0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Супероружие ядерной эры

Атомные подводные лодки составляют основу ядерной триады. Обладая большой автономностью, они могут подолгу скрываться под водами Мирового океана перед тем, как нанести смертельный удар. Сейчас Россия и США обладают крупнейшими подводными флотами.

В современных арсеналах нет более устрашающих машин войны, чем атомные подводные лодки. Скажем, ходящая на глубине 400 метров новейшая российская субмарина проекта 955 «Борей». Дальность стрельбы — 9300 километров. Боекомплект — 16 ракет, у каждой от 6 до 10 боеголовок индивидуального наведения, мощностью до 150 килотонн в тротиловом эквиваленте. Этого достаточно для того, чтобы любой минимально ответственный политик и думать забыл о войне с Россией, — вот главная цель существования кораблей такого класса.

Но появились они не на пустом месте, не с чистого листа ватмана: современные ракетные подводные крейсера возникли как результат длительного соревнования подводных флотов нашей страны и США, в котором обе стороны преследовали стратегические цели, хотя о субмаринах стратегического назначения речи по тогдашнему уровню развития технологий и не могло идти. И началось всё 5 марта 1946 года с Фултонской речи Черчилля, положившей начало холодной войне.

В 40–50-х годах у США было абсолютное превосходство в океанах, обеспеченное флотом из авианосцев и линкоров; была окружающая нашу страну и её союзников сеть военных баз, были атомные бомбы и стратегические бомбардировщики, разрабатывались сменявшие друг друга планы атомной войны против СССР — Plan Totality, Operation Dropshot… В первом, разработанном генералом Эйзенхауэром по приказу президента Трумэна ещё в августе 1945-го, ядерной бомбардировке предполагалось подвергнуть 20 городов России. Во втором, созданном в 1949-м, было намечено уже 200 целей в 100 городах…

СССР дать полноценный ответ не мог — атомная бомба была создана лишь в 1949-м. Винтовой Ту-4, реактивный Ту-16 в отсутствие баз дотянуться до территории США не могли. Оставалось уповать на средства ПВО, простые и надёжные МиГ-15…

Кроме того, в это время ни о какой борьбе за «владение морем» и речи быть не могло — надводный флот, сравнимый с американским, быстро не создашь. Оставался подводный флот — субмарины. Т акая-то стратегическая обстановка и определила подход к созданию советского подводного флота первого периода холодной войны.

Самой массовой стала дизельная подводная лодка проекта 613, Whiskey, по классификации НАТО. Средние лодки должны были работать вблизи Европы. Дальше в океан, перехватывая конвои на дальних подступах, надлежало уходить большим подводным лодкам проекта 611, Б и номер, по классификации НАТО, Zulu. Их строили с 1951-го по 1958-й в Ленинграде и Молотовске, введя в строй 26 единиц. Впоследствии и х сменил проект 641, Foxtrot, построено 75 лодок этого проекта.

На первом этапе холодной войны стратегическое значение приобрели советские торпедные лодки — они могли изолировать Европейский ТВД.

У американских подводников этого периода задача атаки транспортов и конвоев противника, способность решать которую они успешно продемонстрировали на Тихом океане во Вторую мировую, не стояла или стояла по минимуму. Их основной задачей была противолодочная борьба. Скажем, во Второй мировой 25 английских субмарин, перед которыми была поставлена такая задача на Средиземном море, потопили 28 германских и итальянских лодок. И, поскольку после расстановка шахматных фигур даёт возможность предсказать дальнейших ход игры, создавать лодки, способные решать эти задачи, янки начали ещё ДО того, как СССР развернул массовое строительство лодок 613-го и 611-го проектов.

Читать еще:  Головной фрегат УРО типа «Halifax» (Канада)

Инфографика: © L!FE

Американцы, владея морем, могли себе такое позволить — им не нужно было уходить далеко от баз, не нужно прятаться в глубине от многочисленных противолодочных самолётов с эскортных авианосцев. Тактика была проста: выйти на свою позицию и, находясь на небольшой глубине, слушать, не пойдёт ли под дизелями советская подводная лодка. Главной инновацией, применённой на «Барракудах», был низкочастотный акустический массив BQR-4. К этому времени авиационные радиолокаторы, такие как американский APS-20, могли обнаружить шнорхель, «дыхательную трубку» системы РПД, работу дизелей под водой на дистанции до 20 миль.

В носу «Барракуды» хорошо виден гидроакустический массив BQR-4. Фото: © wikipedia.org

Но у шнорхелей начали применять защитные ферромагнитные покрытия, менять их форму так, чтобы луч РЛС отразился в другую сторону, — всё, что сейчас принято называть технологией stealt h . А вот звук по плотной водной среде распространяется очень хорошо — лодка, идущая под РПД, обнаруживалась этой техникой на электронных лампах на дистанции до 30 миль, по кавитационным шумам, по схлопыванию пузырьков, образующихся при работе винта!

Но наступала эпоха атома — наступала бурно, принося парадоксальные сочетания технологий. Вот дирижабль, он ассоциируется с Первой мировой. Но и в холодную войну противолодочную службу несли американские мягкие дирижабли класса K. И для борьбы с советскими лодками Б и С их планировалось вооружить атомными глубинными бомбами Lulu. В 1957 году в Неваде производились даже натурные испытания по программе Stokes — как дирижабль перенесёт ядерный взрыв в 19 килотонн.

Работы над новым поколением больших подводных лодок, прерывавшиеся во время Великой Отечественной войны, возобновились одновременно с созданием проекта 613 [1] . Проект был создан в 1947—1948 годах в ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности, главный конструктор С. А. Егоров. Предназначением новых лодок были действия на океанских коммуникациях, причём как против судов противника, так и с целью защиты конвоев союзников, минные постановки, дальняя разведка. [1] В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецкиих подлодок класса XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.

Читать еще:  Фрегаты типа «Oliver Hazard Perry» (США)

Строительство головной лодки проекта началось 10 января 1951 года на ленинградском судостроительном заводе № 196 (ныне — «Адмиралтейские верфи»). [2] После завершения строительства она стала самым большим подводным кораблём в СССР. [2] Последний корабль серии вступил в строй 15 июля 1958 г. Строительство велось на судостроительных заводах № 196 «Судомех» в г. Ленинграде (8 единиц) и № 402 в г. Молотовске (Северодвинске) (18 единиц) [3] .

Конструкция [ править ]

Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:

  • Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
  • Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
  • Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
  • Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
  • Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
  • Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
  • Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.

Время атома

Дальше наступила эпоха атомных двигателей, ракет и ядерных боеголовок — на флот они приходили порознь, хотя и образовывали причудливейшие сочетания.

Первой атомной подводной лодкой был американский USS Nautilus, впервые вышедший в море на атомном котле в 1955 году, а в августе 1958 года — в качестве ответа на советский «Спутник» — достигший Северного полюса. Это был корабль — демонстратор технологий, хоть и вооружённый 6 торпедными аппаратами. Ядерный реактор грел воду, пар поступал в турбины, обеспечивая «Наутилусу» с подводным водоизмещением в 4222 тонны подводный ход в 23 узла.

Для быстроты постройки были взяты обводы обычной дизельной лодки. Проблемы с вибрациями и шумами не были оценены — на ходу в 4 узла сонар забивался собственными шумами, а субмарину было слышно издалека. Но атомный реактор обеспечивал лодке крайне большой запас хода, и поэтому именно урановые реакторы определили следующий этап строительства подводных флотов. Но это не была единственная приходящая на субмарины технология.

С 1947 года США вели разработку флотской крылатой ракеты Regulus. С германской V -1 её роднит только то, что обе относились к классу крылатых ракет. У Regulus был турбореактивный (а не пульсирующий воздушно-реактивный, как у «немки») двигатель J 33, размещённый не на консоли, а в корпусе; куда более совершенная система управления.

Первый пуск ракеты Regulus (запускаться они могли только из надводного положения) был произведён в 1953 году с палубы лодки USS Tunny 1942 года выпуска; под носитель крылатых ракет она была переоборудована, изначально относясь к классу Gato. Такой же переделке подверглась лодка USS Barbero, класса Balao. А вот две дизельные лодки класса Grayback, вступившие в строй в 1958 году, были специально построены как носители крылатых ракет.

Читать еще:  Эскадренный миноносец Type 42 Batch 1 «Birmingham» (Великобритания)

Однако время лодок, нуждавшихся во всплытии для применения главного оружия, из-за чего они становились крайне уязвимыми, уже прошло…

В завершение технологической интермедии скажем о первой советской атомной подлодке «Ленинский комсомол», К-3, единственном корабле проекта 627. Она строилась изначально как атомная, с соответствующими обводами: денег и времени на корабли-демонстраторы СССР не имел — и первоначально её должны были оснастить уникальным оружием, ядерной торпедой Т-15, со стомегатонной боеголовкой и ядерным двигателем. Потом, по мере развития технологий баллистических ракет, появились другие возможности стратегического сдерживания, но на рубеже 1940–50-х гг. это была единственная возможность СССР ответить США. Когда она не понадобилась, К-3 оснастили обычными торпедами, как и лодки усовершенствованного проекта 627А, — задача изоляции Европейского ТВД никуда не ушла.

Работы над новым поколением больших подводных лодок, прерывавшиеся во время Великой Отечественной войны, возобновились одновременно с созданием проекта 613 [1] . Проект был создан в 1947—1948 годах в ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности, главный конструктор С. А. Егоров. Предназначением новых лодок были действия на океанских коммуникациях, причём как против судов противника, так и с целью защиты конвоев союзников, минные постановки, дальняя разведка. [1] В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецкиих подлодок класса XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.

Строительство головной лодки проекта началось 10 января 1951 года на ленинградском судостроительном заводе № 196 (ныне — «Адмиралтейские верфи»). [2] После завершения строительства она стала самым большим подводным кораблём в СССР. [2] Последний корабль серии вступил в строй 15 июля 1958 г. Строительство велось на судостроительных заводах № 196 «Судомех» в г. Ленинграде (8 единиц) и № 402 в г. Молотовске (Северодвинске) (18 единиц) [3] .

Конструкция [ править ]

Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:

  • Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
  • Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
  • Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
  • Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
  • Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
  • Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
  • Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector