14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ан-22 «Антей»

Ан-22 «Антей»

Ан-22 «Антей» (по кодификации НАТО: Cock) — транспортный турбовинтовой самолёт. Выполнил первый полёт в 1965 году, серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний. Использовался в ВВС СССР, затем постепенно заменялся более крупным реактивным Ан-124 «Руслан».

Для созданного ОКБ О.К.Антонова 50-е годы ознаменовались тем, что коллективом был разработан и «поставлен на крыло» самолёт Ан-2. Многие десятилетия продолжается выпуск небольших серий этого воздушного транспорта. Потребность в различных его модификациях не иссякает, благодаря его уникальной способности работать в самых тяжёлых условиях.

История создания

Работы по созданию пришлись на пору открытий и побед СССР в космосе и технических областях.

В 1960 году КБ (конструкторское бюро) Антонова приступило к разработке «изделия 100». Руководство было поручено главному конструктору Алексею Белолипецкому.

• 1961 год – получен допуск к производству от макетной комиссии;

• 1964 год – опытный образец поступил на лётные испытания для определения взлётно-посадочных параметров;

• 1965 год – успешно совершён первый полёт.

По этому сухому перечислению дат невозможно понять, какой титанический труд был вложен в создание и совершенствование этой махины. Сколько волнений и опасений связаны с первым взлётом и посадкой, для которых могло не хватить имеющейся длины ВПП (взлётно-посадочной полосы). Хотя это единственный в мире самолёт, имеющий возможность взлетать и садится на грунтовую полосу, на всякий случай её удлинили песчаным участком. Но февральский мороз только усилил опасения конструкторов и испытателей. Но ключевое слово во всём этом — «успешно».

Эксплуатация «Русланов»

Освоение Ан-124 строевыми частями советской военно-транспортной авиации ВВС началось в 1987 году. Машина была принята на вооружение приказом Верховного главнокомандующего Михаила Горбачева от 28 марта 1991 года. После распада Советского Союза все военные Ан-124 унаследовала РФ.

В 1989 году постановлением Совмина СССР Киевский механический завод получил право осуществлять грузовые авиаперевозки на Ан-124, для этого было создано авиатранспортное предприятие (ныне — «Авиалинии Антонова»). 30 декабря 1992 года Межгосударственный авиационный комитет выдал сертификат летной годности гражданского транспортного воздушного судна модификации Ан-124-100.

Первым гражданским эксплуатантом самолета стали «Авиалинии Антонова», вторым — российская компания «Волга-Днепр». В разные годы Ан-124 использовались для перевозки таких грузов, как гидротурбины, электрогенератор массой 135 тонн, локомотивы, космические аппараты в капсулах, вагоны метро, яхты, базальтовый монумент и многое другое.

В конце 1990-х годах Ан-124-100 рассматривался в качестве платформы для запуска небольших космических спутников (проект «Воздушный старт»).

Общее число выпущенных самолетов этого типа по состоянию на конец 2017 года составляет 56 единиц. Из них в 1982–2003 годах 20 машин построили в Киеве, еще 36 — в 1985–2004 годах — в Ульяновске.

  • Ан-124 (1982) — базовый военно-транспортный вариант;
  • Ан-124-100 (1992) — коммерческая версия;
  • Ан-124-100М (1997) — вариант с модернизированным бортовым радиоэлектронным оборудованием и уменьшенным до четырех человек экипажем;
  • Ан-124-100М-150 (2007) — вариант с увеличенной максимальной платной нагрузкой до 150 тонн.

В 2006-м было принято решение о возобновлении на ульяновском «Авиастаре» серийного производства Ан-124 в сотрудничестве с предприятиями Украины. Сроки старта производства неоднократно откладывались по вине украинской стороны, в том числе из-за проблем с поставкой двигателей. В 2014 году проект сотрудничества был свернут.

По данным из открытых источников, современные эксплуатанты «Русланов» — Минобороны РФ (не менее десяти модернизированных единиц), российские авиаперевозчики «Волга-Днепр» (12 единиц) и ОАО «Государственная авиакомпания «224-й летный отряд» (восемь единиц), украинские «Авиалинии Антонова» (семь единиц) и грузовой авиаперевозчик Maximus Air Cargo из ОАЭ.

Жизнь продолжается

Расширение в середине восьмидесятых годов прошлого столетия выпуска Ил-76 послужило прекращению производства «Антеев».

За всё время производства было выпущено 68 штук. С учётом продлённого ресурса «Антей» мог совершать полёты до 2010 года.

Читать еще:  Боевой вертолёт Kawasaki OH-1 Ninja (Япония)

Не обошлось без трагических потерь. 9 машин потерпели крушение:

• 18.07.1970 г. – Атлантический океан;

• 19.12.1970 г. – Панагарх, Индия;

• 21.12.1976 г. и 08.06 1977 г. – Сеще, СССР;

• 06.06.1980 г. – Внуково, СССР;

• 13.03.1987 г. – Аддис Абеба, Эфиопия;

• 13.01 1989 г. – Аден, Йемен;

• 11.11.1992 г. – Мигалово, Россия;

• 28.12.2010 – в Тульской области у города Красный Октябрь, Россия.

Трудолюбивый гигант совершал перевозки общего назначения. Именно АН-22 доставил из Средней Азии детали и крупные фрагменты новых двух моделей сверхгигантов — Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан».

После того как перестал существовать СССР, судьба уникального самолёта была трудной. Из всех основных и модифицированных моделей – Ан-22А, Ан-22 амфибия, Ан-22ПЗ, Ан-22 ПС и др. – аэрофлот эксплуатировал 30 самолётов и военно-воздушные силы России — 55.

Единственный украинский действующий «Антей» продолжает работать на коммерческих рейсах.

За Россией тоже осталось право использования Ан-22. Выходят на линии 4 машины, 7 – находятся на хранении. Одна из них недавно в Тверской области совершила учебный полёт.

История создания Ан-22 «Антей»

Одним из ведущих центров по созданию транспортных самолетов в СССР традиционно считалось КБ Антонова. В конце 50-х годов КБ Антонова приступило к разработке тяжелого транспортного самолета, способного доставлять к месту боевых действий не только личный состав, но и боевую технику, включая танки. Однако, главной задачей нового самолета являлась доставка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования. Идея была следующая: самолет должен доставлять ракеты на ближайший к пусковой шахте аэродром, а непосредственно на место ракета должна была доставляться вертолетом.

В это время в Советском Союзе для стратегических бомбардировщиков был разработан великолепный турбовинтовой двигатель НК-12, именно его разработчики и использовали для нового транспортного самолета. В 1960 году вышло Постановление Совета Министров о начале создания новой машины. Требования к ней были весьма жесткие: самолет должен был иметь грузоподъемность не менее 50 тонн, использовать для взлета и посадки необорудованные площадки и перевозить широкую номенклатуру грузов, в том числе крупногабаритные и негабаритные грузы.

К 1961 году был готов макет будущего самолета, а первые две машины были построены в 1964 году. 27 февраля 1965 года начались испытания Ан-22. Работы шли сложно, Ан-22 являлся первым советским широкофюзеляжным самолетом, поэтому многие технические задачи приходилось решать впервые. Первый серийный самолет был готов в 1966 году, а в 1969 его приняли на вооружение военно-транспортной авиацией СССР. С установкой на вооружение этого самолета советские вооруженные силы стали действительно мобильными: Ан-22 «Антей» мог перевозить практически любые виды техники Сухопутных войск, в том числе танки и даже тактические ракетные комплексы. Более того, транспортный самолет Ан-22 решал и стратегические задачи: его конструкция позволяла брать на борт практически всю номенклатуру грузов для ракетных войск стратегического назначения.

Сразу после окончания испытаний, в 1969 году Ан-22 выполнил несколько рекордных международных перелетов (дабы доказать советское техническое превосходство): в Ханой и в Лиму (Перу). Незадолго до этого, в Перу случилось разрушительное землетрясение, и правительство СССР направило гуманитарную помощь в эту страну.

В то время Ан-22 был самым большим самолетом в мире, показ этой машины на авиационном салоне в Париже, в 1965 году вызвал настоящий фурор как среди широкой публики, так и среди специалистов. Даже на сегодняшний день Ан-22 «Антей» является самым большим в мире турбовинтовым самолетом, а по некоторым своим характеристикам он превосходит более распространенный Ил-76. Серийное производство «Антеев» было организовано на авиазаводе в Ташкенте.

Ан-22 за годы своей службы выполнил огромный объем работы для различных сфер народного хозяйства СССР. Так, например, этот самолет активно использовался при освоении Сибири и Дальнего Севера. Самолет перевозил оборудование для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, крупногабаритную строительную и грузовую технику, электростанции и генераторы. Работа в экстремальных условиях Заполярья показала высокую надежность машины, летчики любили ее. На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт MD-500 Defender (США)

Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев и Ульяновск. Производство самолета было прекращено из-за расширения производства Ил-76, который считался более перспективным. Всего было выпущено 68 самолетов. Ан-22 используется, и по сей день.

Военно-транспортный самолёт. Разработка.

Параллельно с выпуском Ан-2 в различных вариантах в конструкторском бюро велись разработки самолёта нового поколения. Совершенствование элементов конструкции Ан-2 было направлено на создание новейшего грузового самолёта. Конструкторы бюро Антонова отрабатывали аэродинамические характеристики, проверяли параметры его устойчивости и управляемости.

Ан-22, другое имя Антей, по своим лётным характеристикам, грузоподъёмности и элегантности конструкторского исполнения превзошёл всех своих аналогов в мире. Создание уникальной машины потребовало применения новых высоких технологий, приборов и оборудования. Развитие новых технологий самолётостроения шло параллельно процессу конструирования Ан-22. Многие установки создавались непосредственно в процессе сборки самолёта.

Эксплуатация «Русланов»

Освоение Ан-124 строевыми частями советской военно-транспортной авиации ВВС началось в 1987 году. Машина была принята на вооружение приказом Верховного главнокомандующего Михаила Горбачева от 28 марта 1991 года. После распада Советского Союза все военные Ан-124 унаследовала РФ.

В 1989 году постановлением Совмина СССР Киевский механический завод получил право осуществлять грузовые авиаперевозки на Ан-124, для этого было создано авиатранспортное предприятие (ныне — «Авиалинии Антонова»). 30 декабря 1992 года Межгосударственный авиационный комитет выдал сертификат летной годности гражданского транспортного воздушного судна модификации Ан-124-100.

Первым гражданским эксплуатантом самолета стали «Авиалинии Антонова», вторым — российская компания «Волга-Днепр». В разные годы Ан-124 использовались для перевозки таких грузов, как гидротурбины, электрогенератор массой 135 тонн, локомотивы, космические аппараты в капсулах, вагоны метро, яхты, базальтовый монумент и многое другое.

В конце 1990-х годах Ан-124-100 рассматривался в качестве платформы для запуска небольших космических спутников (проект «Воздушный старт»).

Общее число выпущенных самолетов этого типа по состоянию на конец 2017 года составляет 56 единиц. Из них в 1982–2003 годах 20 машин построили в Киеве, еще 36 — в 1985–2004 годах — в Ульяновске.

  • Ан-124 (1982) — базовый военно-транспортный вариант;
  • Ан-124-100 (1992) — коммерческая версия;
  • Ан-124-100М (1997) — вариант с модернизированным бортовым радиоэлектронным оборудованием и уменьшенным до четырех человек экипажем;
  • Ан-124-100М-150 (2007) — вариант с увеличенной максимальной платной нагрузкой до 150 тонн.

В 2006-м было принято решение о возобновлении на ульяновском «Авиастаре» серийного производства Ан-124 в сотрудничестве с предприятиями Украины. Сроки старта производства неоднократно откладывались по вине украинской стороны, в том числе из-за проблем с поставкой двигателей. В 2014 году проект сотрудничества был свернут.

По данным из открытых источников, современные эксплуатанты «Русланов» — Минобороны РФ (не менее десяти модернизированных единиц), российские авиаперевозчики «Волга-Днепр» (12 единиц) и ОАО «Государственная авиакомпания «224-й летный отряд» (восемь единиц), украинские «Авиалинии Антонова» (семь единиц) и грузовой авиаперевозчик Maximus Air Cargo из ОАЭ.

История создания Ан-22 «Антей»

Одним из ведущих центров по созданию транспортных самолетов в СССР традиционно считалось КБ Антонова. В конце 50-х годов КБ Антонова приступило к разработке тяжелого транспортного самолета, способного доставлять к месту боевых действий не только личный состав, но и боевую технику, включая танки. Однако, главной задачей нового самолета являлась доставка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования. Идея была следующая: самолет должен доставлять ракеты на ближайший к пусковой шахте аэродром, а непосредственно на место ракета должна была доставляться вертолетом.

В это время в Советском Союзе для стратегических бомбардировщиков был разработан великолепный турбовинтовой двигатель НК-12, именно его разработчики и использовали для нового транспортного самолета. В 1960 году вышло Постановление Совета Министров о начале создания новой машины. Требования к ней были весьма жесткие: самолет должен был иметь грузоподъемность не менее 50 тонн, использовать для взлета и посадки необорудованные площадки и перевозить широкую номенклатуру грузов, в том числе крупногабаритные и негабаритные грузы.

Читать еще:  Истребитель-перехватчик Northrop F-89 Scorpion (США)

К 1961 году был готов макет будущего самолета, а первые две машины были построены в 1964 году. 27 февраля 1965 года начались испытания Ан-22. Работы шли сложно, Ан-22 являлся первым советским широкофюзеляжным самолетом, поэтому многие технические задачи приходилось решать впервые. Первый серийный самолет был готов в 1966 году, а в 1969 его приняли на вооружение военно-транспортной авиацией СССР. С установкой на вооружение этого самолета советские вооруженные силы стали действительно мобильными: Ан-22 «Антей» мог перевозить практически любые виды техники Сухопутных войск, в том числе танки и даже тактические ракетные комплексы. Более того, транспортный самолет Ан-22 решал и стратегические задачи: его конструкция позволяла брать на борт практически всю номенклатуру грузов для ракетных войск стратегического назначения.

Сразу после окончания испытаний, в 1969 году Ан-22 выполнил несколько рекордных международных перелетов (дабы доказать советское техническое превосходство): в Ханой и в Лиму (Перу). Незадолго до этого, в Перу случилось разрушительное землетрясение, и правительство СССР направило гуманитарную помощь в эту страну.

В то время Ан-22 был самым большим самолетом в мире, показ этой машины на авиационном салоне в Париже, в 1965 году вызвал настоящий фурор как среди широкой публики, так и среди специалистов. Даже на сегодняшний день Ан-22 «Антей» является самым большим в мире турбовинтовым самолетом, а по некоторым своим характеристикам он превосходит более распространенный Ил-76. Серийное производство «Антеев» было организовано на авиазаводе в Ташкенте.

Ан-22 за годы своей службы выполнил огромный объем работы для различных сфер народного хозяйства СССР. Так, например, этот самолет активно использовался при освоении Сибири и Дальнего Севера. Самолет перевозил оборудование для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, крупногабаритную строительную и грузовую технику, электростанции и генераторы. Работа в экстремальных условиях Заполярья показала высокую надежность машины, летчики любили ее. На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.

Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев и Ульяновск. Производство самолета было прекращено из-за расширения производства Ил-76, который считался более перспективным. Всего было выпущено 68 самолетов. Ан-22 используется, и по сей день.

Жизнь продолжается

Расширение в середине восьмидесятых годов прошлого столетия выпуска Ил-76 послужило прекращению производства «Антеев».

За всё время производства было выпущено 68 штук. С учётом продлённого ресурса «Антей» мог совершать полёты до 2010 года.

Не обошлось без трагических потерь. 9 машин потерпели крушение:

• 18.07.1970 г. – Атлантический океан;

• 19.12.1970 г. – Панагарх, Индия;

• 21.12.1976 г. и 08.06 1977 г. – Сеще, СССР;

• 06.06.1980 г. – Внуково, СССР;

• 13.03.1987 г. – Аддис Абеба, Эфиопия;

• 13.01 1989 г. – Аден, Йемен;

• 11.11.1992 г. – Мигалово, Россия;

• 28.12.2010 – в Тульской области у города Красный Октябрь, Россия.

Трудолюбивый гигант совершал перевозки общего назначения. Именно АН-22 доставил из Средней Азии детали и крупные фрагменты новых двух моделей сверхгигантов — Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан».

После того как перестал существовать СССР, судьба уникального самолёта была трудной. Из всех основных и модифицированных моделей – Ан-22А, Ан-22 амфибия, Ан-22ПЗ, Ан-22 ПС и др. – аэрофлот эксплуатировал 30 самолётов и военно-воздушные силы России — 55.

Единственный украинский действующий «Антей» продолжает работать на коммерческих рейсах.

За Россией тоже осталось право использования Ан-22. Выходят на линии 4 машины, 7 – находятся на хранении. Одна из них недавно в Тверской области совершила учебный полёт.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector