Высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2C (США)
Содержание
Галерея U-2
Lockheed U-2 — американский высотный самолет-разведчик, разработанный компанией Lockheed в 1950-х годах.
История U-2
Работы по проекту начались в 1954 году и уже спустя год первый прототип поднялся в воздух над калифорнийской пустыней. Именно там, на мощностях экспериментального исследовательского центра Skunk Works компании Lockheed были построены все 25 самолетов U-2, перешедшие в состав двух стратегических разведывательных эскадрилий ВВС США. Остальные машины, построенные так же там, были переданы в распоряжение ЦРУ и NASA.
Конструкция U-2
Lockheed U-2 имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом использования совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолёта с большим удлинением позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа убирающееся в фюзеляж со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлете должен бежать рядом со стартующим самолетом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остается на ВПП. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости. С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу.
Видео U-2 : Видео современной эксплуатации самолета-шпиона
Модификации
- U-2A— первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолетов
- U-2B— двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолетов
- U-2C— улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками
- U-2D— улучшенный двухместный учебный вариант
- U-2CT— улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с измененным расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах
- U-2G— вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолета
- U-2R— увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин
- U-2RT— улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина
- U-2EPX— морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США; построено 2 экземпляра
- WU-2— вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований
- TR-1A— новый тактический вариант модели TR, построенный на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП; построено 33 экземпляра
- TR-1B— новый двухместный учебный самолет для обучения пилотов TR-1A; построено 2 машины
- ER-2— одноместный вариант для исследования по программе НАСА
- U-2S— новое обозначение модели TR-1A; обновлен двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS; переоборудована 31 машина
- TU-2S— новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины
Эксплуатация U-2
Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 г. То, что разведчик U-2 оказался уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 г., когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР.
Всего над территорией СССР c 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полета самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.
Ценность самолета U-2 была подтверждена в 1962 г., когда эти самолеты обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе, а уязвимость подтверждена, когда во время очередного облета Кубы 27 октября 1962 года U-2 (56-6676) под управлением Р. Андерсона был сбит первой же ракетой расчёта ЗРК С-75 майора И. Герченова.
Современные модификации «U-2S» и «TU-2S» до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.
Конструкция [ править ]
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.
Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлете и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указанию пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.
Галерея U-2
Lockheed U-2 — американский высотный самолет-разведчик, разработанный компанией Lockheed в 1950-х годах.
История U-2
Работы по проекту начались в 1954 году и уже спустя год первый прототип поднялся в воздух над калифорнийской пустыней. Именно там, на мощностях экспериментального исследовательского центра Skunk Works компании Lockheed были построены все 25 самолетов U-2, перешедшие в состав двух стратегических разведывательных эскадрилий ВВС США. Остальные машины, построенные так же там, были переданы в распоряжение ЦРУ и NASA.
Конструкция U-2
Lockheed U-2 имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом использования совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолёта с большим удлинением позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа убирающееся в фюзеляж со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлете должен бежать рядом со стартующим самолетом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остается на ВПП. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости. С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу.
Видео U-2 : Видео современной эксплуатации самолета-шпиона
Модификации
- U-2A— первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолетов
- U-2B— двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолетов
- U-2C— улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками
- U-2D— улучшенный двухместный учебный вариант
- U-2CT— улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с измененным расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах
- U-2G— вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолета
- U-2R— увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин
- U-2RT— улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина
- U-2EPX— морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США; построено 2 экземпляра
- WU-2— вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований
- TR-1A— новый тактический вариант модели TR, построенный на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП; построено 33 экземпляра
- TR-1B— новый двухместный учебный самолет для обучения пилотов TR-1A; построено 2 машины
- ER-2— одноместный вариант для исследования по программе НАСА
- U-2S— новое обозначение модели TR-1A; обновлен двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS; переоборудована 31 машина
- TU-2S— новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины
Эксплуатация U-2
Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 г. То, что разведчик U-2 оказался уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 г., когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР.
Всего над территорией СССР c 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полета самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.
Ценность самолета U-2 была подтверждена в 1962 г., когда эти самолеты обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе, а уязвимость подтверждена, когда во время очередного облета Кубы 27 октября 1962 года U-2 (56-6676) под управлением Р. Андерсона был сбит первой же ракетой расчёта ЗРК С-75 майора И. Герченова.
Современные модификации «U-2S» и «TU-2S» до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.
«Мой отец не предатель»
Пауэрс провел в тюрьме 21 месяц и вернулся домой в 1962 году, после того как его 10 февраля обменяли на Глиникском мосту (на границе между ГДР и Западным Берлином) на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера), ранее арестованного в США по обвинению в «ядерном шпионаже».
Но если по возвращении на родину Абеля встретили со всеми возможными почестями, то Пауэрса ожидал прохладный прием.
Конструкция [ править ]
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.
Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлете и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указанию пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.
Как ловили Пауэрса
Полет планировалось осуществить над советской территорией по маршруту Сталинабад (ныне Душанбе, Таджикистан) — Аральское море — Челябинск — Свердловск (ныне Екатеринбург) — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будё.
30-летний Пауэрс вылетел с авиационной базы, расположенной близ пакистанского Пешавара. В 5:36 мск самолет пересек советскую границу юго-восточнее Кировабада (ныне Пяндж, Таджикистан) на высоте 18–21 км со скоростью 720–780 км/ч. Почти сразу нарушитель был обнаружен радиолокационными станциями ПВО СССР.
В соответствии с планом полета Пауэрс пролетел над космодромом Байконур и сделал снимки находившихся там советских баллистических ракет, далее преодолел расстояние между Магнитогорском и Челябинском. Следующим пунктом маршрута был закрытый город Челябинск-40 (ныне ЗАТО Озёрск). Там находился комбинат «Маяк», где осуществлялось производство советского оружейного плутония.
Для фотосъемки секретных объектов на советской территории с самолетов U-2 Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США был создан специальный отряд «10-10». Официально подразделение именовалось 2-й (временной) авиационной эскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и действовало под прикрытием Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
4 июля 1956 года был совершен первый полет над СССР на самолете U-2, прошедший без происшествий. Самолет-шпион был обнаружен, но советская система ПВО не смогла его перехватить. С этого момента U-2 разведывательного авиаотряда выполняли регулярные полеты над территорией СССР. Основной их целью был сбор сведений о расположенных в Советском Союзе промышленных и военных объектах, а также о системе ПВО. За период с 1956-го по 1 мая 1960 года радиотехническими средствами ПВО было зафиксировано 24 случая проникновения самолетов-разведчиков в воздушное пространство СССР.
Перехватить самолет Пауэрса в первые три часа полета советским военным не удалось. U-2 достиг территории Урала и вошел в зону ответственности 4-й Уральской отдельной армии ПВО. Поднятая на его перехват пара истребителей МиГ-15 412-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии с поставленной задачей не справилась вследствие большой высоты полета U-2.
Приказ перехватить нарушителя получили два новых истребителя-перехватчика Су-9, находившиеся на свердловском аэродроме Кольцово (эти машины перегоняли с Новосибирского авиазавода к месту службы). Так как у экипажей не было высотного снаряжения, а на самих самолетах отсутствовало бортовое вооружение, командующий истребительной авиацией ПВО генерал-полковник Евгений Савицкий отдал распоряжение осуществить высотный таран Пауэрса. Однако из-за ошибок наведения осуществить его тоже не удалось.
Одноместный реактивный высотный разведывательный самолет. Один из первых в мире самолетов-шпионов. Использовался американской военной разведкой с 1956 года. Для своего времени был уникальной машиной — считался неуязвимым. Его главным преимуществом была высотность — свыше 20 км. На такой высоте самолет был практически недосягаем для стандартных перехватчиков и советских средств противовоздушной обороны (ПВО) того времени.
Еще одна «фишка» U-2 — уникальная по тем временам фотокамера, способная делать снимки с рабочей высоты в достаточно высоком разрешении. Летчик самолета вынужден был совершать полет в специальном высотном скафандре, который подключался к системе жизнеобеспечения. U-2 мог находиться в воздухе до 12 часов.
Кстати, до недавнего времени U-2 применялись на Ближнем Востоке для разведки позиций группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). В начале апреля 2020 года стало известно, что ВВС США заказали оборонной корпорации Lockheed Martin модернизацию парка этих самолетов до 2022 года. Также разрабатывается машина следующего поколения, которая может прийти на смену U-2. Сообщалось, что главное ее отличие будет состоять в использовании технологии «стелс», которая сделает ее невидимой для радаров противника. Согласно официальным данным ВВС США, в строю сейчас находится 33 самолета семейства U-2.
В 8:43 мск с аэродрома Кольцово были подняты два истребителя МиГ-19 365-го истребительного авиационного полка (пилоты — капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов) с задачей сбить U-2, если он снизится до досягаемой для «МиГов» высоты (около 18 км). Одновременно по пресечению полета самолета-нарушителя начали действовать зенитные ракетные подразделения.
МиГ-19 Сафронова был ошибочно принят за машину противника и попал под зенитный ракетный обстрел 57-й зенитной ракетной бригады ПВО. По нему выпустили три ракеты. Истребитель был сбит, летчик погиб (впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года он был посмертно награжден орденом Красного Знамени).
При прохождении через зону поражения 37-й зенитной ракетной бригады U-2 подвергся обстрелу одним из расчетов пятого дивизиона, но ракета не попала в цель. Далее самолет-нарушитель вошел в зону ответственности 57-й бригады, дислоцированной близ Свердловска.
В 8:53 мск, пролетев близ села Косулино, U-2 был сбит ракетой недавно принятого на вооружение зенитного ракетного комплекса С-75 «Двина». В цель попала первая ракета, в результате попадания самолет развалился на части, однако на экранах локаторов многочисленные отметки были восприняты зенитчиками как поставленные нарушителем помехи, и соседний дивизион дал залп по этим целям. Уже падающий U-2 был поражен второй ракетой, пущенной первым дивизионом той же 57-й бригады.
После взрыва первой ракеты Пауэрсу удалось выпрыгнуть из самолета с парашютом. Обломки U-2 рухнули на землю близ деревни Поварня, а сам летчик приземлился на поле близ Косулина.
Галерея U-2
Lockheed U-2 — американский высотный самолет-разведчик, разработанный компанией Lockheed в 1950-х годах.
История U-2
Работы по проекту начались в 1954 году и уже спустя год первый прототип поднялся в воздух над калифорнийской пустыней. Именно там, на мощностях экспериментального исследовательского центра Skunk Works компании Lockheed были построены все 25 самолетов U-2, перешедшие в состав двух стратегических разведывательных эскадрилий ВВС США. Остальные машины, построенные так же там, были переданы в распоряжение ЦРУ и NASA.
Конструкция U-2
Lockheed U-2 имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом использования совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолёта с большим удлинением позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа убирающееся в фюзеляж со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлете должен бежать рядом со стартующим самолетом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остается на ВПП. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости. С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу.
Видео U-2 : Видео современной эксплуатации самолета-шпиона
Модификации
- U-2A— первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолетов
- U-2B— двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолетов
- U-2C— улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками
- U-2D— улучшенный двухместный учебный вариант
- U-2CT— улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с измененным расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах
- U-2G— вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолета
- U-2R— увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин
- U-2RT— улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина
- U-2EPX— морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США; построено 2 экземпляра
- WU-2— вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований
- TR-1A— новый тактический вариант модели TR, построенный на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП; построено 33 экземпляра
- TR-1B— новый двухместный учебный самолет для обучения пилотов TR-1A; построено 2 машины
- ER-2— одноместный вариант для исследования по программе НАСА
- U-2S— новое обозначение модели TR-1A; обновлен двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS; переоборудована 31 машина
- TU-2S— новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины
Эксплуатация U-2
Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 г. То, что разведчик U-2 оказался уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 г., когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР.
Всего над территорией СССР c 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полета самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.
Ценность самолета U-2 была подтверждена в 1962 г., когда эти самолеты обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе, а уязвимость подтверждена, когда во время очередного облета Кубы 27 октября 1962 года U-2 (56-6676) под управлением Р. Андерсона был сбит первой же ракетой расчёта ЗРК С-75 майора И. Герченова.
Современные модификации «U-2S» и «TU-2S» до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.
Конструкция [ править ]
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.
Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлете и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указанию пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.
Галерея U-2
Lockheed U-2 — американский высотный самолет-разведчик, разработанный компанией Lockheed в 1950-х годах.
История U-2
Работы по проекту начались в 1954 году и уже спустя год первый прототип поднялся в воздух над калифорнийской пустыней. Именно там, на мощностях экспериментального исследовательского центра Skunk Works компании Lockheed были построены все 25 самолетов U-2, перешедшие в состав двух стратегических разведывательных эскадрилий ВВС США. Остальные машины, построенные так же там, были переданы в распоряжение ЦРУ и NASA.
Конструкция U-2
Lockheed U-2 имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом использования совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолёта с большим удлинением позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.
Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд. Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.
Шасси самолёта велосипедного типа убирающееся в фюзеляж со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.
Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлете должен бежать рядом со стартующим самолетом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остается на ВПП. При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости. С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу.
Видео U-2 : Видео современной эксплуатации самолета-шпиона
Модификации
- U-2A— первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолетов
- U-2B— двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолетов
- U-2C— улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками
- U-2D— улучшенный двухместный учебный вариант
- U-2CT— улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с измененным расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах
- U-2G— вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолета
- U-2R— увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин
- U-2RT— улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина
- U-2EPX— морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США; построено 2 экземпляра
- WU-2— вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований
- TR-1A— новый тактический вариант модели TR, построенный на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП; построено 33 экземпляра
- TR-1B— новый двухместный учебный самолет для обучения пилотов TR-1A; построено 2 машины
- ER-2— одноместный вариант для исследования по программе НАСА
- U-2S— новое обозначение модели TR-1A; обновлен двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS; переоборудована 31 машина
- TU-2S— новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины
Эксплуатация U-2
Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 г. То, что разведчик U-2 оказался уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 г., когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР.
Всего над территорией СССР c 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полета самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.
Ценность самолета U-2 была подтверждена в 1962 г., когда эти самолеты обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе, а уязвимость подтверждена, когда во время очередного облета Кубы 27 октября 1962 года U-2 (56-6676) под управлением Р. Андерсона был сбит первой же ракетой расчёта ЗРК С-75 майора И. Герченова.
Современные модификации «U-2S» и «TU-2S» до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.