Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)
Содержание
AW129
История создания и производства[ | ]
После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A129 на AW129.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 вертолётов AW129 для турецкой армии[3]. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы[4]. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. Производством занялась компания . T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года[5]. T-129 оснащаются бортовым оборудованием турецкой фирмы Aselsan: система связи, бортовой компьютер, приборы навигации и сенсоры, тепловизионная система прицеливания и наблюдения AselFLIR-300T, радар Mildar. На T-129 предусмотрена установка ракет Umtas турецкой компании Roketsan.[6] В 2012 году вооружённые силы Турции получат 4 Т-129 и 5 единиц в 2013 году[7].
Эксплуатация [ править ]
Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Rolls-Royce Gem 2-1004D (выпускаемые по лицензии компанией Piaggio) и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.
дизайн
A129 Mangusta — первый европейский ударный вертолет ; как таковой он имеет несколько оригинальных аспектов своей конструкции, например, это первый вертолет, в котором используется полностью компьютеризированная интегрированная система управления для снижения нагрузки на экипаж. Было решено, что большая часть функций вертолета должна быть автоматизирована; как таковые части системы полета и вооружения контролируются и напрямую управляются бортовыми компьютерами. A129 имеет значительное сходство по конструкции с более ранним универсальным вертолетом Agusta A109 ; Задняя часть A129 была заимствована от A109 и объединена в совершенно новую переднюю часть. Фюзеляж A129 очень угловат и бронирован для баллистической защиты; Композитные лопасти несущего винта также способны выдерживать попадания из 23-мм орудий. Экипаж из двух человек, состоящий из пилота и наводчика, находится в обычной тандемной кабине.
A129 может использоваться в качестве противотанкового, вооруженного разведчика, штурмовика, сопровождения, огневой поддержки и противовоздушной обороны. Для борьбы с наземными целями вертолет может использовать различное вооружение, например, до восьми ракет Hellfire . Ракета » воздух-воздух» FIM-92 Stinger была сертифицирована для использования в 2003 году. A129 также может быть оснащен неуправляемыми ракетами диаметром 81 или 70 мм (2,75 дюйма); M197 три ствола 20 мм пушка также установлена на носу установленного Ото Мелар ТМ-197B башню. К 2014 году в арсенал A129 была добавлена противотанковая ракета четвертого поколения Spike-ER .
Электроэнергия обеспечивается парой турбовальных двигателей Rolls-Royce Gem 2-1004D, в двигателях которых предусмотрены меры по снижению теплового излучения в инфракрасном диапазоне. Одной из ключевых защитных мер, включенных в A129, является система радиоэлектронной борьбы и система самозащиты SIAP ( Single Integrated Air Picture ). Элементы систем интерфейса миссии и бортового программного обеспечения, интегрированного в более поздние самолеты, были произведены Selex Galileo .
A129 оснащен инфракрасными системами ночного видения и способен работать днем и ночью в любых погодных условиях. Лазерные системы устанавливаются на новые самолеты для определения дальности и целеуказания, A129 может лазерным обозначением целей для атаки других дружественных самолетов. На AW129D в качестве основной системы наведения используется прицел Toplite III компании Rafael Advanced Defense Systems ; он может действовать как FLIR и иметь как ручной, так и автоматический режимы слежения за целями. Toplite также обеспечивает больший диапазон обнаружения и идентификации, чем датчик HeliTOW 1970-х годов, который он заменил. В 1998 году компания Israel Aircraft Industries (IAI) официально стала партнером Agusta, чтобы предложить потенциальным операторам A129 различные усовершенствования авионики и вооружения; С тех пор различные технологии IAI были предложены и реализованы на итальянских A129.
Эксплуатация
Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Rolls-Royce Gem 2-1004D (выпускаемые по лицензии компанией Piaggio) и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.
Технические характеристики А129 Mangusta
Agusta А129 Mangusta имеет следующие технические характеристики:
- Диаметр главного винта составляет 11,90 м.
- Диаметр хвостового винта составляет 2,24 м.
- Длина составляет 12,275 м.
- Высота составляет 3,315 м.
- Масса пустого вертолета составляет 2529 кг.
- Нормальная взлетная масса вертолета составляет 3600 кг.
- Максимальная взлетная масса вертолета составляет 4100 кг.
- Внутренние топливо составляет 750 кг.
- Тип двигателя – 2 ГТД Gem Mk 1004D Piaggio (Rolls-Royce).
- Мощность при взлете составляет 2х960 л.с.
- Мощность при полете составляет 2х835 л.с.
- Максимальная скорость составляет 315 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 259 км/ч.
- Практическая дальность составляет 600 км.
- Скороподъемность составляет 655 м/мин.
- Практический потолок составляет 6500 м.
- Статический потолок составляет 3750 м.
- Экипаж составляет 2 человека.
Галерея AW129
Agusta A129 Mangusta (Мангуст) — легкий ударный вертолет, разработанный и производимый итальянской фирмой Agusta с начала 1980-хх. Первый ударный вертолет, созданный в Европе. Модификация T129 ATAK была разработана турецкой TAI и Agusta Westland для ВС Турции.
История AW129
В 1960-70 годах для европейских стран — членов НАТО существовало несколько ключевых угроз со стороны Варшавского договора. Это, ядерная угроза, а так же огромные танковые армии, сконцентрированные в Восточной Европе. И если с советскими ядерными ракетами мало что можно было поделать, то с танками можно было бороться.
Как ни странно, первыми за разработку собственного противотанкового вертолета в Европе взялись итальянцы. Они рассматривали два варианта: лицензионное производство американских вертолетов AH-1 Cobra или же создание своей машины. Остановились на втором: фирме Agusta было поручено создать этот вертолет.
Задач у Правительства Италии было две: получить вертолет, а так же усилить свое присутсвие на растущем рынке вертолетной техники. Причем, первая задача была скромной — военным нужно было всего 60 единиц, что явно мало, а вот с точки зрения технологического прогресса был явный успех — наработки по A129 толкнули фирму Agusta вперед и сделали ее очень серьезным игроком в мировом масштабе.
За базу для новой машины был взят единственный тогдашний собственный вертолет фирмы — модель A109. Существовали варианты совместной разработки новой машины с другими странами, но они не увенчались успехом. Британцы предпочли американские AH-64 Apache, а немцы с французами создавали собственный ударный вертолет — будущий Eurocopter Tiger.
Первые макеты A129 Mangusta были продемонстрированы в 1980 году на Парижском авиашоу. Первый официальный полет вертолета А-129 Р1 состоялся 15 сентября 1983 г. в испытательном центре фирмы Agusta, расположенном в окрестностях Милана.
Передача вооруженным силам первой партии из пяти A129 состоялась в 1990 году. Первое подразделение из 12 вертолетов достигло оперативной готовности в 1992 г.
Конструкция AW129
Agusta A129 Mangusta — средний, противотанковый ударный вертолет, созданный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания композитные. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем.
Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго летчика-стрелка, сидящего спереди.
В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения.
Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2-1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума.
Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200кг. Для противотанковых операций вертолет будет вооружен 8 ПТУР М-65 «Tow» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения.
Эксплуатация AW129
Всего было выпущено 60 вертолетов A129. После объединения фирм Agusta и Westland вертолет был переименован в AW129 и под этим индексом выпустили еще 15 вертолетов.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. Производством занялась компания Turkish Aerospace Industries.
Вертолеты A129 участвовали во всех военных операциях, проводившимися Вооруженными Силами Италии.
дизайн
A129 Mangusta — первый европейский ударный вертолет ; как таковой он имеет несколько оригинальных аспектов своей конструкции, например, это первый вертолет, в котором используется полностью компьютеризированная интегрированная система управления для снижения нагрузки на экипаж. Было решено, что большая часть функций вертолета должна быть автоматизирована; как таковые части системы полета и вооружения контролируются и напрямую управляются бортовыми компьютерами. A129 имеет значительное сходство по конструкции с более ранним универсальным вертолетом Agusta A109 ; Задняя часть A129 была заимствована от A109 и объединена в совершенно новую переднюю часть. Фюзеляж A129 очень угловат и бронирован для баллистической защиты; Композитные лопасти несущего винта также способны выдерживать попадания из 23-мм орудий. Экипаж из двух человек, состоящий из пилота и наводчика, находится в обычной тандемной кабине.
A129 может использоваться в качестве противотанкового, вооруженного разведчика, штурмовика, сопровождения, огневой поддержки и противовоздушной обороны. Для борьбы с наземными целями вертолет может использовать различное вооружение, например, до восьми ракет Hellfire . Ракета » воздух-воздух» FIM-92 Stinger была сертифицирована для использования в 2003 году. A129 также может быть оснащен неуправляемыми ракетами диаметром 81 или 70 мм (2,75 дюйма); M197 три ствола 20 мм пушка также установлена на носу установленного Ото Мелар ТМ-197B башню. К 2014 году в арсенал A129 была добавлена противотанковая ракета четвертого поколения Spike-ER .
Электроэнергия обеспечивается парой турбовальных двигателей Rolls-Royce Gem 2-1004D, в двигателях которых предусмотрены меры по снижению теплового излучения в инфракрасном диапазоне. Одной из ключевых защитных мер, включенных в A129, является система радиоэлектронной борьбы и система самозащиты SIAP ( Single Integrated Air Picture ). Элементы систем интерфейса миссии и бортового программного обеспечения, интегрированного в более поздние самолеты, были произведены Selex Galileo .
A129 оснащен инфракрасными системами ночного видения и способен работать днем и ночью в любых погодных условиях. Лазерные системы устанавливаются на новые самолеты для определения дальности и целеуказания, A129 может лазерным обозначением целей для атаки других дружественных самолетов. На AW129D в качестве основной системы наведения используется прицел Toplite III компании Rafael Advanced Defense Systems ; он может действовать как FLIR и иметь как ручной, так и автоматический режимы слежения за целями. Toplite также обеспечивает больший диапазон обнаружения и идентификации, чем датчик HeliTOW 1970-х годов, который он заменил. В 1998 году компания Israel Aircraft Industries (IAI) официально стала партнером Agusta, чтобы предложить потенциальным операторам A129 различные усовершенствования авионики и вооружения; С тех пор различные технологии IAI были предложены и реализованы на итальянских A129.
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации A 129C.
Источник данных: Jane’s, 2004.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
- Длина: 14,29 м
- Длина фюзеляжа: 12,275 м
- Диаметр несущего винта: 11,9 м
- Диаметр рулевого винта: 2,32 м
- Размах крыла: 3,2 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 0,95 м
- Высота: 3,35 м (с хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 111,2 м²
- База шасси: 6,955 м
- Колея шасси: 2,23 м
- Масса пустого: 2529 кг
- Нормальная взлётная масса: 3950 кг
- Максимальная взлётная масса: 4600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 750 кг
- Силовая установка: 2 × турбовальныхRolls-Royce Gem 1004
- Мощность двигателей: 2 × 881 л. с. (2 × 675 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 250 км/ч
- Практическая дальность: 561 км
- Продолжительность полёта: 3 ч 5 мин
- Практический потолок: 4725 м
- Статический потолок:
- с использованием эффекта земли: 3140 м
- без использования эффекта земли: 1890 м
- Скороподъёмность: 10,2 м/с
- Нагрузка на диск: 41,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 275 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 3,5/-0,5 g
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 20 мм пушка Lockheed Martin/Otobreda TM 197B с 500 п. или
- 1 × 20 мм пушка Giat M-621
- Точки подвески: 4
- Боевая нагрузка: 1200 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-земля»: до 8 × TOWилиHOTилиAGM-114
- ракеты «воздух-воздух»: до 8 × StingerилиMistralилиAIM-9L
- Неуправляемые ракеты: 71 мм или 80 мм ракеты в 4 блоках по 7 или 19 ракет
- Дополнительное вооружение: 2 × 7,62 мм или 12,7 мм пулемёты или 20 мм подвесные артиллерийские установки