12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Queen Elizabeth» vs «Charles de Gaulle»: Ты слишком много в доках, все тебя успели позабыть

«Queen Elizabeth» vs «Charles de Gaulle»: Ты слишком много в доках, все тебя успели позабыть

Последний раз на море французы и англичане сталкивались лбами XIX веке. Тогда одноглазый Нельсон разметал корабли французов в щепки. До этого Великобритания перемолола Испанию. Так Британия завоевала статус «Владычицы морей».

Но все изменилось после 1945-го. Именно тогда «Владычица соленых пучин» постепенно начала больше списывать корабли, чем спускать новые на воду. Первая скрипка перешла к США, которые установили жесткую монополию на самый действенный демократизатор планеты — авианосцы. Западная Европа напрочь лишилась авианосцев как класса.

Вызов смогли кинуть лишь французы. В 1994 году они спустили на воду свою гордость — авианосец «Charles de Gaulle». Вплоть до 2017-го он оставался монополистом на континенте. Пока в соленые просторы не окунулся новейший британский авианосец HMS «Queen Elizabeth» R08.

И теперь в Старом свете появился конкурент до того времени единственному авианосцу в Европе. «Карманные» итальянские «Giuseppe Garibaldi» и «Cavour» — не в счет.

И тогда вопрос: если мир увидит новый Трафальгар, кто одержит верх — корабль имени полковника-танкиста или плавучая английская императрица?

На первый взгляд

«Charles de Gaulle» — настоящая гордость французского флота. Многолетний флагман Военно-морских сил пятой республики, самый мощный корабль Старого света. «Непобедимый Посейдон» — называют его во дворце Тюильри и Елисейских полях.

За первый атомный надводный гигант взялись лучшие — брестские корабелы. Им предстояло за пять лет построить авианосец имени танкиста и президента — Шарля де Голля. В 1994-м с легкой руки тогдашнего французского президента Франсуа Миттерана «Charles de Gaulle» действительно «встал на волну».

Но дальше корпуса длиною в 138 метров и шириной в 29 метров дело шло со скрипом. Уже в 1995 году чиновники французского парламента внезапно ополчились на старину «Шарля» — упрекали ВМФ Франции в расточительности и стали ужимать военный бюджет. Выйти из состояния долгостроя «Charles de Gaulle» смог лишь к 1999 году.

Британский авианосец «Queen Elizabeth» тоже еще до «зачатия» нахватался амбиций. Он взял имя британской королевы Елизаветы I Тюдор (1558 — 1603), правление которой и вывело Великобританию в ранг «Владычицы морей и океанов».

Авианесущая «Королева» должна была заменить легкие британские авианосцы класса Invincible, которые откровенно доживали свои дни в рядах Королевского Военно-морского ведомства.

Стройку крупнейшего английского авика начали на некогда знаменитой военно-морской верфи Rosyth Dockyard в шотландском Росайте в 2009 году. Спущен корабль на воду в 2017-ом.

Классика равная новаторству

HMS «Queen Elizabeth» носитель сразу 10 палуб. Самая верхняя — «взлетка» — существенно увеличена. Главная особенность плавучей «Королевы» — трамплин с углом в 13 градусов, который можно использовать для самолетов с укороченным взлетом и посадкой.

Еще одно отступление от «классики» — две малые надстройки вместо одной большой. Такой ход диктует неоспоримое удобство — в передней трудится персонал, отвечающий за движение корабля, в задней — службы управления полетами.

Старина «Шарль» в противовес «Елизавете» скроен по традиционной схеме — с большой надстройкой, которая смещена к правому борту и угловой палубой.

Корпус корабля сварной, цельностальной. Он разделен на ряд водонепроницаемых отсеков, которые дают шанс остаться на плаву даже при затоплении трех смежных отсеков. Предусмотрено и двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы.

Сердце любого авика — ангар. У «де Голля» он одноярусный и вмещает разом до 25 самолетов и вертолетов. Здесь же ремонтное оборудование, заправочные «рукава» и штабеля боекомплекта массой в 550 тонн. Англичанин «впихнуть» в свое чрево может до 40 самолетов — сказывается размер корабля, который длинней французского на 23 метра.

Дальше — взлет. Француз с помощью двух паровых катапульт С-13F способен бросить в бой свое авиакрыло с ускорением в 200 км в час темпом в две машины в минуту. Правда, есть существенное ограничение — одновременно взлет и посадку старина «Шарль» обеспечить не может. А вот британская «Queen Elizabeth» на такое вполне способна. Пусть и отсутствие паровых катапульт — откровенный минус английскому авианосцу.

Однозначного лидера тут нет. Оба авианосца на хорошем уровне.

Атомное сердце против газовой турбины

«Charles de Gaulle» — единственный в Старом свете авианосец-атомоход. Два ядерных реактора К15 суммарной мощностью в 21,4 МВт с помощью восьми турбогенераторов способны разогнать «Шарля» до 50 км/ч.

Одной зарядной «обоймы» для реакторов хватает для шестилетней непрерывной работы. За это время француз может 12 раз обогнуть экватор со скоростью в 25 узлов.

А вот британцы от атома отказались. Вместо этого они предпочли особую интегрированную электрическую двигательную систему Integrated Electric Propulsion — или IEP. По факту это две газовые турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая. Скорость у британского плавучего монстра идентична франку — около 48 км/ч.

Читать еще:  Головной ракетный катер Type 148 «Tiger» (Германия)

Впрочем, у старины «де Голля» есть «фишка», которая в случае боестолкновения может мгновенно «задвинуть» своего противника. Это система автоматической стабилизации корабля SATRAP. Ее суть — электронный «мозг» с помощью специальных противовесов компенсирует все, что мешает устойчивости: ветер, бортовую качку, крен при поворотах. Так корабль удерживается в правильном положении. И даже при волнении в 6 баллов запрета на вылет не будет.

Более того, у француза установлены уникальные гребные винты — они сами и амортизатор, и вибропоглотитель. Правда, с этими винтами в свое время вышел коррупционный казус, который привел «де Голля» в ремонтные доки. Оказалось, что из-за плохого качества материалов прямо во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта.

У «Королевы» движитель пока выглядит понадежней. И в этом для франков скрыта горькая ирония, граничащая с трагикомедией — надежный 5-лопастный винт изготовлен во французском Нанте!

Вывод: «Шарль де Голль» на голову выше британской «Королевы» по прочности. Зато английский авик надежней и поэтому безопасней.

Удар и самолетом, и десантом

Теперь самое «вкусное», что есть у «Queen Elizabeth» — этот авик изначально планировался под использование самолетов исключительно 5-поколения.

И это заявка на победу в нашем «бумажном» противостоянии.

Основу авиагруппы «Королевы» будут составлять многоцелевые американцы Lockheed Martin F-35B с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Однако кроме 24 истребителей F-35B «Елизавета» сможет нести на своем «горбу» 14 английских вертолетов «Merlin».

Кроме этого HMS «Queen Elizabeth» по силам принять винтокрылы и обычной армейской авиации: вертолеты армейской авиации AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook. А все потому, что «Королева» может использоваться еще и как помощник возможной прибрежной операции. Для этого и спецкубрики у англичанина имеются: до 900 мест исключительно для морпехов.

А вот с дальностью авиакрыла британского авианосца внезапно вылезла большая проблема. Дело в том, что выбранный в качестве основного американский F-35В сможет отлететь от «Королевы» максимум на 833 километра. Даже французский палубник 4-го поколения без всяких «плюсов» «Рафаль» может удалиться от своего плавучего аэродрома на 1.400 километров. Потому многие военные Великобритании считают этот факт серьезным упущением. Ключевой параметр любого авианосца — дальность удара, а с американскими F35B мы имеет серьезный провал.

В отличие от HMS «Queen Elizabeth», старина «Шарль» оснащен чистокровными крылатыми французами. «Де Голль» способен поднять в воздух до 40 машин: истребители-бомбардировщики «Rafale M», ударные Super Étendard, разведчики Grumman E-2 Hawkeye, а также винтокрылые SA-365 и «Кугуар».

В чреве французского гиганта найдется место и 800 пехотинцам. Так же как и на «Королеве» они верхом на бронетранспортерах могут штурмовать берег.

Вывод: Несмотря на то, что «англичанин» «заточен» исключительно на суперновые и эффективные самолеты 5-поколения, авиакрыло «Шарля де Голля» выглядит сильнее, а от того и предпочтительнее.

Скорострельный пулемет против мощной ЗРК

Откровенно слабое место «Королевы» — оборонительное вооружение. Оно представлено лишь тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Его прерогатива — борьба с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета.

Помимо него на борту англичанина есть всего четыре 30-мм автомата DS30M Mk2 и пара пулеметов. Призвание этих «стволов» — террористы и пираты на небольших лодках.

За такое слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец «Queen Elizabeth» уже прозвали удобной мишенью.

Впрочем, англы оправдываются — британская «Королева» рассчитана на использование в составе авиационной ударной группировки, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Старина «Шарль» в этом плане выглядит бодрее — его вооружение соответствует небольшом эсминцу. Например, зенитно-ракетный комплекс «Aster 15» имеет две 8-контейнерные установки вертикального пуска по правому борту перед надстройкой. Еще две — по левому борту в задней части корабля. Дальность такого ЗРК — 30 км.

В паре с «Астером» по бортам располагается собрат поменьше — ЗРК «Сандал». Плюс восемь 20-миллиметровых артиллерийских установок Giat 20F2 скорострельностью в 720 выстрелов в минуту.

Здесь вывод однозначен: «Шарль» серьезно превосходит «Королеву».

Неожиданный итог

Осень 2018-го для Военно-морского флота Британии взорвалась долгожданной сенсацией — новейший авианосец HMS «Queen Elizabeth» R08 принял на палубу пару истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35B Lightning II. Вели крылатых монстров с эмблемами корпуса морской пехоты США два высокопоставленных офицера Британского флота: коммандер Натан Грэй и сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эдгелл. Когда двигатели перестали реветь, многие коммодоры буквально плакали от счастья.

А в это время его возможный антагонист «Charles de Gaulle» прозябал в очередном ремонтном доке где-то под Тулоном. Французское военное руководство было так разочаровано, что, кажется, приговорило старика «Шарля».

«Франция планирует списать свой новейший авианосец «Charles de Gaulle». Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения — бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля».

И французских лидеров можно понять — несмотря на все «козыри», которыми обладает аваианосец «Charles de Gaulle», в последние годы он слишком долго находился в ремонтных доках. А HMS «Queen Elizabeth» R08 понемногу набирает обороты.

История

Кроме Советского Союза (ныне Российской Федерации) и Соединенных Штатов построить и содержать атомный авианосец в настоящее время может себе позволить лишь Франция.

Читать еще:  Подводные лодки класса «George Washington» (США)

В отношении Charles de Gaulle можно употребить множество терминов в превосходной степени. Он стал самым мощным кораблем ВМФ Французской Республики, его флагманом, а также первым французским надводным боевым кораблем на атомном движителе и первым атомным авианосцем, построенным не в США. Ныне Charles de Gaulle — это единственный современный принятый на вооружение французский корабль класса авианосцев, а также самый большой боевой корабль, когда-либо построенный во Франции.

Charles de Gaulle заменил во флоте устаревшие авианосцы Klemanso и Fosh, принятые на вооружение еще в 1960-х гг. Решение о замене этих кораблей в начале 1980-х гг. приняла высшая военная инстанция Франции — Совет обороны. Строительством нового авианосца с 1986 г. занималось судостроительное предприятие DCN (г. Брест). По финансовым причинам сроки затянулись. Официальная передача корабля флоту Франции состоялась только в сентябре 2000 г. Создание второго корабля этого типа с запланированным вводом в экспуатацию в 2015 г. по финансовым причинам было отменено.

Изначально французские военные предложили назвать авианосец именем французского полководца и политического лидера Шарля де Голля, но тогдашний президент Французской Республики Ф. Миттеран по политическим причинам перед самыми президентскими выборами 1988 г. принял решение назвать корабль по фамилии другой исторической личности — кардинала Ришельё. Однако в 1989 г. премьер-министр Франции и по совместительству лидер партии голлистов Ж. Ширак (будущий президент Франции) переубедил Ф. Миттерана, и корабль получил свое современное название.

Единственным боевым эпизодом с участием Charles de Gaulle стала операция «Чистое небо» с участием сил международной коалиции блока НАТО во время гражданской войны в Ливии в 2011 г. Кроме Charles de Gaulle в состав французской группировки входили фрегаты ПВО Forbin и Jean Bart, фрегаты Dupleix и Aconit, а также танкер Meuse.

К юбилею «Нормандии»

Красят вот «Рафаля».
Аватарка у эскадрильи тоже очень «дэкоммунизированная»)

  • 6 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Египетские «Рафали» прибыли на место службы

В первой партии 9 штук, шесть двухместных и три одноместных.

  • 3 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Француз на отдыхе

После активного периода службы, состоявшего из частых походов к берегам Сев.Африки и Ближнего Востока французский авианосец «Шарль дэ Голль» встал на главный капремонт «середины жизненного цикла». Пробудет в доке по плану полтора года.

  • 5 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Французы над Чадом

  • 3 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Французы на американском авианосце

Зеркальное дополнение-продолжение к посту о тренировках американских летчиков на «Шарле дэ Голле», соответственно пробежки «Рафалей» на Айке. Посмотрим будут ли позже фото посадок, они всегда начинают с простых тренировок

  • 4 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Американцы на французском авианосце

Традиционно, при первой возможности, американские и французские летчики отрабатывают кроссдекинг.

Оригинал взят у prokhor_tebin в Американцы на французском авианосце

Интересные фотографии визита американских палубников на французский авианосец и короткие, но показательные комментарии Начштаба ВМС США и главкома ВМС Франции в материале Navy Recognition.

  • 21 комментарий
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

В поход

Кстати, на неделе «дэ Голль» снова оправился в боевой поход. Так же как и у «Кузнецова» — крайний перед ремонтом.
Не один — в тот же день вышел и «Оушен».

Интересная складывается ситуация — этой зимой в регионе одновременно будут американские авианосец и УДК, французский авианосец, российский авианосец и английский вертолетоносец (ну. что есть у Владычицы пока что, интересно ИГИЛ протянет до «Королевы»?)

  • 3 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Свершилось таки

Контракт на поставку Индии 36 «Rafale» на сумму €7.878 млрд. сегодня подписан министрами обороны Индии и Франции Манохаром Паррикаром и Жан-Ив Ле Дрианом.

28 одноместных + 8 двухместных

MMRCA 1.0 закончен. весьма бесславно надо сказать.
Дело за MMRCA 2.0, ведь потребность в истребителях в ВВС Индии не уменьшилась, а скорее возросла)

  • 83 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Испытания БЛА Neuron в море

Как сообщает французское издание «Air&Cosmos» в статье «Le Neuron en essai avec le «Charles de Gaulle«, в соответствии с ранее объявленными сроками, 6 июля 2016 года беспилотный летательный аппарат-демонстратор Dassault Neuron совершил несколько испытательных полетов в ходе испытаний, проводимых совместно с французским атомным авианосцем R 91 Charles de Gaulle.


Проход БЛА Neuron в сопровождении истребителя Dassault Rafale над французским авианосцем R 91 Charles de Gaulle (с) Главное управление вооружений министерства обороны Франции

Демонстратор Neuron совершил несколько проходов над авианосцем на низкой высоте (минимум 400 метров). «Полезное» время полетов (без учета собственно пролетов) составило один час.

Эти полеты были организованы Главным управлением вооружения (DGA) министерства обороны Франции с целью изучения возможности применения боевого БЛА в морских условиях. Neuron не был спроектирован с возможностью посадки или взлета с палубы авианосца, в отличие от американского БЛА X-47B. Однако эти испытания позволяют собрать данные, которые помогут в будущем, например, для франко-британской программы FCAS. Эти испытания также позволяют оценить уровень заметности БЛА Neuron на корабельных РЛС французского флота.

Согласно заявлению DGA, программой полетов Neuron больше не предполагается новых испытаний совместно с Charles de Gaulle.

  • 7 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Катар финализировал сделку о Рафалях

Долго мучимый контракт наконец то подписали в Дохе, по случаю открытия непрофильной выставки. Интересно, что катарцам помогли финансово японские банки. Соотношение одно-двухместных несколько необычно для нашего времени — 18/6.
В €6.7 млрд. кроме самолетов включено обучение 36 летчиков и порядка сотни механиков, а так же, естественно, ЗИПы, сопутствующие материалы и вооружение, в том числе Meteor и SCALP EG. Кроме того имеется опцион на 12 машин.

  • 14 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка
Читать еще:  Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» (Россия)

#Олландслил

«Шарль дэ Голль» вернулся в Тулон после четырехмесячной сирийско-иракской командировки. Теории, что он по тихому подбирался к побережью Ливии оказались несостоятельными (собственно вернуться во Францию через Средиземное море не подбираясь к оному трудно).

Интересная традиция финального взлета с катапульты с отдачей команды саблей.

  • 14 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Вчерашний гость с англичанами.

  • 17 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

О СЯС ЕС для РСМД.

Прошло четверть века с окончания противостояния в Европе восточного и западного блоков, но ядерное оружие в регионе с повестки дня надолго не исчезает. При этом традиционно особое внимание уделяется авиабомбам США и незаслуженно игнорируются арсеналы Англии и Франции, не уступающие китайским. Это ядерное оружие не только не исчезнет в ближайшем будущем, но и вступает в фазу модернизации.

Небольшой обзорный текстюн о европейском ЯО. Задумывался в двух частях, во второй будет про пресловутые американские B61 по программе NATO Nuclear Sharing.

Еще вопрос в зал — не кажется ли объем слишком большим?

  • 13 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

О производстве «Рафалей»

Как пишет французский бюллетень «TTU» в материале «Rafale : pour l’export et la Marine», 28 января 2016 года Египет получил три истребителя Dassault Rafale DM, о чем наш блог уже сообщал. Аббревиатура DM означает «Dual Misr» (двухместный, Египет). Этой поставкой число переданных Египту истребителей Rafale DM достигло шести, они были взяты из заказа, изначально сделанного ВВС Франции (как самолеты Rafale B), которые теперь не получат новых истребителей в лучшем случае до 2021 года. Так как до этого будет выполнен заказ Египта (которому должны быть поставлены еще 18 самолетов новой постройки) и Катара (24) с темпом производства 11 самолетов в год.


Палубный истребитель Dassault Rafale M (серийный номер М30) авиации ВМС Франции заходит на посадку на французский авианосец Charles de Gaulle, 04.07.2012 (c) Joel Lemoigne / Airliners.net

Однако в текущем году продолжатся поставки истребителя Rafale M для ВМС Франции, которые по состоянию на начало февраля 2016 году получили 45 истребителей (из которых пять модификации F1 были доработаны в вариант F3). Последний истребитель (серийный номер М45) французский флот получил в декабре 2015 года. За ним в этом году последуют самолеты М46 и М41, который был возвращен производителю для исправления дефектов, выявленных при приемке Главным управлением вооружений (DGA) министерства обороны Франции. Два последних палубных самолета четвертого транша – М47 и М48 будут переданы флоту к концу 2020 года. При этом модернизацию пройдут пять истребителей модификации F1 первого транша (М1 — М5).

Таким образом, морская авиация Франции в 2018 году будет иметь на вооружении 42 истребителя Rafale M, а не 46, так как четыре были потеряны в авиационных происшествиях. 2016 год станет критическим для ВМС Франции, так как будут списаны последние 16 истребителей-бомбардировщиков Super-Etendard Modernisés 17-й авиационной флотилии (17F), которые будут заменены на Rafale, который на ближайшие 30 лет станет единственным типом истребителя ВМС Франции.
Это событие также совпадет с постановкой в сухой док арсенала DCNS в Тулоне атомного авианосца Charles de Gaulle, который проведет в ремонте полтора года — с сентября 2016 года по февраль 2018 года. Речь идет фактически о среднем ремонте, так как корабль должен быть выведен из эксплуатации в 2041 году, кроме того, корабль пройдет переоборудование, чтобы иметь возможность применять истребители Rafale новых модификаций.

Ресурс напоминает, что последний пятый транш истребителей Rafale М (серийные номера M49 – M58) пополнит новыми машинами флотилии 11F, 12F и 17F, а также «морскую компоненту» учебной эскадрильи ETR 2/92 “Aquitaine” на авиабазе 113 в Сен-Дизье, число самолетов в которой в настоящее время считается недостаточным. Эта часть по переучиванию на истребители Rafale, общая для ВВС и ВМС, должна получить дополнительные «спарки», а также иметь от пять до шести истребителей Rafale M на постоянной основе для подготовки летчиков морской авиации.

Без заказа пятого транша министерством обороны число поставленных истребителей Rafale M число морских истребителей Rafale M не превысит 48. На сегодяшний сборочные цеха завода Dassault в Мериньяке покинуло 146 машин Rafale (модификаций С, В и М), в числе которых первые шесть египетских самолетов. Последними самолетами, принятыми министерством обороны, стали С147 (третий самолет модификации F3R в серии, оснащенный РЛС с АФАР, опто- электронной системой обнаружения Thales/Sagem OSF IT и системой обнаружения пуска и приближения ракет DDM NG ) и Rafale M45 в такой же комплектации.

Из 56 выпущенных двухместных самолетов, 50 поставлены ВВС, из которых осталось только 49 (один потерян в происшествии в 2007 году). Оставшиеся 18 египетских самолетов должны быть поставлены заказчику в течение 2016-2017 годах. Речь идет о 10 «спарках» Rafale DM и восьми одноместных Rafale EM, после чего, в 2018 году начнутся поставки истребителей Катару. Они продолжатся, как предполагается, до середины 2020 года.

На сегодняшний день не предусмотрено расширение масштабов производства Rafale. Как отмечало руководство компании Dassault, какие-то шаги в этом направлении могут быть сделаны в случае подписания контракта с Индией на поставку 36 машин. Вторая производственная линия будет создана также в Мериньяке, где Dasaault уже приобрела необходимую землю для размещения новых корпусов, которые примыкают к аэропорту Бордо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: