Советский высотный самолет-перехватчик Су-9: история создания, описание и характеристики
Содержание
- 1 Советский высотный самолет-перехватчик Су-9: история создания, описание и характеристики
- 1.1 Советский высотный самолет-перехватчик Су-9: история создания, описание и характеристики
- 1.2 Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
- 1.3 «Первый в небе»
- 1.4 Курьерская доставка*
- 1.5 Единый истребитель ОДКБ
- 1.6 Описание конструкции Су-9
- 1.7 Имитация любого истребителя
- 1.8 Тактико-технические характеристики Су-9
- 1.9 Единый истребитель ОДКБ
Советский высотный самолет-перехватчик Су-9: история создания, описание и характеристики
Су-9 – это советский сверхзвуковой самолет-перехватчик, разработанный в ОКБ Сухого в середине 50-х годов. Самолет находился на вооружении советских военно-воздушных сил около двадцати лет: первый его полет состоялся в 1957 году, а с эксплуатации машина была снята только в 1981 году. Он был заменен на более современные машины МиГ-23 и Су-15. Су-9 – это один из первых отечественных истребителей с треугольным крылом. Су-9 стал первым в мире истребителем, который был составной частью комплекса перехвата.
Истребитель-перехватчик Су-9 принимал активное участие в противостоянии между двумя супердержавами в период Холодной войны: эти машины защищали советское небо в состав противовоздушных сил страны. С начала 60-х годов Су-9 использовался для борьбы с американскими высотными самолетами-разведчиками Lockheed U-2, которые регулярно совершали полеты над территорией СССР. Истребитель Су-9 принимал участие в знаменитой истории с американским U-2, пилотируемым Генри Пауэрсом, однако не смог уничтожить нарушителя.
Выпуск Су-9 был налажен на двух заводах: № 153 в Новосибирске и № 30 в Москве. Серийное производство продолжалось до 1962 года, всего было выпущено около 1150 самолетов. На счету истребителя несколько мировых рекордов скорости и высоты.
Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
История создания самолета Су-9 началась еще до выхода решения Совмина СССР от 29 мая 1953 г. Проектом постановления правительства предписывалось ОКБ П.О. Сухого спроектировать одноместный истребитель с треугольным крылом и ТРД конструкции А.М. Люльки с тягой 10 000 кгс. Самолет планировалось построить в двух экземплярах с обозначением Т-3.
«Первый в небе»
15.02.2018
«Если быть, то быть первым!», — любил говорить летчик-испытатель, комбриг Валерий Чкалов. Он дал «путевку в жизнь» многим самолетам, самым современным для своего времени. Чкалов был командиром экипажа, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. «Махнуть бы вокруг шарика!» — еще одна крылатая фраза Валерия Чкалова. И это он наверняка бы совершил, увидев возможности уникального многофункционального истребителя Су-34, который выпускают на Новосибирском авиационном заводе, названном в честь легендарного летчика.
Руководитель проекта и главный конструктор Су-34, главный конструктор ОКБ Сухого Роллан Мартиросов:
«СУ-34 действительно имеет особенности, которых нет в мире вообще. Уникальная кабина самолета способна выдерживать давление на высоте 11 километров, в ней человек чувствует себя, как в пассажирском самолете. Поэтому длинные перелеты совершенно не утомляют, и летчики после такого полета вполне работоспособны. Машина впервые в России выполнена как единый цифровой комплекс, что дает огромное преимущество — можно достаточно легко и просто вводить новые системы и новое оружие, не переделывая самолет досконально».
Главное изделие
На сегодняшний день филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В. П. Чкалова» — одно из самых уникальных предприятий в России. Здесь еще с начала 90-х годов производят многофункциональный истребитель Су-34. Бронированные кабина и топливные баки, высокоэффективное радиоэлектронное оборудование, широкая номенклатура вооружения обеспечивают его способность работать как по наземным, так и по воздушным целям.
Самолет обладает гигантским потенциалом для дальнейшей модернизации и создания на его базе специализированных модификаций. Доверие к Су-34 безупречно на мировом уровне. Качество сборки позволяет эксплуатировать его в течение 2–3 десятков лет.
Новосибирский авиационный завод сегодня работает с максимальной загрузкой. Государственный контракт с Министерством обороны РФ на поставку Су-34 в войска Военно-космических сил России успешно выполняется. «Самолеты Су-34 активно используются в ВКС и демонстрируют высокие эксплуатационные качества», — в традиционно сдержанном стиле говорят об этом истребителе сами военные. Достаточно чуть внимательнее посмотреть выпуски новостей, чтобы понять насколько эффективно действует эта современнейшая авиационная техника.
Особенностями Су-34, в частности, являются: увеличение дальности полета до 4000 км, максимальной скорости до 1900 км/ч, боевой нагрузки до 8 тонн. На самолетах установлены новейшая система вооружения и система заправки в воздухе.
Помимо выполнения государственного оборонного заказа предприятие принимает участие в проекте Sukhoi Superjet 100 — российского регионального самолета. На заводе осуществляется сборка отсеков фюзеляжа, горизонтального и вертикального оперения этого воздушного судна.
История предприятия
Напомним, что сейчас Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова, филиал ПАО «Компания «Сухой», входит в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
История Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова началась в начале прошлого века. Первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, заложили в июле 1931 года. Спустя пять лет, 26 мая 1936 года, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.
Первенец новосибирских самолетостроителей — истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. С 1938 по 1940 гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.П. Чкалов выполнил восходящий штопор.
С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П. Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939 года Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя.
На протяжении десятилетий Новосибирский авиационный завод успешно выпускал военные и гражданские самолеты, созданные П.О. Сухим, А.С. Яковлевым, А.И. Микояном. За это время с взлетной полосы предприятия поднялись в небо около 20 тысяч самолетов и их модификаций (И-16, ЛаГГ-3, Як-7, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28, Су-9, Су-11, Су-15, Ан-38, Су-24, Су-34).
Сотрудничество с ОКБ П.О. Сухого
Особый период в истории предприятия — время сотрудничества с ОКБ П.О. Сухого, которое началось еще в конце 50-х годов и продолжается до сих пор. В 1956 году в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Этим событием было положено начало многолетнему серийному производству боевых, учебно-тренировочных самолетов, разработанных ОКБ им. Сухого.
Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ, построенные на заводе и успешно прошедшие государственные испытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-тактическим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, они аккумулировали в себе все новейшие достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики и других смежных областей науки и техники.
Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971 году. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.
Чтобы быть первым
Сейчас на заводе идет глубокая реконструкция и глобальное техническое перевооружение, в цехах установлены высокопроизводительные станки и обрабатывающие центры, используются технологии «бережливого производства».
Особое внимание уделяется кадровому составу предприятия. На заводе работает много молодежи. Сотрудники периодически проходят обучение и повышение квалификации. Для привлечения на завод молодых кадров создан общеобразовательный консорциум.
Специалисты предприятия — лучшие в стране: летом 2017 года в Ульяновске прошел Третий открытый корпоративный чемпионат ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills Russia. Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» занял первое общекомандное место и завоевал Кубок Чемпионата.
В прошлом году завод праздновал 85-летний юбилей. Сегодня НАЗ им. В. П. Чкалова — одно из крупнейших авиастроительных предприятий России, имеющее твердый государственный оборонный заказ до 2020 года и уверенно смотрящее в будущее, благодаря поддержке ведущего авиационного холдинга страны.
Экс-губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий:
«История завода им. Чкалова — достойный путь, и это всегда был путь побед! В годы войны чкаловцы работали под девизом «Полк в день»! Выстояли в сложнейшие 90-е годы, верили руководителям, которые боролись за судьбу завода, за сохранение его профиля. Все это позволило предприятию не потерять способность создавать такие современные машины. Поэтому, когда сегодня специалисты называют СУ-34 лучшей боевой машиной в мире, нам есть чем гордиться!»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
За характерную узнаваемую внешность передней части машины, российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 получил прозвище «Утенок».
Ан-2 занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самолет, который выпускается дольше всего — более 60 лет.
Курьерская доставка*
Вы можете заказать доставку товара с помощью курьера, который приедет по указанному адресу в будние дни и субботу с 9.00 до 22.00. Доставку товара в воскресенье необходимо уточнить у менеджера магазина. Курьерская служба, после поступления товара на склад, свяжется с вами и предложит выбрать удобный временной для доставки. Уточнит адрес.
доставка производится только в офисы компаний или квартиры;
передача товара клиенту производится только после оплаты товара экспедитору;
проверка товара производится после оплаты;
если речь идёт об одежде, допустима примерка. Время осмотра и примерки ограничено 15 минутами. После вы можете отказаться частично или полностью от покупки.
Минимальная сумма заказа — 1500 рублей.
При заказе от 3000 рублей — бесплатная доставка по Москве.
Ориентировочная стоимость курьерской доставки заказов до 3000 рублей по Москве и ближайшему Подмосковью — от 250 до 500 рублей в зависимости от выбранной вами курьерской службы.
Ориентировочный срок курьерской доставки по Москве и Московской области — 2-3 дня.
Товары, отмеченные значком мы готовы доставить по Москве непосредственно в день заказа, при условии, если заказ был сделан до 12.00
*Действует ли в вашем городе курьерская служба, уточняйте у менеджера магазина.
Самовывоз из офиса продавца
Вы можете забрать свой заказ в нашем офисе, который расположен по адресу: г. Москва, улица Рябиновая, дом 44, офис 18 в будние дни с 9.00 до 18.00. Когда заказ поступит к нам в офис, вам придёт уведомление.
Пункты выдачи заказов Boxberry и CDEK
Пункт выдачи – это терминал с автоматизированной системой для хранения заказанных товаров. Удобство в том, что человек может забрать заказ в любое удобное время.
Как работать с пунктом выдачи заказов:
на ваш телефон или e-mail придет уникальный код, это значит, что товар доставлен в пункт выдачи;
вы приходите к пункту выдачи, вводите полученный код и следуете инструкциям автомата;
оплачиваете заказ в терминале пункта выдачи;
Срок хранения в пункте выдачи 3 дня, но можно продлить на аналогичный срок. Чтобы уточнить информацию и продлить время хранения зайдите на сайт той службы доставки, которую вы выбрали в процессе заказа: https://boxberry.ru/ или https://new.cdek.ru/ введите номер заказа и телефон и следуйте подсказкам на сайте.
Если в вашем городе не действует курьерская служба и пункты выдачи заказов, то вы можете заказать доставку Почтой России. Сразу по прибытии заказа, на ваш адрес придет извещение о посылке.
Перед оплатой вы можете оценить состояние коробки (не вскрывая): вес, целостность. Если вам кажется, что заказ не соответствует параметрам или коробка повреждена, попросите сотрудника почты составить акт о вскрытии. Вскрывать коробку самостоятельно вы можете только после того, как оплатили заказ.
Один заказ может содержать не больше 10 позиций и его стоимость не должна превышать 100 тысяч рублей.
Срок доставки
В зависимости от вашего региона проживания, доставка занимает разное время.
Самовывоз из пункта выдачи заказов
Московская область, Ленинградская область
Урал и Поволжье
5-7 рабочих дней
6-9 рабочих дней
8-10 рабочих дней
12 рабочих дней
О доставке в другие регионы России и страны СНГ уточняйте менеджеров магазина.
Единый истребитель ОДКБ
Начало закупок дома, конечно, не привело к потере интереса у иностранных покупателей, однако для дальнего зарубежья активнее стал предлагаться Су-35, были заключены контракты с Китаем и Индонезией, прорабатывается вопрос поставок в Египет и ОАЭ. «Тридцатый», теперь предлагаемый под индексом Су-30СМЭ, из отдаленных новых покупателей приобрела пока только Мьянма. Однако это не значит отсутствие заказов — просто фокус их сместился на ближнее зарубежье, в первую очередь на страны — члены ОДКБ.
Истребитель Су-35C Восточного военного округа во время тренировочного полета над бухтой Аякс во Владивостоке
По совокупности своих качеств, в первую очередь первоклассному соотношению «цена–качество», Су-30СМ практически безальтернативен для роли «единого истребителя ОДКБ». Су-35С, очевидно, слишком дорог и сложен для этого, а модернизированные МиГ-29/35, не обладая радикально меньшей стоимостью, качественно уступают по боевым возможностям. Сомнительную рекламу последним сделало и почти полное отсутствие экспортных контрактов последние годы (из значительного можно вспомнить только поставку 46 машин в Египет) и многолетняя эпопея слишком очевидных попыток ВКС России «отбиться» от их покупки, закончившаяся тем, что в госпрограмму вооружений до 2027 года по имеющимся сведениям включена закупка 24 машин, из которых пока что законтрактовано только шесть.
Одним из важных полезных качеств Су-30СМ для некоторых из покупателей является и отличная дальность — многочисленной сетью авиабаз на постсоветском пространстве может похвастаться мало кто. Неудивительно, что первым покупателем Су-30СМ стал Казахстан, который с 2014 года законтрактовал уже 24 машины, а к концу 2018 года получил 12 из них. Вскоре к нему присоединилась Белоруссия — известно о законтрактованных в 2017 году четырех машинах (первые две из которых и заметили недавно на фото), в общей сложности планируется закупка как минимум 12 машин для формирования эскадрильи.
Зимой 2018–2019 годов четыре машины законтрактовала Армения — закупка реактивных истребителей страной, территория которой полностью простреливается тяжелыми РСЗО потенциального противника, выглядит, конечно, странной, но иногда великодержавные политические соображения играют ключевую роль. Кроме того, может быть полезно заставить оппонента потратиться на средства противодействия.
Строй «Тактическое крыло» из истребителей Су-30
На фоне активизации военно-технического сотрудничества обсуждается закупка истребителей Узбекистаном. В целом закупка дружественными соседями унифицированной машины выглядит крайне удобной с точки зрения боевой слаженности и дешевизны для не самых богатых покупателей общих, централизованных программ обучения личного состава и ЗИПов. Общность по «железу» — один из проверенных методов «мягкой силы» в отношении военных.
Что до поставок в рамках ОДКБ по внутрироссийским ценам и льготному кредитованию, что особенно справедливо в отношении Минска и Еревана, то стоит отметить, что Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы на значительном протяжении западной границы через 10 лет образовалась полная дыра в сфере ПВО.
Альтернативой могло было бы стать ротационное базирование российских истребителей, и такие эксперименты проводились, но это стало бы лишним поводом для истерик политиков соседних государств, да и не похоже, чтобы в этом был заинтересован Минск. Обороноспособность Узбекистана имеет важнейшее значение в ожидании вывода американских войск из Афганистана. Что до Казахстана, то без Су-30 он, очевидно, просто бы купил китайские истребители (как купил транспорты и БПЛА, раз у России нечего было предложить в этих областях), еще больше увеличив влияние Пекина на свою политику.
Описание конструкции Су-9
Су-9 выполнен по классической аэродинамической схеме, с одним двигателем, фюзеляжем полумонококовой конструкции и носовым воздухозаборником. Следует отметить, что фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 полностью аналогично тому, что было использовано на Су-7. Разница между самолетами была только в форме крыла: Су-9 имел треугольное крыло, а Су-7 -стреловидное. Экипаж истребителя – один человек.
Фюзеляж машины можно условно разделить на три части: носовую, отсек гермокабины и хвостовой отсек. В носовой части самолета находился воздухозаборник с центральным подвижным конусом. Здесь же были расположены четыре противопомпажные створки. За носовой частью находилась гермокабина пилота и ниша передней стойки шасси, которая размещалась под ней. Фонарь кабины пилота состоял из броневого козырька и сдвижной части, выполненной из термостойкого органического стекла. В кабине устанавливалось катапультируемое кресло пилота.
За пилотской кабиной размещалось приборное оборудование, за которым находились топливные баки машины. В задней части самолета располагался двигательный отсек и хвостовое оперение, состоявшее из киля с рулем направления и цельноповоротного стабилизатора.
Крыло крепилось к фюзеляжу в четырех точках, его механизация состояла из закрылка и элерона.
Шасси Су-9 трехопорное, с передней стойкой, которая убиралась вперед в нишу фюзеляжа и двух основных стоек, убиравшихся по направлению к фюзеляжу. Истребитель оснащался тормозным парашютом.
Изначально на Су-9 устанавливался двигатель ТРДФ АЛ-7Ф-1, позже эти самолеты стали оснащать двигателями АЛ-7Ф1-100 (150 или 200), которые отличались увеличенным моторесурсом, доведенным соответственно до 100, 150 или 200 часов. АЛ-7Ф1 имел форсажную камеру и двухпозиционное сопло. Управления двигателем осуществлялось с помощью тросов, а форсаж имел электрическое управление.
Топливная система Су-9 состояла из баков, расположенных в крыльях и фюзеляже. На ранних сериях их вместимость составляла 3060 л, позже она была увеличена до 3780 л.
Самолет имел необратимую бустерную систему управления и гидравлическую систему, состоящую из трех независимых подсистем. Кабина пилота была оснащена системой кондиционирования, она поддерживала в кабине уровень температуры от 10 до 20 градусов Цельсия.
Истребитель Су-9 оснащался только ракетным вооружением, оно состояло из четырех управляемых ракет РС-2УС. Наведение ракет производилось по радиолучу. Также самолет мог использовать ракеты Р-55 с тепловой головкой самонаведения.
В конце 60-х годов проводились эксперименты с установкой на Су-9 пушечного вооружения. Контейнер с пушкой подвешивался вместо одного ПТБ, что уменьшало дальность полета истребителя. Поэтому установка пушки на самолет не получила широкого распространения.
Имитация любого истребителя
Итальянский М-346 оснащен западной авионикой и двигателями, российский Як-130 – современным отечественным бортовым оборудованием. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, или «стеклянная кабина». В кабинах пилота – жидкокристаллические цифровые индикаторы (по три на каждого пилота), в передней кабине есть коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла.
Одно из основных преимуществ самолета – комплексная цифровая электродистанционная система управления разработки КРЭТ, которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов. При обучении сложному пилотажу и отработке воздушного боя система позволяет приблизить динамические характеристики Як-130 к моделируемым самолетам. Так, за штурвалом можно отработать воздушный бой, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.
При этом «умный» Як-130 готов простить будущим пилотам многие ошибки. Благодаря новейшей электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота-инструктора. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.
В самолете также хорошо проработана система катапультирования пилотов. Одно из ключевых преимуществ – возможность успешного катапультирования при нулевой скорости, а также на малой высоте через специально разрушаемое остекление фонаря.
Тактико-технические характеристики Су-9
— Первый полёт: 10 октября 1957 года
— Начало эксплуатации: 1959 год
— Конец эксплуатации: 1981 год
— Единиц произведено:
Экипаж Су-9
Размеры Су-9
— Длина: 18,055 м
— Размах крыла: 8,536 м
— Высота: 4,82 м
— Площадь крыла: 34,0 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 60°
— Нагрузка на крыло: 336,5 кг/м² (расч.)
Вес Су-9
— Масса пустого: 7 675 кг
— Масса снаряжённого: 8 342 кг (расч.)
— Нормальная взлётная масса: 11 442 кг
— Максимальная взлётная масса: 12 512 кг (с ПТБ)
— Масса топлива во внутренних баках: 3 100 кг
— Объём топливных баков: 3 780 л
Двигатель Су-9
— 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
— Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН)
— Форсажная тяга: 1 × 9 600 кгс (94 кН)
— Тяговооружённость: 0,60 / 0,84 (расч.)
Скорость Су-9
— Максимальная скорость: 2 230 км/ч на 12 000 м
— Скороподъёмность: 200 м/с
— Длина разбега: 1 200 м
— Длина пробега: 1 250 м (без тормозного парашюта)
Дальность полета Су-9
— Практическая дальность без ПТБ: 1 350 км
— Практическая дальность с ПТБ: 1 800 км
Практический потолок Су-9
Вооружение Су-9
— Точки подвески: 6
— Управляемые ракеты «воздух-воздух»:2-4 × РС-2УС, 2 × К-55
Единый истребитель ОДКБ
Начало закупок дома, конечно, не привело к потере интереса у иностранных покупателей, однако для дальнего зарубежья активнее стал предлагаться Су-35, были заключены контракты с Китаем и Индонезией, прорабатывается вопрос поставок в Египет и ОАЭ. «Тридцатый», теперь предлагаемый под индексом Су-30СМЭ, из отдаленных новых покупателей приобрела пока только Мьянма. Однако это не значит отсутствие заказов — просто фокус их сместился на ближнее зарубежье, в первую очередь на страны — члены ОДКБ.
Истребитель Су-35C Восточного военного округа во время тренировочного полета над бухтой Аякс во Владивостоке
По совокупности своих качеств, в первую очередь первоклассному соотношению «цена–качество», Су-30СМ практически безальтернативен для роли «единого истребителя ОДКБ». Су-35С, очевидно, слишком дорог и сложен для этого, а модернизированные МиГ-29/35, не обладая радикально меньшей стоимостью, качественно уступают по боевым возможностям. Сомнительную рекламу последним сделало и почти полное отсутствие экспортных контрактов последние годы (из значительного можно вспомнить только поставку 46 машин в Египет) и многолетняя эпопея слишком очевидных попыток ВКС России «отбиться» от их покупки, закончившаяся тем, что в госпрограмму вооружений до 2027 года по имеющимся сведениям включена закупка 24 машин, из которых пока что законтрактовано только шесть.
Одним из важных полезных качеств Су-30СМ для некоторых из покупателей является и отличная дальность — многочисленной сетью авиабаз на постсоветском пространстве может похвастаться мало кто. Неудивительно, что первым покупателем Су-30СМ стал Казахстан, который с 2014 года законтрактовал уже 24 машины, а к концу 2018 года получил 12 из них. Вскоре к нему присоединилась Белоруссия — известно о законтрактованных в 2017 году четырех машинах (первые две из которых и заметили недавно на фото), в общей сложности планируется закупка как минимум 12 машин для формирования эскадрильи.
Зимой 2018–2019 годов четыре машины законтрактовала Армения — закупка реактивных истребителей страной, территория которой полностью простреливается тяжелыми РСЗО потенциального противника, выглядит, конечно, странной, но иногда великодержавные политические соображения играют ключевую роль. Кроме того, может быть полезно заставить оппонента потратиться на средства противодействия.
Строй «Тактическое крыло» из истребителей Су-30
На фоне активизации военно-технического сотрудничества обсуждается закупка истребителей Узбекистаном. В целом закупка дружественными соседями унифицированной машины выглядит крайне удобной с точки зрения боевой слаженности и дешевизны для не самых богатых покупателей общих, централизованных программ обучения личного состава и ЗИПов. Общность по «железу» — один из проверенных методов «мягкой силы» в отношении военных.
Что до поставок в рамках ОДКБ по внутрироссийским ценам и льготному кредитованию, что особенно справедливо в отношении Минска и Еревана, то стоит отметить, что Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы на значительном протяжении западной границы через 10 лет образовалась полная дыра в сфере ПВО.
Альтернативой могло было бы стать ротационное базирование российских истребителей, и такие эксперименты проводились, но это стало бы лишним поводом для истерик политиков соседних государств, да и не похоже, чтобы в этом был заинтересован Минск. Обороноспособность Узбекистана имеет важнейшее значение в ожидании вывода американских войск из Афганистана. Что до Казахстана, то без Су-30 он, очевидно, просто бы купил китайские истребители (как купил транспорты и БПЛА, раз у России нечего было предложить в этих областях), еще больше увеличив влияние Пекина на свою политику.