5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударно-разведывательный вертолёт T-129 ATAK (Турция)

AW129

Южные силы: что представляет из себя турецкая армия

Чтобы понять, что представляет собой нынешняя турецкая армия, над чем работает ВПК и как выглядит военная доктрина Турции, стоит вернуться немного назад во времени. 18 февраля 1952 года Турецкая Республика вступила в НАТО, став, таким образом, одним из самых ранних членов альянса и опередив Германию и Испанию. С тех пор республика готовилась к столкновению со странами Варшавского договора: именно на такую войну были ориентированы все системы вооружений, военная доктрина и структура армии.

Вокруг враги

В рамках сотрудничества с НАТО республика получала западные, преимущественно американские, образцы техники и военные технологии, что позволяло не так сильно тратиться на развитие собственных оборонки и научного потенциала. Практически все, чем оснащалась тогда турецкая армия, имело западное происхождение и было импортировано или «собрано отверткой» на местных предприятиях.

Профессия военного в те годы имела высочайший престиж. Вооруженные силы большой численности комплектовались в том числе по призыву. Необходимость в содержании многочисленной хорошо оснащенной призывной армии обосновывалась в сознании общества достаточно развитой национальной идеей. Важным элементом этой идеи в те годы было ощущение, что страна находится в окружении враждебных или недружественных стран. Главным врагом считался Советский Союз — вплоть до того, что турецкие регионы, примыкавшие к советской территории, развивались по остаточному принципу: дескать, в глобальной войне они все равно будут разрушены. Традиционно сложные отношения складывались с Ираном, а также с бывшими владениями Османской империи — Грецией (из-за трений с Турцией эта страна даже на несколько лет вышла из военных структур НАТО), Болгарией, Сирией и Ираком.

Из пехотинцев в коммандос

Процессы, встряхнувшие мир на рубеже 1980−1990-х, не могли не сказаться на турецкой внешней политике и всех ее военных и военно-технических производных. Варшавского договора не стало, СССР распался и больше не имел с Турецкой Республикой общих сухопутных границ. Иран был обременен западными санкциями. Остальные страны окружения поодиночке выглядели явно слабее хорошо вооруженной и амбициозной Турции.

С этого времени акцент в развитии турецких вооруженных сил начинает смещаться на противодиверсионные и противоповстанческие операции. Целые моторизованные бригады или дивизии мотострелков трансформируются в бригады специального назначения, которые больше всего ориентированы на действия против повстанцев (прежде всего курдских) в сельской или горной местности. И эти силы уже не предназначены для боев на передовой глобальной войны.

Исходя из нового анализа угроз, турки меняют структуру развития ВПК: от производства крупногабаритных систем в кооперации с НАТО они переходят к созданию своей легкой бронетехники, легких морских платформ (катеров, корветов), военных беспилотников. Разрабатываются также собственные боеприпасы, системы стрелкового и артиллерийского вооружения.

Арсенал турецкой армии в Сирии

Время амбиций

Имели значение и экономические соображения. Военно-техническое сотрудничество с НАТО порой обходилось в немалые суммы. Можно вспомнить высказывание одного из руководителей турецкого оборонпрома Исмаила Демира: «Мы возмущены поведением США, которые за флешку с обновлением ПО для истребителя F-16 требуют от нас миллионов долларов. Нас эта ситуация не удовлетворяет». Однако естественное, казалось бы, стремление к разумной достаточности сменилось вскоре иным вектором. Начиная с середины 2000-х годов, когда к власти пришла Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом, турецкое руководство принялось проводить линию на утверждение Турции не только в качестве мощного регионального игрока, но и как страны с глобальными амбициями. Имеется в виду повышение ее роли в международных организациях, и не только таких, как ООН, но и в самом НАТО, где Турция имеет вторую по численности армию. Такие амбиции требовали материальной основы в виде разработки масштабных и сложных национальных систем вооружения. Насколько Турция была готова к такому повороту?

Безусловно, республика является достаточно развитым в промышленно-техническом отношении государством: десятки компаний участвуют в создании продукции военного назначения, но все же делать большой военный хай-тек в одиночку стране, очевидно, не под силу. Сотрудничество с Западом было бы оптимальным, но для современной Турции (все еще члена НАТО) в этом отношении существует ряд ограничений. Страны ЕС уже давно бичуют внутреннюю политику руководства Турции за нарушение прав человека, что выражается в отказе от военно-технического сотрудничества в тех или иных проектах. Непросто складываются отношения с США: если администрация Обамы шла Эрдогану навстречу в его стремлении усилить военно-политический вес Турции в мире, то нынешнее руководство Америки склонно видеть в турецком президенте слишком ненадежного и своевольного союзника, поощрять амбиции которого не стоит. На восточном направлении тоже не все гладко… Но перейдем к примерам.

Танк Altay На фото не совсем обычная модификация танка — Altay Urban Operations Tank. Это специальная версия в особом камуфляже и с отвалом, которая разработана для ведения боев в городской застройке. Модификация оснащена системой подавления сигналов для радиоуправляемых фугасов.

Моторы и политика

Одним из главных пунктов программы национальных систем вооружения стало создание основного боевого танка на замену традиционно используемым в турецкой армии M48 и M60 (США) и немецким Leopard (1, 2). Танк получил название Altay (это не горы, а фамилия турецкого генерала Фахреттина Алтая, командовавшего кавалерией во время Кемалистской революции), а началась разработка машины в 2008 году. Назвать танк вполне турецким нельзя — хотя бы потому, что основной подрядчик, турецкая Otokar, проектировал его в техническом сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Rotem и получившаяся машина много позаимствовала у одного из самых дорогих и высокотехнологичных танков мира K2 Black Panther (Южная Корея).

Турецкий вклад тоже значителен: в особенности это связано с работой компании Aselsan, поставившей всю бортовую электронику, включая систему управления огнем, а также дистанционно управляемую турель STAMP/II c 12,7-мм пулеметом. Но в первую серию (250 штук) танк пойдет с импортным многотопливным дизелем мощностью 1500 л. с. от компании MTU (Германия). Создать местный образец на 1800 л. с. пыталась компания Tümosan в партнерстве с австрийской фирмой AVL List. Однако в 2016 году австрийцы отозвали свое участие в знак протеста против нарушений прав человека во время подавления Эрдоганом неудавшегося военного переворота. Турецкий двигатель для Altay обещан, но лишь в будущем. На сегодняшний день Altay существует в виде десяти опытных экземпляров. Серийное производство и постановка на вооружение запланированы на будущий год, а пока турецкая армия воюет на M60 и Leopard 2.

Читать еще:  Разведывательный БПЛА Ту-243 «Рейс-Д» (Россия)

Вертолет Т-129 ATAK Вертолет оснащен американской «гатлингообразной» трехствольной автоматической пушкой М197, а также имеет четыре точки подвески, в частности для таких боеприпасов, как американские AGM-114 Hellfire и BGM-71 TOW. На вертолете размещаются также турецкие ракеты UMTAS и Cirit.

В чем-то схожая ситуация с «национальным» легким истребителем. Американцы исключили Турцию из программы F-35 (после покупки российского ЗРК С-400), хотя у республики в проекте было значительное технологическое участие. На замену устаревающему F-16 турки разрабатывают и собственный истребитель TF-X — машину как минимум с элементами 5-го поколения. Макет этого перспективного самолета (его фюзеляж выполнен по технологии «стелс»), можно было видеть на прошлогоднем авиасалоне в Париже. В 2017 году турецкий авиаконцерн TAI и британская компания BAE Systems подписали соглашение на 120 млн фунтов, предусматривающее участие инженеров из Соединенного Королевства в первой фазе проектирования, но фаза может затянуться. Проблема в том, что машине нужен двигатель, который во многом определяет конструкцию будущего самолета и над которым должен работать TEAC — еще один турецко-британский альянс с участием Kale Group и Rolls-Royce. Однако на Rolls-Royce давят американцы, да и сама английская компания не хочет пойти навстречу требованиям турок и полностью передать им все технологии, которые могут быть использованы в перспективном двигателе. В итоге срок выкатки TF-X уже перенесен с 2023 на 2025 год, и дальнейшие перспективы проекта крайне неясны.

Полетел недалеко

Турецкий многоцелевой ударный вертолет TAI/AgustaWestland T129 ATAK, на первый взгляд, вышел вполне удачным. Он является результатом доработки турецкими инженерами классической машины Agusta A129 Mangusta — первого созданного в Западной Европе ударного вертолета. Цель доработок — улучшить эксплуатационные характеристики исходной модели, особенно при работе на больших высотах и в жарком климате, приспособить под используемую турецкой армией номенклатуру вооружений. Всю авионику поставил турецкий концерн Aselsan — крупный местный производитель электронных систем и компонентов. Турецкий вариант задумывался и как модель с хорошим экспортным потенциалом: продавать машину концерн TAI намеревался в сотрудничестве с AgustaWestland (ныне Leonardo S.p.A). Турецкие доработки оказались неоднозначными: модель вышла перетяжеленной и не очень хорошо сбалансированной. Были выявлены и другие недостатки. Но главный удар по экспортным перспективам нанесла политика. Производитель турбовальных двигателей для вертолета — американо-британский альянс LHTEC — запретил продавать машину за пределы Турции. Во всяком случае, со своими силовыми установками.

Фрегат Ada Проект создания национального корвета в рамках программы MILGEM (тип Ada) реализуется с 1996 года, однако первоначально шла речь о локализации немецкого корабля производства Blohm + Voss. Сотрудничество не состоялось, и на свет появилась турецкая разработка.

Высокотехнологичный фрегат TF2000 — еще один разрекламированный администрацией Эрдогана «национальный» проект, который ждут проблемы, так как немецкий производитель судовых двигателей, на которые изначально рассчитывали турки, отказался от участия в создании корабля. Впрочем в меньшей размерности у турецкого военного судостроения успехи есть: в рамках той же программы разработки отечественных боевых кораблей MILGEM построено четыре корвета типа Ada.

Как уже говорилось, Турция весьма продвинулась в создании и производстве БПЛА военного назначения, имея на вооружении линейку разведывательных и ударных беспилотников. «Ударная» модель носит название Anka и представлена в трех модификациях — A, B и S. Два S, кстати, были потеряны турецкой армией в боях в Идлибе. Долгое время в разработке БПЛА Турции помогал Израиль, который является одним из мировых лидеров в отрасли. Но после того, как израильские коммандос взяли в 2011 году на абордаж лайнер Mavi Marmara, отношения стран разладились, и больше туркам на израильскую помощь рассчитывать не приходится. Еще одним важным турецким достижением здесь является разработка целой гаммы облегченных боеприпасов, которые можно применять с БПЛА.

В чем-то лучше России

Очевидно, что турецкий ВПК испытывает определенные проблемы, связанные, прежде всего, с завышенными амбициями руководства страны, которым не соответствуют ни технологические возможности местных компаний, ни готовность иностранных государств к сотрудничеству с турецкой оборонкой. Вместе с тем говорить о турецком ВПК лишь в негативных тонах было бы неправильно. Компании республики создают широкий ассортимент оружия и боевой техники для нужд национальной армии и на экспорт. Можно привести в пример линейки легкой бронетехники от компаний Otokar или FNSS (к примеру, семейство БТР PARS) или вспомнить самую дальнобойную в турецкой армии «самоходку» — САУ T-155 Fırtına, производимую, правда, по южнокорейской лицензии. В некоторых областях турецкий ВПК даже превосходит российский — например, в создании ударных БПЛА: в России пока сконструированы лишь опытные образцы. Не такая драматичная ситуация у турок с электронной элементной базой. Известно, что на российские подводные лодки, которые строились для Индии, устанавливалась электроника Aselsan.

БПЛА Anka Ударный беспилотник Anka-S имеет максимальный взлетный вес 1,6 т и полезную нагрузку 200 кг. Оснащается поршневым двигателем Thielert Centurion 2.0 мощностью 155 л. с. Может управляться дистанционно через спутник. Вооружен ракетами Cirit и специальным боеприпасом на основе ракеты UMTAS.

Армия под ударом

Но если турецкий ВПК серьезно продвинулся по сравнению с временами холодной войны и зависимости от западных технологий, то процессы, происходившие в армии, нельзя назвать прогрессом. Все эти годы турецкое общество менялось, уходя от традиционной модели (с культом воина, готового сразиться с врагом и, если надо, с честью погибнуть) и приближаясь к европейской модели с другим набором ценностей (ценность человеческой жизни, права человека, личный успех). Престиж военной службы сейчас уже не так высок, как прежде, и многие офицеры предпочитают уйти на гражданку, где их профессиональные навыки востребованы и хорошо оплачиваются. Особенно это касается пилотов ВВС.

Читать еще:  Многоцелевой вертолет KAI KUH-1 Surion (Южная Корея)

К объективным факторам добавляются субъективно-политические. Стремясь покончить с традиционно активной политической ролью военных в Турции (армия не раз в истории брала власть в свои руки), правительство Эрдогана проводило кампании по дискредитации офицерского корпуса, которые переросли в настоящие гонения после неудачного переворота 2016 года. Тогда многие опытные турецкие военные, работавшие за границей (например, в структурах НАТО), предпочли просто не возвращаться в страну. Однако сбрасывать со счетов турецкую армию не стоит. В недавних событиях в провинции Идлиб турецкие подразделения (представленные в основном силами специального назначения) показали себя эффективной военной силой, продемонстрировали стойкость, несмотря на ощутимые потери. Они хорошо вооружены и их боевой дух по‑прежнему силен.

Автор материала — Александр Васильев, с.н.с. Института востоковедения РАН

Эксплуатация

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» в ООН в Сомали.

Автор фото, Getty Images

Немецко-нидерландский бронетранспортер Boxer призван заменить в бундесвере как устаревающие немецие БТР Fuchs, так и американские M-113

Автор фото, Getty Images

Немецкая боевая машина пехоты Puma лишь недавно стала поступать в войска

Автор фото, Getty Images

Французская боевая машина пехоты AMX-10P несет службу еще с 1970-х годов

Автор фото, Getty Images

На замену устаревающей AMX-10P во Франции создали колесную БМП под названием VBCI

Автор фото, Zuma/TASS

Австрийская многоцелевая боевая бронерованная машина Pandur II выпускается также в Португалии и Чехии

Автор фото, CTK/TASS

ASCOD — еще одна БМП, разработанная при участии Австрии, но на этот раз совместно с Испанией

Автор фото, Getty Images

Итальянская многоцелевая БМП Freccia поступает в войска с 2006 года

Автор фото, Getty Images

Финская многоцелевая бронемашина Patria AMV известна своей модульностью — она может выступать в качестве БМП, БТР, разведывательной или командирской машины, а также оснащаться тяжелым вооружением

Против европейской армии выступил американский президент Дональд Трамп. У себя в «Твиттере» он назвал саму мысль о создании в Европе своей армии для защиты от США оскорбительной и призвал Францию вместо этого увеличить свой оборонный бюджет до 2% от ВВП, как того требует НАТО.

Во вторник Трамп выступил с серией еще более резких твитов.

«Эммануэль Макрон предлагает создать собственную армию для защиты Европы от США, Китая и России. Но Первую и Вторую мировую войну начала Германия — и чем это обернулось для Франции? Пока не подоспели американцы, им пришлось учить немецкий, — написал он. — Верните Франции величие!»

Идею создания общеевропейской армии раскритиковал и глава НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, он не видит смысла в создании в Европе структур, дублирующих структуры НАТО, и считает, что в первую очередь необходимо укреплять трансатлантические отношения.

В поддержку создания европейской армии высказалась Меркель. При этом она назвала такую армию не противовесом, а дополнением к НАТО, которое показало бы миру, что новая война в Европе невозможна.

Макрона поддержал и президент России Владимир Путин, назвавший его идею шагом к созданию многополярного мира. По его словам, ЕС — мощный экономический союз, и естественно, что такой союз хочет быть независимым и самодостаточным.

Программа ATAK была начата с целью удовлетворения потребностей Вооруженных сил Турции в боевом и тактическом разведывательном вертолете. T129 является результатом интеграции разработанной в Турции высокотехнологичной авионики, модификаций авиационных рам и систем вооружения на проверенный в боевых условиях вертолете AgustaWestland A129 с модернизированными двигателями, трансмиссией и лопастями ротора. T129 используется турецкой армией и поставляется на экспорт.

30 марта 2007 года турецкой стороной и компанией AgustaWestland был подписан договор о совместной разработке и производстве 51 (с 40 вариантами) ударных вертолетов на базе Agusta A129 Mangusta. Он будет собираться в Турции турецкой авиационно-космической промышленностью (TAI) как T129. 7 сентября 2007 года был подписан контракт на 1,2 миллиарда долларов.

22 июня 2008 года соглашение между TUSAS Aerospace Industries (TAI) и AgustaWestland официально вступило в силу.

T129 был оптимизирован для жарких и высокогорных условий эксплуатации. Он имеет несколько ключевых улучшений по сравнению с оригинальным A129 в соответствии с требованиями турецкой армии.

Импортозависимость

Турция продвигает Bayraktar как «национальный БПЛА». На деле он в значительной степени состоит из иностранных комплектующих — в основном из США и других стран НАТО. Турецкое производство сильно зависит от импорта комплектующих. Это — последствия курса на импорт оружия НАТО, который достался Реджепу Тайипу Эрдогану по наследству от предыдущей администрации. Сейчас он пытается свернуть с этого пути, но для этого потребуется время и значительные ресурсы — а экономика Турции находится не в лучшем состоянии.

В середине 2000-х Анкара взяла курс на построение мощного и самодостаточного ВПК. Цель — самостоятельно производить если не всю, то большую часть обычных вооружений. Это не было тайной, наоборот, премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел, советник Эрдогана и лидеры правящих партий открыто заявляли, что Турция стремится к независимости и самодостаточности своего военно-промышленного комплекса.

Более того, это увязывали с расширением политической субъектности Турции на Ближнем Востоке. Она претендует на роль региональной великой державы и готова бороться за эту роль силой оружия. Успешное применение «Байрактаров» стало одним из символов новой внешней политики Анкары.

Боевое применение

Впервые в боевой обстановке «Байрактары» использовались в ходе операции «Щит Евфрата», проведённой в конце 2016 — начале 2017 года, в ходе которой турецкие военные и подконтрольные им сирийские повстанцы выбили террористов из городов Джераблус и Аль-Баб на севере Сирии. БПЛА проводили разведку, патрулирование и огневую поддержку. В последовавшей после этого операции «Оливковая ветвь» — против сирийских курдов — «Байрактары» шли в бой довольно часто. Боевые действия начались 20 января 2018 года. По данным местных СМИ, к тому времени вооружённые силы Турции получили 34 BTB2. Кроме того, ещё по шесть «Байрактаров» находились в распоряжении полиции и жандармерии. Из общего числа (46 ед.) BTB2 только 23 были оборудованы узлами навески оружия.

Во время операции «Оливковая ветвь» машины семейства Bayraktar наносили высокоточные удары в простых и сложных метеоусловиях, включая снегопад, порывистый ветер, туман и сплошную облачность.

По информации турецкого министерства обороны, BTB2 выполнили 382 боевых вылета общей продолжительностью 4.916 лётных часов и применили оружие в 49 случаях. Ещё в 680 случаях данные БПЛА провели поиск целей и обеспечили целеуказание для вертолётов огневой поддержки T129, тактических истребителей F-4 и F-16, а также артиллерии. Операция «Оливковая ветвь» продлилась пару месяцев, завершившись захватом города Африн 18 марта 2018 г. Вскоре после этого турецкие военные приняли от промышленности очередную партию из восьми BTB2.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-70 (СССР)

Программа ATAK была начата с целью удовлетворения потребностей Вооруженных сил Турции в боевом и тактическом разведывательном вертолете. T129 является результатом интеграции разработанной в Турции высокотехнологичной авионики, модификаций авиационных рам и систем вооружения на проверенный в боевых условиях вертолете AgustaWestland A129 с модернизированными двигателями, трансмиссией и лопастями ротора. T129 используется турецкой армией и поставляется на экспорт.

30 марта 2007 года турецкой стороной и компанией AgustaWestland был подписан договор о совместной разработке и производстве 51 (с 40 вариантами) ударных вертолетов на базе Agusta A129 Mangusta. Он будет собираться в Турции турецкой авиационно-космической промышленностью (TAI) как T129. 7 сентября 2007 года был подписан контракт на 1,2 миллиарда долларов.

22 июня 2008 года соглашение между TUSAS Aerospace Industries (TAI) и AgustaWestland официально вступило в силу.

T129 был оптимизирован для жарких и высокогорных условий эксплуатации. Он имеет несколько ключевых улучшений по сравнению с оригинальным A129 в соответствии с требованиями турецкой армии.

Галерея AW129

Agusta A129 Mangusta (Мангуст) — легкий ударный вертолет, разработанный и производимый итальянской фирмой Agusta с начала 1980-хх. Первый ударный вертолет, созданный в Европе. Модификация T129 ATAK была разработана турецкой TAI и Agusta Westland для ВС Турции.

История AW129

В 1960-70 годах для европейских стран — членов НАТО существовало несколько ключевых угроз со стороны Варшавского договора. Это, ядерная угроза, а так же огромные танковые армии, сконцентрированные в Восточной Европе. И если с советскими ядерными ракетами мало что можно было поделать, то с танками можно было бороться.

Как ни странно, первыми за разработку собственного противотанкового вертолета в Европе взялись итальянцы. Они рассматривали два варианта: лицензионное производство американских вертолетов AH-1 Cobra или же создание своей машины. Остановились на втором: фирме Agusta было поручено создать этот вертолет.

Задач у Правительства Италии было две: получить вертолет, а так же усилить свое присутсвие на растущем рынке вертолетной техники. Причем, первая задача была скромной — военным нужно было всего 60 единиц, что явно мало, а вот с точки зрения технологического прогресса был явный успех — наработки по A129 толкнули фирму Agusta вперед и сделали ее очень серьезным игроком в мировом масштабе.

За базу для новой машины был взят единственный тогдашний собственный вертолет фирмы — модель A109. Существовали варианты совместной разработки новой машины с другими странами, но они не увенчались успехом. Британцы предпочли американские AH-64 Apache, а немцы с французами создавали собственный ударный вертолет — будущий Eurocopter Tiger.

Первые макеты A129 Mangusta были продемонстрированы в 1980 году на Парижском авиашоу. Первый официальный полет вертолета А-129 Р1 состоялся 15 сентября 1983 г. в испытательном центре фирмы Agusta, расположенном в окрестностях Милана.

Передача вооруженным силам первой партии из пяти A129 состоялась в 1990 году. Первое подразделение из 12 вертолетов достигло оперативной готовности в 1992 г.

Конструкция AW129

Agusta A129 Mangusta — средний, противотанковый ударный вертолет, созданный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания композитные. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем.

Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго летчика-стрелка, сидящего спереди.

В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ.

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения.

Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2-1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума.

Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200кг. Для противотанковых операций вертолет будет вооружен 8 ПТУР М-65 «Tow» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения.

Эксплуатация AW129

Всего было выпущено 60 вертолетов A129. После объединения фирм Agusta и Westland вертолет был переименован в AW129 и под этим индексом выпустили еще 15 вертолетов.

В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. Производством занялась компания Turkish Aerospace Industries.

Вертолеты A129 участвовали во всех военных операциях, проводившимися Вооруженными Силами Италии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: