0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Операция Зеркало — Operation Looking Glass

Операция Зеркало — Operation Looking Glass

Зеркало (или Операция Зеркало ) — это кодовое название воздушного центра управления и контроля, эксплуатируемого Соединенными Штатами. В последние годы он стал официально называться ABNCP (Воздушный командный пункт ). Он обеспечивает командование и управление ядерными силами США в случае, если наземные командные центры были разрушены или иным образом выведены из строя. В таком случае генеральный офицер на борту Зеркало выполняет функции Офицера по действиям в чрезвычайных ситуациях в воздухе (AEAO) и по закону принимает на себя полномочия Национального командования и может командовать выполнением ядерных атак. AEAO поддерживается боевым составом из примерно 20 человек, еще дюжина отвечает за работу систем самолета. Название Looking Glass, которое является другим названием зеркала, было выбрано для Воздушно-десантного командного пункта, потому что миссия выполняется параллельно с подземным командным пунктом на базе ВВС Оффутт .

Будущее самолётов Судного дня

Конец света, но не конец войны

Есть такие стратегические комплексы, проверять которые на практике совсем не хочется. Конечно, воздушных командных пунктов это касается не так сильно, как межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок. Но всё же…

Напомним, что «самолёты Судного дня» должны исполнять роль пристанищ для военно-политического руководства в случае ядерной войны. С их борта можно руководить как отдельными подразделениями, так и целыми видами вооруженных сил.

Как же сложилась судьба старых машин? Несмотря на формальное и фактическое окончание холодной войны, самолеты «конца света» списывать никто не торопится. Одна из причин этого — остаточные явления противостояния США и СССР. А также набирающее обороты противостояние Соединенных Штатов и Китая: не столько идейное, сколько экономическое.

Один из плодов этого противостояния — постоянное наращивание потенциала ВВС США. Напомним, сейчас Штаты уже модернизировали почти все свои истребители четвертого поколения и даже частично перешли на новое поколение — пятое. На подходе новые самолеты-заправщики и даже совершенно новый «стратег». Осталась модернизация старого парка воздушных командных пунктов Boeing E-4. Напомним, что всего произвели четыре таких самолета: один E-4B и три E-4A, которые позже модернизировали до версии «B». Внешне более новая версия отличалась наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой.

Какой самолет будет у США

E-4B «Nightwatch» совершил первый полет 13 июня 1973 года, а эксплуатировать его начали в 1974 году. Речь идет о специальной версии пассажирского Boeing 747, имеющей три палубы. Экипаж может достигать 114 человек.

В 2006 году экс-министр обороны США Дональд Рамсфилд заявил, что все E-4B выведут из эксплуатации, начиная с 2009 года. Однако, этому не суждено было сбыться. Уже в 2015 году главный финансист Минобороны США Майк МакКорд подал в Конгресс заявку, согласно которой и воздушные командные пункты, и президентские авиалайнеры VC-25 «Air Force One» (всего их произвели два) получат модифицированное коммуникационное оборудование и будут и дальше нести свою службу.

В прошлом году Минобороны США объявило конкурс на модернизацию воздушных командных пунктов Boeing E-4B. Подрядчик должен будет обновить радиоэлектронное оборудование, установить новое программное обеспечение и новые системы защиты от зенитных ракет. «Данная работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полёта, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS», — сообщается в американском документе.

Однако новые угрозы (прежде всего Россия и Китай) толкают Америку к все более решительным мерам. Фактически американцы уже дали старт новой программе, призванной найти замену для Boeing E-4B. В ноябре стало известно, что Военно-воздушные силы США начали поиск нового авиационного центра управления, контроля и связи, который заменит E-4B: сейчас военное ведомство запрашивает информацию у американских производителей. Уже в феврале пройдет мероприятие, где они будут проинформированы о деталях отбора претендентов в рамках новой программы.

Единственное что известно сейчас — это то, что замену для E-4B и для Boeing E-6 Mercury (самолет управления и связи ВМС США, разработанный на основе авиалайнера Boeing 707, созданного еще в 50-е годы) хотят сделать на единой основе. Это позволит унифицировать многие системы и подсистемы и повысит экономичность комплексов.

Известно также то, что ВВС запросили 16 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2020 году. Начиная с 2021-го, финансирование хотят увеличить до 100 миллионов долларов в год. Общую стоимость программы сейчас, вероятно, не возьмется подсчитать никто. Само собой, что это потребует огромных вложений. Впрочем, у Пентагона деньги есть. А как насчет вероятных противников Соединенных Штатов?

Какой самолет будет у России

Кроме Соединенных Штатов, самолет Судного дня есть только у РФ. За все время построили четыре летающих командных пункта Ил-80 и два Ил-76СК, близкие по составу оборудования и задачам, которые они могут решать. Ил-80 базируется на основе пассажирского Ил-86, а Ил-76СК, как можно догадаться, на основе военно-транспортного самолета Ил-76.

Весной 2019 года стало известно, что Россия модернизирует самолеты Судного дня Ил-80 и Ил-82. Тогда, напомним, стало известно, что российские специалисты завершили опытно-конструкторскую работу по модернизации летательных аппаратов. Ранее в качестве головного предприятия выбрали научно-производственное объединение «Полет», имеющее большой опыт в этом направлении. Напомним, речь идет об одном из самых больших машиностроительных предприятий современной РФ. Оно специализируется на авиационной и ракетно-космической технике.

Модернизация будет затрагивать только внутренние компоненты самолетов: модифицированные машины станут вторым поколением воздушных командных пунктов. Третье поколение будет базироваться уже на новой платформе — ею должен стать модифицированный авиалайнер Ил-96-400. В 2016 году стало известно о завершении эскизно-технического проекта. Как тогда заявили в Объединенной приборостроительной корпорации, разработчики ожидают, какое решение примут чиновники Минобороны. В случае положительного решения авиастроители пообещали машину, которая будет полностью отвечать всем необходимым требованиям.

Однако есть и более «оригинальные» идеи. Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, ведущую роль в этом направлении может сыграть научно-производственное предприятие «Полет»: соответствующие работы могут начать уже в 2019-м. Напомним, кстати, что совсем недавно Министерство обороны России получило первый вертолет Ми-38Т, а до конца года должен быть передан и второй. В целом, Россия, хотя и с большим «скрипом», все же доводит уже не самый передовой вертолет до рабочего состояния. За неимением других новых машин такого класса, возможно, не самый худший вариант.

Воздушный командный пункт предназначен для управления подразделениями российской армии в ходе военных конфликтов с использованием ядерного оружия.

Разработан в КБ им. С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86, отсюда и варианты в наименовании самолета — Ил-80, Ил-86ВКП и Ил-87.

По данным из открытых источников, первый полет совершил 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием — 5 марта 1987 года.

10 июля 1991 года НПП «Полет» и Минобороны СССР заключили договор о разработке унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.

В 1992 году самолет принят на вооружение. Однако, по неподтвержденным данным, его испытаниябыли завершены лишь в 1995 или в 1997 годах.

Также в 1992 году появились первые снимки самолета, сделанные западными фотографами.

Было выпущено 4 самолета этого типа — регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149.

Они находились в эксплуатации Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года переданы в 3-ю Авиационную эскадрилью, дислоцированную на аэродроме Чкаловский в Подмосковье.

Читать еще:  Самолёт-ракетоносец Ту-16К-11-16 (Россия)

ТТХ:

  • длина самолета 59,54 м
  • размах крыла 48,06 м
  • нормальная взлетная масса 208 т
  • крейсерская скорость 850 км/ч
  • дальность полета 3 600 км
  • практический потолок 11 000 м
  • оснащен 4 двигателями НК-86 тягой по 13 000 кгс каждый
  • бортовой комплекс технических средств включает до 300 единиц аппаратуры.

15 апреля 1997 года Минобороны России заключило договор с АК им. Ильюшина на разработку эскизно-технического проекта по модернизации Ил-80 и Ил-82. Однако о реализации этого договора ничего неизвестно.

Будущее самолётов Судного дня

Конец света, но не конец войны

Есть такие стратегические комплексы, проверять которые на практике совсем не хочется. Конечно, воздушных командных пунктов это касается не так сильно, как межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок. Но всё же…
апомним, что «самолёты Судного дня» должны исполнять роль пристанищ для военно-политического руководства в случае ядерной войны. С их борта можно руководить как отдельными подразделениями, так и целыми видами вооруженных сил.

Как же сложилась судьба старых машин? Несмотря на формальное и фактическое окончание холодной войны, самолеты «конца света» списывать никто не торопится. Одна из причин этого — остаточные явления противостояния США и СССР. А также набирающее обороты противостояние Соединенных Штатов и Китая: не столько идейное, сколько экономическое.

Один из плодов этого противостояния — постоянное наращивание потенциала ВВС США. Напомним, сейчас Штаты уже модернизировали почти все свои истребители четвертого поколения и даже частично перешли на новое поколение — пятое. На подходе новые самолеты-заправщики и даже совершенно новый «стратег». Осталась модернизация старого парка воздушных командных пунктов Boeing E-4. Напомним, что всего произвели четырех таких самолета: один E-4B и три E-4A, которые позже модернизировали до версии «B». Внешне более новая версия отличалась наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой.

Какой самолет будет у США

E-4B «Nightwatch» совершил первый полет 13 июня 1973 года, а эксплуатировать его начали в 1974 году. Речь идет о специальной версии пассажирского Boeing 747, имеющей три палубы. Экипаж может достигать 114 человек.

В 2006 году экс-министр обороны США Дональд Рамсфилд заявил, что все E-4B выведут из эксплуатации, начиная с 2009 года. Однако, этому не суждено было сбыться. Уже в 2015 году главный финансист Минобороны США Майк МакКорд подал в Конгресс заявку, согласно которой и воздушные командные пункты, и президентские авиалайнеры VC-25 «Air Force One» (всего их произвели два) получат модифицированное коммуникационное оборудование и будут и дальше нести свою службу.

В прошлом году Минобороны США объявило конкурс на модернизацию воздушных командных пунктов Boeing E-4B. Подрядчик должен будет обновить радиоэлектронное оборудование, установить новое программное обеспечение и новые системы защиты от зенитных ракет. «Данная работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полёта, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS», — сообщается в американском документе.

Однако новые угрозы (прежде всего Россия и Китай) толкают Америку к все более решительным мерам. Фактически американцы уже дали старт новой программе, призванной найти замену для Boeing E-4B. В ноябре стало известно, что Военно-воздушные силы США начали поиск нового авиационного центра управления, контроля и связи, который заменит E-4B: сейчас военное ведомство запрашивает информацию у американских производителей. Уже в феврале пройдет мероприятие, где они будут проинформированы о деталях отбора претендентов в рамках новой программы.

Единственное что известно сейчас — это то, что замену для E-4B и для Boeing E-6 Mercury (самолет управления и связи ВМС США, разработанный на основе авиалайнера Boeing 707, созданного еще в 50-е годы) хотят сделать на единой основе. Это позволит унифицировать многие системы и подсистемы и повысит экономичность комплексов.

Известно также то, что ВВС запросили 16 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2020 году. Начиная с 2021-го, финансирование хотят увеличить до 100 миллионов долларов в год. Общую стоимость программы сейчас, вероятно, не возьмется подсчитать никто. Само собой, что это потребует огромных вложений. Впрочем, у Пентагона деньги есть. А как насчет вероятных противников Соединенных Штатов?

Какой самолет будет у России

Кроме Соединенных Штатов, самолет Судного дня есть только у РФ. За все время построили четыре летающих командных пункта Ил-80 и два Ил-76СК, близкие по составу оборудования и задачам, которые они могут решать. Ил-80 базируется на основе пассажирского Ил-86, а Ил-76СК, как можно догадаться, на основе военно-транспортного самолета Ил-76.

Весной 2019 года стало известно, что Россия модернизирует самолеты Судного дня Ил-80 и Ил-82. Тогда, напомним, стало известно, что российские специалисты завершили опытно-конструкторскую работу по модернизации летательных аппаратов. Ранее в качестве головного предприятия выбрали научно-производственное объединение «Полет», имеющее большой опыт в этом направлении. Напомним, речь идет об одном из самых больших машиностроительных предприятий современной РФ. Оно специализируется на авиационной и ракетно-космической технике.

Однако есть и более «оригинальные» идеи. Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, ведущую роль в этом направлении может сыграть научно-производственное предприятие «Полет»: соответствующие работы могут начать уже в 2019-м. Напомним, кстати, что совсем недавно Министерство обороны России получило первый вертолет Ми-38Т, а до конца года должен быть передан и второй. В целом, Россия, хотя и с большим «скрипом», все же доводит уже не самый передовой вертолет до рабочего состояния. За неимением других новых машин такого класса, возможно, не самый худший вариант.

«Самолёт Судного дня» Boeing E-4B


Первый E-4B во время испытаний на устойчивость к ЭМИ, 24 мая 1979 г.

На случай полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами развитые страны имеют специализированные воздушные командные пункты для высшего политического и военного руководства. На вооружении ВВС США с начала семидесятых состоят четыре «самолета судного дня» Boeing E-4A/B. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор остаются важным элементом национальной безопасности.

Ответ на угрозы

На пике Холодной войны в США разработали и построили воздушные командные пункты (ВКП) нескольких типов с разными задачами. В 1965 г. на вооружение поступил ВКП EC-135J NEACP (National Emergency Airborne Command Post), предназначенный для высшего руководства страны, но уже в начале семидесятых его решили заменить более новой и совершенной машиной.


E-4B в полете
В феврале 1973 г. компания «Боинг» и ряд производителей радиоэлектронной аппаратуры получили от Пентагона заказ на создание самолета с шифром «481B NEACP», впоследствии обозначенного как E-4A. Его предлагалось делать на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 747-200. На борту ВКП должна была размещаться аппаратура от более старого EC-135J. Получившийся командный пункт сохранял требуемые возможности, но по летным данным превосходил предшественника.

Первый заказ предусматривал строительство двух ВКП E-4A, затем появились новые заказы. К осени 1973 г. планировалось принять в строй шесть машин, еще одна предназначалась для испытаний. Однако в итоге заказали всего четыре ВКП, причем последняя должна была строиться уже по обновленному проекту E-4B. Его можно было отличить от самолетов «A» по характерному кожуху радиоантенн на верхней части фюзеляжа.

Первый из будущих E-4A поднялся в воздух в июле 1973 г. Уже в 1974-м его поставили на дежурство. Строительство следующих машин затянулось и завершилось только в 1978-м. Годом позже сдали четвертый ВКП, выполненный по новому проекту E-4B.


Дозаправка в полете, вид с танкера
Любопытно, что проект E-4A/B оказался самым дорогим в истории ВВС США. Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах. Этот рекорд побили только в конце следующего десятилетия с появлением бомбардировщика B-2A.

В начале восьмидесятых технику отправили на ремонт и модернизацию. С этих процедур все самолеты вернулись в комплектации типа «B». В 1994 г. самолеты получили новое обозначение NAOC (National Airborne Operations Center). Кроме того, они получили неофициальное прозвище Nightwatch («Ночной дозор» – в честь известной картины Рембрандта).

Аппаратура судного дня

E-4B построен на базе серийного Boeing 747-200 и сохраняет основные его агрегаты, хотя при переоснащении пришлось переделать планер. Также под замену пошли силовая установка и ряд общесамолетных систем. Вследствие этого по своим летно-техническим характеристикам E-4B близок к базовой машине. Важным отличием в этом контексте является наличие аппаратуры дозаправки в полете. Благодаря ей E-4B может оставаться в воздухе до 7 суток, причем этот срок ограничен, главным образом, запасами ресурсов для экипажа.

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle (США)


Кабина пилотов
E-4B сохранил трехпалубную компоновку фюзеляжа. Верхняя отдается летным экипажам; на ней находятся кабина и каюты для отдыха. На месте основного пассажирского салона «747-200» последовательно располагаются кухонный отсек, салон для первых лиц государства со всем необходимым оснащением, конференц-залом и залом для совещаний, отсек коммуникаций и операторские места. В хвосте расположены помещения для отдыха дежурных смен. Нижняя палуба выделена для размещения разнообразного оборудования и отдельных рабочих мест.

По известным данным, самолеты E-4B несут полный спектр радиоэлектронной аппаратуры для управления вооруженными силами и приспособлены к работе в самых сложных условиях. В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам. Приняты и иные меры по повышению живучести и обеспечению безопасности экипажа и пассажиров.


Один из салонов для высокопоставленных лиц
Специальная аппаратура обеспечивает связь и прием данных от всех источников в вооруженных силах США и НАТО, а также обработку поступающей информации с последующей выдачей командованию. Затем осуществляется выработка и передача команд соединениям и частям. Особое внимание уделено связи и управлению стратегическими ядерными силами. В частности, для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км. Для решения задач связи и обработки данных на борту «Ночного дозора» имеется 29 автоматизированных рабочих мест, используемых офицерами штаба.

В зависимости от поставленных задач, E-4B может принимать на борт от 60 до 100 человек – летный экипаж, технический состав, штаб и верховное командование. Для экипажа и пассажиров обеспечиваются достаточно комфортные условия. Возможно длительное пребывание в воздухе с обеспечением отдыха и питания.

Самолеты на дежурстве

Первый ВКП E-4A заступил на дежурство в 1974 г., и вскоре к нему присоединились новые. К началу восьмидесятых работу командования могли обеспечить три машины версии «A» и одна «B». Вскоре такую разунификацию исправили путем модернизации более старых бортов.


Лестница между палубами
Самолеты NEACP / NAOC несли дежурство на разных авиабазах. Один из них постоянно присутствовал на аэродроме Эндрюс (г. Кэмп-Спрингс, шт. Мэриленд), в непосредственной близости от основных военных и гражданских центров США – 10 км от г. Вашингтон. По штату, один из ВКП должен был находиться в полной готовности в ожидании приказа на взлет. Сразу после прибытия высокопоставленных лиц можно было подниматься в воздух. Такой порядок сохранялся до 1994 г.

Также E-4B вместе с другими спецбортами участвуют в зарубежных поездках руководства страны. Благодаря этому президент или министр обороны могут в любой момент занять место на ВКП и принимать стратегические решения. Кроме того, использование NAOC в качестве транспорта для руководства Минобороны упрощает управление вооруженными силами.

С 1994 г. самолеты E-4B могут использоваться в качестве временных командных пунктов в гражданских сферах. Самолет может прибывать в зону стихийного бедствия или иной катастрофы и выполнять функции управления до развертывания полноценного наземного КП. Впрочем, такими возможностями пользовались лишь несколько раз.

Еще не конец

Самолеты Boeing E-4B отличаются достаточно большим возрастом, и даже постоянные ремонты не позволяют продолжать эксплуатацию вечно. В начале 2006 г. Минобороны США объявило о намерении списать устаревшие самолеты и заменить их новыми, в срок до 2009 г. Однако уже в феврале 2007-го планы сократили, и утилизации теперь подлежал только один.


E-4B в аэропорту г. Богота во время визита делегации руководства США, октябрь 2007 г.
Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции, что и «Ночной дозор». В дальнейшем тема списания E-4B не поднималась. Эксплуатация такой техники продолжается до сих пор и не прекратится в ближайшем будущем.

По известным данным, техническое состояние и регулярное обслуживание позволяют продолжать эксплуатацию E-4B без каких-либо ограничений. После 2020-22 гг. возможны некоторые незначительные ограничения. Ресурса планеров хватит для активной эксплуатации в течение еще 12-15 лет.

В 2015 г. начались работы по модернизации самолетов. Согласно открытым данным, комплекс средств связи дополнили современными системами. За счет этого обеспечены новые коммуникационные возможности, повышена устойчивость к различным воздействиям и т.д.


За минуту до взлета

Ключевой элемент обороны

Воздушные командные пункты E-4A/B создавались в разгар Холодной войны с учетом основных угроз того времени. В условиях риска обмена ракетно-ядерными ударами вооруженные силы противостоящих государств нуждались в надежной и устойчивой системе управления армиями, в т.ч. СЯС. Ответом на это стало появление различных специализированных комплексов, систем и образцов техники – одним из них стал американский ВКП E-4A/B. В дальнейшем обстановка в мире изменилась, но воздушные командные пункты остались на службе.

С момента начала дежурства самолетов NEACP / NAOC прошло почти полвека, но они до сих пор сохраняют свое место в ВВС США – благодаря уникальным возможностям и фактическому отсутствию альтернатив. E-4B по-прежнему остаются важнейшим элементом систем стратегического управления вооруженными силами США, и их замена пока даже не предвидится.

Сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец B-52

Стоимость — 84 млн долларов в ценах 2012 г., цена часа полета — 67 тысяч долларов.

Фото: Reuters

Этому самолету принадлежит рекорд по дальности полета — 16 700 км. Имея такую дальность, B-52 сможет доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира. Максимальный потолок бомбардировщика — 16 000 метров, скорость — 960 км/ч.

Толстосумы готовятся к апокалипсису

Дебаты о новом «Борте ВВС номер один» велись очень горячо. Поводом для этого стали огромные траты, необходимые для того, чтобы оборудовать предполагаемые самолеты «Боинг-747-8» согласно потребностям президента: «Самолеты будут перестроены, чтобы снабдить президента, экипаж и гостей надежным и безопасным воздушным транспортом с такими же возможностями связи и безопасностью, как в Белом доме», по информации ВВС США.

И ценник соответствующий: прошлой зимой Дональд Трамп отметил в «Твиттере», что ожидаемая стоимость в четыре миллиарда долларов за два самолета — это слишком много по сравнению с обычной стоимостью самолета в 357 миллионов долларов. «Отмените покупку!» — написал он.

Однако Марк Кансиан (Mark Cancian), который ранее был ответственным за контроль закупок Белого дома, сказал изданию «Вайред» (Wired), что цифра в четыре миллиарда долларов выглядит «разумной».

«Учитывая дополнительные особенные функции, которыми они ходят оборудовать самолет, две штуки — это вполне разумно», — говорит он.

«Самолеты судного дня», которые стоят и ждут на базе Оффут, газета «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) описывает как «летающие высокотехнологичные бункеры», которые обычно используются министром обороны США, но в случае ядерной войны получат более значительную роль. В то же время многие подробности относительно «Ночного дозорного» секретны. Дэниел Тердиман (Daniel Terdiman) с веб-сайта CNET, посвященного компьютерным технологиям, получил разрешение посетить один из самолетов в 2013 году и констатировал, что удобств и роскоши там нет. Напротив, интерьер минималистичен и функционален.

Оборудование учитывает всевозможные ситуации и создано для того, чтобы правительство США могло скрыться на самолете в первые дни ядерной войны. Чтобы обеспечить возможность постоянно находиться в воздухе в первый критический период экстраординарного кризиса, самолет оборудовали для дозаправки в воздухе, а это значит, что он может находиться в воздухе десятки дней подряд.

Вместо ультрасовременных экранов и прочей аппаратуры, которая есть в нынешних пассажирских самолетах, у самолетов E-4B большая часть приборов аналоговая, нечувствительная к электромагнитным импульсам, которые возникают при ядерном взрыве, повреждая многие виды электроники.

Вдобавок самолеты E-4B оборудованы сложной коммуникационной аппаратурой, которая позволит президенту управлять страной с воздуха даже в том случае, когда инфраструктура полностью разрушена. Белые самолеты с тонкой синей полосой вдоль корпуса также легко узнать по характерной выпуклости наверху: там находится оборудование, позволяющее поддерживать связь со всеми, от кораблей, подводных лодок и других самолетов до коммуникационных станций на земле. На самолете есть специальные подстанции связи примерно для ста человек.

Читать еще:  Стратегический бомбардировщик B-2A Spirit (США)

В числе самых интересных функций самолета — возможность выдвинуть антенну длиной почти в восемь километров, которая летит за самолетом, позволяя устанавливать контакт с подводными лодками, когда все остальные средства коммуникации выведены из строя.

Интереснее всего — не цель «самолетов Судного дня», которая редко упоминается в официальных контекстах, и не секретность вокруг их точного назначения, пишет «Политико». На самом деле интересно, как они постоянно используются вместе с другими самолетами поменьше.

Практически каждый раз, когда президент едет куда-то с государственным визитом, параллельно с событиями, на которых сосредоточено внимание СМИ, разворачивается и другая деятельность. За кулисами один из «Ночных дозорных» следует по маршруту президента, не приземляясь при этом в тех же аэропортах, что и «Борт ВВС номер один». Часто согласно этой же стратегии используются и самолеты поменьше: их размещают неподалеку от места, где приземлился «Борт ВВС номер один». Но подробности обо всех этих самолетах, среди которых есть и воздушные суда типа «Гольфстрим» (Gulfstream), известные под обозначением C-20C, по большей части неизвестны.

«Наша позиция такова: у нас нет самолетов, которые назвались бы C-20C», — прокомментировал сотрудник ВВС эту информацию.

Наряду с США аналогичный набор собственных самолетов, готовых поднять руководство страны в воздух в случае ядерной войны, есть и у России.

По крайней мере с середины 80-х годов страна располагала (тогда еще под советским флагом и руководимая обстоятельствами холодной войны) самолетами, созданными с целью позволить лидеру страны с воздуха провести операцию возмездия, в случае если страну атакуют.

Эти самолеты тоже часто называют «самолетами Судного дня».

В последние годы, похоже, боеготовность в России повысилась. Появились несколько разных типов самолетов, которые дадут президенту России Владимиру Путину и остальному руководству возможность пережить первые дни ядерной войны, о чем рассказывалось в СМИ. С 2009 по 2012 год Россия обзавелась тремя специально оборудованными самолетами Туполев Ту-214СР: их заявленная цель заключается в том, чтобы дать президенту возможность управлять страной с воздуха, как сообщали Euronews.

При Путине Россия обзавелась и другими самолетами аналогичного назначения. В декабре 2015 года многие СМИ передавали, что Россия приобрела новый тип «самолета Судного дня», созданный на основе пассажирского Ил-80. Александр Комяков, глава предприятия, ответственного за производство, назвал тогда самолет «непобедимым».

«В то время как сооружения с известной наземной позицией могут быть уничтожены, трудно взять на прицел воздушный командный пункт, так как он постоянно передвигается. Американцы называют этот тип самолетов „самолетами Судного дня»», — сказал он лояльному к правительству RT.

До этого в распоряжении России имелись четыре Ил-80 первого поколения, а через некоторое время, в 2016 году, были представлены еще два «самолета судного дня» третьего поколения. По информации Sputnik, их создали на основе 60-метровых самолетов Ильюшин Ил-96. Военный аналитик Игорь Коротченко рассказал, что возможности самолета позволят нанести ответный удар, если воплотится в жизнь худший сценарий.

«Он обеспечивает неотвратимость ядерного возмездия в случае, если какая-то страна применит свое ядерное оружие против России. Этот воздушный командный центр действительно гарантирует, что никакая атака против нашей страны не останется безнаказанной».

Точно не известно, сколько «самолетов Судного дня» у России, но ясно, что их назначение аналогично американским. Когда разразится то, что у многих ассоциируется с апокалипсисом, всеми возможными способами будут защищать в первую очередь двух человек на земле: президента США и президента России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кодовое название «Зеркало» произошло из-за способности самолета «отражать» функции управления и контроля подземного командного пункта в штабе Стратегического авиационного командования .

САК воздушно — десантное командное сообщение или «Looking Glass» была инициирована ВВС США «s стратегической авиации в 1961 году и управляется 34 — й дозаправке эскадрилью , Offutt AFB , штат Небраска . В августе 1966 года миссия переносится на 38 — й стратегической разведки эскадрильи , то второй воздушно — десантное командное и управления эскадры в апреле 1970 года, на 7 — й воздушно — десантной командования и управления эскадрильи в июле 1994 года, и к USSTRATCOM «s Стратегические коммуникации Wing One в октябре 1998 года.

Самолеты EC-135 Looking Glass находились в воздухе 24 часа в сутки на протяжении более 29 лет, до 24 июля 1990 года, когда «Стекло» прекратило постоянную воздушную тревогу, но оставалось в наземной или воздушной тревоге 24 часа в сутки.

Looking Glass отражает наземное командование, управление и связь (C3 или C³), расположенное в Глобальном операционном центре USSTRATCOM (GOC) на базе ВВС Оффатт . EC-135 Зазеркалья самолеты были оборудованы бортовой система управления пуском ракет , способный передавать команды на запуск наземного базирования американских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в том случае, центры управления пуском земли были выведены из строя.

Зеркало также было разработано, чтобы помочь обеспечить COG, преемственность и восстановление правительства США в случае ядерной атаки на Северную Америку . Хотя эти два типа самолетов различаются, прозвище « Самолет Судного дня» также часто ассоциируется с миссией и самолетом усовершенствованного воздушного командного пункта Boeing E-4 «Ночной дозор» .

Зеркало было якорем в сети, известной как Всемирный воздушно-десантный командный пункт (WWABNCP). Эта сеть специально оборудованных самолетов EC-135 будет запускаться из состояния готовности земли и устанавливать беспроводные сетевые соединения «воздух-воздух» в случае чрезвычайной ситуации в США. Члены сети WWABNCP включали:

  1. Операция «Шелковый кошелек» для главнокомандующего Европейским командованием США (USCINCEUR), базирующимся в Королевских ВВС Милденхолл в Соединенном Королевстве (позывной Сибелл);
  2. Операция «Освещение прицела» для главнокомандующего Атлантическим командованием США (CINCLANT), базирующимся на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния;
  3. Операция «Голубой орел» для главнокомандующего Тихоокеанским командованием США (USCINCPAC), базирующимся на авиабазе Хикам, штат Гавайи; и
  4. Операция «Ночной дозор», которая проводилась при поддержке президента США и базировалась на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд. В начале 1970-х годов в этой миссии самолет E-4A заменил EC-135J.

Восточный вспомогательный (EAST Aux) и Западный вспомогательный (West Aux) командные пункты также входили в сеть WWABNCP («wah-bin-cop») и могли брать на себя ответственность за Looking Glass в качестве якоря. 906-я воздушная заправочная эскадрилья West Aux базировалась на авиабазе Майнот , Северная Дакота , и в апреле 1970 года была переведена в 4-ю воздушно-десантную эскадрилью на авиабазе Эллсуорт , Южная Дакота , а 301-я воздушная заправочная эскадрилья восточно-вспомогательной миссии базировалась на авиабазе Локборн. , Огайо , и перешел в 3-ю воздушно-десантную эскадрилью управления на авиабазе Гриссом , штат Индиана , в апреле 1970 года. После 1975 года Восточный Аукс был принят на себя из резервного самолета наземного оповещения Looking Glass, запущенного с авиабазы ​​Оффутт. В июне 1992 года Стратегическое командование США взяло на себя миссию «Зеркало» от Стратегического авиационного командования, так как САК было расформировано, а Стратегическое командование взяло на себя миссию ядерного сдерживания.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

«Апокалиптические машины» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет Судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют «doomsday planes» (самолеты «конца света»). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector