Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк»
Содержание
Эскадренный миноносец УРО «Arleigh Burke» (США)
Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» — типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 [24] длиннополубачной конструкции [7] . Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготавливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты. К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек) [25] [26] .
Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника — проекта эсминцев типа «Спрюэнс». Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим [7] .
Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная — 2,9 м [10] .
Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков) [21] . Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев. Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.
Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» — первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработанных газов [7] .
Серия IΙ
Метацентрическая высота кораблей 2-й серии повышена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, была улучшена эффективность расходования топлива за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна. Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровня кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих. С целью увеличения боевой живучести в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок [27] .
Серия IΙA
По сравнению с эсминцами «Арли Бёрк» первой серии корпус удлинен на 1,37 м — до 155,29 м. Ширина корпуса осталась прежней. Для строительства эсминцев серии IΙA применяется ранее не использовавшаяся технология, при которой насыщение секций происходит до их интеграции в основные модули корпуса. Начиная с USS Shoup (DDG-86) для уменьшения уровней вторичного радиолокационного поля вертолётные ангары изготавливаются из композитных материалов [28] . Все эсминцы серии IIA оборудованы средствами спутниковой связи, позволяющей членам корабельной команды звонить в любое время домой либо пользоваться Интернетом. На всех эсминцах, начиная с USS McCampbell (DDG-85), имеется специальная прачечная самообслуживания [29] . Помимо этого в конструкцию и оборудование эсминцев типа «Арли Бёрк» серии IIA внесён ряд других, более мелких, изменений.
Носовая надстройка эсминцев «Арли Бёрк».
Энергетическая установка
Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцах «Арли Бёрк» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива [7] . Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля) [30] . Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. Головной эсминец серии I USS Arleigh Burke (DDG-51) на ходовых испытаниях при полном водоизмещении корпуса развил 30-узловую скорость при 35-футовой (10,67 м) волне и суммарной мощности на валу в 75 000 л. с. [31] На кораблях всех серий имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого — 2,5 МВт), на которых корабли способны передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминцев «Арли Бёрк» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa [18] .
Максимальная дальность плавания эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» серии I на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), на кораблях II и IIA серий за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность плавания корабля была повышена до 4890 миль (9056 км) [1] . Дальность плавания эскадренных миноносцев на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км) [32] [33] . Дальность плавания эсминцев «Арли Бёрк» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев ВМС США — эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.
Экипаж
Экипаж кораблей I и II серии состоит из 22-26 офицеров и приблизительно 300—330 моряков в звании уорент-офицер и ниже. На кораблях серии IIΑ экипаж был увеличен до 380 человек (общая численность офицеров увеличилось до 32) за счёт появления на кораблях специальной группы технического обслуживания 2 вертолётов, состоящей из 18 человек, в том числе 4 офицеров. Условия размещения экипажа на эсминцах «Арли Бёрк» достаточно комфортабельные, офицеры размещаются в отдельных каютах, матросский состав — в кубриках. На 1 члена экипажа корабля приходится 4 м² жилых помещений [10] .
Потопить американца!
Русские военные отрабатывают свои учебно-боевые задачи на любезно предоставленном американцами эсминце США
«Ну, потопил американца?» — «Нет еще! Закрывается, гад!» — «Эх, ты! А у меня он уже на дно пошел!»
Корабли США как тренировочная груша
Такой диалог вполне можно себе представить сегодня между офицерами на позициях русской береговой обороны в Крыму и на кораблях в море. Все основания к подобному обмену предоставил эсминец ВМС США «Карни», вошедший в акваторию Черного моря и немедленно попавший под крайне внимательное и пристальное наблюдение со стороны кораблей разведки и других сил Черноморского флота России.
Конечно, возможное потопление носит условный характер — все же войны с США Россия пока не ведет. Но и учебное уничтожение потенциально враждебного корабля — уже успех для военных.
Во всяком случае, на саму возможность проведения подобных учений на реальном корабле потенциального противника намекнул председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, заявив, что эсминцы США, заходящие в акваторию Черного моря, помогают кораблям, береговым радиотехническим средствам и авиации Черноморского флота ВМФ России отрабатывать учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным действиям.
«Наши силы Черноморского флота, ВКС, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, отрабатывают на этих заходах американских кораблей свои задачи. Нам в связи с их «рутинным патрулированием» не надо посылать дополнительно в морские полигоны боевой подготовки корабли-мишени. Американцы сами подставляются под то, что мы их используем для тренировки», — отметил председатель ДПФ.
А поскольку американские суда оснащены системой корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis («Иджис»), русские моряки и береговые службы заодно прощупывают ее слабые места. А такие есть, потому заодно отрабатываются меры по ее «укладыванию».
«К примеру, американский эсминец УРО «Дональд Кук» дважды облетали российские военные самолеты, когда он заходил в Черное и Балтийское моря. Кстати сказать, уже после первого облета, в результате которого на этом корабле отключилась почти вся бортовая аппаратура, некоторые члены команды «Дональда Кука» поспешили написать рапорты об увольнении из ВМС США. Видимо, не очень полезно для душевного здоровья американских моряков без приглашения приближаться к нашим территориальным водам», — напомнил Ненашев.
Покамест эскадренный миноносец 6-го оперативного флота ВМС США «Карни» (USS Carney) отошел в район Констанцы. Это может трактоваться и как рутинный маршрут, и как результат разведывательного и контрразведывательного воздействия русских. Во всяком случае, «Дональд Кук» в свое время спрятался как раз в Констанце, когда был ослеплен и даже обезоружен воздействием со стороны российской системы РЭБ «Саяны», которой была оснащена «Сушка».
Что нужно американцам на Черном море
Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенные системой ПРО Aegis, — те самые «Карни», «Росс», «Портер» и «Дональд Кук» — постоянно сменяют друг друга в черноморской акватории. Российские военные считают, что в совокупности с наземными объектами противоракетной обороны в Польше и Румынии они одновременно и являются элементами программы построения европейской системы национальной ПРО США, и отрабатывают этапы такого построения.
По мнению Ненашева, в данном случае США неслучайно демонстрируют воинственность вблизи наших берегов. «Это наглость: видя, что творится на Украине, особенно в Донбассе, Одессе, пытаться подбрасывать поленья в огонь конфликтов, демонстрировать присутствие для того, чтобы показать свою значимость и важность, — считает лидер ДПФ. — Военно-политическое руководство США использует свой флот и, в особенности, возможности своих союзников как свору собачат, которые при любом удобном поводе, несмотря на болезненность окружающей обстановки, провоцируют Россию».
Впрочем, по его мнению, этой демонстрации воинственности в России не боятся.
Что собою представляют американские собачки?
«Карни» — эсминец типа «Арли Бёрк». По мнению русских военных специалистов, хороший корабль, имеющий мощное и сбалансированное вооружение, управляемое единой системой «Иджис». В составе Атлантического флота находится с 13 апреля 1996 года.
Тип «А́рли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) — эсминцы четвертого поколения с управляемым ракетным оружием. Водоизмещение более 5000 тонн. Это самая крупная серия однотипных эсминцев в мире.
К числу основных боевых задач относятся защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, противовоздушная оборона флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей от авиации противника.
Считается, что благодаря боевым возможностям системы «Иджис» эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трехмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
Многие специалисты относят эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» к наиболее защищенным кораблям современных флотов мира. Поэтому можно себе представить всю глубину шока экипажа эсминца «Дональд Кук», когда всего один русский самолет взял и помножил все эти возможности на ноль.
Кстати, стоимость такого одного эсминца составляет 1,4 миллиарда долларов, а ежегодная стоимость обслуживания — до 25 миллионов долларов.
Боевая живучесть
При проектировании эсминцев типа «Арли Бёрк» особое внимание конструкторами и разработчиками проекта уделялось вопросам надлежащего обеспечения конструктивной защиты и живучести эсминцев данного типа. Для этого были минимизированы размеры полностью стальной надстройки, наружные поверхности надстройки получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающими покрытиями [7] .
Жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы; антенные посты РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет «Томагавк» помещены отдельно от БИЦ [8] . Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту [7] . Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара (в том числе 70 тонн этого прочного, но дорогостоящего материала, идёт на защиту боевых постов) [34] .
Целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса). Корпус и надстройка эсминцев типа «Арли Бёрк», в том числе и антенны РЛС AN/SPY-1), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см.², что в 2 с лишним раза превышает принятое ранее в военном судостроении США стандартное значение равное 0,21 кг/см² [10] . Для снижения гидроакустической заметности эсминцы типа «Арли Бёрк» оборудованы системами, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (система Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE) [7] . В результате работы последней системы образуется облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал корабля. Корабль, применяющий систему PRAIRIE, можно опознать по более бледному и более пенистому чем обычно кильватерному следу. При использовании системы Masker след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса.
Корабли проекта получили усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (сокр. ОМП). В корпусе и надстройках отсутствуют иллюминаторы, система корабельной вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все двери по внешнему контуру корабля для целей воздухоизоляции оборудованы воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях искусственно создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. На эскадренных миноносцах типа «Арли Бёрк» имеются также система водной защиты и посты дезактивации [10] .
Многими специалистами эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» относятся к наиболее защищённым эсминцам современных флотов мира. Однако, опыт боевой эксплуатации кораблей заставляет более взвешенно относится к подобным утверждениям и позволяет выявить ряд существенных недостатков у кораблей этого проекта. Так 12 октября 2000 года взрыв мощностью только лишь 200—230 кг в тротиловом эквиваленте на эскадренном миноносце «Коул», пробив двухуровневую броневую защиту центральной части корпуса (поблизости от мидельшпангоута), полностью вывел из строя газотурбинные двигатели корабля, лишив его хода и управления. В ходе взрыва оказались затопленными кубрики, а одна шестая часть экипажа (56 человек) была выведена из строя (в том числе 17 убиты). Тем не менее, несмотря на полученные повреждения, корабль остался на плаву, при этом возникший после взрыва крен не превышал значения в 4° [35] .
Инцидент с эсминцем «Коул» ещё раз показал, что несмотря на уроки Фолклендской и Ирано-иракской войн, не только эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк», но и абсолютно все современные эскадренные миноносцы УРО имеют слабую конструктивную защиту (либо вовсе её не имеют). Защита отдельных элементов корпуса, двигателей и вооружения с помощью кевлара, как показал опыт «Коула», обеспечивает только противоосколочную или, в лучшем случае, противоснарядную защиту от действия артиллерийских снарядов лёгкого и среднего калибра. От разрушительного действия мощных взрывных устройств и противокорабельных ракет конструктивная защита всех современных типов эсминцев защитить не может.
В значительной мере, слабая конструктивная защита эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» компенсируется мощной противовоздушной и противолодочной защитой, обеспечиваемыми возможностями многофункциональной БИУС «Иджис», а также внедрением на эсминцы типа средств снижения тепловой и акустической заметности. Поражение эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» одиночной противокорабельной ракетой или торпедой практически невероятно, учитывая боевые возможности системы «Иджис» в целом [36] .
В целях повышения боевой живучести эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» планируется оборудование их, начиная с USS Oscar Austin (DDG-79), системами противоминной защиты. Во многом решение об установке на корабли этой серии систем противоминной защиты, было обусловлено инцидентом с эскадренным миноносцем USS Forrest Sherman (DDG-98), когда 8 августа 2007 года во время визита последнего в Севастополь в 300 м от эсминца самопроизвольно всплыла немецкая 480-килограммовая гальваноударная якорная корабельная мина времён Великой Отечественной войны с мощностью взрывного устройства, равной 50 кг в тротиловом эквиваленте. Мина была благополучно обезврежена совместными действиями водолазов Черноморского флота России и ВМС Украины [37] [38] [39] . В результате действий по обезвреживанию мины американский эсминец не пострадал.
В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat ), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца. В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек [34] .
Потопить американца!
Русские военные отрабатывают свои учебно-боевые задачи на любезно предоставленном американцами эсминце США
«Ну, потопил американца?» — «Нет еще! Закрывается, гад!» — «Эх, ты! А у меня он уже на дно пошел!»
Корабли США как тренировочная груша
Такой диалог вполне можно себе представить сегодня между офицерами на позициях русской береговой обороны в Крыму и на кораблях в море. Все основания к подобному обмену предоставил эсминец ВМС США «Карни», вошедший в акваторию Черного моря и немедленно попавший под крайне внимательное и пристальное наблюдение со стороны кораблей разведки и других сил Черноморского флота России.
Конечно, возможное потопление носит условный характер — все же войны с США Россия пока не ведет. Но и учебное уничтожение потенциально враждебного корабля — уже успех для военных.
Во всяком случае, на саму возможность проведения подобных учений на реальном корабле потенциального противника намекнул председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, заявив, что эсминцы США, заходящие в акваторию Черного моря, помогают кораблям, береговым радиотехническим средствам и авиации Черноморского флота ВМФ России отрабатывать учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным действиям.
«Наши силы Черноморского флота, ВКС, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, отрабатывают на этих заходах американских кораблей свои задачи. Нам в связи с их «рутинным патрулированием» не надо посылать дополнительно в морские полигоны боевой подготовки корабли-мишени. Американцы сами подставляются под то, что мы их используем для тренировки», — отметил председатель ДПФ.
А поскольку американские суда оснащены системой корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis («Иджис»), русские моряки и береговые службы заодно прощупывают ее слабые места. А такие есть, потому заодно отрабатываются меры по ее «укладыванию».
«К примеру, американский эсминец УРО «Дональд Кук» дважды облетали российские военные самолеты, когда он заходил в Черное и Балтийское моря. Кстати сказать, уже после первого облета, в результате которого на этом корабле отключилась почти вся бортовая аппаратура, некоторые члены команды «Дональда Кука» поспешили написать рапорты об увольнении из ВМС США. Видимо, не очень полезно для душевного здоровья американских моряков без приглашения приближаться к нашим территориальным водам», — напомнил Ненашев.
Покамест эскадренный миноносец 6-го оперативного флота ВМС США «Карни» (USS Carney) отошел в район Констанцы. Это может трактоваться и как рутинный маршрут, и как результат разведывательного и контрразведывательного воздействия русских. Во всяком случае, «Дональд Кук» в свое время спрятался как раз в Констанце, когда был ослеплен и даже обезоружен воздействием со стороны российской системы РЭБ «Саяны», которой была оснащена «Сушка».
Что нужно американцам на Черном море
Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенные системой ПРО Aegis, — те самые «Карни», «Росс», «Портер» и «Дональд Кук» — постоянно сменяют друг друга в черноморской акватории. Российские военные считают, что в совокупности с наземными объектами противоракетной обороны в Польше и Румынии они одновременно и являются элементами программы построения европейской системы национальной ПРО США, и отрабатывают этапы такого построения.
По мнению Ненашева, в данном случае США неслучайно демонстрируют воинственность вблизи наших берегов. «Это наглость: видя, что творится на Украине, особенно в Донбассе, Одессе, пытаться подбрасывать поленья в огонь конфликтов, демонстрировать присутствие для того, чтобы показать свою значимость и важность, — считает лидер ДПФ. — Военно-политическое руководство США использует свой флот и, в особенности, возможности своих союзников как свору собачат, которые при любом удобном поводе, несмотря на болезненность окружающей обстановки, провоцируют Россию».
Впрочем, по его мнению, этой демонстрации воинственности в России не боятся.
Что собою представляют американские собачки?
«Карни» — эсминец типа «Арли Бёрк». По мнению русских военных специалистов, хороший корабль, имеющий мощное и сбалансированное вооружение, управляемое единой системой «Иджис». В составе Атлантического флота находится с 13 апреля 1996 года.
Тип «А́рли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) — эсминцы четвертого поколения с управляемым ракетным оружием. Водоизмещение более 5000 тонн. Это самая крупная серия однотипных эсминцев в мире.
К числу основных боевых задач относятся защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, противовоздушная оборона флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей от авиации противника.
Считается, что благодаря боевым возможностям системы «Иджис» эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трехмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
Многие специалисты относят эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» к наиболее защищенным кораблям современных флотов мира. Поэтому можно себе представить всю глубину шока экипажа эсминца «Дональд Кук», когда всего один русский самолет взял и помножил все эти возможности на ноль.
Кстати, стоимость такого одного эсминца составляет 1,4 миллиарда долларов, а ежегодная стоимость обслуживания — до 25 миллионов долларов.
Боевая живучесть
При проектировании эсминцев типа «Арли Бёрк» особое внимание конструкторами и разработчиками проекта уделялось вопросам надлежащего обеспечения конструктивной защиты и живучести эсминцев данного типа. Для этого были минимизированы размеры полностью стальной надстройки, наружные поверхности надстройки получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающими покрытиями [7] .
Жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы; антенные посты РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет «Томагавк» помещены отдельно от БИЦ [8] . Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту [7] . Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара (в том числе 70 тонн этого прочного, но дорогостоящего материала, идёт на защиту боевых постов) [34] .
Целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса). Корпус и надстройка эсминцев типа «Арли Бёрк», в том числе и антенны РЛС AN/SPY-1), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см.², что в 2 с лишним раза превышает принятое ранее в военном судостроении США стандартное значение равное 0,21 кг/см² [10] . Для снижения гидроакустической заметности эсминцы типа «Арли Бёрк» оборудованы системами, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (система Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE) [7] . В результате работы последней системы образуется облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал корабля. Корабль, применяющий систему PRAIRIE, можно опознать по более бледному и более пенистому чем обычно кильватерному следу. При использовании системы Masker след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса.
Корабли проекта получили усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (сокр. ОМП). В корпусе и надстройках отсутствуют иллюминаторы, система корабельной вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все двери по внешнему контуру корабля для целей воздухоизоляции оборудованы воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях искусственно создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. На эскадренных миноносцах типа «Арли Бёрк» имеются также система водной защиты и посты дезактивации [10] .
Многими специалистами эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» относятся к наиболее защищённым эсминцам современных флотов мира. Однако, опыт боевой эксплуатации кораблей заставляет более взвешенно относится к подобным утверждениям и позволяет выявить ряд существенных недостатков у кораблей этого проекта. Так 12 октября 2000 года взрыв мощностью только лишь 200—230 кг в тротиловом эквиваленте на эскадренном миноносце «Коул», пробив двухуровневую броневую защиту центральной части корпуса (поблизости от мидельшпангоута), полностью вывел из строя газотурбинные двигатели корабля, лишив его хода и управления. В ходе взрыва оказались затопленными кубрики, а одна шестая часть экипажа (56 человек) была выведена из строя (в том числе 17 убиты). Тем не менее, несмотря на полученные повреждения, корабль остался на плаву, при этом возникший после взрыва крен не превышал значения в 4° [35] .
Инцидент с эсминцем «Коул» ещё раз показал, что несмотря на уроки Фолклендской и Ирано-иракской войн, не только эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк», но и абсолютно все современные эскадренные миноносцы УРО имеют слабую конструктивную защиту (либо вовсе её не имеют). Защита отдельных элементов корпуса, двигателей и вооружения с помощью кевлара, как показал опыт «Коула», обеспечивает только противоосколочную или, в лучшем случае, противоснарядную защиту от действия артиллерийских снарядов лёгкого и среднего калибра. От разрушительного действия мощных взрывных устройств и противокорабельных ракет конструктивная защита всех современных типов эсминцев защитить не может.
В значительной мере, слабая конструктивная защита эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» компенсируется мощной противовоздушной и противолодочной защитой, обеспечиваемыми возможностями многофункциональной БИУС «Иджис», а также внедрением на эсминцы типа средств снижения тепловой и акустической заметности. Поражение эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» одиночной противокорабельной ракетой или торпедой практически невероятно, учитывая боевые возможности системы «Иджис» в целом [36] .
В целях повышения боевой живучести эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» планируется оборудование их, начиная с USS Oscar Austin (DDG-79), системами противоминной защиты. Во многом решение об установке на корабли этой серии систем противоминной защиты, было обусловлено инцидентом с эскадренным миноносцем USS Forrest Sherman (DDG-98), когда 8 августа 2007 года во время визита последнего в Севастополь в 300 м от эсминца самопроизвольно всплыла немецкая 480-килограммовая гальваноударная якорная корабельная мина времён Великой Отечественной войны с мощностью взрывного устройства, равной 50 кг в тротиловом эквиваленте. Мина была благополучно обезврежена совместными действиями водолазов Черноморского флота России и ВМС Украины [37] [38] [39] . В результате действий по обезвреживанию мины американский эсминец не пострадал.
В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat ), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца. В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек [34] .
Потопить американца!
Русские военные отрабатывают свои учебно-боевые задачи на любезно предоставленном американцами эсминце США
«Ну, потопил американца?» — «Нет еще! Закрывается, гад!» — «Эх, ты! А у меня он уже на дно пошел!»
Корабли США как тренировочная груша
Такой диалог вполне можно себе представить сегодня между офицерами на позициях русской береговой обороны в Крыму и на кораблях в море. Все основания к подобному обмену предоставил эсминец ВМС США «Карни», вошедший в акваторию Черного моря и немедленно попавший под крайне внимательное и пристальное наблюдение со стороны кораблей разведки и других сил Черноморского флота России.
Конечно, возможное потопление носит условный характер — все же войны с США Россия пока не ведет. Но и учебное уничтожение потенциально враждебного корабля — уже успех для военных.
Во всяком случае, на саму возможность проведения подобных учений на реальном корабле потенциального противника намекнул председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, заявив, что эсминцы США, заходящие в акваторию Черного моря, помогают кораблям, береговым радиотехническим средствам и авиации Черноморского флота ВМФ России отрабатывать учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным действиям.
«Наши силы Черноморского флота, ВКС, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, отрабатывают на этих заходах американских кораблей свои задачи. Нам в связи с их «рутинным патрулированием» не надо посылать дополнительно в морские полигоны боевой подготовки корабли-мишени. Американцы сами подставляются под то, что мы их используем для тренировки», — отметил председатель ДПФ.
А поскольку американские суда оснащены системой корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis («Иджис»), русские моряки и береговые службы заодно прощупывают ее слабые места. А такие есть, потому заодно отрабатываются меры по ее «укладыванию».
«К примеру, американский эсминец УРО «Дональд Кук» дважды облетали российские военные самолеты, когда он заходил в Черное и Балтийское моря. Кстати сказать, уже после первого облета, в результате которого на этом корабле отключилась почти вся бортовая аппаратура, некоторые члены команды «Дональда Кука» поспешили написать рапорты об увольнении из ВМС США. Видимо, не очень полезно для душевного здоровья американских моряков без приглашения приближаться к нашим территориальным водам», — напомнил Ненашев.
Покамест эскадренный миноносец 6-го оперативного флота ВМС США «Карни» (USS Carney) отошел в район Констанцы. Это может трактоваться и как рутинный маршрут, и как результат разведывательного и контрразведывательного воздействия русских. Во всяком случае, «Дональд Кук» в свое время спрятался как раз в Констанце, когда был ослеплен и даже обезоружен воздействием со стороны российской системы РЭБ «Саяны», которой была оснащена «Сушка».
Что нужно американцам на Черном море
Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенные системой ПРО Aegis, — те самые «Карни», «Росс», «Портер» и «Дональд Кук» — постоянно сменяют друг друга в черноморской акватории. Российские военные считают, что в совокупности с наземными объектами противоракетной обороны в Польше и Румынии они одновременно и являются элементами программы построения европейской системы национальной ПРО США, и отрабатывают этапы такого построения.
По мнению Ненашева, в данном случае США неслучайно демонстрируют воинственность вблизи наших берегов. «Это наглость: видя, что творится на Украине, особенно в Донбассе, Одессе, пытаться подбрасывать поленья в огонь конфликтов, демонстрировать присутствие для того, чтобы показать свою значимость и важность, — считает лидер ДПФ. — Военно-политическое руководство США использует свой флот и, в особенности, возможности своих союзников как свору собачат, которые при любом удобном поводе, несмотря на болезненность окружающей обстановки, провоцируют Россию».
Впрочем, по его мнению, этой демонстрации воинственности в России не боятся.
Что собою представляют американские собачки?
«Карни» — эсминец типа «Арли Бёрк». По мнению русских военных специалистов, хороший корабль, имеющий мощное и сбалансированное вооружение, управляемое единой системой «Иджис». В составе Атлантического флота находится с 13 апреля 1996 года.
Тип «А́рли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) — эсминцы четвертого поколения с управляемым ракетным оружием. Водоизмещение более 5000 тонн. Это самая крупная серия однотипных эсминцев в мире.
К числу основных боевых задач относятся защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, противовоздушная оборона флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей от авиации противника.
Считается, что благодаря боевым возможностям системы «Иджис» эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трехмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
Многие специалисты относят эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» к наиболее защищенным кораблям современных флотов мира. Поэтому можно себе представить всю глубину шока экипажа эсминца «Дональд Кук», когда всего один русский самолет взял и помножил все эти возможности на ноль.
Кстати, стоимость такого одного эсминца составляет 1,4 миллиарда долларов, а ежегодная стоимость обслуживания — до 25 миллионов долларов.
Боевая живучесть
При проектировании эсминцев типа «Арли Бёрк» особое внимание конструкторами и разработчиками проекта уделялось вопросам надлежащего обеспечения конструктивной защиты и живучести эсминцев данного типа. Для этого были минимизированы размеры полностью стальной надстройки, наружные поверхности надстройки получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающими покрытиями [7] .
Жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы; антенные посты РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет «Томагавк» помещены отдельно от БИЦ [8] . Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту [7] . Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара (в том числе 70 тонн этого прочного, но дорогостоящего материала, идёт на защиту боевых постов) [34] .
Целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса). Корпус и надстройка эсминцев типа «Арли Бёрк», в том числе и антенны РЛС AN/SPY-1), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см.², что в 2 с лишним раза превышает принятое ранее в военном судостроении США стандартное значение равное 0,21 кг/см² [10] . Для снижения гидроакустической заметности эсминцы типа «Арли Бёрк» оборудованы системами, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (система Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE) [7] . В результате работы последней системы образуется облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал корабля. Корабль, применяющий систему PRAIRIE, можно опознать по более бледному и более пенистому чем обычно кильватерному следу. При использовании системы Masker след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса.
Корабли проекта получили усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (сокр. ОМП). В корпусе и надстройках отсутствуют иллюминаторы, система корабельной вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все двери по внешнему контуру корабля для целей воздухоизоляции оборудованы воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях искусственно создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. На эскадренных миноносцах типа «Арли Бёрк» имеются также система водной защиты и посты дезактивации [10] .
Многими специалистами эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» относятся к наиболее защищённым эсминцам современных флотов мира. Однако, опыт боевой эксплуатации кораблей заставляет более взвешенно относится к подобным утверждениям и позволяет выявить ряд существенных недостатков у кораблей этого проекта. Так 12 октября 2000 года взрыв мощностью только лишь 200—230 кг в тротиловом эквиваленте на эскадренном миноносце «Коул», пробив двухуровневую броневую защиту центральной части корпуса (поблизости от мидельшпангоута), полностью вывел из строя газотурбинные двигатели корабля, лишив его хода и управления. В ходе взрыва оказались затопленными кубрики, а одна шестая часть экипажа (56 человек) была выведена из строя (в том числе 17 убиты). Тем не менее, несмотря на полученные повреждения, корабль остался на плаву, при этом возникший после взрыва крен не превышал значения в 4° [35] .
Инцидент с эсминцем «Коул» ещё раз показал, что несмотря на уроки Фолклендской и Ирано-иракской войн, не только эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк», но и абсолютно все современные эскадренные миноносцы УРО имеют слабую конструктивную защиту (либо вовсе её не имеют). Защита отдельных элементов корпуса, двигателей и вооружения с помощью кевлара, как показал опыт «Коула», обеспечивает только противоосколочную или, в лучшем случае, противоснарядную защиту от действия артиллерийских снарядов лёгкого и среднего калибра. От разрушительного действия мощных взрывных устройств и противокорабельных ракет конструктивная защита всех современных типов эсминцев защитить не может.
В значительной мере, слабая конструктивная защита эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» компенсируется мощной противовоздушной и противолодочной защитой, обеспечиваемыми возможностями многофункциональной БИУС «Иджис», а также внедрением на эсминцы типа средств снижения тепловой и акустической заметности. Поражение эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» одиночной противокорабельной ракетой или торпедой практически невероятно, учитывая боевые возможности системы «Иджис» в целом [36] .
В целях повышения боевой живучести эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» планируется оборудование их, начиная с USS Oscar Austin (DDG-79), системами противоминной защиты. Во многом решение об установке на корабли этой серии систем противоминной защиты, было обусловлено инцидентом с эскадренным миноносцем USS Forrest Sherman (DDG-98), когда 8 августа 2007 года во время визита последнего в Севастополь в 300 м от эсминца самопроизвольно всплыла немецкая 480-килограммовая гальваноударная якорная корабельная мина времён Великой Отечественной войны с мощностью взрывного устройства, равной 50 кг в тротиловом эквиваленте. Мина была благополучно обезврежена совместными действиями водолазов Черноморского флота России и ВМС Украины [37] [38] [39] . В результате действий по обезвреживанию мины американский эсминец не пострадал.
В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat ), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца. В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек [34] .
Потопить американца!
Русские военные отрабатывают свои учебно-боевые задачи на любезно предоставленном американцами эсминце США
«Ну, потопил американца?» — «Нет еще! Закрывается, гад!» — «Эх, ты! А у меня он уже на дно пошел!»
Корабли США как тренировочная груша
Такой диалог вполне можно себе представить сегодня между офицерами на позициях русской береговой обороны в Крыму и на кораблях в море. Все основания к подобному обмену предоставил эсминец ВМС США «Карни», вошедший в акваторию Черного моря и немедленно попавший под крайне внимательное и пристальное наблюдение со стороны кораблей разведки и других сил Черноморского флота России.
Конечно, возможное потопление носит условный характер — все же войны с США Россия пока не ведет. Но и учебное уничтожение потенциально враждебного корабля — уже успех для военных.
Во всяком случае, на саму возможность проведения подобных учений на реальном корабле потенциального противника намекнул председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, заявив, что эсминцы США, заходящие в акваторию Черного моря, помогают кораблям, береговым радиотехническим средствам и авиации Черноморского флота ВМФ России отрабатывать учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным действиям.
«Наши силы Черноморского флота, ВКС, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, отрабатывают на этих заходах американских кораблей свои задачи. Нам в связи с их «рутинным патрулированием» не надо посылать дополнительно в морские полигоны боевой подготовки корабли-мишени. Американцы сами подставляются под то, что мы их используем для тренировки», — отметил председатель ДПФ.
А поскольку американские суда оснащены системой корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis («Иджис»), русские моряки и береговые службы заодно прощупывают ее слабые места. А такие есть, потому заодно отрабатываются меры по ее «укладыванию».
«К примеру, американский эсминец УРО «Дональд Кук» дважды облетали российские военные самолеты, когда он заходил в Черное и Балтийское моря. Кстати сказать, уже после первого облета, в результате которого на этом корабле отключилась почти вся бортовая аппаратура, некоторые члены команды «Дональда Кука» поспешили написать рапорты об увольнении из ВМС США. Видимо, не очень полезно для душевного здоровья американских моряков без приглашения приближаться к нашим территориальным водам», — напомнил Ненашев.
Покамест эскадренный миноносец 6-го оперативного флота ВМС США «Карни» (USS Carney) отошел в район Констанцы. Это может трактоваться и как рутинный маршрут, и как результат разведывательного и контрразведывательного воздействия русских. Во всяком случае, «Дональд Кук» в свое время спрятался как раз в Констанце, когда был ослеплен и даже обезоружен воздействием со стороны российской системы РЭБ «Саяны», которой была оснащена «Сушка».
Что нужно американцам на Черном море
Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенные системой ПРО Aegis, — те самые «Карни», «Росс», «Портер» и «Дональд Кук» — постоянно сменяют друг друга в черноморской акватории. Российские военные считают, что в совокупности с наземными объектами противоракетной обороны в Польше и Румынии они одновременно и являются элементами программы построения европейской системы национальной ПРО США, и отрабатывают этапы такого построения.
По мнению Ненашева, в данном случае США неслучайно демонстрируют воинственность вблизи наших берегов. «Это наглость: видя, что творится на Украине, особенно в Донбассе, Одессе, пытаться подбрасывать поленья в огонь конфликтов, демонстрировать присутствие для того, чтобы показать свою значимость и важность, — считает лидер ДПФ. — Военно-политическое руководство США использует свой флот и, в особенности, возможности своих союзников как свору собачат, которые при любом удобном поводе, несмотря на болезненность окружающей обстановки, провоцируют Россию».
Впрочем, по его мнению, этой демонстрации воинственности в России не боятся.
Что собою представляют американские собачки?
«Карни» — эсминец типа «Арли Бёрк». По мнению русских военных специалистов, хороший корабль, имеющий мощное и сбалансированное вооружение, управляемое единой системой «Иджис». В составе Атлантического флота находится с 13 апреля 1996 года.
Тип «А́рли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) — эсминцы четвертого поколения с управляемым ракетным оружием. Водоизмещение более 5000 тонн. Это самая крупная серия однотипных эсминцев в мире.
К числу основных боевых задач относятся защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, противовоздушная оборона флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей от авиации противника.
Считается, что благодаря боевым возможностям системы «Иджис» эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трехмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
Многие специалисты относят эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» к наиболее защищенным кораблям современных флотов мира. Поэтому можно себе представить всю глубину шока экипажа эсминца «Дональд Кук», когда всего один русский самолет взял и помножил все эти возможности на ноль.
Кстати, стоимость такого одного эсминца составляет 1,4 миллиарда долларов, а ежегодная стоимость обслуживания — до 25 миллионов долларов.
Боевая живучесть
При проектировании эсминцев типа «Арли Бёрк» особое внимание конструкторами и разработчиками проекта уделялось вопросам надлежащего обеспечения конструктивной защиты и живучести эсминцев данного типа. Для этого были минимизированы размеры полностью стальной надстройки, наружные поверхности надстройки получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающими покрытиями [7] .
Жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы; антенные посты РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет «Томагавк» помещены отдельно от БИЦ [8] . Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту [7] . Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара (в том числе 70 тонн этого прочного, но дорогостоящего материала, идёт на защиту боевых постов) [34] .
Целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса). Корпус и надстройка эсминцев типа «Арли Бёрк», в том числе и антенны РЛС AN/SPY-1), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см.², что в 2 с лишним раза превышает принятое ранее в военном судостроении США стандартное значение равное 0,21 кг/см² [10] . Для снижения гидроакустической заметности эсминцы типа «Арли Бёрк» оборудованы системами, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (система Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE) [7] . В результате работы последней системы образуется облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал корабля. Корабль, применяющий систему PRAIRIE, можно опознать по более бледному и более пенистому чем обычно кильватерному следу. При использовании системы Masker след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса.
Корабли проекта получили усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (сокр. ОМП). В корпусе и надстройках отсутствуют иллюминаторы, система корабельной вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все двери по внешнему контуру корабля для целей воздухоизоляции оборудованы воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях искусственно создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. На эскадренных миноносцах типа «Арли Бёрк» имеются также система водной защиты и посты дезактивации [10] .
Многими специалистами эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» относятся к наиболее защищённым эсминцам современных флотов мира. Однако, опыт боевой эксплуатации кораблей заставляет более взвешенно относится к подобным утверждениям и позволяет выявить ряд существенных недостатков у кораблей этого проекта. Так 12 октября 2000 года взрыв мощностью только лишь 200—230 кг в тротиловом эквиваленте на эскадренном миноносце «Коул», пробив двухуровневую броневую защиту центральной части корпуса (поблизости от мидельшпангоута), полностью вывел из строя газотурбинные двигатели корабля, лишив его хода и управления. В ходе взрыва оказались затопленными кубрики, а одна шестая часть экипажа (56 человек) была выведена из строя (в том числе 17 убиты). Тем не менее, несмотря на полученные повреждения, корабль остался на плаву, при этом возникший после взрыва крен не превышал значения в 4° [35] .
Инцидент с эсминцем «Коул» ещё раз показал, что несмотря на уроки Фолклендской и Ирано-иракской войн, не только эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк», но и абсолютно все современные эскадренные миноносцы УРО имеют слабую конструктивную защиту (либо вовсе её не имеют). Защита отдельных элементов корпуса, двигателей и вооружения с помощью кевлара, как показал опыт «Коула», обеспечивает только противоосколочную или, в лучшем случае, противоснарядную защиту от действия артиллерийских снарядов лёгкого и среднего калибра. От разрушительного действия мощных взрывных устройств и противокорабельных ракет конструктивная защита всех современных типов эсминцев защитить не может.
В значительной мере, слабая конструктивная защита эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» компенсируется мощной противовоздушной и противолодочной защитой, обеспечиваемыми возможностями многофункциональной БИУС «Иджис», а также внедрением на эсминцы типа средств снижения тепловой и акустической заметности. Поражение эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» одиночной противокорабельной ракетой или торпедой практически невероятно, учитывая боевые возможности системы «Иджис» в целом [36] .
В целях повышения боевой живучести эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» планируется оборудование их, начиная с USS Oscar Austin (DDG-79), системами противоминной защиты. Во многом решение об установке на корабли этой серии систем противоминной защиты, было обусловлено инцидентом с эскадренным миноносцем USS Forrest Sherman (DDG-98), когда 8 августа 2007 года во время визита последнего в Севастополь в 300 м от эсминца самопроизвольно всплыла немецкая 480-килограммовая гальваноударная якорная корабельная мина времён Великой Отечественной войны с мощностью взрывного устройства, равной 50 кг в тротиловом эквиваленте. Мина была благополучно обезврежена совместными действиями водолазов Черноморского флота России и ВМС Украины [37] [38] [39] . В результате действий по обезвреживанию мины американский эсминец не пострадал.
В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat ), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца. В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек [34] .