2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десантный корабль

  • 1 История появления
  • 2 Первая Мировая война
  • 3 Вторая Мировая война
    • 3.1 Десантные средства для пехоты
    • 3.2 Танкодесантные корабли
  • 4 Послевоенный период
    • 4.1 Универсальные Десантные Корабли и Вертолетоносцы
    • 4.2 Десантные корабли на воздушной подушке
    • 4.3 Сравнительная характеристика основных современных типов десантных кораблей разных государств
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Галерея изображений
  • 10 Видео

Корабли, с момента их появления, широко использовались для переброски войск и грузов по воде. В античности, в связи с огромной ролью мореплавания для тогдашней цивилизации, флот был необходим для ведения крупных войн. Он позволял быстро перебрасывать на большие расстояния целые армии, а затем и снабжать их, что было затруднительно сделать другими способами. К тому времени относится появление первых кораблей, способных перевозить сотни солдат со всем снаряжением.

Пионером в создании современных специальных высадочных средств в современную эпоху считается Великобритания. Ещё во время Крымской войны в 1854 году британцы применяли паромы для перевозки лошадей с кораблей на берег, представлявшие собой настилы над несколькими рядами связанных между собой пустых бочек. В 1878 году, при высадке на остров Крит британскую Индийскую кавалерию доставляли на берег специально построенные паромы. Эти суда уже обладали характерными признаками будущих десантных кораблей: малой осадкой, просторным трюмом и наличием откидывающейся передней стенки (аппарели), которая служила сходней после того, как носовая часть садилась на грунт.

Одним из ярких примеров десантных операций 19-го века может служить битва при Писагуа ( исп. Pisagua ) времен Второй Тихоокеанской войны , когда 2-го ноября 1879 г. Чилийская армия высадила около 1200 чел. на необорудованное побережье.

Между паромом и штурмовиком

После окончания холодной войны в европейских странах наблюдался значительный рост количества десантных кораблей. Их строили со значительным использованием гражданских технологий. В США десантные корабли создавались по гораздо более традиционной «штурмовой» концепции. Десантные силы ВМФ РФ до сих пор состоят из устаревших ТДК, в основном – пр. 775 польской постройки. Сделка по закупке во Франции крайне дорогостоящих УДК типа «Мистраль», принявшая в России скандальный характер, лишь показатель отсутствия в российских ВС какой-либо стратегии и концепции развития, причем к ВМФ это относится в большей степени, считает заместитель директора Института военного и политического анализа Александр Храмчихин.

В развитии десантных кораблей наблюдаются две тенденции. Европейская подразумевает создание кораблей для миротворческих операций (возможно, они будут действовать в сопровождении патрульных кораблей океанской зоны).

Американская (или американо-азиатская) – создание классических «штурмовых» ДК. При этом в обоих случаях налицо увеличение размеров и, соответственно, постепенное уменьшение количества.

В развитии десантных кораблей наблюдаются две тенденции

Европейская подразумевает создание кораблей для миротворческих операций

Американская (или американо-азиатская) – создание классических «штурмовых» ДК

В Великобритании были построены УДК «Океан»
2 ДВКД типа «Альбион»

4 ДТД типа «Бэй»

В период после окончания холодной войны в европейских странах наблюдается значительный рост количества десантных кораблей. В Великобритании были построены УДК «Океан», 2 ДВКД типа «Альбион» и 4 ДТД типа «Бэй».

Читать еще:  Дизельные подводные лодки проекта 641 (СССР)
Десантные корабли Италии
ДВКД типа «Сан Джорджио»

легкий авианосец «Кавур»

В Италии была достроена (до 3 единиц) начатая в конце 80-х серия ДВКД типа «Сан Джорджио», кроме того, легкий авианосец «Кавур», по сути, является УДК.

Десантные корабли Испании

В Испании на смену устаревшим американским десантным кораблям были построены УДК типа «Хуан Карлос» и 2 ДВКД типа «Галисия».

Десантные корабли Голландии

В Голландии, которая в годы холодной войны не имела десантных кораблей, в 2000-х были построены ДВКД «Роттердам» и «Йохан де Витт».

УДК типа «Мистраль» войдут в состав ВМС Франции и Германии

Во Франции были построены 2 УДК типа «Мистраль» (ожидается постройка еще одного). Предполагается строительство 2-3 ДВКД или УДК для ВМС Германии.

Причем, если в начале 90-х, на один большой десантный корабль в европейских ВМС приходилось более 13 эскортных кораблей (крейсеров, эсминцев, фрегатов), то сейчас – немногим более 5 эсминцев и фрегатов.

В Дании построены корабли типа «Абсалон», представляющих собой уникальный «гибрид» фрегата и десантного корабля

Большие европейские десантные корабли имеют крайне слабое (чисто символическое) собственное вооружение и также чисто символическую конструктивную защиту. Они построены со значительным использованием гражданских технологий и являются, по сути, «военизированными паромами».

В совокупности с уменьшением количества эскортных кораблей это означает, что десантные корабли планируется применять не в классических военных, а в полицейско-миротворческих операциях, когда никакого реального сопротивления со стороны ВС противника не предполагается. В этом случае ДК выступают не как «штурмовые» корабли, а как плавучие базы (в т.ч. и базы отдыха) наземных сил и как потенциальные КП всей миротворческой операции.

На всякий случай эти корабли будут охранять немногочисленные фрегаты, ориентированные на ПВО. В Дании данная концепция доведена до совершенства в виде кораблей типа «Абсалон», представляющих собой уникальный «гибрид» фрегата и десантного корабля.

В будущем для сопровождения десантных кораблей, возможно, станут использоваться океанские патрульные корабли, не имеющие ракетного вооружения.

Десантные корабли США

В США десантные корабли создавались по гораздо более традиционной «штурмовой» концепции. Сейчас они включают 8 УДК типа «Уосп» и 1 типа «Тарава» (еще 1 в резерве), 6 ДВКД типа «Сан Антонио» и 1 типа «Остин» (еще 6 в резерве), 8 ДТД типа «Уидби Айленд» и 4 десантных транспорта типа «Харперс Ферри». В резерве также имеются 4 старых ТДК типа «Ньюпорт».

При этом происходит постепенное размывание границы между авианосцами и УДК (особенно в условиях развития палубных БПЛА). Новые УДК типа «Америка», способные принимать палубные самолеты с обычным взлетом и посадкой, в любой другой стране считались бы авианосцами. Их, видимо, будут дополняться скоростными ДК катамаранного типа (они станут заменителями прежних ТДК).

Транспортные катамараны JHSV (Joint High Speed Vessel)

Это транспортные катамараны JHSV (Joint High Speed Vessel). Они построены по схеме SWATH (small waterplane area twin-hull, катамаран с малой площадью ватерлинии), имеют длину 90-100 м, ширину 26 м, максимальная скорость – 35-40 уз. Десантовместимость составляет 300-1000 чел., до 15 танков или до 250 ед. автомобильной техники.

Читать еще:  Легкий многоцелевой авианосец Minas Gerais (Бразилия)

При этом подразумевается возможность высадки людей и техники на необорудованное побережье, как с обычного десантного корабля. Считается, что группа из 10-12 подобных кораблей (именно столько и предполагается построить для ВМС США) способна перебросить бригаду сухопутных войск или морской пехоты за 10 ч. на 900 км.

Ни военно-транспортная авиация, ни обычные транспортные суда не способны решить данную задачу (первая – из-за низкой грузоподъемности, вторые – из-за низкой скорости).

Китай ускоренными темпами создает флот десантных кораблей

Японии в составе десантного флота имеет 3 ДТД типа «Осуми»

Республика Корея в составе своего десантного флота имеет 4 ДВКД типа «Докдо»

В Австралии УДК «Канберра» строится по испанскому проекту

В том же направлении, что и США, разумеется, двинутся азиаты, строительство больших десантных кораблей ведется в Китае (4 ДВКД пр. 071, за которыми последуют УДК), Японии (3 ДТД типа «Осуми») и Республике Корея (4 ДВКД типа «Докдо»).

Индия свой первый и пока единственный ДВКД купила в США. Всё это – корабли американского «штурмового» типа. Исключение составляет Австралия, где УДК «Канберра» строится по испанскому проекту.

ДКВП, скорее всего, окажутся тупиковой ветвью развития, либо займут узкую нишу «тактических» ДК, предназначенных для проведения десантных операций на незначительном удалении от линии фронта и собственных баз (Эгейское море, Корейский полуостров, Юго-Восточная Азия).

Проблема их в том, что для поддержания на весу тяжелого корабля нужно ставить очень мощные вентиляторы. А для движения корабля нужны огромные и мощные воздушные винты, занимающие очень много места и чрезвычайно уязвимые в бою. В итоге область применения таких КВП оказалась весьма ограниченной.

Амфибийно-десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр»

В СССР построили довольно много ДКВП различных типов. Самыми крупными стали ДКВП пр. 12322 «Зубр» (водоизмещение более 500 т, длина 56 м, скорость до 60 уз., способны брать на борт 3 танка или 140 морпехов).

У России сейчас осталось всего 2 таких корабля, зато 3 мы продали в Грецию. Есть у нас сейчас около 10 более маленьких и старых ДКВП пр. 12321, 1206 и 1205.

Десантный катер LCAC

Кроме нас десантный катер на ВП LCAC (150 т, 50 уз., несёт 1 танк) создали в США. Таких катеров построено около 100, они базируются на американских УДК и ДВКД.

Китайский ракетный катер проекта 022

Десантные катера пр. 724 в количестве примерно 30 шт. строились в КНР. Это, наверное, самые маленькие КВП в мире (6,5 т, длина 12 м, берут на борт 10 десантников).

Десантный катер катамаранного типа L-cat

Альтернативой ДКВП могут стать десантные катера катамаранного типа. Пока такие катера (L-cat) созданы только во Франции для УДК типа «Мистраль». Их водоизмещение 300 т, скорость 30 уз., перевозит до 100 т различных грузов.

Десантные силы ВМФ РФ до сих пор состоят лишь из устаревших ТДК (в основном – пр. 775 польской постройки, по нашей классификации они относятся к БДК). Они могут применяться либо против стран, не имеющих ни ВМС, ни ВВС, ни полноценной береговой обороны, либо использоваться в качестве транспортных судов для перевозки войск и грузов на берег, ранее уже занятый своими войсками без помощи таких кораблей.

Как было сказано выше, в составе ВМФ осталось несколько ДКВП, однако они способны высаживать лишь небольшие тактические десанты вблизи линии фронта. С другой стороны, непонятно, куда вообще российский ВМФ может высаживать десанты. Это не будет нам нужно ни при каком мыслимом сегодня варианте ведения Россией войны.

Кроме того, у России почти не осталось кораблей, обеспечивающих охрану десанта на переходе морем (см. статью «Рабочие лошадки»). В связи с этим крайне скандальный характер приняла сделка по закупке во Франции крайне дорогостоящих УДК типа «Мистраль».

У России нет и не будет ни малейшей военной, политической или экономической необходимости в проведении миротворческо-полицейских операций на отдаленных ТВД, для которых предназначены подобные УДК. Совершенно бессмысленно использовать «Мистрали» и в качестве плавучих КП корабельных соединений, поскольку ВМФ РФ не способен ни на одном флоте сформировать ни одного подобного соединения, причем подобная ситуация сохранится еще, как минимум, лет 30.

К сожалению, наши ВС развиваются без какой-либо стратегии и концепции, причем к ВМФ это относится в максимальной степени. Отечественное военно-политическое руководство традиционно не понимает смысла и значения флота для России. История с «Мистралями» в очередной раз это подтвердила.

2. Посадка вертолета в Великобритании. (Landing a helicopter in the UK)

Во время высадки англо-французских войск в зоне Суэцкого канала в ноябре 1956 года часть британских военно-морских образований, включенных легкие авианосцы «Оушн» и принадлежащий к типу «Колоссус», который выступал в роли десантных вертолетоносцев, имя на борту отряды коммандос и вертолетов. «Оушн» вертолеты нёс 6 «Уирлуинд» и 6 «Сикамор», «Тезеус» — 10 «Уирлуинд». на обоих кораблях был по 300 коммандос. несмотря на полное облегчение вертолетов, их способность была крайне низкой. «Уирлуинды» преобразуется в 5-7 солдаты, «Сикаморы» только по 3 солдат. Вертолетные войска начали высадку в Порт-Саиде утром 6 ноябрь 1956 года. первая волна из 22 вертолета удалось посадить лишь 100 солдат. однако, за 1 час 25 минут управлял несколько рейсов выбрасывались на берег 415 мужчина. был потерян один вертолет «Уирлуинд» из-за выработки горючего. несмотря на эти скромные достижения, операция по высадке десанта вертолет оказался в целом успешным, хотя решающую роль играет очень низкая боеспособность египетского войска.

Читать еще:  Десантный транспорт-док типа «Harpers Ferry» (США)

Опыт, накопленный во время Суэцкого десантной операции, дал команду Королевского военно-морского флота о необходимости специализированных десантных вертолетоносцев. хотя после войны Великобритания находилась в стесненных финансовых обстоятельствах и не могли себе позволить строительство таких крупных кораблей для специальных проектов, когда-либо со времен Второй мировой войны на стапелях в высокой степени готовности ряда легких авианосцев. они были слишком малы для нового реактивного самолета, но вполне пригодные для базирования вертолетов. В 1960 — 1962 года два недостроенных легких авианосца типа «Центавр», «Альбион» и «Булварк», подверглись конверсии для посадки вертолета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector