0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военный портал

Военный портал

  • На главную

Блоги

Популярное

Вторая мировая война

Военные картинки

Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект 665

Первыми ПЛ вооруженными СКР П-5 стали подводные лодки проекта 644, переделанные из проекта 613. Им были присущи следующие недостатки — малый боекомплект (2 СКР П-5), малая дальность плавания и автономность (как у торпедной ПЛ проекта 613). Естественно это не повышало боевые качества ракетной ПЛ. СКБ-112 разработало техническое предложение по созданию на базе торпедной ПЛ проекта 613 новой ДПЛРК проект 665 (главный конструктор Б.А. Леонтьев) с 4 ракетами комплекса П-5, дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ.

За основу вновь была взята ДПЛ проекта 613, имевшая сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки, под углом старта ракет (15°). Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине. Такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнера на лодке. Кроме этого в ПК был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа АБ. Всего было три группы АБ, каждая из 112 элементов. Кроме того, были полностью демонтированы кормовые ТА, и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной ПЛ проекта 613. Дальность подводного плавания возросла с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП с 5000 до 8500 миль. Автономность составила 45 суток. ГЭУ аналогична установленной на ПЛ проекта 644. На флоте получила прозвище — «каракатица».

Пуск ракет происходил также из надводного положения. Управление ракетной стрельбой осуществлял комплекс «Север-А».

РЭВ включало в себя:

— Навигационный комплекс «Север-Н»
— Гидролокационная станция «Плутоний»
— Шумопеленгаторная станция «Кола»
— Станция обнаружения гидролокационных сигналов «Свет-М»
— Средства звукоподводной связи «Свияга»
— Радиолокационная станция «Флаг»
— Станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат»

Всего по проекту 665 было переоборудовано 6 лодок, вошедших в строй в 1959–1964 гг. На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 70-х годах.

ПЛ «С-61» («Комсомолец»)
26.06.1950 г. прошли гидравлические испытания ПК.
22.07.1950 г. спущена на воду при 70% технической готовности.
6.11.1950 г. при выходе из дока опрокинулась, при этом 2-ой, 6-й и 7-й отсеки заполнились водой. Опрокидывание произошло из-за несоблюдения инструкции по постановке ПЛ в док — не была принята вода в топливные цистерны, что привело к потере остойчивости и, также, не были задраены все входные люки.
12.01.1951 г. начало швартовых испытаний.
05.05.1951 г. перешла в ВМБ Севастополь.
14.07.1951 г. состоялись глубоководные погружения.
17.10.51–24.05.52гг. проходила государственные испытания.
24.05.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
получила наименование «Комсомолец».
09–10.1952 г. Государственные корабельные испытания артустановки СМ-24 (№102).
04–06.1953 г. продолжение государственных корабельных испытаний артустановки СМ-24 (№102). Общие итоги: объем выстрелов 2057шт.. выходов в море 25. погружений 77 на глубину 170–178м.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота. Разделана на металл.
ПЛ «С-64».
04.11.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота.

ПЛ «С-142»
19.05.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-152»
28.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-155»
18.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-164»
12.04.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1985 г. выведена из состава флота.

Тактико-технические характеристики Проект 665
Водоизмещение надводное, т 1660
Водоизмещение подводное, т 1490
Длина, м 85
Ширина, м 6,7
Осадка, м 4,8
Скорость в надводном положении, узлов 14,5
Скорость в подводном положении, узлов 11
Глубина погружения рабочая, м 170–200
Глубина погружения предельная, м 230
Дальность плавания в надводном положении, миль 8500
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 45
Экипаж, чел. 58

Вооружение ракетное: КР «П-5» — 4 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 торпеды)

Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Военно исторический музей

Содержание

  • Новости и публикации
  • Научная работа
  • Видеоматериалы
  • Виртуальный тур
  • Фотогалереи
  • Руководители
  • Гостевая книга
  • Вакансии
  • Контакты

14-я ДИПЛ

  • Командиры подводных лодок 14-й ДиПЛ
  • Командование 14-й ДиПЛ ЧФ 1945 – 1990 гг.
  • Биографии командиров 14-й дивизии ПЛ ЧФ
  • Приложение №1
  • Приложение №2
  • Приложение №3
  • Приложение №4
  • Приложение №5
  • Приложение №6
  • Приложение №7

История создания и развития 14-й дивизии ПЛ ЧФ

Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 60-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок и два дивизиона. 155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ. Для этого периода характерна большая напряженность боевой подготовки, полное отсутствие элементов упрощенства. Особое внимание уделялось торпедной подготовке. Большое количество надводных кораблей на ЧФ в это время позволяло формировать мощные ОБК, состоящие из крейсеров пр. 68 бис, эсминцев пр. 30 БИС – 6-8 кораблей. Стрельба торпедами отрабатывалась подводными лодками только залповая из носовых и кормовых ТА. Со временем в составе ОБК в качестве главных целей выступали противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», в составе их непосредственного ближнего охранения большие противолодочные и сторожевые корабли. С появлением в составе флота десантных кораблей атаки выполнялись и по ДЕСО, при этом он имел как ближнее, так и дальнее противолодочное и противоминное охранение. Использовались торпеды 53-51, 53-56В, как правило, минимум по 4 торпеды в залпе, в последующем торпеды САЭТ–60, 53-61, 53-65К. Развивалась противолодочная подготовка, выполнялись стрельбы в дуэльной ситуации торпедами СЭТ-53, СЭТ-65. всё это требовало очень высокой выучки от личного состава, и особенно тактической подготовки от командиров ПЛ. И действительно, командиры подводных лодок того времени были асами торпедной стрельбы, а умение их грамотно принять решение по выходу в торпедную атаку высоко ценилось среди подводников, как впрочем, и сейчас. Также большое внимание уделялось минной подготовке. Причём отрабатывался полный цикл действий при минной постановке: загрузка полного комплекта мин в торпедные аппараты и на стеллажи. Далее лодки развёртывались в район минной постановки, производили его доразведку, ставили в первую ночь первые линии активных минных заграждений, после чего уходили скрытно в район ожидания. Как правило, в районе ожидания подлодка ложилась на грунт, производила перезарядку торпедных аппаратов. С наступлением темноты снова переходила в район постановки последующих линий заграждений. Причем использовались только автономные средства навигации. В целом это были очень сложные задачи, которые требовали отличной подготовки всего экипажа, но особенно штурманов и минёров. Активно отрабатывались на штабных маневрах и фактически в море действия торпедных подводных лодок в составе завес 2-х лодочного и 3-лодочного состава. Это был большой шаг вперед в боевом использовании подводных лодок по сравнению с позиционным методом, который применялся в годы войны.

Читать еще:  Головной фрегат типа «Jacob van Heemskerck» (Нидерланды)

В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Это была переоборудованная под ракетную ПЛ пр.613 с двумя контейнерами в корме для хранения и пуска первых крылатых ракет для стрельбы по берегу П-5 (в дальнейшем их модификации П-5С, П-5Д) Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия. Дело это было сложное, требовало от личного состава освоение ракетного и навигационного комплексов типа «Север» и «Сила», астронавигационного комплекса «Лира». Поэтому длительное время лодка «С-69» стояла у пирса, периодически производя пуски с привлечением представителей промышленности заводов- изготовителей. Однако, с вступлением в должность командиром бригады контр-адмирала Лазарева Георгия Васильевича в 1963 году, подводная лодка «С-69» начала делать уже прицельные пуски. Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов. Надо отметить большую роль командиров ракетных лодок Кржижановского, Амаева, в дальнейшем Сергеева, Крестовского, Изюмова, флагманского штурмана 155ОБРПЛ капитана 3 ранга Ковалева Я.А., флагманского ракетчика капитана 3 ранга Барышева Валентина Владимировича, специалиста 4 отдела флота капитана 1 ранга Шипкова Ивана Петровича. Это их трудами были разработаны первые «наставления» по боевому использованию навигационных и ракетных комплексов пл ЧФ.

Командирами бригад, командирами ракетных лодок разрабатывалась тактика боевого использования ракетных ПЛ. Командиры подводных лодок, их офицеры, офицеры штабов бригады, флота очень много делали для освоения этих подводных лодок и их боевого использования . 155 ОБПЛ к 70-м годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии пл ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора. В 1979 г. высокую оценку командования получил экипаж пл «С-376» под командованием капитана 2 ранга А. Пастернак, а спустя 7 лет отлично зарекомендовала себя пл «С-197» под руководством комбрига капитана 1 ранга Владимира Жучкова на учениях флотов Болгарии, Румынии и Советского Союза. Офицеры и мичманы дивизии оказывали помощь в подготовке экипажей и эксплуатации подводных лодок в 7-ми государствах: Алжире, Болгарии, Египте, Индии, Ливии, Румынии, Сирии. Черноморские подводники стояли у истоков освоения ракетного оружия в Военно-Морском Флоте. Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке. Для этого ПЛ «СС-229» прошла переоборудование и имела приборы и оборудование, как атомные ракетные подводные лодки. За освоение нового ракетного оружия, успешные испытания крылатых и баллистических ракет, многие командиры ракетных подводных лодок, флагманские специалисты и офицеры этих лодок были награждены орденами и медалями. Командирам 155 бригады контр-адмиралу Лазареву Георгию Васильевичу, адмиралу Самойлову Владимиру Александровичу, капитану 1 ранга Маркелову Николаю Александровичу, их заместителям капитанам 1 ранга Завгороднему Ивану Николаевичу, Ясневичу Владимиру Ивановичу, командиру 153 брпл контр-адмиралу Цареву Борису Михайловичу и другим пришлось осваивать и торпедное и ракетное оружие, разрабатывать методы боевого использования как ракетных, так и торпедных лодок. И надо сказать, они это делали успешно. Очень активно в этом им помогали 4 отдел флота, оперативное управление штаба флота, отдел боевой подготовки флота, аппарат флагманского штурмана флота, гидрографическая служба флота. К концу 80-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.

В начале 60-х годов началось несение подводными лодками ЧФ боевого дежурства, боевых служб в Черном и Средиземном морях, с выходом в Атлантику. Наибольшую нагрузку по выполнению задач дальних походов имели торпедные подводные лодки «С-70», «С-384», «С-66», «С-100» и другие, где закалились командиры Громов, Коротченков, Руфеев. Боевое дежурство начиналось с 10 суток и заканчивалось 7-8 месячным боевым дежурством ракетных и торпедных подводных лодок в Донузлаве. В этот период началась отработка совместного несения боевого дежурства ракетных и торпедных подводных лодок в паре, в составе единой тактической группы.

За высокие показатели в БП и ПП 155 бригада в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР (на вечное хранение как символ воинской доблести) и в 1972 году Юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР.

За большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 30 апреля 1975 года 153 бригада пл ЧФ Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря самоотверженному ратному труду всех категорий подводников. Среди них такие известные на флоте люди, как адмиралы Чурсин С.Е., Герасимов В.И., Самойлов В.Л., Кобельский Л.И., Балтин Э.Д., Египко Н.П., Кравченко В.А., Царев Б.М., Погорелов Ф.И., Ничик Ю.М., капитаны 1 ранга Маркелов М.А., Бежанов В.И., Милованов В.П., Иванов П.П., Наугольников А.К., Жучков В.П., Косткин А.Я., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Луценко А.Ф., Паршин Г.П. и многие другие патриоты подводной службы.

Читать еще:  Тральщик Type 332 «Frankenthal» (Германия)

15 декабря 1994 года были расформированы 14-я дипл и 153-я обрпл ЧФ. Достойно продолжает дело своих предшественников нынешнее поколение подводников-черноморцев.

Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект 665

Первыми ПЛ вооруженными СКР П-5 стали подводные лодки проекта 644, переделанные из проекта 613. Им были присущи следующие недостатки — малый боекомплект (2 СКР П-5), малая дальность плавания и автономность (как у торпедной ПЛ проекта 613). Естественно это не повышало боевые качества ракетной ПЛ. СКБ-112 разработало техническое предложение по созданию на базе торпедной ПЛ проекта 613 новой ДПЛРК проект 665 (главный конструктор Б.А. Леонтьев) с 4 ракетами комплекса П-5, дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ.

За основу вновь была взята ДПЛ проекта 613, имевшая сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки, под углом старта ракет (15°). Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине. Такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнера на лодке. Кроме этого в ПК был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа АБ. Всего было три группы АБ, каждая из 112 элементов. Кроме того, были полностью демонтированы кормовые ТА, и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной ПЛ проекта 613. Дальность подводного плавания возросла с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП с 5000 до 8500 миль. Автономность составила 45 суток. ГЭУ аналогична установленной на ПЛ проекта 644. На флоте получила прозвище — «каракатица».

Пуск ракет происходил также из надводного положения. Управление ракетной стрельбой осуществлял комплекс «Север-А».

РЭВ включало в себя:

— Навигационный комплекс «Север-Н»
— Гидролокационная станция «Плутоний»
— Шумопеленгаторная станция «Кола»
— Станция обнаружения гидролокационных сигналов «Свет-М»
— Средства звукоподводной связи «Свияга»
— Радиолокационная станция «Флаг»
— Станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат»

Всего по проекту 665 было переоборудовано 6 лодок, вошедших в строй в 1959–1964 гг. На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 70-х годах.

ПЛ «С-61» («Комсомолец»)
26.06.1950 г. прошли гидравлические испытания ПК.
22.07.1950 г. спущена на воду при 70% технической готовности.
6.11.1950 г. при выходе из дока опрокинулась, при этом 2-ой, 6-й и 7-й отсеки заполнились водой. Опрокидывание произошло из-за несоблюдения инструкции по постановке ПЛ в док — не была принята вода в топливные цистерны, что привело к потере остойчивости и, также, не были задраены все входные люки.
12.01.1951 г. начало швартовых испытаний.
05.05.1951 г. перешла в ВМБ Севастополь.
14.07.1951 г. состоялись глубоководные погружения.
17.10.51–24.05.52гг. проходила государственные испытания.
24.05.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
получила наименование «Комсомолец».
09–10.1952 г. Государственные корабельные испытания артустановки СМ-24 (№102).
04–06.1953 г. продолжение государственных корабельных испытаний артустановки СМ-24 (№102). Общие итоги: объем выстрелов 2057шт.. выходов в море 25. погружений 77 на глубину 170–178м.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота. Разделана на металл.
ПЛ «С-64».
04.11.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота.

ПЛ «С-142»
19.05.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-152»
28.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-155»
18.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.

ПЛ «С-164»
12.04.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1985 г. выведена из состава флота.

Тактико-технические характеристики Проект 665
Водоизмещение надводное, т 1660
Водоизмещение подводное, т 1490
Длина, м 85
Ширина, м 6,7
Осадка, м 4,8
Скорость в надводном положении, узлов 14,5
Скорость в подводном положении, узлов 11
Глубина погружения рабочая, м 170–200
Глубина погружения предельная, м 230
Дальность плавания в надводном положении, миль 8500
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 45
Экипаж, чел. 58

Вооружение ракетное: КР «П-5» — 4 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 торпеды)

Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Военно исторический музей

Содержание

  • Новости и публикации
  • Научная работа
  • Видеоматериалы
  • Виртуальный тур
  • Фотогалереи
  • Руководители
  • Гостевая книга
  • Вакансии
  • Контакты

14-я ДИПЛ

  • Командиры подводных лодок 14-й ДиПЛ
  • Командование 14-й ДиПЛ ЧФ 1945 – 1990 гг.
  • Биографии командиров 14-й дивизии ПЛ ЧФ
  • Приложение №1
  • Приложение №2
  • Приложение №3
  • Приложение №4
  • Приложение №5
  • Приложение №6
  • Приложение №7

История создания и развития 14-й дивизии ПЛ ЧФ

Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 60-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок и два дивизиона. 155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ. Для этого периода характерна большая напряженность боевой подготовки, полное отсутствие элементов упрощенства. Особое внимание уделялось торпедной подготовке. Большое количество надводных кораблей на ЧФ в это время позволяло формировать мощные ОБК, состоящие из крейсеров пр. 68 бис, эсминцев пр. 30 БИС – 6-8 кораблей. Стрельба торпедами отрабатывалась подводными лодками только залповая из носовых и кормовых ТА. Со временем в составе ОБК в качестве главных целей выступали противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», в составе их непосредственного ближнего охранения большие противолодочные и сторожевые корабли. С появлением в составе флота десантных кораблей атаки выполнялись и по ДЕСО, при этом он имел как ближнее, так и дальнее противолодочное и противоминное охранение. Использовались торпеды 53-51, 53-56В, как правило, минимум по 4 торпеды в залпе, в последующем торпеды САЭТ–60, 53-61, 53-65К. Развивалась противолодочная подготовка, выполнялись стрельбы в дуэльной ситуации торпедами СЭТ-53, СЭТ-65. всё это требовало очень высокой выучки от личного состава, и особенно тактической подготовки от командиров ПЛ. И действительно, командиры подводных лодок того времени были асами торпедной стрельбы, а умение их грамотно принять решение по выходу в торпедную атаку высоко ценилось среди подводников, как впрочем, и сейчас. Также большое внимание уделялось минной подготовке. Причём отрабатывался полный цикл действий при минной постановке: загрузка полного комплекта мин в торпедные аппараты и на стеллажи. Далее лодки развёртывались в район минной постановки, производили его доразведку, ставили в первую ночь первые линии активных минных заграждений, после чего уходили скрытно в район ожидания. Как правило, в районе ожидания подлодка ложилась на грунт, производила перезарядку торпедных аппаратов. С наступлением темноты снова переходила в район постановки последующих линий заграждений. Причем использовались только автономные средства навигации. В целом это были очень сложные задачи, которые требовали отличной подготовки всего экипажа, но особенно штурманов и минёров. Активно отрабатывались на штабных маневрах и фактически в море действия торпедных подводных лодок в составе завес 2-х лодочного и 3-лодочного состава. Это был большой шаг вперед в боевом использовании подводных лодок по сравнению с позиционным методом, который применялся в годы войны.

Читать еще:  Атомная подводная лодка «Le Triomphant» (Франция)

В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Это была переоборудованная под ракетную ПЛ пр.613 с двумя контейнерами в корме для хранения и пуска первых крылатых ракет для стрельбы по берегу П-5 (в дальнейшем их модификации П-5С, П-5Д) Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия. Дело это было сложное, требовало от личного состава освоение ракетного и навигационного комплексов типа «Север» и «Сила», астронавигационного комплекса «Лира». Поэтому длительное время лодка «С-69» стояла у пирса, периодически производя пуски с привлечением представителей промышленности заводов- изготовителей. Однако, с вступлением в должность командиром бригады контр-адмирала Лазарева Георгия Васильевича в 1963 году, подводная лодка «С-69» начала делать уже прицельные пуски. Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов. Надо отметить большую роль командиров ракетных лодок Кржижановского, Амаева, в дальнейшем Сергеева, Крестовского, Изюмова, флагманского штурмана 155ОБРПЛ капитана 3 ранга Ковалева Я.А., флагманского ракетчика капитана 3 ранга Барышева Валентина Владимировича, специалиста 4 отдела флота капитана 1 ранга Шипкова Ивана Петровича. Это их трудами были разработаны первые «наставления» по боевому использованию навигационных и ракетных комплексов пл ЧФ.

Командирами бригад, командирами ракетных лодок разрабатывалась тактика боевого использования ракетных ПЛ. Командиры подводных лодок, их офицеры, офицеры штабов бригады, флота очень много делали для освоения этих подводных лодок и их боевого использования . 155 ОБПЛ к 70-м годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии пл ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора. В 1979 г. высокую оценку командования получил экипаж пл «С-376» под командованием капитана 2 ранга А. Пастернак, а спустя 7 лет отлично зарекомендовала себя пл «С-197» под руководством комбрига капитана 1 ранга Владимира Жучкова на учениях флотов Болгарии, Румынии и Советского Союза. Офицеры и мичманы дивизии оказывали помощь в подготовке экипажей и эксплуатации подводных лодок в 7-ми государствах: Алжире, Болгарии, Египте, Индии, Ливии, Румынии, Сирии. Черноморские подводники стояли у истоков освоения ракетного оружия в Военно-Морском Флоте. Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке. Для этого ПЛ «СС-229» прошла переоборудование и имела приборы и оборудование, как атомные ракетные подводные лодки. За освоение нового ракетного оружия, успешные испытания крылатых и баллистических ракет, многие командиры ракетных подводных лодок, флагманские специалисты и офицеры этих лодок были награждены орденами и медалями. Командирам 155 бригады контр-адмиралу Лазареву Георгию Васильевичу, адмиралу Самойлову Владимиру Александровичу, капитану 1 ранга Маркелову Николаю Александровичу, их заместителям капитанам 1 ранга Завгороднему Ивану Николаевичу, Ясневичу Владимиру Ивановичу, командиру 153 брпл контр-адмиралу Цареву Борису Михайловичу и другим пришлось осваивать и торпедное и ракетное оружие, разрабатывать методы боевого использования как ракетных, так и торпедных лодок. И надо сказать, они это делали успешно. Очень активно в этом им помогали 4 отдел флота, оперативное управление штаба флота, отдел боевой подготовки флота, аппарат флагманского штурмана флота, гидрографическая служба флота. К концу 80-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.

В начале 60-х годов началось несение подводными лодками ЧФ боевого дежурства, боевых служб в Черном и Средиземном морях, с выходом в Атлантику. Наибольшую нагрузку по выполнению задач дальних походов имели торпедные подводные лодки «С-70», «С-384», «С-66», «С-100» и другие, где закалились командиры Громов, Коротченков, Руфеев. Боевое дежурство начиналось с 10 суток и заканчивалось 7-8 месячным боевым дежурством ракетных и торпедных подводных лодок в Донузлаве. В этот период началась отработка совместного несения боевого дежурства ракетных и торпедных подводных лодок в паре, в составе единой тактической группы.

За высокие показатели в БП и ПП 155 бригада в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР (на вечное хранение как символ воинской доблести) и в 1972 году Юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР.

За большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 30 апреля 1975 года 153 бригада пл ЧФ Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря самоотверженному ратному труду всех категорий подводников. Среди них такие известные на флоте люди, как адмиралы Чурсин С.Е., Герасимов В.И., Самойлов В.Л., Кобельский Л.И., Балтин Э.Д., Египко Н.П., Кравченко В.А., Царев Б.М., Погорелов Ф.И., Ничик Ю.М., капитаны 1 ранга Маркелов М.А., Бежанов В.И., Милованов В.П., Иванов П.П., Наугольников А.К., Жучков В.П., Косткин А.Я., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Луценко А.Ф., Паршин Г.П. и многие другие патриоты подводной службы.

15 декабря 1994 года были расформированы 14-я дипл и 153-я обрпл ЧФ. Достойно продолжает дело своих предшественников нынешнее поколение подводников-черноморцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector