0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомная подводная лодка типа «Virginia» (США)

Американская подводная лодка «Вирджиния» против российского «Ясеня»: кто победит?

После холодной войны подводный флот США стал неоспоримым хозяином морских глубин. Элитные, полностью атомные подводные силы Америки наблюдали за тем, как субмарины их некогда грозного советского противника тихо ржавеют у причалов, так как новая страна Российская Федерация была не в состоянии их обслуживать и поддерживать.

Прошло более 20 лет подводного господства Америки, и вот из глубин поднялся новый соперник. Он немного знаком нам, процесс его создания длился почти два десятилетия, и это весьма необычный вызов американскому военно-морскому превосходству, хотя данный соперник обладает длинной и смертельно опасной родословной. Так как же этот новый-старый выскочка, российская подводная лодка проекта «Ясень», выглядит на фоне главной опоры подводных сил Америки субмарины типа «Вирджиния»?

Концепция лодки проекта «Ясень» была разработана в начале 1980-х годов центральным конструкторским бюро «Малахит», входившим в тройку главных КБ по проектированию подводных лодок. Строительство первой субмарины под названием «Северодвинск» началось в 1993 году на предприятии «Севмаш», но из-за нехватки финансирования оно задержалось почти на 10 лет. «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году, а в состав флота лодка вошла в 2013 году.

Лодка проекта «Ясень» имеет в длину 120 метров, а ее водоизмещение составляет 13 800 тонн. Экипаж субмарины составляет всего 90 человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высокой степени автоматизации. Внешне она напоминает субмарины более раннего проекта «Акула», но боевая рубка у нее гораздо ближе к носу. А еще у этой лодки есть горб, где размещаются установки вертикального пуска. Как пишет авторитетное издание Combat Fleets of the World, «Северодвинск» оснащен ядерным реактором ОК-650КПМ на 200 мегаватт. Он обеспечивает лодке скорость до 16 узлов в надводном положении и 31 узел в подводном, и имеет длительный срок службы. Согласно другим источникам, скорость у субмарины немного больше, составляя 35 узлов, и она может бесшумно идти под водой на скорости 20 узлов.

«Северодвинск» имеет гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной, гидроакустические антенные решетки по бокам и буксируемую антенную решетку для поиска в задней полусфере. На лодке установлена радиолокационная станция МРК-50 «Альбатрос» для навигации и надводного поиска. А еще у нее есть комплекс радиоэлектронного обеспечения / противодействия.

Американский ответ на российский «Циркон». «Вирджиния» вооружается гиперзвуковыми ракетами

Гиперзвуковое оружие готовится к тому, чтобы сказать свое веское слово и даже, возможно, изменить мир. Россия, США, Китай, Европа и Япония намерены в обозримом будущем поставить такие образцы на вооружение, а там, может быть, и другие подтянутся, хотя путь этот долог и тернист.

Не «Цирконом» единым

Что касается такого оружия для американского флота, то на постсоветском пространстве оно остается в тени российского «Циркона», об испытаниях которого мы немало слышали в последние месяцы. Однако именно Соединенные Штаты могут стать первой страной, чьи корабли и подводные лодки начнут в массовом порядке получать гиперзвуковые ракеты. Это не говорит о том, что их новые комплексы лучше «Циркона», просто имеют ВМС США объективно больше современных потенциальных носителей и большие возможности для их модернизации. Напомним, что американцы уже ввели в строй семнадцать новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения типа Virginia, а всего их запланировали построить 66. Хотя, забегая вперед, заметим, что не все они будут нести гиперзвуковые ракеты.

Для сравнения: на вооружении России есть одна многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, причем «одна» в прямом смысле этого слова. В составе флота сейчас находится только один корабль проекта 885 — это К-560 «Северодвинск». Вторую субмарину, построенную по улучшенному проекту 885М К-561 «Казань», все еще испытывают. Когда испытания завершатся, неизвестно. Что касается КНР и ее подводного флота, то дела обстоят плохо, и будут ли подводные силы Поднебесной находиться на одном уровне хотя бы с ВМФ РФ — большой вопрос.

Первый пошел

Мы не зря заговорили про подводные лодки и не зря упомянули американскую «Вирджинию». Не так давно издание USNI News сообщило, что именно она будет носителем гиперзвуковых блоков Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) — одного из самых таинственных и потенциально опасных американских систем вооружений. Все это реализуют в рамках программы Conventional Prompt Strike, которую в русскоязычных СМИ знают под наименованием «Неядерный быстрый удар», что неплохо передает суть вопроса.

Сама концепция далеко не новая, только раньше США хотели разместить гиперзвуковые блоки на атомных подводных лодках типа «Огайо». Уместно напомнить, что четыре этих субмарины ранее переоборудовали из стратегических лодок с баллистическими ракетами в то, что в русскоязычной терминологии звучит как ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Выбор, казалось бы, вполне логичен: каждая такая субмарина может нести чудовищный арсенал из 150 крылатых ракет «Томагавк». Их переоборудование под новый комплекс теоретически было возможно, однако не стоит забывать, что в носители крылатых ракет переделали самые первые и самые старые из субмарин типа «Огайо»: USS Ohio, USS Michigan, USS Florida и USS Georgia. Последнюю ввели в строй в очень далеком 1984 году. Что касается носителей баллистических ракет, то их, напомним, с недавнего времени начали вооружать ракетами с малогабаритными ядерными зарядами мощностью в пять килотонн. В целом у этих субмарин свои конкретные задачи.

Проще говоря, «Вирджиния» — самый перспективный и вообще наиболее оптимальный по сумме носитель качеств гиперзвукового оружия. И, что немаловажно, один из самых многочисленных кораблей американских ВМС США в обозримой перспективе.

С учетом высочайшей малошумности этих лодок перспектива получения американцами прорывного оружия выглядит не столь уже фантастичной. Уместно напомнить, что «Томагавки», которыми вооружены лодки типа Virginia, — это относительно простые дозвуковые ракеты, которые можно эффективно перехватывать, даже не имея самых передовых средств. Летящий с гигантской скоростью гиперзвуковой планер — совсем другое дело.

Планер C-HGB

Что же собой представляет Conventional Prompt Strike в техническом отношении? Известно, что в рамках программы ВМС хотят получить двухступенчатую ракету диаметром 87 сантиметров. Ракета выступает в качестве носителя гиперзвукового планера C-HGB, разработку которого ведет Dynetics Technical Solutions.

Сам по себе Common Hypersonic Glide Body — «вещь» крайне интересная, если не сказать больше. Достаточно вспомнить, что он может кардинальным образом увеличить как потенциал флота, так и возможности сухопутных сил. C-HGB выступает в качестве унифицированного решения, которое также найдет свое применение в рамках армейской программы Long Range Hypersonic Weapon (LRHW). Речь, напомним, идет о мобильной двухконтейнерной пусковой установке с баллистическими ракетами.

О возможностях C-HGB судить пока что рано. Ранее сообщалось, что проект основан на экспериментальной гиперзвуковой боевой части Advanced Hypersonic Weapon (AHW), которой неофициальные источники давали оценку дальности в 5000-6000 километров. Известно также, что боевой блок AHW достигал на испытаниях, проведенных в 2011 и 2012 годах, скорости 8 Махов. Даже если реальная дальность действия будет вдвое меньшей, это очень серьезная заявка на успех.

Сама концепция выглядит следующим образом. Сначала блок Common Hypersonic Glide Body поднимает и разгоняет ракета-носитель, а затем C-HGB отстыковывается от нее и направляется к цели. Недавно Defense News сообщило, что 19 марта военные США провели испытания Common Hypersonic Glide Body. Аппарат пролетел на скорости более 5 Махов и успешно поразил заданную цель. Состоявшиеся испытания стали вторыми: впервые C-HGB испытали еще 1 октября 2017 года.

Когда и если оружие будет готово, оно должно будет войти в состав арсенала лодок Virginia Block V, оснащенных дополнительным отсеком полезной нагрузки VPM (Virginia Payload Module). Речь идет об отсеке с 28 вертикальными пусковыми установками, которые в сумме с уже имеющимися двенадцатью пусковыми установками увеличивают их число до 40 единиц. Это очень серьезное повышение потенциала подводных лодок типа «Вирджиния», даже если бы никакого гиперзвукового планера у американцев не было бы вообще.

Читать еще:  Торпедный катер проекта 206 «Шторм» (СССР)

Известно, что последней субмариной Virginia Block IV станет заказанная в 2014 году SSN-801 — 28-й корабль типа «Вирджиния». В новом варианте, Block V, будут выполнены лодки SSN-802 — SSN-811. Что касается носителя и гиперзвукового планера, то они должны быть готовы к концу 2020-х. Всего на исследования по программе Conventional Prompt Strike Штаты хотят потратить в 2021 финансовом году один миллиард долларов.

В общем и целом морской компонент американской гиперзвуковой триады, подобно своему стратегическому «собрату», выглядит потенциально самым опасным и разрушительным. А вот получится ли у американцев реализовать задуманное — это уже совсем другой вопрос.

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

« Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, « Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — « архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

В целом, по некоторым оценкам, « Вирджиния» уступает по скрытности предыдущему проекту — SSN-21 « Сивулф» — и незначительно превосходит лодки типа « усовершенствованный Лос-Анджелес».

« Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами « Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить « шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

Традиционно для российского подплава « Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

С « архимедовым винтом» наши заморачиваться не стали — « Ясеню», одной из задач которого является охота на авианосные соединения, важна максимальная скорость.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные « шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают « Ясень» значительно тише по сравнению с « Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же « усовершенствованный Лос-Анджелес», « Ясень» превосходит « Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

Кто кого: USS Columbia против USS Virginia

Новое поколение подлодок получило название «Колумбия» (USS Columbia). Командование ВМС США запросило у Конгресса на проведения проектных работ и строительство 12 подлодок сумму 128 млрд долларов. При проектировании новой атомной подводной лодки широко использован опыт, полученный при проектировании другой лодки — многоцелевой атомной подлодки «Вирджиния» (USS Virginia), которую американцы относят к классу Hunter/Killer (охотник-убийца).

USS Columbia будет больше подлодок «Огайо» по водоизмещению и геометрическим размерам, но межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на ней будет установлено меньше — 16 вместо 20 как у «Огайо».

Зато это будут новые МБР типа Trident II D5, способные нести не только ядерные боеголовки переменной мощности, но и обычные повышенной мощности. При этом у всех боеголовок отклонение от точки цели составляет 90 метров, что делает эти ракеты высокоточным оружием среди прочих МБР.

Другой особенностью USS Columbia станет полностью электрический основной двигатель, который будет запитываться напрямую от ядерной энергетической установки (водо-водяной ядерный реактор S9G). Таким образом, паровые турбины, как компонент двигательного отсека, будут исключены из конструкции. Наличие Х-образных килей в корме лодки и пульсирующего гидрореактивного движителя, установленного в поворотном кольцевом обтекателе (фенестроне) — по мнению специалистов снизит шумность подлодки во время движения, позволит ей лучше маневрировать и развивать большую скорость под водой, чем у USS Virginia.

Первые «Колумбии» по планам должны были поступить на вооружение ВМС США после 2021 года, они заменят 14 субмарин класса «Огайо» (SSBN Ohio), которые будут выводиться из состава флота и отправляться на утилизацию. Однако столь оптимистичные планы в последнее время подверглись корректировке из-за внесения существенных изменений в проект строящихся 8 подлодок USS Virginia, которые получат новый отсек под пусковые установки крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томагавк». Благодаря добавлению 84 фунтового отсека количество пусковых установок у USS Virginia вырастит с 12 до 40.

Такая модификация получила название VPM и вызвала «торнадо» в планах командования ВМС США, которые сейчас ведут одновременно две программы по подлодкам четвёртого поколения — USS Columbia и USS Virginia.

Дело в том, что в первоначальные планы установка VPM для USS Virginia не входила. Предполагалось, что последние 8 лодок, находящихся на стапелях в разной степени готовности, будут закончены без добавления VPM, но спуск на воду российских подлодок (проект 885 и 885М) ускорил принятие этого решения.

Естественно, такая «добавка» в рамках утверждённого на 2019-2021 бюджета для флота США привела к заметным корректировкам.

Во-первых, добавление блока VPM сместит сроки сдачи подлодок флоту на 4-7 месяцев при оптимистичном сценарии, но специалисты из финансовой службы ВМС США говорят о более существенных задержках, вызванных проблемами с поставщиками оборудования и аппаратуры. Согласно справочным документам флота, подлодка USS Virginia, которую планировалось сдать в 2020 году, будет сдана гораздо позже — в 2023 году.

Во-вторых, на верфях General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Newport News будут строиться одновременно не только USS Virginia (с блоком VPM и без него), но и новые подлодки USS Columbia, которые планируется собирать на стапелях, освободившихся от сданных ВМС США подлодок USS Virginia. Соответственно, задержки с подлодками USS Virginia сместят сроки закладки, строительства и спуска на воду подлодок USS Columbia, на которые уже выделены деньги.

В-третьих, в совокупности всё это повлияло на план первого выхода USS Columbia на боевое патрулирование, которое было назначено на 2031 год. И если план по постройке головной подлодки сместится с 2021 на 2025 год, то и выход в океан может состояться только в 2035 году.

Неудивительно, что Счётная палата США (U.S. Government Accountability Office) ещё в декабре 2017 года выступила с жёсткой критикой всей программы строительства атомных подводных лодок четвёртого поколения в документе с индексом GA-18-158 Columbia Class Submarine, указав в нём, что «непроверенные технологии грозят рисками по срокам, характеристикам и перерасходами».

В течение 2018 года командование ВМС США и верфи так и не смогли решить множество проблем, связанных с программой строительства USS Columbia. Поэтому помощник министра ВМС Джеймс Гёртс в апреле 2019 года предложил создать отдельное подразделение для строительства USS Columbia, которое возглавил контр-адмирал Скотт Паппано. Приведёт ли это к сокращению сроков строительства подлодок USS Columbia? Возможно, но однозначно можно утверждать, что бюджет на такое «строительство» подрастёт как минимум на 20-40%.

Кто кого: «Борей» против USS Columbia

В отличие от американцев создание атомных подводных лодок в России идёт по плану, без срыва сроков и без внеплановых увеличений бюджета. Наши лодки по показателю «цена-качество-боевые возможности» — лучшие в мире. Если бы это было не так, то вряд ли бы командование ВМС США стало бы перекраивать программы строительства своих атомных подлодок четвёртого поколения. Значит, была причина, которую можно рассмотреть, детально оценив рассматриваемые подлодки России и США в сравнении.

Начну с подлодок класса «Борей» и USS Columbia. Несмотря на то, что сведения об этих лодках отсутствуют в полном объёме (секретность пока никто не отменял ни у нас, ни в США), можно провести приблизительный анализ технических характеристик по тем данным, которые стали достоянием СМИ. По габаритным размерам «Борей» и USS Columbia равнозначны — длина корпуса 170 и 171 метр, а ширина 13 и 13,5 соответственно. Подводное водоизмещение 24.000 тонн против 23.100 тонн складывается как бы в пользу «Колумбии», но такая разница происходит из архитектуры конструкции лодок. У нас традиционно лодки двухкорпусные (внешний корпус и прочный корпус), а американцы строят однокорпусные подлодки, состоящие из одного прочного корпуса.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 400 метров, на этой глубине наша подлодка может двигаться со скоростью до 30 узлов. По американской лодке данных нет, т.к. самой лодки тоже нет.

Есть сведения о количестве экипажа USS Columbia — 157 офицеров и матросов, что по сравнению с 107 членами экипажа «Борея» говорит нам о том, что на российской подводной лодке автоматизировано большинство технологических процессов.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.644 (СССР)

Основным вооружением на обоих лодках являются МБР — российская Р-30 «Булава» (принята на вооружение в 2013 году) и американская Trident II D5 (принята на вооружение в 1990 году). По количеству ракет лодки одинаковы, а вот по ТТХ имеются различия. Несмотря на то, что американская Trident II D5 летит дальше и бьёт точнее, наша «Булава» имеет в боевой части шесть боеголовок, которые способны преодолевать существующие и перспективные системы ПРО вероятного противника.

К 2021 году в состав ВМФ России войдут 5 подводных лодок «Борей-А» (проект 995А), которые доведут общее количество подводных атомоходов четвёртого поколения до 8 единиц. В то же самое время с американских верфей не будет спущена на воду ни одна USS Columbia, а к 2035 году — когда головная «Колумбия» выйдет на боевое дежурство — арсенал нашего флота начнёт пополняться подводными лодками пятого поколения.

Кто кого: «Ясень» против USS Virginia

Теперь поговорим об «охотниках за подводными лодками» — «Ясень» и «Вирджинию». По состоянию на 2019 год ВМС США получили 19 из 28 строящихся подлодок USS Virginia, в российском флоте пока две подлодки типа «Ясень» — «Северодвинск» (проект 885) и «Казань» (проект 885М). Наши лодки отличаются не только по времени закладки и спуска на воду, но и по составу оборудования, вооружения и средствам автоматизации. Так получилось, что первая подлодка «Северодвинск» создавалась 17 лет, заложенная в 1993 году — она была спущена на воду в 2010 году. За время её «долгостроя» произошли многочисленные изменения в технологиях, в оборудовании и средствах вооружения для подлодок такого класса. Поэтому атомная подлодка «Казань» фактически стала головной для всей серии — 6 строящихся подводных лодок.

В любом случае, сравнение должно быть корректным — «Северодвинск» надо сравнивать с USS Virginia без блока VPM. По количеству и разнообразию вооружения, а также запасу боекомплекта наш «Северодвинск» более боеспособен.

На борту нашего «охотника» стоит 32 КРМБ типа «Калибр» или «Оникс», 30 противолодочных торпед — «Вирджиния» несёт 12 КРМБ типа «Томагавк» и 26 торпед. Количество вооружения у «Казани» больше — 40 КРМБ и 32 торпеды, у USS Virginia с блоком VPM будет также 40 КРМБ «Томагавк», а количество торпед останется прежним. По вооружению видно, что новые «Вирджинии» не будут уступать нашим «Ясеням» проекта 885М, но есть маленький нюанс. Дело в том, что с принятием на вооружение ракеты «Циркон», сменяющей «Ониксы», — боевое могущество наших «охотников» за подводными лодками и кораблями вероятного противника вырастет примерно в два раза. Такое противокорабельное управляемое вооружение «запутало» американских экспертов, которые вначале отнесли наш «Ясень» к классу SSN (многоцелевые торпедные субмарины), а затем перевели в класс SSGN (многоцелевые ракетно-торпедные субмарины), в котором числятся лодки класса «Огайо» — носители 154 КРМБ «Томагавк».

Широкое внедрение автоматизации технологических процессов позволило сократить численность экипажа на «Казани» до 75 человек, а экипаж USS Virginia в зависимости от задач будет колебаться от 100 до 120 человек. Такое «сокращение» никак не скажется на снижении боеспособности «Казани», наоборот — он только вырастет. Сокращение жилого объёма позволило разместить на «Казани» много полезного оборудования и аппаратуры, которые созданы с учётом требований снижения шумности.

Кстати, для снижения шумности лодки проекта 885 и 885М в конструкции стали полуторакорпусными. Найти наши «Ясени» в океане будет очень сложно, а вот тем, кто найдёт не поздоровится — в их арсенале есть чем ответить и кораблям, и подводным лодкам.

Пока США балансируют планы, Россия отрывается

Пока американцы занимаются балансировкой планов строительства подлодок USS Columbia и USS Virginia, поступили новости о завершении эскизного проекта многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» (название НИОКР). По предварительным данным, она будет не только относиться к классу SSGN, но и по всем своим характеристикам превзойдёт проект 885М. Фактически это будет самый тихий «охотник» за подлодками и кораблями. Я думаю, после такой новости командованию ВМС США придётся снова менять планы по строительству подводных лодок или поступить так же, как было с подлодками Seawolf — из 29 запланированных бортов построили только три, по причине выросших затрат.

Французские подлодки дали утечку

Русская служба RFI 24.08.2016
Вооружение подводной лодки состоит из четырех стандартных 10533-мм торпедных аппаратов и четырех торпедных аппаратов диаметром 650 миллиметров. В них могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3M54 «Калибр» в противокорабельной, наземной и противолодочной версии. Для еще большего усиления огневой мощи «Ясени» оснащены системами вертикального пуска ракет, которые размещаются позади рубки. В них используются сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Подводная лодка типа «Вирджиния» разрабатывалась как недорогой вариант на замену недолговечной субмарине «Сивулф». Эта лодка обладала великолепными характеристиками, но была невероятно дорогостоящей. В этом смысле «Вирджиния» оказалась весьма успешной и превратилась в главный корабль подводных сил ВМС США.

Имея в длину 115 метров, «Вирджиния» всего на пять метров короче «Ясеня». Однако водоизмещение у нее в два раза меньше. Экипаж лодки 113 человек, а в качестве силовой установки на ней используется ядерный реактор типа GE S9G, который приводит в действие не обычный винт, а две турбины и
гребной винт в кольцевом обтекателе. Скорость лодки в надводном положении 25 узлов, а под водой 35. На скорости 25 узлов «Вирджиния» такая же бесшумная, как и лодка типа «Лос-Анджелес», но стоящая у стенки.

Как и на российской субмарине, главная гидроакустическая станция на «Вирджинии» сферическая, и размещается она в носовой части. Но начиная с серии «Блок III», гидроакустическая станция BQQ-10 заменена на широко-апертурную, которая также размещается в носу. Их дополняют антенные решетки по правому и левому борту, относимые к типу легковесных широко-апертурных. Они состоят из двух комплектов оптоволоконных акустических датчиков по три в каждом. Такие антенные решетки очень хорошо обнаруживают дизель-электрические подводные лодки. С кормы поиск и обнаружение обеспечиваются буксируемой пассивной антенной решеткой TB-29(A). И наконец, высокочастотная гидроакустическая антенная решетка позволяет «Вирджинии» обнаруживать мины и уклоняться от них.

У этой лодки всего четыре 533-мм торпедных аппарата, обеспечивающих пуск тяжелых самонаводящихся торпед Mk.48 (ADCAP), которые применяются против надводных кораблей и подводных лодок. У нее на вооружении также имеются противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon. В ранних версиях субмарины в вертикальных пусковых установках использовались 12 ракет «Томагавк, но в серии «Блок III» им на смену пришли 2 пусковых установки револьверного типа с тем же количеством «Томагавков». На лодке «Вирджиния» серии «Блок V» количество пусковых установок будет увеличено, и тогда каждая субмарина сможет нести на борту до 40 «Томагавков».

Кто же победит в случае прямого столкновения между «Вирджинией» «Блок III» и «Северодвинском»? Обе подводные лодки стали вершиной технической мысли и развития технологий в своих странах, и силы у них примерно равны. «Северодвинск» немного медленнее, но он глубже погружается. «Вирджиния» быстрее, но как сообщается в Combat Ships of the World, ее корпус прошел испытания на максимальной глубине 488 метров. У нее наверняка есть ряд преимуществ в гидролокации, что объясняется установкой широко-апертурных ГАС.

Что касается вооружения, то две лодки примерно равны, хотя у «Северодвинска» есть противокорабельная версия ракеты 3M54 «Калибр», что позволяет ей быстро наносить удар легкой торпедой, доставляемой к цели этой ракетой. Этим она чем-то напоминает снятую с вооружения американскую ракету подводного пуска.

«Вирджиния» тише российской подлодки, и у нее лучше гидролокационная станция. В ходе подводной войны это непобедимое сочетание. Лодка может перемещаться и следить за целями таким образом, что это выдаст «Северодвинск». Но в пользу «Северодвинска» говорит то, что он со своими противолодочными ракетами быстрее реагирует на внезапно появляющиеся цели. Но в ближайшем будущем эффективность ГАС «Вирджинии» повысится за счет регулярного обновления программного обеспечения. На «Северодвинске» такое обновление может оказаться невозможным, да и меры по снижению шумности этой лодки осуществить будет непросто. В целом, преимущество следует отдать «Вирджинии».

Читать еще:  Корабль противоминного обеспечения типа «Inchon» (США)

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя субмаринами может привести к включению в их состав подводных необитаемых аппаратов и прочих образцов новой техники. После окончания холодной войны и даже после 11 сентября Соединенные Штаты не уделяли особого внимания войне подводных лодок. Но поскольку США сейчас вновь придают повышенное значение войне между крупными державами, и в частности войне подводных лодок, американские субмарины наверняка снова обгонят своих российских конкурентов.

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. Он также является одним из учредителей блога Japan Security Watch, посвященного вопросам обороны и безопасности.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Американский ответ на российский «Циркон». «Вирджиния» вооружается гиперзвуковыми ракетами

Гиперзвуковое оружие готовится к тому, чтобы сказать свое веское слово и даже, возможно, изменить мир. Россия, США, Китай, Европа и Япония намерены в обозримом будущем поставить такие образцы на вооружение, а там, может быть, и другие подтянутся, хотя путь этот долог и тернист.

Не «Цирконом» единым

Что касается такого оружия для американского флота, то на постсоветском пространстве оно остается в тени российского «Циркона», об испытаниях которого мы немало слышали в последние месяцы. Однако именно Соединенные Штаты могут стать первой страной, чьи корабли и подводные лодки начнут в массовом порядке получать гиперзвуковые ракеты. Это не говорит о том, что их новые комплексы лучше «Циркона», просто имеют ВМС США объективно больше современных потенциальных носителей и большие возможности для их модернизации. Напомним, что американцы уже ввели в строй семнадцать новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения типа Virginia, а всего их запланировали построить 66. Хотя, забегая вперед, заметим, что не все они будут нести гиперзвуковые ракеты.

Для сравнения: на вооружении России есть одна многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, причем «одна» в прямом смысле этого слова. В составе флота сейчас находится только один корабль проекта 885 — это К-560 «Северодвинск». Вторую субмарину, построенную по улучшенному проекту 885М К-561 «Казань», все еще испытывают. Когда испытания завершатся, неизвестно. Что касается КНР и ее подводного флота, то дела обстоят плохо, и будут ли подводные силы Поднебесной находиться на одном уровне хотя бы с ВМФ РФ — большой вопрос.

Первый пошел

Мы не зря заговорили про подводные лодки и не зря упомянули американскую «Вирджинию». Не так давно издание USNI News сообщило, что именно она будет носителем гиперзвуковых блоков Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) — одного из самых таинственных и потенциально опасных американских систем вооружений. Все это реализуют в рамках программы Conventional Prompt Strike, которую в русскоязычных СМИ знают под наименованием «Неядерный быстрый удар», что неплохо передает суть вопроса.

Сама концепция далеко не новая, только раньше США хотели разместить гиперзвуковые блоки на атомных подводных лодках типа «Огайо». Уместно напомнить, что четыре этих субмарины ранее переоборудовали из стратегических лодок с баллистическими ракетами в то, что в русскоязычной терминологии звучит как ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Выбор, казалось бы, вполне логичен: каждая такая субмарина может нести чудовищный арсенал из 150 крылатых ракет «Томагавк». Их переоборудование под новый комплекс теоретически было возможно, однако не стоит забывать, что в носители крылатых ракет переделали самые первые и самые старые из субмарин типа «Огайо»: USS Ohio, USS Michigan, USS Florida и USS Georgia. Последнюю ввели в строй в очень далеком 1984 году. Что касается носителей баллистических ракет, то их, напомним, с недавнего времени начали вооружать ракетами с малогабаритными ядерными зарядами мощностью в пять килотонн. В целом у этих субмарин свои конкретные задачи.

Проще говоря, «Вирджиния» — самый перспективный и вообще наиболее оптимальный по сумме носитель качеств гиперзвукового оружия. И, что немаловажно, один из самых многочисленных кораблей американских ВМС США в обозримой перспективе.

С учетом высочайшей малошумности этих лодок перспектива получения американцами прорывного оружия выглядит не столь уже фантастичной. Уместно напомнить, что «Томагавки», которыми вооружены лодки типа Virginia, — это относительно простые дозвуковые ракеты, которые можно эффективно перехватывать, даже не имея самых передовых средств. Летящий с гигантской скоростью гиперзвуковой планер — совсем другое дело.

Планер C-HGB

Что же собой представляет Conventional Prompt Strike в техническом отношении? Известно, что в рамках программы ВМС хотят получить двухступенчатую ракету диаметром 87 сантиметров. Ракета выступает в качестве носителя гиперзвукового планера C-HGB, разработку которого ведет Dynetics Technical Solutions.

Сам по себе Common Hypersonic Glide Body — «вещь» крайне интересная, если не сказать больше. Достаточно вспомнить, что он может кардинальным образом увеличить как потенциал флота, так и возможности сухопутных сил. C-HGB выступает в качестве унифицированного решения, которое также найдет свое применение в рамках армейской программы Long Range Hypersonic Weapon (LRHW). Речь, напомним, идет о мобильной двухконтейнерной пусковой установке с баллистическими ракетами.

О возможностях C-HGB судить пока что рано. Ранее сообщалось, что проект основан на экспериментальной гиперзвуковой боевой части Advanced Hypersonic Weapon (AHW), которой неофициальные источники давали оценку дальности в 5000-6000 километров. Известно также, что боевой блок AHW достигал на испытаниях, проведенных в 2011 и 2012 годах, скорости 8 Махов. Даже если реальная дальность действия будет вдвое меньшей, это очень серьезная заявка на успех.

Сама концепция выглядит следующим образом. Сначала блок Common Hypersonic Glide Body поднимает и разгоняет ракета-носитель, а затем C-HGB отстыковывается от нее и направляется к цели. Недавно Defense News сообщило, что 19 марта военные США провели испытания Common Hypersonic Glide Body. Аппарат пролетел на скорости более 5 Махов и успешно поразил заданную цель. Состоявшиеся испытания стали вторыми: впервые C-HGB испытали еще 1 октября 2017 года.

Когда и если оружие будет готово, оно должно будет войти в состав арсенала лодок Virginia Block V, оснащенных дополнительным отсеком полезной нагрузки VPM (Virginia Payload Module). Речь идет об отсеке с 28 вертикальными пусковыми установками, которые в сумме с уже имеющимися двенадцатью пусковыми установками увеличивают их число до 40 единиц. Это очень серьезное повышение потенциала подводных лодок типа «Вирджиния», даже если бы никакого гиперзвукового планера у американцев не было бы вообще.

Известно, что последней субмариной Virginia Block IV станет заказанная в 2014 году SSN-801 — 28-й корабль типа «Вирджиния». В новом варианте, Block V, будут выполнены лодки SSN-802 — SSN-811. Что касается носителя и гиперзвукового планера, то они должны быть готовы к концу 2020-х. Всего на исследования по программе Conventional Prompt Strike Штаты хотят потратить в 2021 финансовом году один миллиард долларов.

В общем и целом морской компонент американской гиперзвуковой триады, подобно своему стратегическому «собрату», выглядит потенциально самым опасным и разрушительным. А вот получится ли у американцев реализовать задуманное — это уже совсем другой вопрос.

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано, « Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук. « Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году ( хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ну что, подсчёты близятся к концу. У разных специалистов будут разные мнения, но бесспорно одно: сегодня сравнивать друг с другом можно только российские и американские лодки. Все остальные — статисты: малосерийные, ненадёжные и с сомнительной боевой ценностью. Но вернёмся к нашим баранам…

Итоговый рейтинг:

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно, « Ясень» « Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector