2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БДК проекта 775

Проект разработан в Польше по советскому техническому заданию, и исключительно для флота СССР. Главный конструктор проекта — польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Корабли строились на Северной верфи («Сточня Полночна») в Гданьске, с 1974 по 1991 год было сдано двадцать восемь БДК.

Назначение кораблей — доставка морем войск, высадка морского десанта, транспортирование разнообразной военной техники и спуск ее (прием) в море и на необорудованный берег.

Конструкция: многопалубный, плоскодонный корабль с развитой надстройкой, со сквозной танковой палубой. Может действовать в океане, на мелководье и в реках.

  • Водоизмещение — 27680/4000 тонн;
  • размеры — 112,5х15 метров;
  • осадка – 3,7метра;
  • энергетическая установка — два дизеля общей мощностью 19 000 л.с.;
  • скорость хода — 18 узлов (максимальная);
  • дальность плавания — 6 000миль;
  • вместимость — до 500 тонн грузов и 225 десантников;
  • вооружение — одна артустановка АК-176, две АК-630М, реактивная система залповой стрельбы УМС-73 «Град», 4х8 ПУ ПЗРК.

В поисках перспективы

Отчет довольно скуп на детали, однако сообщает, что в Невском ПКБ проработан типоряд десантных кораблей водоизмещением от 10 до 35 тыс. т, при этом для дальнейшей разработки выбраны два проекта: десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) водоизмещением около 15 тыс. т и универсального десантного корабля (УДК) водоизмещением около 30 тыс. т. Дополнительная информация не приводится, однако контекст предшествующих сообщений по теме позволяет довольно точно установить, о чем идет речь.

Предыдущие сообщения о планах строительства новых вертолетоносцев для ВМФ России сводились к желанию флота получить ДВКД по образцу нидерландского типа «Роттердам» и УДК, аналогичные или превосходящие по возможностям французские корабли типа «Мистраль», постройка которых для ВМФ России была сорвана в 2014 году.

Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» ВМФ России зашел в военную гавань Балтийска после первого выхода в море на ходовые испытания

Ключевым отличием этих проектов как от больших десантных кораблей (БДК) проектов 775 и 1171, так и от новейшего проекта 11711, является принципиально иная концепция десантной операции. Имеющиеся в составе ВМФ РФ БДК, восходящие по своей архитектуре к танкодесантным кораблям Второй мировой войны, предусматривают в первую очередь высадку непосредственно на берег с помощью аппарели. В редких случаях — высадку с использованием плавающей бронетехники в непосредственной близости от берега.

Десантный корабль при этом непосредственно поддерживает высаженные подразделения собственным оружием — артиллерийской установкой, реактивными системами залпового огня. В условиях столкновения с сильным противником корабли подобного типа грозят оказаться одноразовыми — транспорт, по сути сидящий на мели непосредственно у пляжа, представляет собой превосходную мишень.

Конструкция

Особенностью десантных кораблей проекта 775 является развитая палубная надстройка, которая редко встречается на судах подобного типа, так как обычно верхняя палуба отдается под взлетно-посадочные полосы и места для авиации. На корме имеется откидной борт, в сложенном состоянии герметично закрывающий ангар с техникой, а в открытом виде превращающийся в мост для погрузки техники через корму.

Корабли проекта 775 по сравнению с британским десантным кораблем HMS Ocean и тем более американским USS Wasp невелики. Российские БДК берут на борт усиленную роту морской пехоты или отряд в составе 225 десантников (для сравнения, HMS Ocean предназначены для транспортировки 900, USS Wasp — до 1900 десантников). Кроме солдат на борт БДК проекта 775 берется до 10 танков или иная военная техника сопоставимой массы (480 т).

Радиоэлектронное оборудование десантного корабля включает радиолокационную станцию обнаружения воздушных целей типа МР-302, максимальная дальность обнаружения составляет 100 км.

Самое интересное в истории Российского флота

Десантные корабли России

20 июня 2018 года в состав Северного флота вошел большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Иван Грен». Он назван в честь вице-адмирала И.И. Грена — известного отечественного специалиста в области морской артиллерии. Корабль может брать на борт до 300 морских пехотинцев или 13 танков и высаживать их на расстоянии до 3,5 тысяч морских миль. В постройке находятся еще три корабля этой серии. Они значительно расширят возможности Российского флота по защите национальных интересов страны на просторах Мирового океана.

В настоящее время почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья морей и океанов. В связи с этим, в последнее десятилетие отмечено повышенное внимание мировых держав к созданию универсальных десантных кораблей, которые позволяют решать гораздо более сложные задачи в условиях региональных конфликтов и гуманитарных операций.

Немного истории

О необходимости таких судов убедительно свидетельствует исторический опыт. Морские десанты известны с эпохи античности. Уже тогда возникла необходимость быстро перебрасывать морем целые армии, а затем и снабжать их. С тех давних времен и до первой мировой войны для этих целей использовались гражданские суда с малой осадкой. Первое специализированное десантное судно появилось только в начале XX века. О том, как высаживали десанты во время Гражданской войны читайте здесь, а во время Великой отечественной войны — смотрите статью «Николаевский десант – беспримерное мужество и стойкость».

Первые успешные попытки создания специализированного десантного корабля были предприняты в 1915 году в Англии. Русские конструкторы всего за пару месяцев создали проект самоходной баржи водоизмещением 255 тонн, которая могла взять на борт до 800 десантников или до 14 легких танков. Скорость баржи составляла всего 5,5 узла и обеспечивалась двумя дизелями шведской фирмы «Болиндер», что и определило название проекта. Строительство барж началось в середине 1916 года.

В 1941 году болиндеры использовали при высадке десанта у Южной-Озерейки, правда тогда их надо было тащить на буксире. Под губительным огнем противника на баржах горела техника, взрывались боеприпасы, гибли люди, но основная часть танков и личного состава первого броска десанта была высажена. Существенное улучшение характеристик десантных судов было достигнуто при постройке серии для планировавшейся в годы первой мировой войны десантной операции на Босфор. За основу была взята шхуна «Эльпидифор» (несущий надежду), поэтому проект получил название «Эльпидифор».

Новые десантные баржи имели водоизмещение около 1000 тонн, усиленный корпус и порты для выгрузки техники. Баржи были электрифицированы, вооружены артиллерией и средствами радиосвязи. Они могли принять на борт до 1000 бойцов с личным оружием и четыре 152-мм орудия или шесть легких танков. Единственным их недостатком была небольшая скорость — всего 10 узлов. К началу Великой Отечественной войны «Эльпидифоры» были переоборудованы в канонерские лодки. Но во всех крупных десантных операциях этой войны они использовались как десантные корабли.

В годы войны была построена довольно большая серия десантных ботов (ДМБ — десантный морской бот). При водоизмещении 20 т ДМБ принимал до 100 десантников. Всего было построено более 160 таких судов. В Керченско-Эльтигенской десантной операции они стали одним из основных высадочных средств. Несмотря на большие потери этих судов во время шторма, флоту удалось высадить десант, оттянувший на себя значительные силы противника.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой войны Советский Союз приступил к ускоренному обновлению Военно-Морского Флота, прежде всего за счет создания носителей артиллерийского и торпедного оружия. Но флоту по-прежнему ставилась задача обеспечить перенос боевых действий наших войск на территорию противника. В связи с этим появились суда двойного назначения. Это малые десантные корабли проектов 450, средние десантные корабли проектов 568 и 572, строившиеся в 1950-е годы и широко использовавшиеся гражданским флотом. Но уже к середине 50-х годов ситуация полностью изменилась.

США окружили Советский Союз системой военно-морских баз. В американском и британском флотах значительно увеличилось как количество, так и номенклатура десантных кораблей. Появились специализированные танко-десантные и пехотно-десантные корабли, корабли огневой поддержки и десантные транспорты. Угроза нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Читать еще:  Большой десантный корабль Проект 1174 "Иван Рогов"

В СССР серийное строительство десантных кораблей началось во второй половине 50-х годов. Начинали с разработки самоходного плашкоута с носовой аппарелью, а первым отечественным кораблем такого класса стал средний десантный корабль (СДК) проекта 188. Он обеспечивал десантирование на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты. В 1957-1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей. Они очень нужны были во время войны. Их участие в боевых действиях позволило бы значительно повысить эффективность десантных операций, смотрите, например, статью о Ленинградских десантах.

В начале 60-х годов у нас началось создание ракетно-ядерного флота, способного осуществлять крупномасштабные десантные операции в удаленных районах планеты. Были воссозданы части морской пехоты, началась отработка морских десантных операций. Вскоре десантные корабли стали включать в состав отрядов, уходивших на боевую службу. В связи с этим они должны были обладать хорошими мореходными качествами и достаточной скоростью, а также обеспечить нормальные условия жизни для морских пехотинцев.

Большие десантные корабли

В 1963 году начались работы по созданию больших десантных кораблей (БДК) типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171 «Тапир». В 1964-1975 годах в ГДР и Польше по этому проекту построили 14 судов четырех модификаций. БДК проекта 1171 мог взять на борт почти полный батальон морской пехоты со штатной техникой и перебрасывать его на расстояние не менее 2000 миль. Это был уже принципиально новый корабль океанской зоны. «Тапиры» длительное время составляли ядро десантных сил отечественного флота, прекрасно зарекомендовав себя во время боевых служб и учений.

Новой разработкой в этой области стал БДК проекта 775. Он имел более мощное вооружение и мог принимать на борт 10 средних танков и 340 десантников. В период с 1974 года по 1985 год было построено 28 кораблей этого проекта. За время службы эти корабли принимали участие в самых различных операциях: в 1986 году эвакуировали советских граждан из Йемена, в 1991 году из Эфиопии, а в августе 1999 года доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию. 12 августа 2008 года два БДК «Ямал» и «Саратов» высадили российский десант в грузинском порту Поти.

К этому времени в западных странах вступила в силу новая концепция проведения десантных операций — «высадка десанта через горизонт». По ней, большой десантный корабль подходил к месту высадки, но оставался вне зоны действия оружия неприятеля. Высадка осуществлялась с помощью вертолетов и катеров, которые находились на десантном корабле. В ответ на эту концепцию в 1968 году у нас было принято решение о создании универсального десантного корабля океанской зоны с сильным вооружением, повышенной скоростью и живучестью.

Проекту присвоили номер 1174 «Носорог». Головной корабль этого типа сдан ВМФ в 1978 году и назван «Иван Рогов» в честь видного флотского политработника. Он мог нести до 500 десантников со штатной техникой или до 50 плавающих танков ПТ-76, а также оказывать мощную артиллерийскую поддержку первому броску десанта. В то время он не имел зарубежных аналогов, поскольку мог высаживать десант непосредственно на берег или вертолётами и катерами на воздушной подушке, находясь на значительном расстоянии от места высадки. До конца 1989 года флот получил три таких корабля.

Малые десантные корабли на воздушной подушке

Успех любого десанта зависит от внезапности и стремительности высадки личного состава и техники. Для обеспечения этих важнейших факторов в Советском Союзе разрабатывали малые десантные корабли на подводных крыльях, на воздушной подушке, катамараны и даже экранопланы. Однако до серийной постройки дошли только корабли на воздушной подушке, а наиболее успешным среди них был проект 12321 «Джейран». В период с 1970 по 1985 год флот получил 20 таких кораблей. Каждый из них мог развивать скорость до 50 узлов и принимать на борт два средних танка или 200 человек десанта.

В конце 70-х потребовались более мощные десантные корабли, способные совершать дальние переходы в составе эскадр. Новый малый десантный корабль на воздушной подушке проект 12322 «Зубр» обладал уникальными качествами. Он развивал скорость до 60 узлов и мог брать на борт до 500 десантников или боевую технику весом до 150 тонн, а также оказывать десанту мощную огневую поддержку. Головной корабль этого класса вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году, в начале 90-х годов их было уже восемь, а в настоящее время осталось только два.

Нельзя не упомянуть и о мобилизационном резерве ВМФ. Возможность использования судов в военных целях закладывалась уже на стадии проектирования. В резерв зачислялись зачастую самые лучшие суда, периодически проходившие военную подготовку. Например, суда типа «Стахановец Котов» финской постройки могли перебрасывать десантников в любой район Мирового океана. Для этих же целей можно было использовать крупные автомобильные паромы постройки ГДР. Это вплотную приближало амфибийные возможности ВМФ СССР к аналогичным возможностям ВМС США.

Перспективы

Эпопея с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» вызвала интерес к отечественным разработкам в этой области. Невское проектно-конструкторское бюро создало проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой», который станет достойной заменой «Мистралям». Данный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов и принимать на борт до 60 единиц техники и до 500 десантников. Для их высадки предназначены 8 вертолетов и четыре десантных катера.

Противовоздушная оборона корабля будет построена на базе зенитного ракетного комплекса «Панцирь-М», а его авиагруппа может быть усилена новым самолетом вертикального взлета и посадки, разработка которого уже началась. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Юхнин А. «С моря на сушу». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 39 2015 г.
  • Юферев С. Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности. Сетевое издание «Военное обозрение». 10.01.2018 г.
  • Заблотский А., Ларинцев Р. «Морская пехота в годы войны». «Независимое военное обозрение» № 2 18-24.01.2019 г.
  • Щербаков В. «Десантные корабли ВМФ России. Современное состояние и перспективы развития». Сетевое издание https://military.wikireading.ru/56202

В области создания десантных кораблей наши кораблестроители действительно занимают лидирующие позиции в мире. Однако, смогут ли они создать корабль на уровне «Мистралей», да и нужны ли нам такие монстры?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Большие десантные корабли проекта 775

История появления и проектирования десантных судов проекта 775

Теория применения морского десанта в СССР предполагала 3 типа десантных судов:

  • Большие десантные корабли (БДК), для перевозки и десантирования батальона морской пехоты с боевыми машинами.
  • Средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты.
  • Малые десантные корабли (МДК), обеспечивающие боевые действия взвода морской пехоты.

К началу 1970-х в составе флота имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К), а вот с СДК вышла накладка — существующие суда проектов 770, 771 и 773 выполнить возложенные на них задачи были не способны и их требовалось заменить.

В 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по заданию на проектирование нового СДК. Серия получила индекс «проект 775» и должна была стать первой серией десантных кораблей специальной постройки — до этого для целей высадки десанта использовались в основном переделанные сухогрузы.

Большой десантный корабль проекта 775

Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия «Северная верфь» («Stocznіa Polnocna») в г. Гданьске. Руководителем проекта был инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина.

Уже в ходе проектных работ разрабатываемый средний десантный корабль из-за постоянного роста водоизмещения, бsk переквалифицирован в большой десантный корабль. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Конструкция и серийная постройка десантных судов проекта 775

Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта.

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док «Hr. Ms. Rotterdam» (Нидерланды)

В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 кораблей. Вторая серия состоящая из 16 кораблей строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения и радиолокационным оборудованием. Строительство третьей серии не было даже начато в связи с развалом СССР. В настоящее время практически все БДК проекта 775 выведены из состава флота.

Десантный корабль проекта 775 это многопалубное, плоскодонное судно океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По всей длине корабля проходит танковая палуба, в носовой части судна размещена аппарель для спуска на сушу техники и пехотинцев, а на корме — кормовой лацпорт для выгрузки и загрузки плавающей техники.

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Также БДК проекта 775 могут использоваться для постановки минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров.

Применение десантных судов проекта 775

  • 1986 г. БДК проекта 775 приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене.
  • В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии.
  • В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой российского миротворческого контингента на территории Югославии.
  • В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота «Ямал» (БДК-67 проект 775) и «Саратов» (проект 1171) высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты.

источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет

Боевая служба

Большие десантные корабли постоянно и успешно несут боевую службу, используются как транспортные суда, участвуют в учениях, походах и операциях сначала советского, а теперь российского флота.

  • 1986 год — эвакуация советских специалистов из Йемена.
  • 1991 год — эвакуация с острова Нокра из Эфиопии.
  • 1992-1993 годы — эвакуация мирных жителей и российских отдыхающих во время грзино-абхазской войны.
  • 1999 год — переброска российских миротворцев в Югославию.
  • 2004 год — вывоз техники и вооружения из Закавказья, снабжение группы российских войск.
  • 2008 год — высадка десанта в порту Поти, боевое дежурство у берегов Грузии.
  • 2011 год — эвакуация граждан СНГ и 14 других стран мира из Ливии.

В поисках перспективы

Отчет довольно скуп на детали, однако сообщает, что в Невском ПКБ проработан типоряд десантных кораблей водоизмещением от 10 до 35 тыс. т, при этом для дальнейшей разработки выбраны два проекта: десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) водоизмещением около 15 тыс. т и универсального десантного корабля (УДК) водоизмещением около 30 тыс. т. Дополнительная информация не приводится, однако контекст предшествующих сообщений по теме позволяет довольно точно установить, о чем идет речь.

Предыдущие сообщения о планах строительства новых вертолетоносцев для ВМФ России сводились к желанию флота получить ДВКД по образцу нидерландского типа «Роттердам» и УДК, аналогичные или превосходящие по возможностям французские корабли типа «Мистраль», постройка которых для ВМФ России была сорвана в 2014 году.

Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» ВМФ России зашел в военную гавань Балтийска после первого выхода в море на ходовые испытания

Ключевым отличием этих проектов как от больших десантных кораблей (БДК) проектов 775 и 1171, так и от новейшего проекта 11711, является принципиально иная концепция десантной операции. Имеющиеся в составе ВМФ РФ БДК, восходящие по своей архитектуре к танкодесантным кораблям Второй мировой войны, предусматривают в первую очередь высадку непосредственно на берег с помощью аппарели. В редких случаях — высадку с использованием плавающей бронетехники в непосредственной близости от берега.

Десантный корабль при этом непосредственно поддерживает высаженные подразделения собственным оружием — артиллерийской установкой, реактивными системами залпового огня. В условиях столкновения с сильным противником корабли подобного типа грозят оказаться одноразовыми — транспорт, по сути сидящий на мели непосредственно у пляжа, представляет собой превосходную мишень.

Самое интересное в истории Российского флота

Десантные корабли России

20 июня 2018 года в состав Северного флота вошел большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Иван Грен». Он назван в честь вице-адмирала И.И. Грена — известного отечественного специалиста в области морской артиллерии. Корабль может брать на борт до 300 морских пехотинцев или 13 танков и высаживать их на расстоянии до 3,5 тысяч морских миль. В постройке находятся еще три корабля этой серии. Они значительно расширят возможности Российского флота по защите национальных интересов страны на просторах Мирового океана.

В настоящее время почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья морей и океанов. В связи с этим, в последнее десятилетие отмечено повышенное внимание мировых держав к созданию универсальных десантных кораблей, которые позволяют решать гораздо более сложные задачи в условиях региональных конфликтов и гуманитарных операций.

Немного истории

О необходимости таких судов убедительно свидетельствует исторический опыт. Морские десанты известны с эпохи античности. Уже тогда возникла необходимость быстро перебрасывать морем целые армии, а затем и снабжать их. С тех давних времен и до первой мировой войны для этих целей использовались гражданские суда с малой осадкой. Первое специализированное десантное судно появилось только в начале XX века. О том, как высаживали десанты во время Гражданской войны читайте здесь, а во время Великой отечественной войны — смотрите статью «Николаевский десант – беспримерное мужество и стойкость».

Первые успешные попытки создания специализированного десантного корабля были предприняты в 1915 году в Англии. Русские конструкторы всего за пару месяцев создали проект самоходной баржи водоизмещением 255 тонн, которая могла взять на борт до 800 десантников или до 14 легких танков. Скорость баржи составляла всего 5,5 узла и обеспечивалась двумя дизелями шведской фирмы «Болиндер», что и определило название проекта. Строительство барж началось в середине 1916 года.

В 1941 году болиндеры использовали при высадке десанта у Южной-Озерейки, правда тогда их надо было тащить на буксире. Под губительным огнем противника на баржах горела техника, взрывались боеприпасы, гибли люди, но основная часть танков и личного состава первого броска десанта была высажена. Существенное улучшение характеристик десантных судов было достигнуто при постройке серии для планировавшейся в годы первой мировой войны десантной операции на Босфор. За основу была взята шхуна «Эльпидифор» (несущий надежду), поэтому проект получил название «Эльпидифор».

Новые десантные баржи имели водоизмещение около 1000 тонн, усиленный корпус и порты для выгрузки техники. Баржи были электрифицированы, вооружены артиллерией и средствами радиосвязи. Они могли принять на борт до 1000 бойцов с личным оружием и четыре 152-мм орудия или шесть легких танков. Единственным их недостатком была небольшая скорость — всего 10 узлов. К началу Великой Отечественной войны «Эльпидифоры» были переоборудованы в канонерские лодки. Но во всех крупных десантных операциях этой войны они использовались как десантные корабли.

В годы войны была построена довольно большая серия десантных ботов (ДМБ — десантный морской бот). При водоизмещении 20 т ДМБ принимал до 100 десантников. Всего было построено более 160 таких судов. В Керченско-Эльтигенской десантной операции они стали одним из основных высадочных средств. Несмотря на большие потери этих судов во время шторма, флоту удалось высадить десант, оттянувший на себя значительные силы противника.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой войны Советский Союз приступил к ускоренному обновлению Военно-Морского Флота, прежде всего за счет создания носителей артиллерийского и торпедного оружия. Но флоту по-прежнему ставилась задача обеспечить перенос боевых действий наших войск на территорию противника. В связи с этим появились суда двойного назначения. Это малые десантные корабли проектов 450, средние десантные корабли проектов 568 и 572, строившиеся в 1950-е годы и широко использовавшиеся гражданским флотом. Но уже к середине 50-х годов ситуация полностью изменилась.

США окружили Советский Союз системой военно-морских баз. В американском и британском флотах значительно увеличилось как количество, так и номенклатура десантных кораблей. Появились специализированные танко-десантные и пехотно-десантные корабли, корабли огневой поддержки и десантные транспорты. Угроза нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Читать еще:  Десантный корабль на воздушной подушке Проект 1232 «АИСТ» (СССР)

В СССР серийное строительство десантных кораблей началось во второй половине 50-х годов. Начинали с разработки самоходного плашкоута с носовой аппарелью, а первым отечественным кораблем такого класса стал средний десантный корабль (СДК) проекта 188. Он обеспечивал десантирование на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты. В 1957-1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей. Они очень нужны были во время войны. Их участие в боевых действиях позволило бы значительно повысить эффективность десантных операций, смотрите, например, статью о Ленинградских десантах.

В начале 60-х годов у нас началось создание ракетно-ядерного флота, способного осуществлять крупномасштабные десантные операции в удаленных районах планеты. Были воссозданы части морской пехоты, началась отработка морских десантных операций. Вскоре десантные корабли стали включать в состав отрядов, уходивших на боевую службу. В связи с этим они должны были обладать хорошими мореходными качествами и достаточной скоростью, а также обеспечить нормальные условия жизни для морских пехотинцев.

Большие десантные корабли

В 1963 году начались работы по созданию больших десантных кораблей (БДК) типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171 «Тапир». В 1964-1975 годах в ГДР и Польше по этому проекту построили 14 судов четырех модификаций. БДК проекта 1171 мог взять на борт почти полный батальон морской пехоты со штатной техникой и перебрасывать его на расстояние не менее 2000 миль. Это был уже принципиально новый корабль океанской зоны. «Тапиры» длительное время составляли ядро десантных сил отечественного флота, прекрасно зарекомендовав себя во время боевых служб и учений.

Новой разработкой в этой области стал БДК проекта 775. Он имел более мощное вооружение и мог принимать на борт 10 средних танков и 340 десантников. В период с 1974 года по 1985 год было построено 28 кораблей этого проекта. За время службы эти корабли принимали участие в самых различных операциях: в 1986 году эвакуировали советских граждан из Йемена, в 1991 году из Эфиопии, а в августе 1999 года доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию. 12 августа 2008 года два БДК «Ямал» и «Саратов» высадили российский десант в грузинском порту Поти.

К этому времени в западных странах вступила в силу новая концепция проведения десантных операций — «высадка десанта через горизонт». По ней, большой десантный корабль подходил к месту высадки, но оставался вне зоны действия оружия неприятеля. Высадка осуществлялась с помощью вертолетов и катеров, которые находились на десантном корабле. В ответ на эту концепцию в 1968 году у нас было принято решение о создании универсального десантного корабля океанской зоны с сильным вооружением, повышенной скоростью и живучестью.

Проекту присвоили номер 1174 «Носорог». Головной корабль этого типа сдан ВМФ в 1978 году и назван «Иван Рогов» в честь видного флотского политработника. Он мог нести до 500 десантников со штатной техникой или до 50 плавающих танков ПТ-76, а также оказывать мощную артиллерийскую поддержку первому броску десанта. В то время он не имел зарубежных аналогов, поскольку мог высаживать десант непосредственно на берег или вертолётами и катерами на воздушной подушке, находясь на значительном расстоянии от места высадки. До конца 1989 года флот получил три таких корабля.

Малые десантные корабли на воздушной подушке

Успех любого десанта зависит от внезапности и стремительности высадки личного состава и техники. Для обеспечения этих важнейших факторов в Советском Союзе разрабатывали малые десантные корабли на подводных крыльях, на воздушной подушке, катамараны и даже экранопланы. Однако до серийной постройки дошли только корабли на воздушной подушке, а наиболее успешным среди них был проект 12321 «Джейран». В период с 1970 по 1985 год флот получил 20 таких кораблей. Каждый из них мог развивать скорость до 50 узлов и принимать на борт два средних танка или 200 человек десанта.

В конце 70-х потребовались более мощные десантные корабли, способные совершать дальние переходы в составе эскадр. Новый малый десантный корабль на воздушной подушке проект 12322 «Зубр» обладал уникальными качествами. Он развивал скорость до 60 узлов и мог брать на борт до 500 десантников или боевую технику весом до 150 тонн, а также оказывать десанту мощную огневую поддержку. Головной корабль этого класса вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году, в начале 90-х годов их было уже восемь, а в настоящее время осталось только два.

Нельзя не упомянуть и о мобилизационном резерве ВМФ. Возможность использования судов в военных целях закладывалась уже на стадии проектирования. В резерв зачислялись зачастую самые лучшие суда, периодически проходившие военную подготовку. Например, суда типа «Стахановец Котов» финской постройки могли перебрасывать десантников в любой район Мирового океана. Для этих же целей можно было использовать крупные автомобильные паромы постройки ГДР. Это вплотную приближало амфибийные возможности ВМФ СССР к аналогичным возможностям ВМС США.

Перспективы

Эпопея с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» вызвала интерес к отечественным разработкам в этой области. Невское проектно-конструкторское бюро создало проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой», который станет достойной заменой «Мистралям». Данный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов и принимать на борт до 60 единиц техники и до 500 десантников. Для их высадки предназначены 8 вертолетов и четыре десантных катера.

Противовоздушная оборона корабля будет построена на базе зенитного ракетного комплекса «Панцирь-М», а его авиагруппа может быть усилена новым самолетом вертикального взлета и посадки, разработка которого уже началась. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Юхнин А. «С моря на сушу». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 39 2015 г.
  • Юферев С. Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности. Сетевое издание «Военное обозрение». 10.01.2018 г.
  • Заблотский А., Ларинцев Р. «Морская пехота в годы войны». «Независимое военное обозрение» № 2 18-24.01.2019 г.
  • Щербаков В. «Десантные корабли ВМФ России. Современное состояние и перспективы развития». Сетевое издание https://military.wikireading.ru/56202

В области создания десантных кораблей наши кораблестроители действительно занимают лидирующие позиции в мире. Однако, смогут ли они создать корабль на уровне «Мистралей», да и нужны ли нам такие монстры?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Вооружение

Как уже отмечалось, БДК проекта 775 не оснащаются авиацией, зато артиллерийское вооружение достаточно развито. В него входит реактивная система залпового огня типа МС-73 «Гроза» с максимальной дальностью стрельбы до 21 км, поствольный огонь из нее осуществляется с интервалом 0,5 с. Кроме того, на борту имеется 76,2-мм автоматическая установка АК-176 со скорострельностью до 130 выстрелов в минуту, боекомплектом 152 выстрелов, максимальной дальностью стрельбы 15 700 м и досягаемостью по высоте 7000 м.

В состав вооружения входят также две двухствольные 57-мм автоматические артустановки типа АК-725 со скорострельностью 400 выстрелов в минуту каждая, боекомплектом по 1000 снарядов на установку и максимальной дальностью стрельбы 12 500 м. Для усиления эффективности ПВО на БДК имеются две шестиствольные 30-мм автоматические скорострельные установки АК630М. Они могут использоваться для поражения воздушных целей на дальности до 4000 м и малых надводных целей на дистанциях до 5000 м. Скорострельность составляет 4000–5000 выстрелов в минуту. Боекомплект на ствол — 3000 снарядов. Для осуществления ПВО также имеется две ПЗРК «Стрела-3».

Использование

Крупнейшей современной операцией с использованием кораблей проекта 775 стала доставка в августе 1999 г. флотом из пяти российских БДК миротворческих подразделений российской армии в охваченную войной Югославию. Тогда в порт г. Салоники в Греции было переброшено 260 единиц различной военной техники и 650 десантников-морпехов.

Во время вооруженного конфликта 2008 г. в Южной Осетии БДК этого типа «Цезарь Куников» 10 августа возглавил флотилию кораблей российского флота, принявшую морской бой с группой катеров ВМС Грузии.

Достаточно активно используются корабли проекта 775 как транспортники для снабжения флотских частей в дальних гарнизонах Тихоокеанского флота (Камчатка, Сахалин, Кольский полуостров, Курильские острова и т. д.). С началом гражданской войны в Сирии в 2013 г. БДК проекта 775 трех российских флотов принимали участие в доставке грузов в интересах населения территорий, подконтрольных правительству Сирии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector