-8, Ми-2, Ми-14, Ми-24.
Первым вертолетом с газотурбинным двигателем стал тяжелый Ми-6, созданный в 1957 году. Он был предназначен для перевозки боевой техники сухопутных войск, в том числе ракетных комплексов, для высадки десантов в тылу противника. Способный нести до 12 тонн, Ми-6 стал самым грузоподъемным вертолетом своего времени. «Шестерка» настолько превзошла все, что существовало в вертолетной авиации мира, что сведения о ней, просочившиеся в западную техническую прессу, произвели почти такую же сенсацию, как запуск первого спутника. В 1961 году машина преодолела максимальную на тот момент вертолетную скорость 300 км/ч.
Многоцелевой транспортный вертолет Ми-6
Самое известное детище конструктора – многоцелевой вертолет Ми-8, созданный в 1960-е годы. Его конструкция оказалась настолько успешной, что производство Ми-8 не прекращается до сих пор. Всего выпущено более 50 модификаций и более 12 тысяч единиц этой универсальной машины.
Участие вертолетов ОКБ Миля в международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1965 году произвело фурор. А в 1971 году мировое вертолетное сообщество ждало еще одно потрясение – перед ним предстал двухвинтовой гигант Ми-12, самый тяжелый и самый грузоподъемный вертолет из когда-либо построенных. Под его крыльями с винтомоторными группами от Ми-6 мог поместиться лайнер Ту-144. За создание Ми-12 Миль и его коллеги были награждены призом имени И.И. Сикорского. Сверхтяжелый транспортник задумывался как часть ядерной программы СССР, но с принятием на вооружение более компактных твердотопливных баллистических ракет и изменением взглядов военных на обеспечение мобильности ракетных войск стратегического назначения Ми-12 оказался не востребован и в серию не пошел.
Назначение и модификации Ми-6
Ми-6 является вертолетом второго поколения. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время. Компоновка Ми-6 была взята за базу для производства многих советских и зарубежных вертолетов.
Транспортно-десантный Ми-6 имел предназначение в переброске войск и военной техники. Транспортная кабина Ми-6 может вместить в себя до 150 человек, бронетранспортер БТР-152 или 2 самоходные машины АСУ-57, различные виды оружия: пушки, гаубицы и т.п.
«Летающий кран» как вариант Ми-6 широко использовался при выполнении краново-установочных работ, транспортировке буровых установок, иного оборудования для разведки полезных ископаемых.
Санитарный вариант вертолета предназначен для эвакуации и перевозки больных и раненых. Грузовая кабина оборудована местом для двух медработников и 40 носилок.
Пассажирский вариант Ми-6 имеет отличную теплоизоляцию. Из удобств на вертолете есть туалет и гардероб. Комфортабельный салон вмещает до 70-80 пассажиров.
Модификация Ми-6ПС предназначена для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. В состав его оборудования входят: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со спасательными плотами и лодками. Также имеет комфортабельный салон для отдыха космонавтов.
Противопожарный вариант Ми-6ПЖ предназначен для локализации лесных пожаров. В состав конструкции входит бак с центральной сливной горловиной, который может поместить в себе до 12 т воды, шесть подвесных баков, емкостью по 1,5 т, пенообразователь, насосы и опускаемые штанги, противопожарное и спасательное оборудование.
Также выпущена серия вертолетов Ми-6 военного предназначения с установленным вооружением.
Ми-6ПРТБВ предназначен для перевозки и приведения в действие ракетно-силовых установок, боеголовок баллистических или тактических ракет стратегического значения.
Данная модификация хорошо оснащена маскировочными элементами.
Ми-6 противоразведочный предназначен для противодействия радиоразведке противника. На нем установлены станции РЭП и система АФУ снаружи на фюзеляже. Осуществляет радиоэлектронную борьбу и защиту навигационно-локационных систем ПВО страны от рассекречивания ее противником.
Ми-6ТЗ – топливозаправщик сухопутной и авиационной техники.
Ми-6ВКП предназначен для командного пункта, с которого ведется управление сухопутными и авиационными войсками. В нем присутствует аппаратура узла связи и салон для связистов. Часть АФУ располагается снаружи фюзеляжа вертолета, а другая размещается на земле для создания командного пункта.
Ми-6-ретранслятор оборудован мощной радиолокационной аппаратурой.
Ми-6АЯ − командный центр для управления войсками без связи с землей.
Ми-6А – усовершенствованная модификация, имеющая увеличенный ресурс основных узлов и новое приборное оборудование.
Галерея Ми-6
Ми-6 (классификация НАТО: Hook) – советский тяжелый многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в конце 1950-хх годов.
История Ми-6
К началу 1950-хх годов гонка вооружений и нарастающее напряжение между СССР и США по всему миру привело обе страны к понимаю, что в случае конфликта обеим придется быстро перемещать большое количество военной силы и ресурсов. Было очевидно, что все имеющиеся на тот момент вертолеты не имели необходимой грузоподъемности. К тому же, в СССР появились первые мобильные тактические ракетные комплексы (комплексы 2К6«Луна», которые имели бы значительное преимущество, будь у них возможность перевозиться вертолетами.
В 1952 году в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжелого вертолета, способного выполнять подобные операции. В 1954 году ОКБ получило Постановление Совета Министров о разработке такой машины. По заданию, она должна была перевозить от 6 до 8 тонн груза.
ОКБ Миля начало разработку вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
5 июня 1957 года первый прототип Ми-6 взлетел. Сертификационные испытания вертолет проходил в период 1959-1963 годы.
Серийный выпуск был развернут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском вертолетном заводе.
В 1959 году на Ростовском вертолетном заводе были выпущены первые 4 серийные Ми-6. Выпуск в Ростове продолжался до 1980 года, когда на его смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 вертолета. Московский завод вскоре перешел на выпуск ракетной техники и его конвейер покинуло лишь 50 единиц.
В 1964—1978 годах поставлялся на экспорт.
Конструкция Ми-6
Ми-6 — первый в мире серийно выпускавшийся вертолет, оснащенный двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной. Его компоновка была оптимальной и стала классической для многих машин аналогичного типа.
Вертолет составлен по одновинтовой схеме с крылом и рулевым винтом. В носовой части размещена кабина пилота. Грузопассажирская кабина располагается под топливным и двигательным отсеками. Благодаря усиленному полу со швартовочными узлами появилась возможность транспортировать тяжелые грузы, в том числе военную технику. Внешняя подвеска может демонтироваться, это служит для перевозки крупногабаритных грузов весом до 8 т.
Вспомогательная гидравлическая система обеспечивает управление створками, стеклоочистителями и трапами. Лопасти ходового винта изготовлены из цельной металлической трубы. Во избежание обледенения лопасти рулевого винта оснащены спиртовой противообледенительной системой, а лопасти несущего винта – электротепловой. На Ми-6 установлено неубирающееся трехопорное шасси, колеса спереди сдвоенные и самоориентирующиеся.
Особенность вертолета – короткое крыло, позволяло снизить нагрузку на винт в скоростном горизонтальном полете. В случае необходимости, для повышения грузоподъемности крыло можно было демонтировать.
Видео Ми-6: Фильм телеканала Звезда. Сделано в СССР.
Модификации
- Ми-6ПЖ – пожарная модификация вертолета
- Ми-10 — глубокая модификация для перевозки габаритных грузов не внешней подвеске – летающий кран
- Ми-22 – воздушный командный пункт
Эксплуатация Ми-6
Всего, в период с 1959 по 1980 годы было выпущено 926 вертолетов Ми-6.
Вертолет активно применялся во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На многих записях его часто путают с так же применявшимся там Ми-26 из-за похожей конструкции и размеров.
Всего, Ми-6 эксплуатируется или эксплуатировался в 20 странах. В России действует около 10 единиц, но, к 2015 году они уже полностью заменены новыми и более совершенными вертолетами Ми-26.
Мировые рекорды
На момент своего появления Ми-6 был революционным вертолетом, ставшим основой для многих машин, созданных позже. Сразу после первого же полета, вертолет стал ставить мировые рекорды, среди которых: рекорд подъема груза (20 тонн на высоту 2000 метров), рекорд скорости (340 км/ч). Это был самый тяжелый и самый быстрый вертолет в мире, побивший 16 мировых рекордов.