0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авианесущий крейсер; Адмирал Кузнецов

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». История проекта, характеристики, происшествия

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 декабря 2019 года на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», находящемся на судоремонтном заводе в Мурманске, во время ремонтных работ произошел пожар. Рабочие и члены экипажа были эвакуированы. По предварительным данным, судьба одного человека остается неизвестной, еще не менее шести человек пострадали. По информации экстренных служб, площадь горения составляет 120 кв. м, на корабле работают пожарные расчеты.

Что известно о корабле — в материале ТАСС.

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2019 год — крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ РФ. 23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова («за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач»).

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Править

Авианосец «Адмирал Аристов» из игры АСАН, соответствующий проекту 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Вооружение корабля Править

  • 6 шестиствольных АУ АК-630 (48 000 снарядов)
  • 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит»
  • 4 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
  • 4 шестизарядных ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 2 десятизарядных рективных бомбомётных установки РБУ-12000 (60 бомб)

Авиагруппа (на 2015 год) Править

  • 14 х Су-33
  • 2 х Су-25УТГ
  • 10 МиГ-29К
  • 4 МиГ-29КУБ

Чужая жизнь советского авианосца

Илья Крамник, военный обозреватель РГРК «Голос России», специально для РИА Новости.

Ровно 25 лет назад, 25 ноября 1988 года, на верфи Черноморского судостроительного завода был спущен на воду тяжелый авианесущий крейсер «Варяг».

Очередной корабль непрерывно меняющегося семейства «проект 1143 «Кречет», второй представитель этой линии, приспособленный для базирования и полетов самолетов с нормальным взлетом и посадкой, «Варяг» не стал тем, чем должен был бы стать. Программа военного кораблестроения, утвержденная советским военно-политическим руководством в середине 80-х годов, предусматривала наличие к 2000 году восьми авианесущих кораблей, и «Варяг» должен был стать шестым по счету.

Впрочем, «Варягом» он еще не был. 25 ноября 1988 года на воду был спущен ТАВКР (тяжелый авианесущий крейсер) «Рига» – и это первое имя досталось ему с плеча старшего брата – «корабля с тысячей имен», известного нам сегодня как «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». Заложенный под именем «Рига» еще в 1982 году, сегодняшний единственный российский авианосец после смерти генсека был переименован в «Леонид Брежнев», а в 1986 году, уже после спуска на воду и «развенчания застоя», был переименован в «Тбилиси». Исходное его наименование «Рига» уже присвоили главному герою нашей истории.

В 1990 году, когда «Рига» находилась уже у достроечной стенки, а «Тбилиси» проходил испытания, эти имена смотрелись уже «политически несвоевременно» – и в Грузии, и в Прибалтике громко говорили о независимости от Москвы. В итоге 1990 год стал годом массового переименования авианосцев. «Тбилиси» превратился в «Адмирала Кузнецова», а «Рига» стала «Варягом». Третьим кораблем, сменившим имя, стал уже находившийся в строю Северного флота «Баку» – он переименован в «Адмирал Горшков». О дальнейшей судьбе этих кораблей никто пока не мог и догадываться.

Флотское безвременье

Распад СССР повлек за собой стремительную деградацию флота, и авианосная программа пострадала быстрее и сильнее всех. Уже в 1992 году отменяется достройка атомного авианосца «Ульяновск», приостанавливаются работы на почти готовом «Варяге». В следующем, 1993 году, на консервацию отправляются три из пяти находящихся в строю авианесущих крейсеров – «Киев», «Минск» и «Новороссийск». В 1994 году «к стенке» встает и «Адмирал Горшков».

Примерно в это же время становится окончательно ясно, что Россия не будет достраивать «Варяг», несмотря на жаркие дискуссии по этому поводу: сторонники достройки авианосца даже организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Не исключено, что точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

Судьба списанных авианосцев оказалась схожей. Довольно быстро были проданы за рубеж три из четырех советских авианесущих крейсера первого поколения (предназначавшихся для самолетов вертикального взлета и посадки) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск». «Киев» ушел в КНР, «Минск» и «Новороссийск» – в Южную Корею. Первому советскому авианесущему крейсеру повезло больше остальных – сегодня ТАВКР «Киев», сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. На «Минске», который хотели превратить в плавучий развлекательный центр, бизнес не пошел, а «Новороссийск» был разрезан «на иголки».

В 1998 году зарубежный покупатель нашелся и на «Варяга». Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр.

В 2000-2002 году корабль долго и с различными приключениями буксировали в Китай, где он встал на верфь в Даляне. Довольно быстро стало понятно, что «Варяг» может стать чем угодно, но развлекательного центра на борту не будет.

Братья-противники

Начиная с 2005 года большинство военно-морских экспертов уже не сомневались, что Китай намерен использовать бывший советский авианосец в военных целях. Jane`s Fighting Ship назвал предположительное новое имя корабля – «Ши Ланг» и бортовой номер «83». Официальное китайское подтверждение того, что экс-«Варяг» будет использоваться как авианосец, прозвучало в 2011. В этом году корабль впервые в своей истории вышел в море своим ходом.

В состав ВМС НОАК (Народно-освободительная армия Китая) новый авианосец вошел 25 сентября 2012 года под именем «Ляонин», получив бортовой номер «16». Вскоре с палубы авианосца начались испытания китайских истребителей J-15, созданных по образу и подобию советского самолета Су-33 – палубной версии Су-27.

Читать еще:  Десантные корабли типа HMS Fearless (Великобритания)

Свой 25-летний юбилей «Ляонин» встречает в ранге одного из самых перспективных кораблей китайского флота, открывающего дорогу к дальнейшему развитию палубной авиации в этой стране. И по иронии судьбы одним из его главных противников в ближайшие десятилетия может стать его «старший брат» – 16 ноября 2013 года переданный ВМС Индии авианосец «Викрамадитья», бывший «Адмирал Горшков», бывший тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Баку».

Противопоставление «Ляонина» и «Викрамадитьи» стало одним из самых популярных предметов спора на военно-морских форумах. Более крупный и несущий тяжелые истребители «Ляонин», по мнению многих, должен иметь преимущество, однако сомнения в возможностях китайской копии Су-33 и отличные, судя по имеющейся информации, характеристики МиГ-29К и его вооружения как минимум нивелируют это превосходство. Вдобавок, меньшие размеры МиГ-29К в данном случае позволяют уравнять численность авиагрупп, несмотря на большую площадь ангарной палубы «Ляонина». Нельзя сбрасывать со счетов и непрерывный с 1961 года опыт Индии в эксплуатации авианосцев, тогда как для КНР это первый подобный корабль.

Судьба «Ляонина» и «Викрамадитьи» особенно интересна в контексте процессов, происходящих в других странах индо-тихоокеанского региона. Военно-морские программы лидеров (США, Китая, Индии, Японии) и небольших стран говорят о том, что в ближайшие 20-25 лет уровень военно-морского соперничества в регионе резко возрастет.

Свои планы есть и у России, которой в ближайшие 10 лет предстоит почти полностью обновить Тихоокеанский флот. Какую роль в истории региона сыграют два бывших советских авианосца, волей судьбы оказавшиеся во флотах двух соперничающих держав – можно только гадать. Скучно, впрочем, не будет в любом случае.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Тяжелые авианесущие крейсера типа “Киев” (проект 1143) – 3 ед.

Первые корабли, специально предназначенные для базирования на них эскадрильи самолетов вертикального старта и эскадрильи вертолетов ПЛО. Сочетают в себе черты ракетного крейсера и авианосца. До 28.6.1977 г. относились к классу противолодочных крейсеров. “Новороссийск” имеет усовершенствованное радиоэлектронное вооружение и увеличенную численность авиаотряда.

“КИЕВ” (заводской № 101). 5.5.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ в 21.7.1970 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 26.12.1972 г., вступил в строй 28.12.1975 г. и 15.6.1976 г. включен в состав КСФ. 9.11.1981 г. награжден Вымпелом Министра обороны СССР, а 4.5.1985 г.-орденом Красного Знамени. 2 – 6.5.1985 г. нанес визит в Алжир. 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 28.8.1994 г. после торжественного спуска Военно-морского флага расформирован.

“МИНСК” (заводской № 102). 28.3.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.12.1972 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 30.9.1975 г., вступил в строй 27.9.1978 г. и 23.11.1978 г. включен в состав КТОФ. 24.2-3.7.1979 г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). 11-14.1 2.1982 г. нанес визит в Бомбей (Индия) и 4-8.7.1986 г.- в Вонсан (Северная Корея). 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1994 г. расформирован.

“НОВОРОССИЙСК” (заводской № 103). 24.6.1975 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.9.1975 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., вступил в строй 14.8.1982 г. и 24.11.1982 г. включен в состав КТОФ. 12-16.5.1988 г. нанес визит в Вонсан (Северная Корея). 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1994 г. расформирован.

Водоизмещение:
полное – 43220
стандартное – 31900 т
длина – 273,1 м
ширина – 31 м (полетной палубы 51,3 м)
осадка – 11,5 м
Мощность ПТУ – 4×35500 л.с.
скорость хода:
максимальная – 30
экономическая – 18,2 уз
дальность плавания экономическим ходом – 7160 миль.
Вооружение: 4х2 ПУ ПКРК “Базальт” (16 ракет), 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (96 ракет), 2х2 76,2-мм АК-726 и 8х6 30-мм АК-630 орудий, 1х2 ПУ ПЛРК РПК-1(16 ракето-торпед), 2х12 РБУ-6000 (129 РГБ-60), 16 самолетов Як-38 и 18 вертолетов Ка-27.
Экипаж 1300 человек, в том числе 300 офицеров

Тяжелый авианесущий крейсер типа “Баку” (проект 1143.4) – 1 ед.

Четвертый корабль типа “Киев”, отличающийся более современным электронным вооружением и увеличенным числом ударных ракет. Вместо старых ПЛРК и РБУ установлены два новых комплекса противоторпедной защиты.

“БАКУ”, с 4.10.1990 г. – “АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ” (заводской № 104). 1 7.2.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 1.4.1982 г., вступил в строй 11.1 2.1987 г. и 30.12.1987 г. включен в состав КСФ. После глубокой модернизации передан 16 ноября 2013 г. ВМС Индии и получил имя “Vikramaditya”.

Водоизмещение:
полное – 44500
стандартное – 37000 т
длина – 273,1 м
ширина – 31 м (полетной палубы 51,3 м)
Мощность ПТУ – 4х50500 л.с.
скорость хода:
максимальная – 32
экономическая – 18,2 уз
дальность плавания экономическим ходом – 7160 миль.
Вооружение: 6х2 ПУ ПКРК “Базальт” (24 ракет), 4х6 ПУ ЗРК “Кинжал” (192 ракет), 2х1 100-мм АК-100 и 8х6 30-мм АК-630 орудий, 2х10 РБУ-12000, 16 самолетов Як-38, 19 вертолетов Ка-27 и 3 Ка-25
Экипаж – 1200 человек.

Поход к берегам Сирии

Решение об отправке и использовании российской авианосной ударной группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.), принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года. Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года. Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011 году не было и в помине.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки. Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка.

Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и днем ранее.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.617 (СССР)

Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29 К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52 «Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что актуально и для ударных истребителей авиагруппы.

Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма, шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и видеоматериалов.

Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является большой проблемой.

«Kiev»-class по классификации НАТО

Проект авианесущих противолодочных крейсеров, который проектировался как продолжение серии кораблей проекта 1123 «Кондор».

История

Ещё до начала Великой Отечественной войны, в Советском Союзе начались работы по созданию собственного полноценного авианосца водоизмещением до 35 000 т, но до постройки дело так и не дошло. После войны адмиралу флота Николаю Кузнецову удалось включить в планы по проектированию кораблей на 10 лет авианосцы, но проекты авианосцев так и не появились. К концу 60-х годов XX века, в СССР уже были два противолодочных крейсера проекта 1123 «Кондор». В это же время, после показа правительству прототипа Як-36, благодаря стараниям Дмитрия Устинова, началось проектирование нового противолодочного корабля с авиационным вооружением. В итоге появилось постановление правительства от 2 сентября 1968 года № 685—251 о прекращении строительства на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве крейсера проекта 1123.3, и о начале строительства противолодочного крейсера проекта 1143 «Кречет» с авиационным вооружением. В задачи новых кораблей должны были входить:

-противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
-обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
-поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
-обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
-обеспечение высадки морского десанта.

По инициативе Невского ПКБ началась разработка нескольких вариантов корабля. Из предложенных вариантов был выбран проект, максимально совместимый с кораблями прошлого проекта 1123, его утвердили 30 апреля 1970 года.

Описание

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были расположены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м х 22,5 м х 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА применялись два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась летной и была полностью занята вооружением. Взлетно-посадочные операции производились только с угловой палубы.

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» расположили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля размещение 30-мм ЗАК АК-630 выполнили круговым. Ударным целям ПРК служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система — НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина — ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения производилась в Казани. Алгоритмы навигационных задач созданы в НИИ-9 г.Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы созданы и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ собирались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», «РСДН-3», Лоран-А, Лоран-С имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем собирали в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров применялся радиооптический секстан «Нарва», который собирался в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы — АОП «Сулак» — производит БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей применяется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую выпускали в Ростове -на-Дону.

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были размещены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Всего было построено четыре корабля подобного типа:

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Править

Авианосец «Адмирал Аристов» из игры АСАН, соответствующий проекту 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Вооружение корабля Править

  • 6 шестиствольных АУ АК-630 (48 000 снарядов)
  • 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит»
  • 4 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
  • 4 шестизарядных ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 2 десятизарядных рективных бомбомётных установки РБУ-12000 (60 бомб)
Читать еще:  Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч» (СССР)

Авиагруппа (на 2015 год) Править

  • 14 х Су-33
  • 2 х Су-25УТГ
  • 10 МиГ-29К
  • 4 МиГ-29КУБ

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Заложен: 30.09.1975 г., спущен на воду: 26.12.1978 г., вступил в строй: 14.08.1982 г.
Заводской № 103, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев). Корабль входил в состав Северного и Тихоокеанского флота СССР.

Во время прохождения госиспытаний на палубу Новороссий­ска садились не только штатные Як-38 и Ка-27, Ка-25, но также тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-8. С 14.05.1983 по 7.06.1983 г. «Новороссийск» перешел из Николаева в Североморск, где в принял участие в учениях «Магистраль-83» (август 1983 г.) и «Океан-83» (сентябрь 1983 г.).

С 17.10.1983 г. по 27.02.1984 г. «Новороссийск» в сопровождении БПК «Николаев», сторожевого корабля «Порывистый», БДК «Александр Николаев» пере­шел из Североморска во Владивосток. Во время перехода корабль с деловыми визита­ми посетил порты Анголы и Мозамбика, а также Индии, с дружественным визитом. За время перехода его самолеты Як-38 выполнили 600 полетов. При этом один из самолетов упал в море (пилота удалось спасти).

В 1984 г. «Новороссийск» участвовал в учени­ях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень». С 25.04 по 17.04.1985 г. «Новороссийск» совместно с БПК «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», СКР «Ревностный» и «Порывистый», а также ТН «Влади­мир Колечицкий», «Илим» и «Абакан» в районе Гавайских островов принимал учас­тие в оперативно-тактических учениях Тихоокеанского флота.

Классическое фото призванное показать мощь советского флота. На снимке ТАКР «Новороссийск»

С 29.05 по 16.06.1985 г. «Новороссийск» совмест­но со сторожевиками «Ревностный» и «Порывистый» в Японском море участвовал в поисковой опера­ции, а с 12-го по 16.05.1988 г. совместно с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР).

С 1991 г. «Новороссийск» не выходил в море из-за плохого технического состояния главных механизмов, а в его авиагруппе находились только вертолеты. В июне 1993 г., в связи с отсутствием средств на средний ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, Новороссийск исключили из списков флота, и разоружили.

В январе 1996 г. корпус корабля был продан южнокорейской компании «Young Distribution Со», после чего он был разделан на металл в г.Пусан (Юж­ная Корея). Есть также сведения, что «Новороссийск» не разбирали на металл, а продали Китаю, но подтвердить или опровергнуть информацию невозможно.

«Адмирал Горшков» или «Баку» — советский тяжелый авианесущий крейсер

«Kiev»-class по классификации НАТО

Проект авианесущих противолодочных крейсеров, который проектировался как продолжение серии кораблей проекта 1123 «Кондор».

История

Ещё до начала Великой Отечественной войны, в Советском Союзе начались работы по созданию собственного полноценного авианосца водоизмещением до 35 000 т, но до постройки дело так и не дошло. После войны адмиралу флота Николаю Кузнецову удалось включить в планы по проектированию кораблей на 10 лет авианосцы, но проекты авианосцев так и не появились. К концу 60-х годов XX века, в СССР уже были два противолодочных крейсера проекта 1123 «Кондор». В это же время, после показа правительству прототипа Як-36, благодаря стараниям Дмитрия Устинова, началось проектирование нового противолодочного корабля с авиационным вооружением. В итоге появилось постановление правительства от 2 сентября 1968 года № 685—251 о прекращении строительства на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве крейсера проекта 1123.3, и о начале строительства противолодочного крейсера проекта 1143 «Кречет» с авиационным вооружением. В задачи новых кораблей должны были входить:

-противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
-обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
-поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
-обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
-обеспечение высадки морского десанта.

По инициативе Невского ПКБ началась разработка нескольких вариантов корабля. Из предложенных вариантов был выбран проект, максимально совместимый с кораблями прошлого проекта 1123, его утвердили 30 апреля 1970 года.

Описание

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были расположены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м х 22,5 м х 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА применялись два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась летной и была полностью занята вооружением. Взлетно-посадочные операции производились только с угловой палубы.

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» расположили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля размещение 30-мм ЗАК АК-630 выполнили круговым. Ударным целям ПРК служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система — НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина — ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения производилась в Казани. Алгоритмы навигационных задач созданы в НИИ-9 г.Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы созданы и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ собирались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», «РСДН-3», Лоран-А, Лоран-С имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем собирали в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров применялся радиооптический секстан «Нарва», который собирался в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы — АОП «Сулак» — производит БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей применяется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую выпускали в Ростове -на-Дону.

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были размещены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Всего было построено четыре корабля подобного типа:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector