Охота подешевле: Ми-28Н ждет бюджетная модернизация
Содержание
Охота подешевле: Ми-28Н ждет бюджетная модернизация
Охота подешевле: Ми-28Н ждет бюджетная модернизация
Усовершенствованные ударные вертолеты приблизят по возможностям к самым современным машинам
Армейскую авиацию России пересаживают на «Ночных охотников». Министерство обороны планирует модернизировать обычные Ми-28Н (у этой машины такое название) до уровня новейших Ми-28НМ. Опытный образец усовершенствованного вертолета может совершить первый полет до осени нынешнего года. Он получит более мощные и дальнобойные ракеты, улучшенную оптику и РЛС. Проект позволит серьезно нарастить боевые возможности имеющегося парка боевых машин без излишних затрат, считают эксперты.
Что такое Ми-28 УБ
Улучшенный «Ночной охотник» — учебно-боевой Ми-28 — создан на базе ударного ночного вертолета Ми-28Н (принят на вооружение указом президента в 2009 году). Максимальная скорость — 300 км/ч, динамический потолок — 5,6 км, взлетная масса — почти 11 тыс. кг. Ми-28УБ вооружен комплексами управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух — поверхность» и «Стрелец» класса «воздух — воздух», несъемной подвижной 30-миллиметровой автоматической пушкой, а также блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР) Б-8В20А для ракет типа С-8 калибра 80 мм и типа С-13 калибра 130 мм.
Основное отличие Ми-28УБ от Ми-28Н заключается в двойной системе управления, сообщили РБК в пресс-службе «Вертолетов России». Она позволяет пилотировать машину как из кабины летчика-командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора, что расширяет возможности практического обучения военных пилотов. Кроме того, в боевых условиях при нештатной ситуации управление машиной может взять на себя второй член экипажа. На вертолете также установлен пульт имитации отказов, который позволяет моделировать для обучаемого летчика отказ оборудования в полете для тренировок в кризисных ситуациях.
Ми-28УБ оснащен модернизированным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. На вертолете расширена кабина, увеличена площадь бронированного остекления и улучшен обзор с рабочего места летчика-оператора. У Ми-28УБ есть система автоматической посадки. Для защиты вертолета от ракет с тепловыми головками самонаведения на борту установлен новейший комплекс обороны с лазерной станцией защиты.
Что улучшат
Самым хорошо заметным внешним отличием машины станет изменение обзорно-прицельного комплекса. По сравнению с предшественниками Ми-28НМ имеет гораздо более острое «зрение» днем и ночью. Оно необходимо для обнаружения целей издалека и наведения на них новых дальнобойных ракет. Такое же оборудование получат и обновленные машины. Это должно быть заметно по измененной носовой части вертолета.
Пока неизвестно, дадут ли в ходе модернизации строевым Ми-28Н характерные для Ми-28НМ «шарики» надвтулочной радиолокационной станции кругового обзора. Скажем, на Ми-28УБ радар уже установлен.
По данным «Известий», система управления оружием вертолета будет обновлена и унифицирована с «Ночным суперохотником». Это позволит нынешним Ми-28Н использовать большинство вооружений, которые может применять более свежая модификация.
Серьезно вырастут ударные возможности машины за счет применения нескольких новых ракет, включая дальнобойный «Гермес-А», способный поражать цели на расстоянии в 15–20 км. Ранее в СМИ сообщалось, что для Ми-28НМ разрабатывается и более дальнобойный ее вариант — до 25 км. После пуска боеприпасы будут выходить в заданную точку, используя инерциальную навигационную систему. На конечном участке полета активируется головка самонаведения и самостоятельно обнаруживает цели, в том числе движущиеся.
Кроме того, на модернизированные Ми-28Н будут подвешивать мощные управляемые ракеты «Хризантема-В» и улучшенные «Хризантема-ВМ». За счет этого машина сможет поражать танки и здания с 10 км. Боеприпас можно будет наводить на цель как по лазерному лучу, так и по радиокомандам со специального подвесного контейнера.
Сохранится возможность использовать массовые и дешевые ракеты «Атака» с различными вариантами боевых частей, а также неуправляемые боеприпасы. В стандартные варианты оснащения модернизированного Ми-28Н войдут ракеты НУРС и бомбы, вплоть до 500-килограммовых.
На Ми-28НМ, построенные с нуля, устанавливают двигатели ВК-2500П и усовершенствованные цельнокомпозитные лопасти несущего винта, которые увеличивают его скорость на 10–13%. Пока неизвестно, получит ли новая модификация такие же доработки.
Ми-28 в войсках
На вооружение российских ВКС до 2027 года поступят 98 новых Ми-28НМ. Контракт на их производство был подписан в ходе форума «Армия-2019». На сегодня у армейской авиации имеется около 120 Ми-28 предыдущих модификаций. Большинство из них составляют Ми-28Н. В 2006 году Минобороны заказало 67 единиц. В 2010 году последовал еще один заказ — на 30 вертолетов этого типа.
В 2016 году оборонное ведомство подписало контракт на закупку 24 учебно-боевых Ми-28УБ. Главные их отличия от Ми-28Н — уже установленная надвтулочная радиолокационная станция и двойное управление. Пилотировать машину можно из любого кресла, что позволяет использовать ее для подготовки летчиков. При этом вертолет сохранил все характеристики ударного варианта и может использоваться для выполнения боевых задач.
Первая партия учебно-боевых машин поступила в войска в ноябре 2017-го. Завершить исполнение договора производитель должен в текущем году. Пока известно о получении ВКС 16 машин этого типа.
В случае усовершенствования всех Ми-28Н и Ми-28УБ Россия будет располагать парком из более чем двух сотен современнейших ударных вертолетов марки «Ми».
Что такое Ми-28 УБ
Улучшенный «Ночной охотник» — учебно-боевой Ми-28 — создан на базе ударного ночного вертолета Ми-28Н (принят на вооружение указом президента в 2009 году). Максимальная скорость — 300 км/ч, динамический потолок — 5,6 км, взлетная масса — почти 11 тыс. кг. Ми-28УБ вооружен комплексами управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух — поверхность» и «Стрелец» класса «воздух — воздух», несъемной подвижной 30-миллиметровой автоматической пушкой, а также блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР) Б-8В20А для ракет типа С-8 калибра 80 мм и типа С-13 калибра 130 мм.
Основное отличие Ми-28УБ от Ми-28Н заключается в двойной системе управления, сообщили РБК в пресс-службе «Вертолетов России». Она позволяет пилотировать машину как из кабины летчика-командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора, что расширяет возможности практического обучения военных пилотов. Кроме того, в боевых условиях при нештатной ситуации управление машиной может взять на себя второй член экипажа. На вертолете также установлен пульт имитации отказов, который позволяет моделировать для обучаемого летчика отказ оборудования в полете для тренировок в кризисных ситуациях.
Ми-28УБ оснащен модернизированным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. На вертолете расширена кабина, увеличена площадь бронированного остекления и улучшен обзор с рабочего места летчика-оператора. У Ми-28УБ есть система автоматической посадки. Для защиты вертолета от ракет с тепловыми головками самонаведения на борту установлен новейший комплекс обороны с лазерной станцией защиты.
Что такое Ми-28 УБ
Улучшенный «Ночной охотник» — учебно-боевой Ми-28 — создан на базе ударного ночного вертолета Ми-28Н (принят на вооружение указом президента в 2009 году). Максимальная скорость — 300 км/ч, динамический потолок — 5,6 км, взлетная масса — почти 11 тыс. кг. Ми-28УБ вооружен комплексами управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух — поверхность» и «Стрелец» класса «воздух — воздух», несъемной подвижной 30-миллиметровой автоматической пушкой, а также блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР) Б-8В20А для ракет типа С-8 калибра 80 мм и типа С-13 калибра 130 мм.
Основное отличие Ми-28УБ от Ми-28Н заключается в двойной системе управления, сообщили РБК в пресс-службе «Вертолетов России». Она позволяет пилотировать машину как из кабины летчика-командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора, что расширяет возможности практического обучения военных пилотов. Кроме того, в боевых условиях при нештатной ситуации управление машиной может взять на себя второй член экипажа. На вертолете также установлен пульт имитации отказов, который позволяет моделировать для обучаемого летчика отказ оборудования в полете для тренировок в кризисных ситуациях.
Ми-28УБ оснащен модернизированным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. На вертолете расширена кабина, увеличена площадь бронированного остекления и улучшен обзор с рабочего места летчика-оператора. У Ми-28УБ есть система автоматической посадки. Для защиты вертолета от ракет с тепловыми головками самонаведения на борту установлен новейший комплекс обороны с лазерной станцией защиты.
Что улучшат
Самым хорошо заметным внешним отличием машины станет изменение обзорно-прицельного комплекса. По сравнению с предшественниками Ми-28НМ имеет гораздо более острое «зрение» днем и ночью. Оно необходимо для обнаружения целей издалека и наведения на них новых дальнобойных ракет. Такое же оборудование получат и обновленные машины. Это должно быть заметно по измененной носовой части вертолета.
Пока неизвестно, дадут ли в ходе модернизации строевым Ми-28Н характерные для Ми-28НМ «шарики» надвтулочной радиолокационной станции кругового обзора. Скажем, на Ми-28УБ радар уже установлен.
По данным «Известий», система управления оружием вертолета будет обновлена и унифицирована с «Ночным суперохотником». Это позволит нынешним Ми-28Н использовать большинство вооружений, которые может применять более свежая модификация.
Серьезно вырастут ударные возможности машины за счет применения нескольких новых ракет, включая дальнобойный «Гермес-А», способный поражать цели на расстоянии в 15–20 км. Ранее в СМИ сообщалось, что для Ми-28НМ разрабатывается и более дальнобойный ее вариант — до 25 км. После пуска боеприпасы будут выходить в заданную точку, используя инерциальную навигационную систему. На конечном участке полета активируется головка самонаведения и самостоятельно обнаруживает цели, в том числе движущиеся.
Кроме того, на модернизированные Ми-28Н будут подвешивать мощные управляемые ракеты «Хризантема-В» и улучшенные «Хризантема-ВМ». За счет этого машина сможет поражать танки и здания с 10 км. Боеприпас можно будет наводить на цель как по лазерному лучу, так и по радиокомандам со специального подвесного контейнера.
Сохранится возможность использовать массовые и дешевые ракеты «Атака» с различными вариантами боевых частей, а также неуправляемые боеприпасы. В стандартные варианты оснащения модернизированного Ми-28Н войдут ракеты НУРС и бомбы, вплоть до 500-килограммовых.
На Ми-28НМ, построенные с нуля, устанавливают двигатели ВК-2500П и усовершенствованные цельнокомпозитные лопасти несущего винта, которые увеличивают его скорость на 10–13%. Пока неизвестно, получит ли новая модификация такие же доработки.
Что улучшат
Самым хорошо заметным внешним отличием машины станет изменение обзорно-прицельного комплекса. По сравнению с предшественниками Ми-28НМ имеет гораздо более острое «зрение» днем и ночью. Оно необходимо для обнаружения целей издалека и наведения на них новых дальнобойных ракет. Такое же оборудование получат и обновленные машины. Это должно быть заметно по измененной носовой части вертолета.
Пока неизвестно, дадут ли в ходе модернизации строевым Ми-28Н характерные для Ми-28НМ «шарики» надвтулочной радиолокационной станции кругового обзора. Скажем, на Ми-28УБ радар уже установлен.
По данным «Известий», система управления оружием вертолета будет обновлена и унифицирована с «Ночным суперохотником». Это позволит нынешним Ми-28Н использовать большинство вооружений, которые может применять более свежая модификация.
Серьезно вырастут ударные возможности машины за счет применения нескольких новых ракет, включая дальнобойный «Гермес-А», способный поражать цели на расстоянии в 15–20 км. Ранее в СМИ сообщалось, что для Ми-28НМ разрабатывается и более дальнобойный ее вариант — до 25 км. После пуска боеприпасы будут выходить в заданную точку, используя инерциальную навигационную систему. На конечном участке полета активируется головка самонаведения и самостоятельно обнаруживает цели, в том числе движущиеся.
Кроме того, на модернизированные Ми-28Н будут подвешивать мощные управляемые ракеты «Хризантема-В» и улучшенные «Хризантема-ВМ». За счет этого машина сможет поражать танки и здания с 10 км. Боеприпас можно будет наводить на цель как по лазерному лучу, так и по радиокомандам со специального подвесного контейнера.
Сохранится возможность использовать массовые и дешевые ракеты «Атака» с различными вариантами боевых частей, а также неуправляемые боеприпасы. В стандартные варианты оснащения модернизированного Ми-28Н войдут ракеты НУРС и бомбы, вплоть до 500-килограммовых.
На Ми-28НМ, построенные с нуля, устанавливают двигатели ВК-2500П и усовершенствованные цельнокомпозитные лопасти несущего винта, которые увеличивают его скорость на 10–13%. Пока неизвестно, получит ли новая модификация такие же доработки.
Зачем нужен «летающий танк»
Ми-28 УБ принимается на вооружение, чтобы скорректировать тактику действий российской авиации в Сирии и в других горячих точках в будущем, считают опрошенные РБК военные эксперты.
В армии не хватает военных летчиков, отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский. Выступая в феврале в Госдуме, министр обороны Сергей Шойгу отмечал, что по состоянию на 2016 год дефицит военных летчиков в Воздушно-космических силах (ВКС) достигал 1300 человек.
В начале кампании ВКС в Сирии Минобороны возвращало военных из запаса и даже вводило ускоренные курсы пилотов для военнослужащих других специальностей, например авиатехников, напомнил Мураховский. «В этом смысле практическая подготовка пилотов на вертолетах с системой двойного управления имеет большое значение, — пояснил военный эксперт. — Благодаря такой системе опытный пилот сможет подсказать конкретные действия, перехватить управление в случае нештатной ситуации. Летчики будут готовиться вдвое быстрее».
Учебно-боевая модификация вертолета разработана для того, чтобы изначально готовить курсантов для полетов на Ми-28 — раньше начинающим пилотам приходилось проходить начальную подготовку на тренажере или на других типах вертолетов, а потом переучиваться на Ми-28, а на это уходило время, считает полковник запаса Андрей Паюсов. На модернизированном Ми-28 будут обучать курсантов выпускных курсов и летчиков на переподготовке, полагает эксперт.
Учебно-боевой Ми-28 позволит обкатывать молодой летный состав и растить вертолетчиков-штурмовиков, сказал РБК военный летчик-снайпер полковник запаса Сергей Ефимов. Учебный Ми-28 дает возможность изменить тактику боевых действий, а улучшенный обзор и бронированное остекление позволяют экипажу чувствовать себя в кабине увереннее. «А модернизированный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования поможет эффективнее осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и поражение целей», — сказал Ефимов.
Но кроме ускоренной подготовки военных летчиков перед Ми-28 стоит еще одна задача, отметил в разговоре с РБК старший инспектор-штурман штурманской службы управления авиации 4-й армии ВВС и противовоздушной обороны ЮВО полковник Сергей Горшунов. В современном бою вести технику пилотирования, выдерживая необходимые параметры, и наблюдать за противником, наводя машину на цель, одному члену экипажа сложно, подчеркнул полковник. «Поэтому Министерство обороны попросило разработать вертолет с двойной системой управления», — говорит Горшунов. По его словам, с помощью Ми-28УБ можно не только поддерживать пехоту, но и наносить ощутимый урон бронетехнике противника. «Можно сказать, что это летающий танк. Если применять управляемые ракеты, пара вертолетов может вывести из строя от четырех до восьми танков», — подытожил Горшунов.
Первый опытный образец Ми-28УБ был изготовлен «Роствертолом» в 2013 году, а в серийное производство вертолет был запущен в конце 2015 года, напомнил собеседник РБК из авиационной отрасли. «Вертолет очень долго проверяли. Все испытания пройдены, в том числе вертолет прошел проверку в Сирии. Теперь речь о поставке первой партии», — пояснил он.