Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение
Содержание
- 1 Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение
Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение
Уже в Первую Мировую войну подводные лодки (ПЛ) показали свою эффективность в борьбе за господство на море. Ключевая особенность данных кораблей — скрытность, позволяющая наносить мощные удары по наиболее уязвимым целям противника.
Широкое распространение подводные лодки получили во Вторую Мировую, развивались и средства борьбы против них. В послевоенное время официально известно лишь о двух случаях боевого применения подлодок против надводных кораблей. Однако они остаются на вооружении 33 государств мира, становясь неотъемлемой частью флота.
Проект 941 «Акула» (в классификации НАТО — SSBN «Typhoon», «Тайфун») — атомные тяжелые подводные ракетные крейсеры стратегического назначения (АПРК, РПКСН). Разработаны в СССР, перешли на вооружение российского флота. Подлодки данного типа считаются самыми большими в мире.
«Акула» помогает «Бореям»
Три «Тайфуна» были утилизированы в начале 2000-х годов, сейчас осталось еще три. В настоящее время ТК-20 «Северсталь» находится у причала Беломорской военно-морской базы (БелВМБ) Северного флота, рядом — ТК-17 «Архангельск». Лодки в составе Военно-морского флота (ВМФ) РФ, но выведены из его боевого состава. Реальные боевые действия эти корабли вести не могут, поскольку требуется проведение определенных работ для восстановления технической готовности. Сегодня они безоружны. В 2018 году с этих кораблей были даже срезаны крышки ракетных шахт в рамках исполнения договора о СНВ, чтобы показать нашим заокеанским коллегам, что у нас ракет нет.
«У корабля, как и у человека, своя судьба: он рождается, живет… и после должен уйти на покой, другими словами, утилизироваться. Поэтому судьбу «Акул» решает наш ВМФ. На сегодняшний день Министерством обороны РФ принято решение, что последние две подлодки (кроме «Дмитрия Донского») будут утилизированы», — рассказал в интервью ТАСС глава «Севмаша» Михаил Будниченко.
Сегодня в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской». Он прошел модернизацию на судоверфи и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса «Булава-30». «На ТК-208 отрабатывались все детали запуска ракеты, бортового управления стартом и так далее. И уже после полной отработки ракета была запущена с подводного корабля проекта 955 «Юрий Долгорукий», — говорит Будниченко.
Запускать 40-тонную ракету с «Дмитрия Донского», минуя все полигонные и стендовые старты, позволяла его уникальная архитектура. Создатель этого корабля Сергей Ковалев гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял сам Сергей Никитич в эфире Первого канала, «это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету «Булава-30».
Но и сегодня, по словам главы «Севмаша», «Дмитрий Донской» не теряет своей роли. «Это боевая единица в составе БелВМБ Северного флота. Он ходит в море и работает вместе с нашими кораблями, участвует сейчас в испытаниях «Князя Владимира» (проект «Борей-А») и «Казани» (проект «Ясень-М»)», — отмечает Будниченко.
Однако в настоящее время, по мнению гендиректора судоверфи, подлодки проекта 941 уже не нужны, ведь «техника ушла вперед, и это закономерно». «Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность, — рассказывает Будниченко. — Поэтому сегодня на смену «Акулам» пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это — «Бореи». И сегодня они значительно более грозные, чем «Акулы», и имеют целый ряд преимуществ — скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед».
В интервью корреспонденту ТАСС командир подлодки ТК-20 «Северсталь», капитан 2-го ранга Алексей Жиганов высказал схожее мнение, что сейчас строить большой подводный корабль, подобный «Акуле», нет никакого смысла. «Естественно, сейчас мы имеем корабль, который можно либо использовать, модернизировав, но это опять же будет другое оружие — другие реалии, деньги и время. Но если будет на это соответствующая военно-политическая воля, значит, наши заводы их модернизируют», — сказал он, отметив, что в декабре 2019 года исполнится 30 лет, как крейсер «Северсталь» несет флаг ВМФ РФ.
Была заложена в 1985 году на «Севмаше». 22 декабря 1989 года на крейсере был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав Северного флота. По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего — 58).
Сейчас экипаж на «Северстали» сокращен, однако жизнь корабля поддерживается: несется суточная вооруженная вахта, ведется наблюдение за пожарной безопасностью и непотопляемостью. Ядерные реакторы, конечно, приведены в безопасное состояние, но все же наличие этого топлива на борту делает этот объект опасным и серьезным. «Акулы» — не музей, как говорят некоторые. Лодка живая, в ней все работает», — заверяет нас экипаж.
Нынешней командир «Акулы» Жиганов служит на БелВМБ с 1994 года. Пришел сюда молодым лейтенантом на «Дмитрий Донской», затем служил в Северодвинске на разных подводных лодках: в 2007-м был назначен командиром подводной лодки «Барракуда», а с 2010-го — на «Северстали».
«Конечно, — говорит он, — со временем техника морально устаревает, поэтому в современных реалиях и в развитии современной индустрии некоторые вещи можно и нужно менять». «Элементная база, на которой собрано оборудование, аппаратура 1980-х годов — уже не соответствует реалиям сегодняшнего дня, хотя она все еще работоспособна на сегодняшний момент и может выполнять те задачи, которые перед ней стояли, но можно сделать лучше. Именно это сейчас и делает «Севмаш» со своими новыми кораблями», — говорит командир «Акулы».
Лучший подарок Северному флоту
© Фото : предприятие СЕВМАШ
Символичное совпадение
День Северного флота России по воле судьбы отмечается 1 июня. Праздник совпадает по дате с Днем защиты детей. Совпадение символичное.
Северные рубежи России и население всей страны, включая миллионы детей, надежно защищает самый мощный флот России, на балансе которого в этот праздничный день появился новый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей-А» «Князь Владимир». Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов подписал акт о приёмке атомного подводного ракетоносца проекта 955А.
В составе подводных сил Северного флота появилась еще одна боевая единица. Этот корабль способен нести на борту 16 новейших межконтинентальных баллистических ракет «Булава» с дальностью полета более 9000 км. До середины XXI века АПЛ 955 «Борей» и 955А «Борей-А» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России.
В рамках действующей госпрограммы вооружения до 2027 года общее число АПЛ проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А» в составе ВМФ может возрасти до 12 единиц.
С «Князя Владимира» у «Бореев» несколько изменена конфигурация. Ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус. Это улучшило управляемость в подводном положении, а рабочая глубина погружения составляет 400 метров, уменьшено лобовое сопротивление и шумность. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек, в том числе 55 офицеров.
«Бореи» на смену «Акулам»
Успешно прошедшие испытания атомной субмарины позволили передать “Князя Владимира” в состав Северного флота к знаментальной дате, что отлично вписывается во флотские традиции и красноречиво свидетельствует о возрождении их основательной части, связанной с конкретными успехами наших кораблестроителей, и в частности, Объединённой судостроительной корпорации и предприятия «Севмаш».
Официальной датой вхождения крейсера типа “Борей-А”, который должен сменить подводные лодки проекта 941 “Акула”, в состав российского флота, станет подъем на борту Андреевского флага. День проведения торжественной церемонии уже назначен, но факт приемки сам по себе означает, что заложенный в 2012 году в присутствии верховного главнокомандующего России Владимира Путина подводный крейсер стратегического назначения в ближайшее время будет введен в боевое расписание флота.
Еще в середине мая 2020 года экипаж «Князя Владимира» показал отличную слаженность во время подводных испытаний. Приёмо-сдаточная комиссия проверила качество устранения выявленных ранее недочётов и работоспособность корабля и поставила свои подписи.
Отметим, что ходовые испытания проходили и ранее. Что касается отработки ракетных стрельб, то положительные оценки использования основного оружия были даны ещё в 2019 году. С подводного ракетоносца был произведен испытательный пуск баллистической ракеты морского базирования «Булава».
РПКСН «Князь Владимир» является новым словом в области создания стратегических ракетоносцев и обладает характеристиками, превышающими возможности подлодок предыдущих поколений. Многие параметры тактико-технических данных засекречены, но для оценки мощи субмарин проекта 955А достаточно и открытых данных. Считается, что появление в составе ВМФ России подлодок этого типа увеличит ударную мощь флота на 20 процентов.
Фото: РИА Новости/Олег Кулешов
«Князь Владимир», сконструированный в санкт-петербургском ЦКБ “Рубин” и построенный в Северодвинске — первый подводный крейсер усовершенствованного проекта 955А «Борей-А» атомных подводных лодок четвёртого поколения, спущенный на воду. Как известно, на вооружении ВМФ уже стоят субмарины проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Князья в обличии субмарин
В настоящее время Северодвинске строятся ещё четыре подводных ракетоносца проекта Борей-А»— «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Князья, великие полководцы и император в обличие субмарин призваны стать одним из основных элементов ядерной триады России.
Запуск межконтинентальных баллистических ракет с ядерным боезарядом Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники МИТ может осуществляться «Бореями» даже из-под ледяного покрова Арктики.
Для этого атомоходу не придется даже проламывать лед. Они способны производить пуск из глубины в подводном положении. Это важное отличие от подводных крейсеров, имеющих на своем борту шахты с ракетами «Синева» и «Лайнер».
Каждая “Булава” имеет по десять ядерных головных частей. Вероятное отклонение от цели поражения может составить 250—300 метров. При таком радиусе действия и ударной мощи ядерного боезаряда это незначительная погрешность. МБР «Булава» способны преодолевать системы ПРО вероятного противника.
фото: Alexyz3d / Shutterstock.com
Малозаметность и низкий уровень шума даже при максимальной скорости обеспечиваются благодаря применению специальных звукопоглощающих материалов. Конструкторы оснастили подводный крейсер самыми совершенными средствами связи и обнаружения, улучшены показатели обитаемости экипажа и живучести лодки.
Минимальная шумность — чрезвычайно важный фактор! В подводной войне он является одним из главных преимуществ. Кто первым обнаружит лодку, у того больше шансов ее поразить. В этом смысле важны так же профессионализм экипажа, его слаженность. Не случайно он был набран еще в 2017 году.
Тщательная подготовка офицерского состава этого крейсера позволяет использовать в полной мере систему управления и вооружение, а также уникальную гидроакустическую систему слежения, позволяющего акустикам превосходно видеть и слышать противника, распознавать его и мгновенно выдавать координаты цели.
Основные характеристики таковы: подводное водоизмещение — 24 тыс. тонн, длина субмарины — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов, что составляет в пересчете 53,7 км/ч, предельная глубина — 480 м, автономность — 90—100 суток. Заметны обновлённый внешний вид и более обтекаемая форма корпуса.
А что у американцев?
Работы по созданию новых носителей стратегических ядерных вооружений, таких как подводные ракетоносцы, а также новых ракет-носителей, ведутся и вероятным противником. Напомним, что американо-российский договор СНВ-III, ограничивающий количество развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет, истекает в 2021 году.
Его судьба в условиях жаркого предвыборного года в США обрела неясные очертания. Пока суммарное количество развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок не должно превышать 800 единиц, а боезарядов на развёрнутых носителях не должно быть более 1550 единиц.
Модернизация стратегических вооружений — вопрос тонкий, а развитие морского компонента одной из сторон может изменить паритет безвозвратно.
Подводный ракетоносец класса «Огайо», несущий на борту 24 МБР создан в прошлом веке, в годы так называемой холодной войны, а значит, корабли этого типа приближаются к предельному сроку службы.
Фото «Военное обозрение»
Изношенные и морально устаревшие субмарины должны заменить новыми стратегическими атомными ракетоносцами класса «Колумбия». Однако строительство этих АПЛ занимает немало времени. . Это значит, что первая подлодка может быть принята на вооружение примерно к 2031 году. Похоже, как минимум в двух направлениях глобальной конкуренции, а именно — в развитии ледокольного флота и подводных лодок стратегического назначения Россия впереди на десятилетие.
Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук, специально для GoArctic
Боевой потенциал
В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню все восточное побережье США.
Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.