0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Франция потеряла атомную подлодку из-за 14-часового пожара в доке

Франция потеряла атомную подлодку из-за 14-часового пожара в доке

Аварии и разнообразные ЧП на атомных подлодках стран НАТО — далеко не редкость. Однако даже на этом фоне своей нелепостью выделяется инцидент с французской многоцелевой атомной субмариной «Жемчужина», сгоревшей прямо в собственном доке.

К такому выводу пришел обозреватель Федерального агентства новостей, проанализировав данные о пожаре на АПЛ ВМС Франции Perle (S 606).

Просто так совпало

12 июня в нашей стране отмечался День России. Именно в этот день — конечно же, так случайно совпало — Франция, решив продемонстрировать всем, что у нее есть еще порох в пороховницах, провела испытания морской компоненты своих стратегических ядерных сил. Из полигона в Бретани атомный подводный ракетоносец ВМС Франции S 617 Le Téméraire осуществил запуск межконтинентальной баллистической ракеты М51 по закрытому для судоходства участку Атлантического океана в Саргассовом море.

Согласно сообщению пресс-службы Минобороны Франции, МБР успешно преодолела около шести тысяч км, чем полностью подтвердила свои эксплуатационные и тактико-технические характеристики.

С легкой руки президента США Дональда Трампа среди западных политиков возник тренд на общение с электоратом посредством Twitter. Не осталась в стороне от этого модного веяния и министр Вооруженных сил Франции Флоранс Парли. Она немедленно объявила в своем паблике, что успешный запуск М51 «демонстрирует наше техническое превосходство и приверженность французскому суверенитету».

За пафосной фразой госпожи министра скрывалась чисто женская «шпилька» в адрес партнеров по НАТО. Дело в том, что, в отличие от Великобритании, французы создавали свои стратегические ядерные силы без тесного сотрудничества с Соединенными Штатами, тем самым не допустив возникновения критической зависимости от Вашингтона в области ядерных боеприпасов и их носителей.

Словом, 12 июня у Флоранс Парли и французских подводников законный повод для гордости был. Точнее, был какое-то время. Потому что не успела Флоранс Парли «отстреляться» в своем твиттере о техническом превосходстве Пятой республики, как в крупнейшей французской военно-морской базе Тулон стало твориться что-то неладное: в воздухе чувствовался сильный запах гари, а в порт понеслись машины оперативных служб.

Читать еще:  Корвет типа «D'estienne D'orves» (Франция)

По Тулону поползли слухи, что в сухом доке базы горит стоявшая там субмарина. После полудня эти слухи превратились в уверенность, когда региональная газета Var-Matin опубликовала в твиттере видеоролик, на котором был виден застрявший в Тулоне из-за коронавируса (болело более 60% команды) флагман ВМС Франции — атомный авианосец Charles de Gaulle. Справа от авианосца располагался док, из которого в небо поднимались дымные клубы.

Видеоролик сопровождала лаконичная подпись: «Пожар на борту атомной подводной лодки Perle («Жемчужина». — Прим. ФАН) произошел в эту пятницу поздним утром на военно-морской базе Тулон. Густой белый дым заметен в окрестностях [базы] и вызывает массу вопросов».

Относительно недавно по западным экранам с большим успехом прошел телесериал «Чернобыль», так что ассоциации с дымом, поднимающимся над объектом с ядерным реактором, у тулонцев были вполне определенные. Стоит отдать должное изысканности слога Var-Matin — не каждый газетчик окажется достаточно хладнокровным, чтобы вместо «О боже! У нас под боком горит чертова атомная подлодка!» описать инцидент фразой «вызывает массу вопросов».

Так или иначе, но население Тулона поняло, что происходит. И да — у горожан немедленно появилась масса вопросов, на которые властям надо было как-то отвечать. Поэтому довольно быстро Морская префектура Средиземноморья озвучила коммюнике, в котором сообщалось: все, кто находился на борту Perle, после обнаружения возгорания были эвакуированы, так что пострадавших в результате пожара нет. Дым, возникший от пожара на субмарине, не радиоактивен, добавили в префектуре.

Конечно, к этому времени информация о ЧП в Тулоне добралась до Флоранс Парли. Явно ошарашенная таким «сюрпризом», последовавшим сразу после успешного пуска МБР, министр Вооруженных сил Франции объявила, что при первой же возможности отправится к месту происшествия, и заодно уверила страну в том, что пожар на «Жемчужине» будет потушен в кратчайшие сроки.

Первую часть своего обещания госпожа министр сдержала. А вот оперативно справиться с возгоранием у французских пожарных не получилось…

Несовременная, шумная, глухая

Прежде чем рассказать, что было дальше, напомним, что собой представляла главная «героиня» инцидента в Тулоне — французская многоцелевая атомная подводная лодка Perle (S 606).

Читать еще:  Эскадренный миноносец-вертолетоносец Haruna (Япония)

«Жемчужина» являлась шестой в серии французских многоцелевых АПЛ типа Rubis. Пожалуй, главной отличительной чертой этих сконструированных еще в первой половине 1970-х субмарин можно считать их размеры. Со своим подводным водоизмещением 2607 тонн Rubis и ее «систершипы» были самыми маленькими состоящими на вооружении АПЛ в мире. Для сравнения: подводное водоизмещение самой первой в советском флоте АПЛ проекта 627, вступившей в строй в 1958-м, составляло 4750 тонн.

Французы заложили Perle (S 606) 27 марта 1987 года, а ввели в строй 7 июля 1993-го. Исходно предполагалось, что АПЛ типа Rubis будет построено восемь, но из-за проблем с финансированием их построили только шесть. Так что «Жемчужина» оказалась последней вошедшей в состав ВМС Франции субмариной своего проекта. По инерции хочется дописать «и самой современной», но нет, этого о Perle сказать нельзя.

Нехватка денег на постройку еще двух АПЛ в немалой степени была вызвана большими тратами французов на доработку уже построенной шестерки многоцелевых атомных подлодок. Дело в том, что эта полудюжина, вопреки изначальным расчетам, оказалась очень шумной и несколько «глуховатой». Впрочем, и после модернизации многоцелевые АПЛ типа Rubis проигрывали по своим ТТХ как американским, так и советским/российским аналогам, но французам выбирать не приходилось.

Только в начале XXI века Париж изыскал средства для начала проектирования многоцелевых АПЛ нового поколения, и лишь в конце апреля текущего года головная субмарина этого нового проекта Suffren смогла совершить свой первый выход в море. К этому моменту из французских многоцелевых АПЛ предыдущего поколения в строю остались лишь четыре субмарины. А точнее, всего три, так как наша красавица «Жемчужина» еще 13 января 2020 года отправилась в сухой док Тулона на капремонт.

Аварийная эпопея

Откровенно говоря, с учетом почтенного возраста пострадавшей подлодки, длительного срока борьбы пожарных с огнем (а значит и приличных объемов повреждений судовых конструкций), а также предстоящих затрат на ввод в строй многоцелевых АПЛ нового поколения, призванных заменить к 2029 году в составе ВМС Франции «винтажные» субмарины типа Rubis, нам кажется весьма маловероятной возможность «реанимации» малютки Perle.

Еще один вывод: по меньшей мере до ввода в строй АПЛ Suffren (то есть до 2021 года) охранять в океане четверку французских атомных подводных ракетоносцев типа Triomphant во время несения теми боевого дежурства смогут лишь три старенькие многоцелевые АПЛ типа Rubis, чего, конечно, явно недостаточно.

Читать еще:  Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Ну и, конечно, нельзя не отметить, что французы из-за небрежности умудрились буквально на ровном месте потерять столь ценный корабль, как атомная подлодка.

Это, кстати, далеко не единственное ЧП, связанное с атомными субмаринами стран НАТО в XXI веке. Перечислим только наиболее известные прецеденты.

2002 год — британская HMS Trafalgar (S107) вылетела на мель возле шотландского острова Скай.

2005 год — американская USS San Francisco (SSN-711) столкнулась с подводной горой южнее острова Гуам.

2009 год — сначала под водой столкнулись французская Le Triomphant S 616 и британская HMS Vanguard (S28), а позже американская USS Hartford (SSN-768) в Ормузском проливе врезалась в американский же десантно-вертолетный транспорт-док.

2012 год — сначала в Портсмуте американскую USS Miami (SSN-755) сжег бывший несколько не в себе маляр, а затем USS Montpelier (SSN-765) у восточного побережья США столкнулась с американским же ракетным крейсером.

2013 год — американская USS Jacksonville (SSN-699) на выходе из Ормузского пролива в Персидский залив повредила перископ при столкновении с рыболовецким судном.

2015 год — британская HMS Talent (S92) получила двухметровую вмятину на ограждении рубки при столкновении со льдиной.

2016 год — британская HMS Ambush (S120) столкнулась с торговым судном у берегов Гибралтара, а американская Louisiana (SSBN 743) врезалась в корабль снабжения в проливе Хуан-де-Фука.

В общем, подводникам НАТО живется нескучно. Свой посильный вклад в этот процесс вносят и ошибки, допущенные при постройке или ремонте подлодок западными кораблестроителями, как это, например, имело место на американском предприятии Huntington Ingalls Industries.

И все же, даже на фоне приведенной аварийной эпопеи, инцидент с Perle (S 606) выделяется своей нелепостью. Думается, что это прекрасно заметили как в Вашингтоне и ЕС, так и в России.

Словом, в этот раз доказать всему миру, что у нее еще есть порох в пороховницах, у Франции если и получилось, то только с помощью «фейерверка».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector