Подводные лодки типа 209
Содержание
- 1 Подводные лодки типа 209
- 1.1 Дизельные торпедные подводные лодки (Submarines)
- 1.2 Оценка проекта [ править ]
- 1.3 Противолодочные корабли (Patrol Vessels, Coastal Escorts)
- 1.4 Конструкция [ править ]
- 1.5 Сторожевые катера (Motor Launches)
- 1.6 Конструкция [ править ]
- 1.7 Эскадренные тральщики (Escort Minesweepers)
- 1.8 Оценка проекта [ править ]
- 1 История проекта
- 2 Конструкция
- 2.1 Энергетическая установка
- 3 Варианты
- 4 Представители
- 5 Оценка проекта
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
В 1967 году Кильская верфь Kieler Howaldtswerke (впоследствии Howaldtswerke-Deutsche Werft AG) подписала первый контракт на поставку 4 подводных лодок приблизительно в 1000 тонн водоизмещением, для ВМС Греции. К началу 1970-х за Грецией последовали многие страны, нуждавшиеся в замене лодок постройки Второй мировой войны. В 1969 году заказ разместила Аргентина, в 1970 Перу и Колумбия, в 1971 Турция, в 1972 году Венесуэла. [2]
Предложенный конструкторским бюро Ingenieur Kontor Lübeck проект, на основе предыдущего типа 206, получил обозначение нем. Typ 209 . По требованиям заказчиков в него стали вносить изменения, в основном в части размеров и вариантов торпедного вооружения. [3]
Дизельные торпедные подводные лодки (Submarines)
Тип Гюр — 10 ед. (44-45). 5 330 Биринджи Иненю, S 331 Икинджи Иненю, S 332 Сакарья, S 333 Чанаккале, S 334 Гюр, S 340 Превезе, S 341 Джербе, S 342 Тургут Рейс, S 343 Пиры Рейс, S 344 Хызыр Рейс. 1526/2424 т, 19,5/9 уз, 12 000 миль (10 уз), 6500 л. с. диз, 2750 л. с. элдв 2 вин, 300 т топ, 95,0×8,2×4,1 м, 10-533-мм ТТ (6Н, 4К), 24 торп, 85 чел. Бывшие американские типа Балао, переданы турецкому флоту в 1948-1960 гг.
Тип Гюр
Оценка проекта [ править ]
По данным западных источников, [2] лодка типа 209 во второй половине XX века была практически идеальна для прибрежных действий позиционным способом. Малая шумность и скромные размеры делают её крайне трудной для обнаружения на мелководье. Так, во время Англо-аргентинского конфликта, аргентинская San Luis полностью избежала обнаружения. Вооружение позволяет вести борьбу как с надводными кораблями, так и с подводными лодками. С конца 1960-х годов, тип 209 был самым успешным экспортным типом подводных лодок в мире. Он же послужил основой для лодок типа: 214 (также известен как «тип 209PN»). Покупателей привлекает сочетание высоких ТТХ (малошумность, хорошее вооружение) и невысокой цены (один из контрактов 2006 г на три единицы называет цены менее $300 млн за лодку). Израиль заказал собственные лодки типа «Дольфин», взяв 209 за прототип, с обширными модификациями и расширенными возможностями. Еще одним признаком успеха является строительство по лицензии в других странах (Южная Корея). Всего уже построена 61 субмарина, таким образом, заложенная типом 209 тенденция имеет хорошие шансы на продолжение. [2]
Противолодочные корабли (Patrol Vessels, Coastal Escorts)
Тип Р — 6 ед. (64-65). P 111 Султанхисар, Р 112 Демирхисар, Р 113 Ярхиcap, P 114 Акхисар, P 115 Cиврихиcap, P 116 Кочхисар. 280/412 m, 2800 л. с. диз 2 вин, 52,9×7,0×3,3 м, 1-76-мм ун. ор, 1-40-мм авт, 4 бомбомета, 65 чел. Американской постройки, переданы турецкому флоту по программе военной помощи.
Тип Р
Тип Бафра — 9 ед. (40-42). Р 121 Бафра, Р 122 Бейкоз, Р 123 Бейлербей, Р 125 Бодрум, Р 126 Борнова, Р 127 Бозджаада, Р 123 Бююкдере, Р 129 Бандырма, Р 130 Бартын. 672/900 т, 16,5 уз, 2800 миль (9 уз), 2400 л. с. пар. маш 2 кот 2 вин, 160 т топ, 54,8×8,7×3,7 м, 1-40-мм авт, 2-20-мм авт, 1 бомбомет «Хеджехог», 4 бомбомета, 70 чел. Бывшие канадские эскадренные тральщики, переоборудованы и переклассифицированы в противолодочные корабли, переданы турецкому флоту в 1957-1958 гг.
Тип Бафра
Конструкция [ править ]
Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) [4] обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I — торпедный, жилой и центральный пост, II — вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III — дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).
Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрической (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк. В трюме отсека размещены привода носовых горизонтальных рулей (НГР), носовая группа аккумуляторной батареи (АБ), балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на торпедный/жилой и центральный пост.
Во II отсеке, наименьшем по размерам, находится главный распределительный щит (ГРЩ), раздаточные колонки воздуха высокого давления (ВВД), воздуховод дизелей и вспомогательные механизмы, а также некоторые вспомогательные цистерны.
III отсек содержит 4 дизель-генератора и ГЭД. В кормовой части — привода рулей, главный упорный подшипник и валопровод гребного винта. У носовой переборки отсека находится кормовой входной люк. В трюме размещены кормовая группа АБ, балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на дизельный и электромоторный.
Энергетическая установка [ править ]
Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.
- Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4×1250 л.с./4×900 кВт, — для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении.
- Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках.
- Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ.
Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.
Сторожевые катера (Motor Launches)
Тип J — 9 ед. (60-61). J 12 — J 20. 70 m, 29 уз, 2700 л. с. диз 2 вин, 28,9×4,7×1,3 м, 1-40-мм авт, 2-20-мм авт. Бывшие американские быстроходные катера береговой охраны.
Тип J
Тип МТВ 1 — 9 ед. (42). Р 311 М ТВ 1 — Р 314 М ТВ 4, Р 316 МТВ 6 — Р 320 МТВ 10. 70 т, 10 уз, 2000 л. с. диз, 21,8×4,2×2,6 м, 8 чел.
Тип LS 9 — 4 ед. Р 1209 LS 9 — Р 1212 LS 12. 63 т, 20 уз, 1100 л. с. бенз. двиг, 25,3×4,3×1,5 м, 1-20-мм авт, реакт. бомбомет. Бывшие американские-переданы турецкому флоту в 1953 г.
Тип LS 9
Тип АВ 1 — 6 ед. (40-41). Р 1201 АВ 1 — Р 1204 АВ 4, Р 1206 АВ 6, Р 1207 АВ 7. 85/115 т, 21 уз, 2000 миль (10 уз), 1120 л. с. бенз. двиг, 12 т топ, 34,1×5,3×1,2 м, 1-40-мм авт, 2-20-мм авт, 4 пул, 12 глуб. бомб, 18 чел. Бывшие английские, переданы турецкому флоту в 1947 г.
Тип АВ 1
АВ25 — АВ34 — 10 ед. (67-68). 170 т, 22 уз, 40,2×6,4×1,7 м, 2-40-мм авг.
АВ21 — АВ24 — 4 ед. 142 т, 30,8×6,4×2,3 м.
Конструкция [ править ]
Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) [4] обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I — торпедный, жилой и центральный пост, II — вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III — дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).
Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрической (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк. В трюме отсека размещены привода носовых горизонтальных рулей (НГР), носовая группа аккумуляторной батареи (АБ), балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на торпедный/жилой и центральный пост.
Во II отсеке, наименьшем по размерам, находится главный распределительный щит (ГРЩ), раздаточные колонки воздуха высокого давления (ВВД), воздуховод дизелей и вспомогательные механизмы, а также некоторые вспомогательные цистерны.
III отсек содержит 4 дизель-генератора и ГЭД. В кормовой части — привода рулей, главный упорный подшипник и валопровод гребного винта. У носовой переборки отсека находится кормовой входной люк. В трюме размещены кормовая группа АБ, балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на дизельный и электромоторный.
Энергетическая установка [ править ]
Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.
- Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4×1250 л.с./4×900 кВт, — для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении.
- Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках.
- Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ.
Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.
Эскадренные тральщики (Escort Minesweepers)
Тип Чандарлы — 6 ед. (42-43). А 595 Чешме, AGS 1 Чаршамба, А 596 Чардак, AGS 2 Чандарлы, А 598 Эдинджик, А 592 Эрегли. 1010/1250 т, 18 уз, 3500 л. с. диз-электр 2 вин, 67,4×9,8×3,3 м, 1-76-мм ун. ор, 6-40-мм авт, 4 бомбомета, 105 чел. Американской постройки типа Ок. Переданы Англией турецкому флоту в 1947 г. А 595 и А 596 используются в качестве штабных кораблей, А 592 — как судно материально-технического обеспечения, А 598 — как учебный корабль, AGS 1 и AGS 2 — как гидрографические суда.
Тип Чандарлы
Тип Аланья — 3 ед. (41). М 500 Анталья, М 501 Аланья, М 502 Амасра. 790/1025 т, 15,5 уз, 4500 миль (10 уз), 1800 л. с. пар. маш 2 вин, 170 т топ 56,7×9,4×3,0 м, 1-102-мм ун. ор, 1-40-мм авт, 4-20-мм авт, 2 бомбомета, 85 чел. Построены в Австралии. Переданы Англией турецкому флоту в 1946 г.
Тип Аланья
Оценка проекта [ править ]
По данным западных источников, [2] лодка типа 209 во второй половине XX века была практически идеальна для прибрежных действий позиционным способом. Малая шумность и скромные размеры делают её крайне трудной для обнаружения на мелководье. Так, во время Англо-аргентинского конфликта, аргентинская San Luis полностью избежала обнаружения. Вооружение позволяет вести борьбу как с надводными кораблями, так и с подводными лодками. С конца 1960-х годов, тип 209 был самым успешным экспортным типом подводных лодок в мире. Он же послужил основой для лодок типа: 214 (также известен как «тип 209PN»). Покупателей привлекает сочетание высоких ТТХ (малошумность, хорошее вооружение) и невысокой цены (один из контрактов 2006 г на три единицы называет цены менее $300 млн за лодку). Израиль заказал собственные лодки типа «Дольфин», взяв 209 за прототип, с обширными модификациями и расширенными возможностями. Еще одним признаком успеха является строительство по лицензии в других странах (Южная Корея). Всего уже построена 61 субмарина, таким образом, заложенная типом 209 тенденция имеет хорошие шансы на продолжение. [2]