4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта, в том числе тяжёлой бронетехники, или госпиталя, или эвакуируемых или всего вышеперечисленного в различны сочетаниях. Серия кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной в связи с украинским кризисом, с возвратом произведённых Россией затрат (однако, без штрафа за факт нарушения договора (неустойка) Францией).[1].

Франция обязалась выплатить России 949 миллионов 755 тысяч евро за разрыв контракта на поставку вертолётоносцев проекта «Мистраль». [2][3] Стоимость контракта составит 950 млн евро.[4] Контракт на приобретение этих кораблей в итоге заключил Египет,[5] причём вместе с кораблями египтяне закупят российские ударные вертолёты Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [6][7] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[8]

Содержание

  • 1 История создания
    • 1.1 Предшественники
    • 1.2 Предпосылки появления
    • 1.3 Развитие концепции
  • 2 Строительство
  • 3 Особенности и возможности
    • 3.1 Авиация
    • 3.2 Десантный транспорт
    • 3.3 Командный пункт и средства связи
    • 3.4 Госпиталь
    • 3.5 Экипаж и обитаемость
    • 3.6 Энергетическая установка
    • 3.7 Вооружение
      • 3.7.1 Ракеты
      • 3.7.2 Пушки
      • 3.7.3 Пулемёты
  • 4 Боевой опыт кораблей типа Mistral
  • 5 Заказ ВМФ России
  • 6 Представители типа Mistral
  • 7 Литература и источники информации
    • 7.1 Ссылки
  • 8 Галерея
  • 9 Видео

После расторжения договора с Россией два «Мистраля» были проданы Египту за €950 млн. Контракт был подписан 10 октября 2015 года.

Первый универсальный десантный корабль «Гамаль Абдель Насер» (ENS Gamal Abdel Nasser 1010), получивший название в честь второго президента Египта (1954-1970), был передан Египту 2 июня 2016 года. Через несколько месяцев Египет получил и второй корабль, названный «Анвар Садат» — также в честь одного из экс-президентов страны.

Согласно контракту, Египет не имеет права без согласия Франции перепродавать или передавать какой-либо стране, в частности, России, вертолетоносцы типа «Мистраль».

Критика контракта

Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

  • России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику

История с избиением местными силовиками российского посла[9] и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран[10] показывает, что инструмент давления на нервы нагло плюющих на международное право отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов

На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где по данным самого предприятия в 2013 году загрузка достигла 150—160 %[11]. В связи с этим все последние годы отечественные судостроительные заводы расширяют штаты, но всё равно в 2010—2016 годах отрасль испытывает острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на серьёзное увеличение мощностей.

  • Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.
Читать еще:  Тральщик-искатель мин типа «Sandown» (Великобритания)

Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать

Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

Особенности и возможности

Авиация

Взлётно-посадочная палуба корабля имеет площадь около 6400 квадратных метров. На ней расположены 6 посадочных мест для одновременного взлёта/посадки 6 вертолётов одно из которых в состоянии выдержать 33-х тонную машину. Ангар площадью 1800 квадратных метров вмещает 16 вертолётов и включает зону обслуживания с кран-балкой.

Для облегчения взлёта и посадки используются посадочный радар DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 и оптическая посадочная система.

Взлётно-посадочная палуба соединена с ангаром двумя лифтами, каждый из которых способен поднять 13 тонн. Кормовой подъемник площадью 225 квадратных метров в состоянии обслуживать вертолёты с лопастями в полётной конфигурации. Вспомогательный подъемник площадью 120 квадратных метров расположен вблизи надстройки.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre.

По словам первого капитана корабля Mistral (Capitaine de vaisseau Gilles Humeau) размеры полетной палубы и ангара таковы, что в состоянии обслуживать до 30 вертолётов.

История вопроса

7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS. Контракт предусматривал поставку двух универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй — «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в 2014 и 2015 году.

Однако в августе 2015 года договор на поставку уже построенных кораблей был расторгнут по инициативе французской стороны, якобы из-за конфликта на Украине и введения санкций ЕС против РФ. Пытаться изменить решение бывших партнеров Россия не стала и потребовала компенсировать ей вложенные средства и вернуть установленное на борту кораблей российской стороной военно-техническое оборудование.

Читать еще:  Ударный авианосец типа «Clemanceau» (Франция)

«Попросили деньги назад, и деньги мы получили сполна. Как за то, что мы реально заплатили французским партнерам, так и за то, что мы потратили на сооружение некоторых частей этих вертолетоносцев на своих верфвях и подготовку персонала. Я хочу добавить, что у нас нет никаких обид, никаких разочарований — мы получили очень хорошие деньги, и они сейчас не лишние», — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Венесуэльскому государственному телевидению в 2015 году.

Напомним, против этой сделки активно выступали США.

В 2016 году судостроительная компания DCNS, построившая в свое время «Мистрали», объявила о своем решении подать в суд на государственную страховую компанию COFACE в связи с разрывом контракта на поставку кораблей для России. Сумму ущерба они оценили в €100 млн, сообщает La Tribune.

История создания

Предшественники

Предшественниками десантных кораблей типа Mistral, является тип Foudre.

Предпосылки появления

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля (на французском языке: bâtiment d’intervention polyvalent или BIP). В это же время, французская доктрина десантных операций развивается и определяется как CNOA (на французском языке: Concept national des opérations amphibies, «Национальный дизайн для десантных операций») BIP должен был обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры — 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD), созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75.Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD. Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN), одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery)( «короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre.

Читать еще:  Авианосцы типа HMS «Queen Elizabeth» (Великобритания)

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Результаты проекта

В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:

  • Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
  • Переданные технологии.
  • Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
  • Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
  • Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
  • Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
  • Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
  • Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
  • Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго вспоминали гордые французы.
  • Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
  • Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
  • Денежную компенсацию за основную часть из затрат на всё перечисленное выше.
  • Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.

В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота до середины 2020-х годов. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.

После расторжения договора с Россией два «Мистраля» были проданы Египту за €950 млн. Контракт был подписан 10 октября 2015 года.

Первый универсальный десантный корабль «Гамаль Абдель Насер» (ENS Gamal Abdel Nasser 1010), получивший название в честь второго президента Египта (1954-1970), был передан Египту 2 июня 2016 года. Через несколько месяцев Египет получил и второй корабль, названный «Анвар Садат» — также в честь одного из экс-президентов страны.

Согласно контракту, Египет не имеет права без согласия Франции перепродавать или передавать какой-либо стране, в частности, России, вертолетоносцы типа «Мистраль».

Дальнейшее строительство универсальных десантных кораблей в России

Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились. В Петербурге Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) разработало проект универсального десантного корабля 23900 «Прибой».[24] Крыловский государственный научный центр также разработал проект универсального десантного корабля «Лавина».[25]

В результате, первые два отечественных универсальных десантных корабля проекта 23900 «Прибой» были заложены на судостроительном заводе «Залив» в г. Керчь 20 июля 2020 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: