0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПЛ класса Лос-Анджелес

Los Angeles

У каждого поколения своя правда в подводном конфликте

Сильные и слабые стороны подводных дуэлянтов до выхода на исходные позиции нам уже известны («В первом погружении»). Зная арсенал средств и условия ведения боя, проанализируем, как могут действовать различные лодки в поединке один на один.Тактика действия подводных лодок определяется руководящими документами, которые имеются в каждом флоте. Они, как правило, секретные. Однако исходя из логики вероятного развития событий, возможностей вооружения и технических средств подводных лодок характер их действий прогнозируется с достаточной для качественной оценки точностью.

Содержание

  • 1 Дизайн
    • 1.1 Рейсы
    • 1.2 Возможности
    • 1.3 Оружие
    • 1.4 Системы управления
    • 1.5 Датчики
      • 1.5.1 Сонар
        • 1.5.1.1 AN / BQQ-5
        • 1.5.1.2 AN / BQQ-10
    • 1.6 Инженерные и вспомогательные системы
    • 1.7 Двигательная установка
    • 1.8 Флот
  • 2 В популярной культуре
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Атомные подводные лодки типа “Тresher”

SSN-593 “Тresher” 1961/1963
SSN-594 “Permit” 1962/1991
SSN-595 “Plunger” 1962/1990
SSN-596 “Barb” 1963/1989
SSN-603 “Pollack” 1964/1989
SSN-604 “Haddo” 1964/1991
SSN-605 “Jack” 1967/1990
SSN-606 “Tinosa” 1964/1992
SSN-607 “Dace” 1964/1988
SSN-612 “Guardfish” 1966/1992
SSN-613 “Flasher” 1966/1992
SSN-614 “Greenling” 1967/1994
SSN-615 “Gato” 1968/1996
SSN-621 “Haddoc” 1967/1993

АПЛ типа «Трешер» — серия из 14 ударных атомных подводных лодок, находившихся на вооружении в ВМС Соединенных Штатов с начала 1960-х годов до 1996 года. После гибели головной лодки всю серию стали называть по имени второй АПЛ — «Пермит».

1956 году, по инициативе начальника штаба ВМС США адмирала Арли Берна, Комитетом по подводной войне (Committee on Undersea Warfare) Национальной академии наук был начат исследовательский проект «Нобска». В результате были созданы несколько типов глубоководных сверхмалошумных подводных лодок с гидроакустическими станциями дальнего действия.

ПРОЕКТ
Одним из таких типов были АПЛ «Трешер» — ударные подводные лодки (SSN — Ship Submarine Nuclear — «подводный атомный корабль»), предназначенные для борьбы с советскими субмаринами и созданные для замены устаревших подлодок типа «Скипджек».

Заказ на изготовление первой лодки серии получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года. Закладка АПЛ «Трешер» состоялась 28 мая 1958-го. Спуск на воду — 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961-го под командованием коммандера Дина Л. Эйзена.

Остальные 13 АПЛ были заложены с июля 1959 по апрель 1961 года и вошли в строй в 1962-1967 годах.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
АПЛ этого типа имели ядерный реактор S5W, уже показавший свои достоинства на подлодках «Скипджек». Конструкция новой субмарины была радикально переработана. «Трешер» имел в носовом отсеке большую сферическую гидроакустическую станцию (ГАС). Торпедные аппараты были размещены у миделя, в центральной части корпуса, — по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки (как у лодок типа «Таллиби» и «Стерджен»). Такое размещение гидролокатора было оптимальным для обнаружения целей на большом расстоянии.

Горизонтальные рули расположили на ограждении рубки, чтобы обеспечить лучшие условия работы гидроакустической аппаратуры, расположенной в носу подлодки. АПЛ «Трешер» имели самую маленькую рубку среди американских лодок. Это снижало сопротивление воды, позволяя достигать в подводном положении скорости в 33 узла. Но маленькая рубка создавала проблемы в размещении перископов и мачт с датчиками. Кроме того, затрудняла управление в надводном положении при сильном волнении. Поэтому на последних АПЛ этого типа рубка была увеличена. Первоначально на эти субмарины устанавливался пятилопастной винт. Но из-за его взаимодействия с турбулентным следом от рубки и рулей глубины возникал дополнительный шум. Проблему решили, заменив гребной винт на семилопастной. Правда, это снизило скорость до 28-29 узлов. Как и на подлодках «Скипджек», на «Трешере» использовали сталь повышенной прочности — HY-80 (с пределом текучести 56-60 кг/мм²), но усовершенствование конструкции корпуса позволило увеличить испытательную глубину погружения до 400 м.

СЛУЖБА
Лодки типа «Трешер»/«Пермит» несли службу во многих морях мирового океана в течение тридцати лет — с 1961 по начало 1990-х годов. Служба АПЛ была отмечена несколькими инцидентами. Так, 10 мая 1962 года, за две недели до ввода в строй ВМФ США, вторая лодка проекта — «Пермит» — в районе островов Фараллон столкнулась с грузовым судном «Гавайен Ситизен». 10 апреля 1963 года затонула головная лодка «Трешер».
15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение на глубине около 61 м АПЛ «Гато» (SSN-615) с советской лодкой К-19. «Гато» была первой атомной подводной лодкой, обогнувшей Южную Америку, пройдя Магелланов пролив, и первой прошедшей через Панамский канал. С 1988 по 1996 год все лодки (кроме погибшей «Трешер») были списаны и переработаны по программе утилизации атомных судов.

Первой АПЛ этой серии стала “Трешер”, оборудованная опытной энергетической установкой типа S5W. Прочный корпус АПЛ был сделан из стали HY80, а максимальная глубина погружения достигала 400 м. 10 апреля 1963 года подводная лодка затонула. Весь экипаж погиб. Эта авария послужила причиной модификаций в конструкции лодок этой серии. Класс получил название от второй лодки этой серии, модернизированной АПЛ – Permit.

Строительство “Трешер”, стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМС США под командование капитан – лейтенанта Д. Харви. Американские судостроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев. Летом 1962 г. “Трешер” была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.

10 апреля 1963г., через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике лодка затонула с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель “Челенджера” много лет спустя. К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну “Атлантис-2” и батискафу “Триест”. В поисковых операциях учавствовало несколько десятков боевых кораблей ( в том числе и атомные подводные лодки ), а также другие суда и спец средства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки “Трешер” и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно опредилить место её гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41 градус 43 минуты с.ш. и 64 градуса 57 минут з.д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идёт о катострофах на подводных лодках, с точностью установить не удалось. Комиссия, опубликовавшая свои заключения полтора года спустя, высказала следующие предположительные причины:
1. Акт саботажа или диверсия;
2. Поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций;
3. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной ( хотя
в процессе эксплуатации за год “Трешер” сорок раз погружалась на пре-
дельную глубину );
4. Провал подводной лодки за предельную глубину из-за неправильных
действий личного состава.

Моральную вину за катастрофу материалы комиссии возлагают на высших военных руководителей США. В условиях гонки вооружений качество оборудования отходило на второй план, предпочтение отдавалось увеличению боевой мощи. Кроме того, сдача подводной лодки в установленный срок поощрялась наградами, повышением по службе и премиями как конструкторам, так и ответственным работникам ВМС. Уже на следующий день после гибели лодки в адрес командования ВМС посыпались упрёки – перед выходом в море у многих членов экипажа были сомнения в подготовленности лодки к предстоящему плаванию.

20 июня 1963 года комиссия по расследованию выдает на суд общественности краткий отчет о проделанной работе. Он выглядит весьма общим, поскольку большинство данных считаются секретными. Естественно, никто точно так и не узнал, что же произошло на борту “Трешер”, но на основании выявленных просчетов комиссии удалось выявить возможные последствия и загрузить полученные исходные данные для анализа в ЭВМ. За наиболее вероятную версию катастрофы компьютер принял следующую:
– утром 10 апреля “Трэшер” находился на максимальной тестовой глубине, то есть на глубине не менее 330 м. Лодка шла со скоростью 15 км/ч и вскоре сменила курс.
– В 9.09 в корпусе субмарины или в трубопроводной системе появилась пробоина примерно с ноготь величиной. В ту же минуту резко упала мощность насоса, поставляющего холодную воду для реактора. Командир Харвей приказал “продуть” цистерны и подниматься на поверхность.
– В 9.11 “продувка” внезапно прервалась, вероятно из-за короткого замыкания в электрической цепи, после чего появились сбои в системе сжатого воздуха, вызванные возможным оледенением.
– В 9.12 отключился реактор – короткое замыкание. Электрическому двигателю, который в аварийных случаях замещает реактор, требуется на “разгон” от 10 до 50 секунд. Естественно, в этот период неизбежно падает скорость судна, что и случилось с “Трешер”.
– В 9.13 с лодки пришло последнее сообщение. Одновременно была проведена вторая попытка накачать цистерны сжатым воздухом, шум которого слышен снова 30 секунд спустя. В этот момент отказали практически все жизненно важные системы “Трешер”.
– Компьютер заключает: “Гибель в 9.18”.

Катастрофа с американской атомной подводной лодкой неоднократно анализировалась в СССР. В этой связи можно отметить серьёзные и весьма полезные для подводников исследования, проведённые инженерами Г. Лисовым и А. Нарусбаевым ( “Тайна гибели “Трешер” ). Институт ВМФ СССР издал специальную брошюру с красноречивым названием “Гибель подводной лодки “Трешер” заложена в её проектировании”. Разумеется обе книги в достаточной степени политизированы.

Водоизмещение надводное 3210 т
Водоизмещение подводное 3420 т
Размерения, м:
— длина: 85
— ширина: 9,8
— осадка: 7,9
ГЭУ: реактор с водяным охлаждением под давлением «Вестингауз» S5W PWR, две паровые турбины мощностью 11,2 МВт
Скорость, узлов:
— надводная: 15
— подводная: 28
Глубина погружения, м: рабочая: 400
Вооружение: 4 х 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Мк 48, четыре — шесть противолодочных ракет САБРОК или четыре ракеты «Гарпун» с подводным стартом
Экипаж, чел.: 112

В истории было три великих кампании с участием подводных лодок и одна продолжительная дуэль. В первой и второй битвах в Атлантике немецкие подводные лодки выступали против конвоев и самолетов Великобритании и США. Немцы в ходе начальной кампании едва не одержали верх в Первой мировой войне, а во второй нанесли серьезный урон силам союзников. В ходе третьей великой кампании субмарины ВМС США уничтожили практически весь торговый флот Японии, поставив японскую экономику на колени. Американские подводники также нанесли сокрушительный удар по императорскому флоту Японии, потопив несколько крупных боевых кораблей, включая линкоры.

Читать еще:  Подводный крейсер Проект 941 «Тайфун» (СССР)

Но больше всего воспоминаний о современной подводной войне осталось, конечно же, от длившейся сорок лет дуэли между подводными лодками СССР и субмаринами различных флотов НАТО. В ходе холодной войны стратегический характер лодок менялся. Из дешевых и эффективных убийц крупных кораблей они сами стали крупными боевыми кораблями. В первую очередь, это относится к «бумерам» — атомным подводным лодкам, несущим на своем борту столько ядерного оружия, что его хватит для уничтожения миллионов людей за считанные минуты.

Если говорить о списке «пяти величайших», то он зависит от разных параметров и различных показателей, на основе которых составляются рейтинги. Мы будем применять систему показателей, в которой учитывается стратегическая ценность конкретных классов субмарин, а не только их технические возможности. При этом нам надо будет ответить на следующие вопросы:

— Стала ли подводная лодка экономически выгодным и рентабельным решением общенациональной стратегической задачи?

— Имела ли подводная лодка серьезные преимущества над своими современницами?

— Был ли проект подводной лодки новаторским?

Исходя из этого, представляем пять лучших подводных лодок всех времен.

U-31

В период с 1912 по 1915 годы было построено 11 лодок класса U-31. Они дважды принимали активное участие в боевых действиях в Первой мировой войне: на начальном этапе, когда велась неограниченная война, и в 1917 году, когда Германия решила пойти ва-банк и нанести мощный удар по Британской империи, поставив ее на колени. Четыре из 11 лодок (U-35, U-39, U-38 и U-34) стали главными убийцами в ходе Первой мировой войны. А если считать водоизмещение потопленных кораблей, то эти лодки вошли в первую пятерку за всю историю использования субмарин (третье место заняла лодка U-48 типа VII). Занимающая первое место U-35 потопила 224 корабля общим водоизмещением свыше полумиллиона тонн.

Лодки U-31 стали эволюционным, а не революционным проектом. Это был новейший образец немецкой техники того времени, но он не очень сильно отличался от ближайших предшественников и тех лодок, что появились сразу вслед за ним. У этих подводных лодок была хорошая дальность хода, орудие на палубе для уничтожения малых судов, и скорость в надводном положении выше, чем в подводном. Такие характеристики позволяли лодкам класса U-31 и им равным наносить ущерб противнику, уходя при этом от более мощных надводных кораблей. Это была надежная и скрытная техника, благодаря которой Германия едва не вынудила Британию выйти из войны. И лишь вступление в войну США в сочетании с разработкой новых тактических способов проводки конвоев королевскими ВМС позволили сдержать наступление субмарин. Три из 11 подводных лодок пережили войну, и их экипажи в итоге сдались союзникам.

Balao

С самого начала Второй мировой войны было ясно, что у подводных лодок имеется большой потенциал для борьбы с Японской империей. Для выживания японской промышленности был нужен выход на природные ресурсы Юго-Восточной Азии. Отрезать Японию от этих ресурсов означало победить в войне. Но до войны подводный флот США был весьма немногочисленным, у него не было проработанной доктрины, а торпеды были низкого качества. Однако построенные во время войны подводные лодки — а это были в основном субмарины класса Gato и Balao — со временем уничтожили практически весь торговый флот Японии.

Класс Balao стал зенитом славы субмарин с обтекаемым корпусом. Война на Тихом океане требовала повышения дальности хода и больших удобств для экипажа по сравнению с действиями в довольно уютной и небольшой Атлантике. Как и их предшественницы из класса Gato, лодки Balao были менее маневренными, чем немецкие субмарины типа VII, но этот недостаток восполнялся прочностью корпуса и качеством конструкции. По сравнению с лодками типа VII, субмарины Balao имели большую дальность хода и скорость, обладали более крупным калибром палубного орудия, у них было больше торпедных аппаратов. Конечно, лодки Balao действовали совсем в других условиях, воюя с противником, который не очень хорошо умел вести противолодочную борьбу. Самой крупной победой для лодок Balao стал потопленный субмариной Archerfish авианосец императорского флота Японии «Синано».

11 из 120 лодок этого класса были потеряны, причем две из них — в результате послевоенных аварий. После войны лодки класса Balao стали поставлять флотам некоторых дружественных стран, где они продолжали служить на протяжении десятков лет. Одна из них, бывшая субмарина ВМС США Tusk, по-прежнему в строю. Она носит название Hai Pao и находится в составе ВМС Тайваня.

Тип XXI

Лодка типа XXI чем-то похожа на самолет Мессершмит Me 262. Она могла стать оружием победы, но появилась слишком поздно, и сыграть сколь-либо значимую роль не успела. Подводные лодки типа XXI стали первыми по-настоящему океанскими субмаринами с обтекаемым корпусом из числа поступивших в массовое производство. В подводном положении они обладали лучшими характеристиками, чем в надводном. В этом проекте отказались от палубного орудия, получив взамен лучшие показатели по скорости и малозаметности. Эта лодка на многие годы стала образцом конструкторской мысли.

Также по теме: Взлет и падение линкоров

Войска союзников в ходе противолодочной войны стремились искать лодки в надводном положении (обычно так они следовали в район патрулирования), а затем направляли в этот район средства для их уничтожения (включая корабли и самолеты). В 1944 году союзники начали разрабатывать тактику борьбы с немецкими лодками, шедшими на перископной глубине и не нуждавшимися во всплытии. Но они не были готовы сражаться с субмаринами, способными двигаться в подводном положении со скоростью 20 узлов.

По сути дела, тип XXI обладал такими характеристиками малозаметности, которые позволяли ему избегать обнаружения вплоть до нанесения удара по противнику, а затем уходить на высокой скорости. В Германии строилось 118 таких лодок, но из-за различных проблем в промышленности в строй она сумела ввести всего четыре. И ни одна из них не успела потопить вражеский корабль. Войска союзников захватили оставшиеся лодки типа XXI в качестве трофеев, и на их основе создавали собственные проекты, разрабатывая более современную противолодочную технику и тактику борьбы с субмаринами. Так, тип XXI лег в основу советских подводных лодок проекта 613 (класс Whiskey по натовской классификации), а со временем по этому образцу крупную партию субмарин построили китайцы.

George Washington

Мы сегодня как должное воспринимаем самый распространенный компонент сил ядерного сдерживания — атомную подводную лодку, ощетинившуюся ракетами и способную разрушить дюжину городов на другом континенте. Такие подводные лодки являются самой надежной составляющей ядерной триады, поскольку никакой противник не в состоянии уничтожить целый подводный флот до того, как полетят ракеты.

Создание этого компонента сдерживания началось в 1960 году с подводной лодки George Washington. Это увеличенная версия атомных ударных подводных лодок класса Skipjack. В конструкции субмарины George Washington предусмотрено место для 16 баллистических ракет «Поларис». Когда «Поларисы» поступили на вооружение, эта подводная лодка получила возможность наносить удары по целям на удалении до 1600 километров, используя головную часть мощностью 600 килотонн. Со временем лодки получили более современные ракеты «Поларис-3» с тремя боеголовками и с дальностью 4000 километров. Лодки класса George Washington были довольно медленными для ударных субмарин, но исключительно тихими. Ракетоносец George Washington положил начало тактике ядерного сдерживания «уходи и прячься», которую до сих пор используют пять из девяти ядерных держав мира.

До 1967 года лодки George Washington и их сестры были единственными современными «бумерами». Их громыхающие советские аналоги несли на борту лишь по три ракеты, и для производства пуска обычно должны были всплывать на поверхность. Из-за этого снижалась их ценность как компонента сдерживания. Но вскоре практически все ядерные державы скопировали лодки класса George Washington. Первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Yankee вошла в боевой состав флота в 1967 году, первая лодка класса Resolution в 1968-м, а первая французская субмарина Redoutable в 1971-м. За ними со временем последовал Китай, хотя первая по-настоящему современная атомная подводная лодка-ракетоносец была введена в строй в КНР совсем недавно. Ракетоносная атомная субмарина индийских ВМС Arihant войдет в боевой состав в будущем году или чуть позднее.

Читайте также: Пять кораблей — реальное будущее китайских ВМС

Пять лодок класса George Washington выполняли задачи по патрулированию вплоть до 1982 года, когда из-за договора ОСВ-2 их пришлось снять с вооружения. Три из пяти субмарин (включая первую George Washington) оставались в строю в качестве атомных ударных подводных лодок еще несколько лет.

Los Angeles

Эти лодки увековечил в своих книгах «Охота за „Красным Октябрем“» и «Красный шторм поднимается» Том Клэнси. Подводные лодки Los Angeles — это самый большой по численности класс атомных субмарин в истории. Всего было построено 62 лодки этого проекта, а первая вступила в строй в 1976 году. 41 лодка остается в боевом составе ВМС по сей день, составляя костяк подводного флота США.

Подводная лодка типа Los Angeles (или проект 688) — это выдающийся образец оружия холодной войны, способный с одинаковой степенью эффективности вести борьбу с надводными и подводными кораблями. В случае начала войны они должны были проникать в районы расположения советских баз, где российские атомные субмарины с баллистическими ракетами находились под плотной защитой подводных лодок, надводных кораблей и самолетов, а также защищать американские авианосные ударные группы.

В 1991 году две ударные лодки типа Los Angeles произвели первый за всю историю залповый пуск крылатых ракет по наземным целям. Появилось совершенно новое представление о том, как подводные лодки могут влиять на ход и исход войны. Субмарины с крылатыми ракетами издавна участвовали в дуэли между США и СССР в годы холодной войны, но основное внимание тогда уделялось доставке ядерных боеприпасов к цели и ударам по кораблям. Ракеты «Томагавк» морского базирования дали США новое средство борьбы с системами ограничения и воспрещения доступа и маневра. Эта концепция оказалась настолько успешной, что четыре «бумера» класса Ohio переоснастили крылатыми ракетами, а подводная лодка Florida наносила первые удары в ходе интервенции в Ливии.

Последняя подводная лодка класса Los Angeles может быть выведена из состава ВМС в какой-то момент в 2020 годы, хотя посторонние факторы могут задержать этот процесс. К тому времени новые образцы наверняка превзойдут проект 688 по возможностям нанесения ударов против наземных целей, а также ведения противолодочной борьбы. Тем не менее, лодки Los Angeles уже увековечили себя в истории как главное подводное оружие самых сильных в мире ВМС на протяжении пяти десятилетий.

Заключение

К счастью, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз не допустили прямого конфликта в годы холодной войны. А это значит, что техника и приемы современной подводной войны никогда не применялись в состоянии гнева. Тем не менее, каждая страна, претендующая на звание серьезной морской державы, строит или покупает современные подводные лодки. Новая война подводных лодок будет очень сильно отличаться от предыдущей, и сейчас трудно спрогнозировать, какой она будет. Но мы можем с уверенностью говорить о том, что эта борьба будет вестись молча.

Читать еще:  Фрегат УРО типа «Barbaros» (Mod. MEKO 200) (Турция)

Следует также с почтением отметить следующие образцы подводных лодок: Ohio, 260O-21, проект 941 «Акула», проект 705 «Лира», Seawolf, Swiftsure, I-201, проект 636 «Варшавянка», лодки типа С, тип VII.

Роберт Фарли (Robert Farley) — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На возникшую угрозу со стороны подводных лодок класса «Акула» военно-морские силы США ответили созданием многоцелевых атомных субмарин класса Seawolf. Эти подводные лодки изготовлялись из стали марки HY-100 толщиной два дюйма для того, чтобы лучше справляться с давлением во время глубинного погружения.

Сталь марки HY-100 примерно на 20% прочнее, чем стальной сплав HY-80, использовавшийся при строительстве подлодок класса Los Angeles. В результате новые подводные лодки получили возможность погружаться на глубину до 600 метров, тогда как, глубина разрушения (crush depth) у них составляет от 730 метров до 900 метров.

Длина субмарин класса Seawolf равняется 107,6 метра, и они немного короче своих предшественниц — всего на два метра, однако их ширина составляет 12,2 метра, то есть они на 20% шире. Такая ширина делает их существенно тяжелее подводных кораблей предыдущей серии, а их водоизмещение в погруженном состоянии составляет 12158 тонн.

На всех подлодках класса Seawolf установлен атомный реактор S6W компании Westinghouse, который снабжает энергией две паровые турбины общей мощностью 52 тысячи лошадиных сил. На подводных лодках этого класса впервые стал использоваться водометный движитель насосного типа — такие же движители были установлены на новейших подлодках класса Virginia. В результате субмарины класса Seawolf способны развивать в надводном положении скорость в 18 узлов, их максимальная подводная скорость составляет 35 узлов, а бесшумная — 20 узлов.

Подлодки класса Seawolf оснащены размещенной в носовой части 7-метровой сферической гидроакустической антенной BQQ 5D с активными и пассивными трактами, а также обладающими широкой апертурой бортовыми пассивными акустическими антеннами. Через некоторые время на подлодках этого класса дополнительно стали устанавливаться гибкие протяженные буксируемые антенны TB-29A. Помимо этого, на них монтируются гидроакустические системы BQS 24 для обнаружения таких близкорасположенных объектов как мины.

Модернизации и переоборудования

Лодки типа Лос Анджелес за время своей службы успели принять участие во многих операциях: девять АПЛ этого типа принимали участие в войне в Персидском заливе в 1991 году. Находясь на боевых позициях в восточной части Средиземного моря, две лодки произвели первый пуск крылатой ракеты «Томагавк» по территории Ирака. Так же участвовали в конфликтах в Косово и Афганистане. В середине 2001 года подводная лодка USS Scranton (SSN-756) совершила всплытие в арктических льдах.

24 мая 2012 года на борту USS Miami (SSN-755), базировавшейся на тот момент в Портсмуте (штат Мэн), произошёл пожар, в результате которого пострадали четыре пожарных, тушивших возгорание. По словам руководства верфи, очаг возгорания находился в носовом отсеке подлодки, реактор в этот момент был отключён и не пострадал. Позже выяснилось, что причиной возгорания стал маляр, оставивший в конце рабочей смены включённый пылесос, которые в итоге и загорелся, из-за случайно попавших его шланг тряпок. Стоимость ремонта примерно была оценена в 450 миллионов долларов, контракт на ремонт выдан Electric Boat Corp командованием морских систем ВМС США. Однако год спустя, уже потратив 71 миллион долларов на подготовительные работы для ремонта, было решено отказаться от восстановления списать USS Miami (SSN-755) на утилизацию.

14 октября 2012 года подлодка USS Montpelier (SSN-765) и ракетный крейсер CG-56 San Jacinto столкнулись в ночь с субботы на воскресенье, во время плановых учений около восточного побережья США. Никто из членов экипажей не пострадал. Дозорные крейсера San Jacinto заранее увидели поднятый над водой перископ подлодки «Монпелье», однако избежать удара не удалось. В результате столкновения был поврежден обтекатель гидролокатора крейсера. Атомный реактор подлодки остался невредим. Оба корабля остались на ходу. В данный момент ведется расследование обстоятельств произошедшего.

25 ноября 2013 года USS Dallas (SSN-700) возвращается на военно-морскую базу Нью-Лондон в Гротоне (штат Коннектикут) из своего последнего плавания, за время которого преодолела около 34 000 миль, посетив с визитами порты Бахрейна, о. Диего-Гарсия, Испании и Португалии.

Подводные лодки типа Sturgeon class (США)

Подводные лодки типа Sturgeon class — серия из 37 многоцелевых АПЛ. Это крупнейшая серия атомных подлодок стояла на вооружении ВМС США с 1967 по 2004 год. Подводные лодки типа Sturgeon class (пер. англ. «Осетр») были усовершенствованной и немного увеличенной версией лодок типа Permit class (также известные как Thresher class, пока первая лодка серии USS Thresher не была потеряна). АПЛ типа Sturgeon class получили дополнительную защиту от шумоизлучения и новые электронные системы. Серия строилась в период с 1965-го по 1974 год. До появления лодок типа Los Angeles classes это была самая крупная серия кораблей с ядерной энергетической установкой.

АПЛ этого типа создавались как охотники за советскими подводными лодками и были «рабочими лошадками» подводного флота США на протяжении большей части холодной войны. Кроме того, на лодки данной серии возлагались разведывательные задачи у берегов вероятного противника. Контракт на строительство головной лодки серии был получен 30 ноября 1961 года компанией «Electric Boat» — подразделением корпорации «General Dynamics» (г. Гротон, шт Коннектикут). АПЛ USS Sturgeon была заложена 10 августа 1963 года. Спущена на воду 26 февраля 1966 года и вошла в строй 3 марта 1967-го.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Субмарины типа Sturgeon class, как и АПЛ предшествовавшего типа, предназначались главным образом для борьбы с подводными лодками. Это обусловило особенность их компоновки. Так, торпедные аппараты были расположены у миделя (в центральной части корпуса) позади боевой рубки — по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки. Такое расположение торпедного отсека обеспечило быстрый выбор оружия и перезарядку аппаратов. Это позволило также разместить в носовой части сонар больших размеров, чем на лодках с носовыми торпедными аппаратами. Для улучшения эффективности работы гидроакустической станции (ГАК) носовая обшивка сонара была выполнена из поликарбонатных материалов. АПЛ Sturgeon class, в отличие от конусообразных «быстроходных» корпусов ранних типов лодок, имел длинный, низкий надводный борт, параллельный продольной оси, что позволило обеспечить больший внутренний объем лодки.

Обводы легкого корпуса были плавными и гладкими, лишенными ненужных выступов, которые могли стать причиной повышения шумности. На патрулировании USS «Sturgeon» должна была двигаться главным образом на малых скоростях не только для того, чтобы ограничить возможности обнаружения противником, но и для уменьшения влияния шума воды, возникавшего при обтекании корпуса, на свои средства обнаружения. Горизонтальные рули, установленные на рубке, были спроектированы таким образом, что могли устанавливаться в вертикальное положение. Они могли использоваться для раскалывания нетолстого льда при всплытии в высоких широтах Северного Ледовитого океане. Винт большого диаметра за крестообразно расположенными рулями вращался валом, проходившим вдоль диаметральной линии лодки.

ВООРУЖЕНИЕ И АКУСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Лодки типа Sturgeon class через торпедные аппараты в центральной части корпуса могли использовать, в зависимости от вида цели, оружие, соответствующее калибру торпедных аппаратов. Это могли быть дистанционно управляемые торпеды Mk.48, применяемые против подводных и надводных целей на дальностях до 50 км, противокорабельные ракеты UGM-84 Harpoon для внезапных атак надводных целей, противолодочные ракеты UUM-44 SUBROC с ядерными зарядами для уничтожения важных подводных целей на больших дальностях или мины. На АПЛ устанавливался активный ГАК AN/BQS-6 с большим количеством отдельных приемоизлучающих систем, вписанных в сферу диаметром 4,5 м. Для ведения разведки применялся также пассивный ГАК AN/BQR-7. Кроме носового при выполнении разведывательных задач использовался также буксируемый сонар, так как он был более чувствительным.

В общей сложности семь лодок типа Sturgeon class были модифицированы для перевозки сухого палубного укрытия SEAL (DDS). Подводные лодки оснащенные модулем DDS, выполняли миссии по поддержки скрытных операций морского спецназа SEAL. DDS представляет собой погружной пусковой ангар с камерой запирания, прикрепленной к отгрузочному люку корабля, предназначенного для доставки оружия на средние и малые корабли, что облегчает использование средств доставки SEAL.

ОПЕРАЦИЯ «ХОЛИ СТОУН»

Последние девять единиц АПЛ типа Sturgeon class имели на 10 футов (3,0 м) более удлиненный корпус для размещения электронной аппаратуры. Этот факт не афишировался, так как «удлиненные» лодки принимали участие в одной из самых секретных разведывательных программ холодной войны — «Холи стоун», которая началась еще в конце 1960-х годов. Программа включала использование лодок этого класса для скрытного слежения за советскими ПЛ и для сбора разведывательных данных вблизи побережья СССР и других недружественных США государств. Именно по этой причине так часто американские субмарины оказывались вблизи советских ПЛ, что становилось предпосылкой для столкновений. В 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской АПЛ «К-2П» с американской подлодкой. Комиссия установила, что американская лодка следила за нашей, оставаясь для нее в акустической тени. Когда наша подлодка изменила курс, американская потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской АПЛ. По отдельным деталям удалось установить, что столкновение произошло именно с лодкой класса Sturgeon class.

Технические характеристики АПЛ Sturgeon class
Экипаж, чел.: 107 (из них 14 офицеров)
Водоизмещение надводное 4250 т, 4460 т (SSN 678-687)
Водоизмещение подводное 4780 т, 4960 т (SSN 678-687)
Длина наибольшая (по КВЛ) 89,06 м, 92,05 м (SSN 678-687)
Ширина корпуса наиб. 9,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,73 м
Силовая установка АЭУ S5WS5W reactor, две паровые турбины по 11,2 МВт, один семилопастный винт
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 20-25 узлов
Глубина погружения, м:
— рабочая: 400
— предельная: 600
Вооружение: 4 х 533-мм торпедных аппарата Mk.63, шесть противолодочных ракет UUM-44 SUBROC (позднее заменены 15 противолодочными торпедами Mk.48, четырьмя UUM-44 SUBROC и четырьмя противокорабельными ракетами UGM-84 Harpoon с подводным стартом) или 46 мин Mk.57, Mk.60 или Mk.67; к концу 1980-х гг. типовой боекомплект включал 15 торпед Mk.48, четыре ракеты UGM-84 Harpoon с подводным стартом и четыре крылатые ракеты «Tomahawk»

В первом погружении

«Военно-промышленный курьер» моделирует поединок подводных лодок

Возможности различных сил в противодействии подводным лодкам – одна из самых скупо представленных в открытой печати сфер. В значительной мере это связано с тем, что сам процесс поиска субмарины и последующего боя с ней более подвержен случайностям, нежели решение других основных задач вооруженной борьбы на море. Менее всего информации о вероятном исходе поединка двух подводных лодок. Между тем без его оценки невозможно сравнить субмарины разных стран, как и определить способность флотов решать задачи противолодочной борьбы.

Атомные подводные лодки типа “Тresher”

SSN-593 “Тresher” 1961/1963
SSN-594 “Permit” 1962/1991
SSN-595 “Plunger” 1962/1990
SSN-596 “Barb” 1963/1989
SSN-603 “Pollack” 1964/1989
SSN-604 “Haddo” 1964/1991
SSN-605 “Jack” 1967/1990
SSN-606 “Tinosa” 1964/1992
SSN-607 “Dace” 1964/1988
SSN-612 “Guardfish” 1966/1992
SSN-613 “Flasher” 1966/1992
SSN-614 “Greenling” 1967/1994
SSN-615 “Gato” 1968/1996
SSN-621 “Haddoc” 1967/1993

АПЛ типа «Трешер» — серия из 14 ударных атомных подводных лодок, находившихся на вооружении в ВМС Соединенных Штатов с начала 1960-х годов до 1996 года. После гибели головной лодки всю серию стали называть по имени второй АПЛ — «Пермит».

1956 году, по инициативе начальника штаба ВМС США адмирала Арли Берна, Комитетом по подводной войне (Committee on Undersea Warfare) Национальной академии наук был начат исследовательский проект «Нобска». В результате были созданы несколько типов глубоководных сверхмалошумных подводных лодок с гидроакустическими станциями дальнего действия.

ПРОЕКТ
Одним из таких типов были АПЛ «Трешер» — ударные подводные лодки (SSN — Ship Submarine Nuclear — «подводный атомный корабль»), предназначенные для борьбы с советскими субмаринами и созданные для замены устаревших подлодок типа «Скипджек».

Заказ на изготовление первой лодки серии получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года. Закладка АПЛ «Трешер» состоялась 28 мая 1958-го. Спуск на воду — 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961-го под командованием коммандера Дина Л. Эйзена.

Остальные 13 АПЛ были заложены с июля 1959 по апрель 1961 года и вошли в строй в 1962-1967 годах.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
АПЛ этого типа имели ядерный реактор S5W, уже показавший свои достоинства на подлодках «Скипджек». Конструкция новой субмарины была радикально переработана. «Трешер» имел в носовом отсеке большую сферическую гидроакустическую станцию (ГАС). Торпедные аппараты были размещены у миделя, в центральной части корпуса, — по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки (как у лодок типа «Таллиби» и «Стерджен»). Такое размещение гидролокатора было оптимальным для обнаружения целей на большом расстоянии.

Горизонтальные рули расположили на ограждении рубки, чтобы обеспечить лучшие условия работы гидроакустической аппаратуры, расположенной в носу подлодки. АПЛ «Трешер» имели самую маленькую рубку среди американских лодок. Это снижало сопротивление воды, позволяя достигать в подводном положении скорости в 33 узла. Но маленькая рубка создавала проблемы в размещении перископов и мачт с датчиками. Кроме того, затрудняла управление в надводном положении при сильном волнении. Поэтому на последних АПЛ этого типа рубка была увеличена. Первоначально на эти субмарины устанавливался пятилопастной винт. Но из-за его взаимодействия с турбулентным следом от рубки и рулей глубины возникал дополнительный шум. Проблему решили, заменив гребной винт на семилопастной. Правда, это снизило скорость до 28-29 узлов. Как и на подлодках «Скипджек», на «Трешере» использовали сталь повышенной прочности — HY-80 (с пределом текучести 56-60 кг/мм²), но усовершенствование конструкции корпуса позволило увеличить испытательную глубину погружения до 400 м.

СЛУЖБА
Лодки типа «Трешер»/«Пермит» несли службу во многих морях мирового океана в течение тридцати лет — с 1961 по начало 1990-х годов. Служба АПЛ была отмечена несколькими инцидентами. Так, 10 мая 1962 года, за две недели до ввода в строй ВМФ США, вторая лодка проекта — «Пермит» — в районе островов Фараллон столкнулась с грузовым судном «Гавайен Ситизен». 10 апреля 1963 года затонула головная лодка «Трешер».
15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение на глубине около 61 м АПЛ «Гато» (SSN-615) с советской лодкой К-19. «Гато» была первой атомной подводной лодкой, обогнувшей Южную Америку, пройдя Магелланов пролив, и первой прошедшей через Панамский канал. С 1988 по 1996 год все лодки (кроме погибшей «Трешер») были списаны и переработаны по программе утилизации атомных судов.

Первой АПЛ этой серии стала “Трешер”, оборудованная опытной энергетической установкой типа S5W. Прочный корпус АПЛ был сделан из стали HY80, а максимальная глубина погружения достигала 400 м. 10 апреля 1963 года подводная лодка затонула. Весь экипаж погиб. Эта авария послужила причиной модификаций в конструкции лодок этой серии. Класс получил название от второй лодки этой серии, модернизированной АПЛ – Permit.

Строительство “Трешер”, стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМС США под командование капитан – лейтенанта Д. Харви. Американские судостроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев. Летом 1962 г. “Трешер” была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.

10 апреля 1963г., через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике лодка затонула с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель “Челенджера” много лет спустя. К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну “Атлантис-2” и батискафу “Триест”. В поисковых операциях учавствовало несколько десятков боевых кораблей ( в том числе и атомные подводные лодки ), а также другие суда и спец средства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки “Трешер” и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно опредилить место её гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41 градус 43 минуты с.ш. и 64 градуса 57 минут з.д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идёт о катострофах на подводных лодках, с точностью установить не удалось. Комиссия, опубликовавшая свои заключения полтора года спустя, высказала следующие предположительные причины:
1. Акт саботажа или диверсия;
2. Поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций;
3. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной ( хотя
в процессе эксплуатации за год “Трешер” сорок раз погружалась на пре-
дельную глубину );
4. Провал подводной лодки за предельную глубину из-за неправильных
действий личного состава.

Моральную вину за катастрофу материалы комиссии возлагают на высших военных руководителей США. В условиях гонки вооружений качество оборудования отходило на второй план, предпочтение отдавалось увеличению боевой мощи. Кроме того, сдача подводной лодки в установленный срок поощрялась наградами, повышением по службе и премиями как конструкторам, так и ответственным работникам ВМС. Уже на следующий день после гибели лодки в адрес командования ВМС посыпались упрёки – перед выходом в море у многих членов экипажа были сомнения в подготовленности лодки к предстоящему плаванию.

20 июня 1963 года комиссия по расследованию выдает на суд общественности краткий отчет о проделанной работе. Он выглядит весьма общим, поскольку большинство данных считаются секретными. Естественно, никто точно так и не узнал, что же произошло на борту “Трешер”, но на основании выявленных просчетов комиссии удалось выявить возможные последствия и загрузить полученные исходные данные для анализа в ЭВМ. За наиболее вероятную версию катастрофы компьютер принял следующую:
– утром 10 апреля “Трэшер” находился на максимальной тестовой глубине, то есть на глубине не менее 330 м. Лодка шла со скоростью 15 км/ч и вскоре сменила курс.
– В 9.09 в корпусе субмарины или в трубопроводной системе появилась пробоина примерно с ноготь величиной. В ту же минуту резко упала мощность насоса, поставляющего холодную воду для реактора. Командир Харвей приказал “продуть” цистерны и подниматься на поверхность.
– В 9.11 “продувка” внезапно прервалась, вероятно из-за короткого замыкания в электрической цепи, после чего появились сбои в системе сжатого воздуха, вызванные возможным оледенением.
– В 9.12 отключился реактор – короткое замыкание. Электрическому двигателю, который в аварийных случаях замещает реактор, требуется на “разгон” от 10 до 50 секунд. Естественно, в этот период неизбежно падает скорость судна, что и случилось с “Трешер”.
– В 9.13 с лодки пришло последнее сообщение. Одновременно была проведена вторая попытка накачать цистерны сжатым воздухом, шум которого слышен снова 30 секунд спустя. В этот момент отказали практически все жизненно важные системы “Трешер”.
– Компьютер заключает: “Гибель в 9.18”.

Катастрофа с американской атомной подводной лодкой неоднократно анализировалась в СССР. В этой связи можно отметить серьёзные и весьма полезные для подводников исследования, проведённые инженерами Г. Лисовым и А. Нарусбаевым ( “Тайна гибели “Трешер” ). Институт ВМФ СССР издал специальную брошюру с красноречивым названием “Гибель подводной лодки “Трешер” заложена в её проектировании”. Разумеется обе книги в достаточной степени политизированы.

Водоизмещение надводное 3210 т
Водоизмещение подводное 3420 т
Размерения, м:
— длина: 85
— ширина: 9,8
— осадка: 7,9
ГЭУ: реактор с водяным охлаждением под давлением «Вестингауз» S5W PWR, две паровые турбины мощностью 11,2 МВт
Скорость, узлов:
— надводная: 15
— подводная: 28
Глубина погружения, м: рабочая: 400
Вооружение: 4 х 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Мк 48, четыре — шесть противолодочных ракет САБРОК или четыре ракеты «Гарпун» с подводным стартом
Экипаж, чел.: 112

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector