0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка С-56 – музей военно-морского флота и памятник русским морякам

Подводная лодка С-56 – музей военно-морского флота и памятник русским морякам

Торпедная дизельная подводная лодка С-56 сошла со стапелей во Владивостоке в 1939-ом. В разгар Второй Мировой войны она совершила межфлотский переход через Тихий океан в Северную Атлантику. Пополнив собою Северный флот СССР, подлодка участвовала в морских боях в водах оккупированной гитлеровцами Норвегии. После войны субмарина через Северный Ледовитый океан вернулась в родной Владивосток. Фактически она стала первой советской подлодкой, совершившей кругосветное путешествие, пусть и в два этапа.

Военно исторический музей

Содержание

  • Новости и публикации
  • Научная работа
  • Видеоматериалы
  • Виртуальный тур
  • Фотогалереи
  • Руководители
  • Гостевая книга
  • Вакансии
  • Контакты

14-я ДИПЛ

  • Командиры подводных лодок 14-й ДиПЛ
  • Командование 14-й ДиПЛ ЧФ 1945 – 1990 гг.
  • Биографии командиров 14-й дивизии ПЛ ЧФ
  • Приложение №1
  • Приложение №2
  • Приложение №3
  • Приложение №4
  • Приложение №5
  • Приложение №6
  • Приложение №7

История создания и развития 14-й дивизии ПЛ ЧФ

Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 60-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок и два дивизиона. 155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ. Для этого периода характерна большая напряженность боевой подготовки, полное отсутствие элементов упрощенства. Особое внимание уделялось торпедной подготовке. Большое количество надводных кораблей на ЧФ в это время позволяло формировать мощные ОБК, состоящие из крейсеров пр. 68 бис, эсминцев пр. 30 БИС – 6-8 кораблей. Стрельба торпедами отрабатывалась подводными лодками только залповая из носовых и кормовых ТА. Со временем в составе ОБК в качестве главных целей выступали противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», в составе их непосредственного ближнего охранения большие противолодочные и сторожевые корабли. С появлением в составе флота десантных кораблей атаки выполнялись и по ДЕСО, при этом он имел как ближнее, так и дальнее противолодочное и противоминное охранение. Использовались торпеды 53-51, 53-56В, как правило, минимум по 4 торпеды в залпе, в последующем торпеды САЭТ–60, 53-61, 53-65К. Развивалась противолодочная подготовка, выполнялись стрельбы в дуэльной ситуации торпедами СЭТ-53, СЭТ-65. всё это требовало очень высокой выучки от личного состава, и особенно тактической подготовки от командиров ПЛ. И действительно, командиры подводных лодок того времени были асами торпедной стрельбы, а умение их грамотно принять решение по выходу в торпедную атаку высоко ценилось среди подводников, как впрочем, и сейчас. Также большое внимание уделялось минной подготовке. Причём отрабатывался полный цикл действий при минной постановке: загрузка полного комплекта мин в торпедные аппараты и на стеллажи. Далее лодки развёртывались в район минной постановки, производили его доразведку, ставили в первую ночь первые линии активных минных заграждений, после чего уходили скрытно в район ожидания. Как правило, в районе ожидания подлодка ложилась на грунт, производила перезарядку торпедных аппаратов. С наступлением темноты снова переходила в район постановки последующих линий заграждений. Причем использовались только автономные средства навигации. В целом это были очень сложные задачи, которые требовали отличной подготовки всего экипажа, но особенно штурманов и минёров. Активно отрабатывались на штабных маневрах и фактически в море действия торпедных подводных лодок в составе завес 2-х лодочного и 3-лодочного состава. Это был большой шаг вперед в боевом использовании подводных лодок по сравнению с позиционным методом, который применялся в годы войны.

Читать еще:  Плавбаза атомных подводных лодок типа «Simon Lake» (США)

В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Это была переоборудованная под ракетную ПЛ пр.613 с двумя контейнерами в корме для хранения и пуска первых крылатых ракет для стрельбы по берегу П-5 (в дальнейшем их модификации П-5С, П-5Д) Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия. Дело это было сложное, требовало от личного состава освоение ракетного и навигационного комплексов типа «Север» и «Сила», астронавигационного комплекса «Лира». Поэтому длительное время лодка «С-69» стояла у пирса, периодически производя пуски с привлечением представителей промышленности заводов- изготовителей. Однако, с вступлением в должность командиром бригады контр-адмирала Лазарева Георгия Васильевича в 1963 году, подводная лодка «С-69» начала делать уже прицельные пуски. Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов. Надо отметить большую роль командиров ракетных лодок Кржижановского, Амаева, в дальнейшем Сергеева, Крестовского, Изюмова, флагманского штурмана 155ОБРПЛ капитана 3 ранга Ковалева Я.А., флагманского ракетчика капитана 3 ранга Барышева Валентина Владимировича, специалиста 4 отдела флота капитана 1 ранга Шипкова Ивана Петровича. Это их трудами были разработаны первые «наставления» по боевому использованию навигационных и ракетных комплексов пл ЧФ.

Командирами бригад, командирами ракетных лодок разрабатывалась тактика боевого использования ракетных ПЛ. Командиры подводных лодок, их офицеры, офицеры штабов бригады, флота очень много делали для освоения этих подводных лодок и их боевого использования . 155 ОБПЛ к 70-м годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии пл ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора. В 1979 г. высокую оценку командования получил экипаж пл «С-376» под командованием капитана 2 ранга А. Пастернак, а спустя 7 лет отлично зарекомендовала себя пл «С-197» под руководством комбрига капитана 1 ранга Владимира Жучкова на учениях флотов Болгарии, Румынии и Советского Союза. Офицеры и мичманы дивизии оказывали помощь в подготовке экипажей и эксплуатации подводных лодок в 7-ми государствах: Алжире, Болгарии, Египте, Индии, Ливии, Румынии, Сирии. Черноморские подводники стояли у истоков освоения ракетного оружия в Военно-Морском Флоте. Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке. Для этого ПЛ «СС-229» прошла переоборудование и имела приборы и оборудование, как атомные ракетные подводные лодки. За освоение нового ракетного оружия, успешные испытания крылатых и баллистических ракет, многие командиры ракетных подводных лодок, флагманские специалисты и офицеры этих лодок были награждены орденами и медалями. Командирам 155 бригады контр-адмиралу Лазареву Георгию Васильевичу, адмиралу Самойлову Владимиру Александровичу, капитану 1 ранга Маркелову Николаю Александровичу, их заместителям капитанам 1 ранга Завгороднему Ивану Николаевичу, Ясневичу Владимиру Ивановичу, командиру 153 брпл контр-адмиралу Цареву Борису Михайловичу и другим пришлось осваивать и торпедное и ракетное оружие, разрабатывать методы боевого использования как ракетных, так и торпедных лодок. И надо сказать, они это делали успешно. Очень активно в этом им помогали 4 отдел флота, оперативное управление штаба флота, отдел боевой подготовки флота, аппарат флагманского штурмана флота, гидрографическая служба флота. К концу 80-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.

Читать еще:  Эскадренный миноносец УРО типа «Cassard» (Франция)

В начале 60-х годов началось несение подводными лодками ЧФ боевого дежурства, боевых служб в Черном и Средиземном морях, с выходом в Атлантику. Наибольшую нагрузку по выполнению задач дальних походов имели торпедные подводные лодки «С-70», «С-384», «С-66», «С-100» и другие, где закалились командиры Громов, Коротченков, Руфеев. Боевое дежурство начиналось с 10 суток и заканчивалось 7-8 месячным боевым дежурством ракетных и торпедных подводных лодок в Донузлаве. В этот период началась отработка совместного несения боевого дежурства ракетных и торпедных подводных лодок в паре, в составе единой тактической группы.

За высокие показатели в БП и ПП 155 бригада в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР (на вечное хранение как символ воинской доблести) и в 1972 году Юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР.

За большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 30 апреля 1975 года 153 бригада пл ЧФ Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря самоотверженному ратному труду всех категорий подводников. Среди них такие известные на флоте люди, как адмиралы Чурсин С.Е., Герасимов В.И., Самойлов В.Л., Кобельский Л.И., Балтин Э.Д., Египко Н.П., Кравченко В.А., Царев Б.М., Погорелов Ф.И., Ничик Ю.М., капитаны 1 ранга Маркелов М.А., Бежанов В.И., Милованов В.П., Иванов П.П., Наугольников А.К., Жучков В.П., Косткин А.Я., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Луценко А.Ф., Паршин Г.П. и многие другие патриоты подводной службы.

Читать еще:  Фрегат УРО типа «Barbaros» (Mod. MEKO 200) (Турция)

15 декабря 1994 года были расформированы 14-я дипл и 153-я обрпл ЧФ. Достойно продолжает дело своих предшественников нынешнее поколение подводников-черноморцев.

Вторая жизнь в роли музея

К 30-летию победы в Великой Отечественной войне устаревшую подлодку списали с баланса Военно-морского флота. С 1975-го она несет вечную службу в качестве музейного судна на Корабельной набережной Владивостока. Субмарину поставили рядом со зданием штаба ТОФ в 100 метрах от уреза воды.

Судно предварительно распилили на несколько частей, доставили к месту установки на баржах и вытащили на берег. Отсеки собрали на бетонном фундаменте, состыковали и скрепили сваркой. Торжественное открытие корабля-музея состоялось 9 мая 1975 года. На церемонии присутствовали представители командования и личный состав Тихоокеанского флота, а также многие еще живые члены экипажа легендарной С-56.

Внутренние помещения субмарины переоборудовали в музей. В 4 задних машинных отсеках убрали все механизмы и приборы. На освободившемся месте разместили экспозиции, посвященные подводным силам Тихоокеанского флота России в целом и боевому пути С-56 в отдельности. Среди экспонатов макеты первых русских подводных лодок, архивные фотографии и официальные документы, личные вещи и письма членов экипажа.

Вместе с тем был сохранен изначальный облик 1-го, 2-го и 3-го отсеков в носовой части. Торпедный, жилой отсеки и пост центрального управления, где установлен недействующий ныне перископ. Посетителям придется пролазить через узкие люки, соединяющие отсеки. Они увидят оригинальный интерьер кают-компании, камбуза (судовая кухня) и каюты командира. Узкие койки, на которых спали матросы, механизмы и приборы.

Оригинальная обстановка позволяет хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте подводника, который сутками находился в тесных помещениях в десятках и сотнях метрах под водой, при постоянной угрозе натолкнуться на глубинную мину или подвергнуться атаке других подлодок. Кстати, шанс выживания у подводников в случае подрыва самый низкий по сравнению с другими родами войск. Для большей достоверности оставлены даже торпеды, разумеется, с вынутым боевым веществом.

Ежедневно на С-56 происходит церемония спуска и подъема флага. На гюйсштоке на носу корабля поднимают ВМФ СССР. А на флагштоке на корме лодки – военно-морской флаг СССР.

На надводной рубке изображена красная звезда с номером 14. Это число поврежденных и потопленных кораблей противника. С-56 считается самой результативной советской подводной лодкой времен Второй Мировой войны: на ее счету самое большое подтвержденное разведкой число пораженных целей. Повыше звезды укреплен рельефный бронзовый герб СССР. Российская символика, как то: синий Андреевский крест или триколор, на исторической подлодке отсутствуют.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector