6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка Проект 971 «Акула» (СССР)

«Акула»: почему российские малозаметные подлодки не дают ВМС США спать по ночам (The National Interest, США)

Эти подлодки — не шутка

Советский Союз производил усиленные подводные лодки, которые могли быстрее плыть, наносить больше ущерба и погружаться глубже, чем их американские аналоги, однако военно-морские силы США были уверены в том, что их субмарины имели заметное преимущество перед советскими подлодками, потому что последние были очень шумными. В случае военного столкновения между этими двумя сверхдержавами у более тихих американских субмарин было больше шансов обнаружить советские подлодки первыми — и встретить их самонаводящимися торпедами. Однако эта уверенность ВМС США ослабела в середине 1980-х годов, когда советский флот спустил на воду свои атомные подводные ракетные крейсеры класса «Акула». Спустя более 30 лет эти подлодки остаются основой российского флота атомных ударных субмарин, и теперь они гораздо тише большинства американских подлодок.

Разведданные, переданные шпионами Джоном Уокером (John Walker) и Джерри Уитвортом (Jerry Whitworth) в 1970-х годах, убедили советский флот в необходимости сделать следующее поколение подлодок более тихими. После выпуска множества подлодок проекта 671 «Щука» (по кодификации НАТО — «Виктор») и дорогих подлодок с титановым корпусом проекта 945 «Барракуда» (по кодификации НАТО — «Сьерра»), в 1983 году началось строительство первой подлодки проекта 971 «Щука» (по кодификации НАТО — «Акула»). Новая подлодка была оснащена современными многоцелевыми инструментами и приборами компьютерного управления, импортированными из Японии и Швеции, что позволило советским инженерам установить на нее тихий семилопастной винт.

Эта крупная субмарина с подводным водоизмещением почти в 13 тысяч тонн имела двойную стальную обшивку, характерную для многих советских субмарин, что позволяло ей набирать больше балластной воды и быть более устойчивой к повреждениям. Гребная установка этой ударной субмарины была установлена таким образом, чтобы производимый ей шум заглушался, а ее внешнюю и внутреннюю поверхность покрывали звукопоглощающие листы. Даже лимбербордовые отверстия, благодаря которым вода могла проходить внутри внешней обшивки «Акулы», были оснащены сдвигающимися заслонками, чтобы минимизировать шум. Это подводное судно длиной в 111 метров было оснащено элегантной аквадинамичной боевой рубкой и гондолой в форме капли воды на хвосте, где можно было разместить пассивный гидроакустический комплекс. Экипаж численностью примерно в 70 человек может управлять этой подлодкой на протяжении примерно 100 дней.

Подлодки класса «Акула», на которых был установлен водо-водяной ядерный реактор мощностью в 190 мегаватт, могли развивать скорость в 33 узла (60 километров в час) и действовать на глубине в 480 метров, то есть на 200 метров глубже, чем американские субмарины класса «Лос-Анджелес». Однако самым тревожным для ВМС США моментом было то, что «Акула» была практически такой же малозаметной, как и субмарины класса «Лос-Анджелес». Теперь американцы поняли, что акустическое превосходство больше им не гарантировано. С другой стороны, считалось, что сенсоры, которыми были оснащены «Акулы», были слабее американских.

Субмарины «Акула-I» — в России их назвали «Щуками» — были предназначены в первую очередь для того, чтобы «охотиться» на подлодки ВМС США, особенно на подводные ракетные крейсеры. Четыре 533-миллиметровые торпедные трубы и четыре крупные 650-миллиметровые трубы способны выпустить до 40 торпед с управлением по проводам, мин, ракет 81РА «Вьюга» (по кодификации НАТО — SS-N-15 Starfish) и противолодочных ракет РПК-6М «Водопад» (по кодификации НАТО — SS-N-16 Stallion). «Щуки» также могли нести до 12 крылатых ракет «Гранат», способных наносить удары по сухопутным целям в радиусе до 3 тысяч километров.

Борьба за военный паритет

Среди всевозможных достижений человечества есть немало рекордов, авторство которых принадлежит нашим соотечественникам. Одним из таких является создание самой большой подводной лодки в мире. Советские подводные крейсеры проекта «Акула», построенные в 1980-х годах, по сей день не знают себе равных по величине.

Высота подлодки проекта «Акула» примерно равна высоте девятиэтажного здания. А теперь представьте себе девятиэтажку, уверенно двигающуюся вперёд на глубине в несколько сотен метров — подобная картина способна потрясти и не слишком впечатлительного человека!

Но советские конструкторы, работавшие над «проектом 941», о рекордах думали в последнюю очередь. Главной задачей было обеспечить сохранение военного паритета между СССР и США.

К 1970-м годам стало очевидно, что подводные лодки с ядерным оружием на борту играют очень важную роль в обеспечении безопасности государства.

Руководству СССР из донесений разведки стало известно, что в США начаты работы по созданию атомных подводных лодок нового поколения. Новые ракетоносцы типа «Огайо» должны были обеспечить США подавляющий перевес в ядерных носителях морского базирования.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр ГТ-Л «Объект 12» (СССР)

В декабре 1972 года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» получило тактико-техническое задание на проектирование советского ракетоносца третьего поколения. Главным конструктором проекта стал Сергей Ковалёв, легендарный создатель советских подводных ракетоносцев.

Основные цели и задания

Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела.

Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.

В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.

Daily Star: Россия vs США — «кошки-мышки» в Черном море

Однако самым важным усовершенствованием было повышение уровня малозаметности: новые подлодки теперь стали существенно тише, чем даже усовершенствованные версии субмарин класса «Лос-Анджелес», хотя некоторые аналитики все же говорили о том, что последние сохраняли свою малозаметность на высоких скоростях. В настоящее время на вооружении ВМС США все еще остаются 43 подлодки класса «Лос-Анджелес», хотя 14 более новых субмарин класса «Сивулф» и «Вирджиния» опережают «Акулу» по показателям малозаметности.

Между тем российские судостроительные заводы продолжали работать над тем, чтобы завершить процесс создания новых и довольно дорогих субмарин «Акула-II»: по некоторым оценкам в 1996 году стоимость одной такой подлодки составляла 1,55 миллиарда долларов — в пересчете на современные деньги это 2,4 миллиарда долларов. Российская экономика, переживавшая тяжелые времена, не могла позволить себе поддерживать в рабочем состоянии даже те лодки, которые уже были построены. В итоге пришлось свернуть строительство двух подлодок «Акула-II», а три другие превратили в подводные ракетные крейсеры класса «Борей». Что касается подлодки «Вепрь», что с ней была связана трагедия, произошедшая в 1998 году, когда психически неуравновешенный молодой матрос убил восьмерых членов экипажа и угрожал взорвать торпедный отсек, после чего покончил жизнь самоубийством.

После десяти лет строительства подлодка «Гепард» — единственная законченная подлодка класса «Акула-III» — была спущена на воду в 2001 году. Тогда ее называли кульминацией российских технологий «стелс». Спустя семь лет Москва наконец нашла средства для завершения строительства подлодки класса «Акула-II» «Нерпа» — спустя 15 лет отсрочек. Однако во время испытаний на воде в ноябре 2008 года по непонятным причинам сработала пожарная сигнализация, после чего подлодка заполнилась фреоном, который используется для тушения пожаров. В результате на борту подлодки задохнулись 20 человек, в основном гражданские, и это стало одним из наиболее серьезных происшествий в долгой и полной событий истории подводных катастроф.

После длительного и дорогостоящего ремонта «Нерпа» была готова к спуску на воду, и почти сразу после этого Индия взяла ее в аренду на 10 лет, заплатив за это 950 миллионов долларов. Подлодку переименовали в «Чакра», она много лет была единственной атомной подводной лодкой Индии, и она была оснащена крылатыми ракетами малой дальности, что объяснялось ограничениями в соответствии с Режимом контроля за ракетными технологиями. В октябре 2016 года Москва и Нью-Дели договорились об аренде второй подводной лодки класса «Акула», хотя пока непонятно, будет ли это более старая подлодка «Кашалот» или пока недостроенная подлодка «Ирбис» — учитывая то, что цена за аренду достигает 2 миллиардов долларов, многие эксперты полагают, что речь идет о последней. В этом году к подлодке «Чакра» присоединятся субмарины класса «Арихант» индийского производства, которые были созданы на основе «Акул» и представляют собой атомные подлодки с баллистическими ракетами на борту.

По данным издания Jane’s, сегодня на вооружении ВМФ России остается 10-11 «Акул», однако только 3 или 4 из них находятся в эксплуатационном состоянии, а остальные ожидают ремонта. Тем не менее, субмарины российского флота не стоят без дела. В 2009 году две подлодки «Акула» были замечены у Восточного побережья Соединенных Штатов. Три года спустя поступила неподтвержденная информация (на этот раз ВМС США опровергли ее), что еще одна «Акула» провела целый месяц в Мексиканском заливе, оставаясь незамеченной. По некоторым данным, более старая субмарина «Кашалот» «следовала за иностранной подлодкой в течение 14 дней». Все эти инциденты укрепили представителей ВМС США во мнении, что им необходимо сконцентрироваться на противолодочном оружии. За последние несколько лет Россия усовершенствовала подлодки «Акула», оснастив их смертоносными крылатыми ракетами «Калибр», которые Россия выпустила с подлодки «Ростов-на-Дону» по мишеням в Сирии в 2015 году.

Несмотря на низкий уровень боеготовности субмарин «Акула», они до сих пор остаются основой российского флота атомных ракетных крейсеров, и они будут оставаться на вооружении еще как минимум 10 лет, то есть до того момента, когда начнет набирать обороты производство подлодок класса «Ясень». До того времени высокие показатели малозаметности подлодок класса «Акула» позволят им оставаться серьезным вызовом для специалистов по противолодочной борьбе.

Себастиен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читать еще:  Транспорт снабжения АОЕ 422 "Towada" ВМС Японии

Ракетоносец повышенной надёжности

Основным типом вооружения ракетоносца являются 20 трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39. Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полёта ракет — 8300 км.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

В отличие от американских подлодок типа «Огайо», которые прежде всего строились с ориентировкой на службу в тропических водах, ракетоносцы типа «Акула» обладают повышенной прочностью, позволяющей ломать лёд толщиной в 2,5 метра. Это даёт возможность «Акуле» нести боевое дежурство на Крайнем Севере и даже непосредственно на Северном полюсе.

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри лёгкого корпуса, два из которых — основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, они расположены по принципу катамарана — параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами. Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, лёгкий корпус — стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн.

Уникальная конструкция «Акулы» обеспечивает выживание экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации на её борту, подобной той, что произошла на подлодке «Курск».

Технические характеристики

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания — до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное — 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии — 172,8 м;
  • ширина корпуса — 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

Daily Star: Россия vs США — «кошки-мышки» в Черном море

Однако самым важным усовершенствованием было повышение уровня малозаметности: новые подлодки теперь стали существенно тише, чем даже усовершенствованные версии субмарин класса «Лос-Анджелес», хотя некоторые аналитики все же говорили о том, что последние сохраняли свою малозаметность на высоких скоростях. В настоящее время на вооружении ВМС США все еще остаются 43 подлодки класса «Лос-Анджелес», хотя 14 более новых субмарин класса «Сивулф» и «Вирджиния» опережают «Акулу» по показателям малозаметности.

Между тем российские судостроительные заводы продолжали работать над тем, чтобы завершить процесс создания новых и довольно дорогих субмарин «Акула-II»: по некоторым оценкам в 1996 году стоимость одной такой подлодки составляла 1,55 миллиарда долларов — в пересчете на современные деньги это 2,4 миллиарда долларов. Российская экономика, переживавшая тяжелые времена, не могла позволить себе поддерживать в рабочем состоянии даже те лодки, которые уже были построены. В итоге пришлось свернуть строительство двух подлодок «Акула-II», а три другие превратили в подводные ракетные крейсеры класса «Борей». Что касается подлодки «Вепрь», что с ней была связана трагедия, произошедшая в 1998 году, когда психически неуравновешенный молодой матрос убил восьмерых членов экипажа и угрожал взорвать торпедный отсек, после чего покончил жизнь самоубийством.

Читать еще:  Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)

После десяти лет строительства подлодка «Гепард» — единственная законченная подлодка класса «Акула-III» — была спущена на воду в 2001 году. Тогда ее называли кульминацией российских технологий «стелс». Спустя семь лет Москва наконец нашла средства для завершения строительства подлодки класса «Акула-II» «Нерпа» — спустя 15 лет отсрочек. Однако во время испытаний на воде в ноябре 2008 года по непонятным причинам сработала пожарная сигнализация, после чего подлодка заполнилась фреоном, который используется для тушения пожаров. В результате на борту подлодки задохнулись 20 человек, в основном гражданские, и это стало одним из наиболее серьезных происшествий в долгой и полной событий истории подводных катастроф.

После длительного и дорогостоящего ремонта «Нерпа» была готова к спуску на воду, и почти сразу после этого Индия взяла ее в аренду на 10 лет, заплатив за это 950 миллионов долларов. Подлодку переименовали в «Чакра», она много лет была единственной атомной подводной лодкой Индии, и она была оснащена крылатыми ракетами малой дальности, что объяснялось ограничениями в соответствии с Режимом контроля за ракетными технологиями. В октябре 2016 года Москва и Нью-Дели договорились об аренде второй подводной лодки класса «Акула», хотя пока непонятно, будет ли это более старая подлодка «Кашалот» или пока недостроенная подлодка «Ирбис» — учитывая то, что цена за аренду достигает 2 миллиардов долларов, многие эксперты полагают, что речь идет о последней. В этом году к подлодке «Чакра» присоединятся субмарины класса «Арихант» индийского производства, которые были созданы на основе «Акул» и представляют собой атомные подлодки с баллистическими ракетами на борту.

По данным издания Jane’s, сегодня на вооружении ВМФ России остается 10-11 «Акул», однако только 3 или 4 из них находятся в эксплуатационном состоянии, а остальные ожидают ремонта. Тем не менее, субмарины российского флота не стоят без дела. В 2009 году две подлодки «Акула» были замечены у Восточного побережья Соединенных Штатов. Три года спустя поступила неподтвержденная информация (на этот раз ВМС США опровергли ее), что еще одна «Акула» провела целый месяц в Мексиканском заливе, оставаясь незамеченной. По некоторым данным, более старая субмарина «Кашалот» «следовала за иностранной подлодкой в течение 14 дней». Все эти инциденты укрепили представителей ВМС США во мнении, что им необходимо сконцентрироваться на противолодочном оружии. За последние несколько лет Россия усовершенствовала подлодки «Акула», оснастив их смертоносными крылатыми ракетами «Калибр», которые Россия выпустила с подлодки «Ростов-на-Дону» по мишеням в Сирии в 2015 году.

Несмотря на низкий уровень боеготовности субмарин «Акула», они до сих пор остаются основой российского флота атомных ракетных крейсеров, и они будут оставаться на вооружении еще как минимум 10 лет, то есть до того момента, когда начнет набирать обороты производство подлодок класса «Ясень». До того времени высокие показатели малозаметности подлодок класса «Акула» позволят им оставаться серьезным вызовом для специалистов по противолодочной борьбе.

Себастиен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Первая, она же последняя

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.

ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.

Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.

В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» — серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» — 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение — американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество — модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: