0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молния», «Мираж» и «Мангуст»

«Молния», «Мираж» и «Мангуст». Какие корабли «Вымпел» строит для обороны и безопасности

У каждого судна есть имя, профессия, характер и судьба. Есть те, что бороздят моря вместе с путешественниками; есть трудяги, тянущие грузы; транспорт­, перевозящий пассажиров. А есть грозные и воинственные корабли, вооружённые по последнему слову — они защищают морские границы. За свою 85-летнюю историю «Вымпел» построил свыше 30 тысяч судов различных типов. Его ракетные, патрульные и спасательные катера получили признание не только в России, но и за рубежом.

Сегодня рыбинский судостроительный завод строит корабли по заказу Министерства обороны, Пограничной службы ФСБ, МЧС и других силовых ведомств России. Более 1800 катеров за последние 40 лет поставили в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ

Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Катер проекта 205 ПЭ

АК-225

Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.

Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.

Катера проекта 205 (“ЦУНАМИ”)- с модернизациями

Р-1 – Р-6 (с 30 октября 1964 “БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-7 – Р-10
Р-12 – Р-14
Р-17 – Р-24 (с 31 января 1966 “ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-25 – Р-32
Р-34 – Р-41
Р-43
Р-49 – Р-51
Р-53
Р-55 (с 12 октября 1972 “КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ”)
Р-57
Р-59
Р-65
Р-67
Р-68
Р-70 – Р-73
Р-77
Р-78
Р-79 (с 18 января 1963 “КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-80 – Р-84
Р-87 “АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-89
Р-91 – Р-93
Р-97
Р-104 – Р-114
Р-121 – Р-123
Р-141 “КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-146
Р-147
Р-161
Р-163
Р-166
Р-167
Р-169
Р-172
Р-173*
Р-175 (с 6 июля 1968 “МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-176
Р-178
Р-180
Р-183
Р-189
Р-193
Р-194 – Р-196
Р-199
Р-201
Р-204
Р-206
Р-210
Р-212
Р-218
Р-220 – Р-230
Р-288 – Р-333
Р-460 – Р-474
Р-494 – Р-537
Р-540 – Р-552

Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.

Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.

На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.

Катера проекта 205М и 205И (“ТАРАНТУЛ”)

АК-234
АК-301 – АК-350
АК-355 – АК-370
АК-374..376
АК-378
АК-379
АК-381
“ИВАН ГОЛУБЕЦ”
“НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ”
П-616
П-623
П-629
П-630
П-631
П-635 – 638
П-641 – 645
П-648 – 652
П-657
П-659
П-665
П-695
П-702
П-705
П-709
П-720
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.

В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.

Особенности советских ракетных катеров проекта 1241

Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения. По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно. В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.

Проект 1241 оказался настолько удачным, что на его платформе выпускались катера проекта 12412, торпедный вариант. Новые торпедные катера оснащались не турбинами, а высокоскоростными дизелями. Такое судно могло выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок. Немало кораблей этого класса поступило на оснащение Пограничных войск КГБ СССР, используемых для охраны морской границы.

Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.

Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима. Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.

Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.

Читать еще:  Эскадренные миноносцы Type 45 «Daring» (Великобритания)

Ураган над Балтикой

Когда речь заходит о военных флотах, в центре внимания всегда оказываются великие державы, аккумулирующие огромные ресурсы и передовые достижения науки. Вместе с тем немалый интерес вызывают и ВМС стран, которые ограничены в финансах и технологиях. Любопытной выглядит судьба ракетных кораблей Польши, в которой есть и впечатляющие успехи, и громкие разочарования. О малоизвестных страницах истории польского «малого флота» мы расскажем в этой статье.

Торпедные катера: рождение лёгких сил польского флота

Военно-морские силы (Marynarka Wojenna) возрождённого в 1918 году польского государства создавались в условиях крайне ограниченного бюджета и слабой индустриальной базы. К тому же военное руководство Второй Речи Посполитой не проявляло никакого интереса к развитию катерных сил, увлекаясь крупными «престижными» кораблями. Достаточно сказать, что торпедные катера появились в кораблестроительных программах только в 1936 году, и лишь в январе 1939 года Польша официально заказала у британской компании Samuel White & Co строительство двух торпедных катеров.

Осенью 1940 года один из заказанных катеров под номером S-1 получили Польские ВМС на Западе. Он не имел торпедного вооружения и нёс один 20-мм «эрликон», дополненный несколькими пулемётами. Впоследствии польские моряки получили ещё три артиллерийских катера и шесть торпедных катеров типа «White». Катерные силы польских ВМС без громких успехов действовали в Ла-Манше. Самым ярким эпизодом в их боевой судьбе стало столкновение артиллерийских катеров S-2 «Wilczur» и S-3 «Wyzel» с группой немецких «шнелльботов» 22 июня 1942 года, по итогам которого командир S-2 поручик Эугениуш Вцислицкий получил орден Virtuti Militari.

После окончания боевых действий в Европе все катера Польских ВМС на Западе остались в Великобритании. Восстановленное польское государство теперь ориентировалось на СССР, и в апреле 1946 года получило от нового союзника два торпедных катера типа Д-3. С номерами ST-81 и ST-82 эти корабли служили в составе ВМС Польской Народной Республики до 1958 года, после чего их сменило несоизмеримо более ценное пополнение. Польша закупила в СССР сразу 19 торпедных катеров проекта 183, которые составили Бригаду торпедных катеров и находились на вооружении до 1973 года.

Последнее поколение торпедных катеров ВМС Польши стало первыми и единственными такими кораблями польской конструкции и постройки. С 1968 года строились, а в 1972-1973 годах были введены в строй восемь единиц проекта 664. Несмотря на очевидное моральное устаревание торпед, они состояли на вооружении до 1986 года. Один из катеров проекта 664 («Odważny») сейчас является экспонатом Музея Белого Орла в городе Скаржиско-Каменна.

Малые ракетные корабли проекта 205 «Osa I»

В 1960 году на вооружение ВМС СССР начали поступать удачные и передовые для своего времени ракетные катера проекта 205, известные в странах НАТО как Osa class missile boat. При водоизмещении в 200 т они несли четыре контейнера с противокорабельными ракетами П-15 (дальность стрельбы – до 40 км), дополненных двумя спаренными 30-мм артиллерийскими установками АК-230 и различными РЛС. Катера оснащались тремя дизельными двигателями (3000 л.с. каждый) и развивали скорость до 38 узлов. Экипаж каждого катера состоял из 26 человек. Позднее был создан модернизированный проект 205У (Osa II), вооружённый усовершенствованной ракетой П-15У и обладавший более мощными двигателями.

Катера проекта 205 не могли не привлечь внимание союзников СССР, поскольку очень удачно сочетали мощное наступательное вооружение, доступную стоимость и небольшие размеры. Уже в сентябре 1961 года ПНР договорилась о передаче одной «Осы» (катер под названием «Hel» (№421) поступил на вооружение польских ВМС в январе 1964 года). Всего до 1975 года Польша получила 13 ракетных катеров проекта 205, названных в честь населённых пунктов: «Hel», «Gdansk», «Gdynia», «Kołobrzeg», «Szczecin», «Elbląg», «Puck», «Ustka», «Oksywie», «Darłowo», «Świnoujście», «Dziwnów», «Władysławowo». Все они строились на судостроительном заводе в Рыбинске.

Изначально ракетные катера входили в состав Бригады торпедных катеров, в 1971 году вошли в состав только что сформированной 3-й флотилии боевых кораблей, составив там 1-й и 2-й дивизионы ракетно-торпедных катеров (dywizjon kutrów rakietowo-torpedowych). Базировавшаяся в Гдыне 3-я флотилия изначально рассматривалась как ядро польских ВМС, собравшее самые ценные боевые единицы. Ракетные катера в силу их многочисленности и мощного вооружения выступали основой надводных сил и официально классифицировались как малые ракетные корабли (małe okręty rakietowe, MOR).

Ветераны польского флота вспоминают, что MOR некоторое время воспринимались как секретное оружие. Их присутствие всячески маскировалось – так, выходы в море осуществлялись в тёмное время суток, чтобы избежать контактов с гражданскими судами:

«В начале эксплуатации старались как можно сильнее утаить сам факт наличия таких единиц. Первым местом дислокации стал Военный порт в Хеле, где катера окружала вооружённая охрана, и даже служившие на них моряки не могли особенно сильно интересоваться новым типом. Если кто-то был слишком любопытным, он тут же имел дело с военной службой внутренней безопасности».

Служба «Ос» в польском флоте была интенсивной, они регулярно проводили боевые стрельбы, за 1964-1986 годы выпустив не менее 109 ракет П-15 (по данным польских историков). MOR стали настоящей школой польских морских офицеров. При этом никакой заметной модернизации корабли не проходили – известно лишь, что в 80-е годы на них монтировали станки для четырёх ПЗРК «Стрела-2М», но система оказалась неэффективной, и от неё отказались.

Первый польский малый ракетный корабль «Hel» вывели из состава флота в декабре 1984 года, а в 1990 году завершили службу ещё четыре единицы. Невозможность обновления корабельного состава после исчезновения Варшавского договора существенно продлила срок службы «Ос». Несмотря на очевидное устаревание, MOR сохраняли боеспособность и выходили в море для стрельб, хотя это случалось всё реже, и они постепенно снимались с вооружения. Последний пуск ракет П-15 состоялся в 2005 году, а в марте следующего года спустил флаг последний остававшийся в строю малый ракетный корабль проекта 205 «Władysławowo» (№433). В 2012 году он стал экспонатом Музея польского оружия в Колобжеге, где и находится по сей день.

Малые ракетные корабли проекта 1241РЭ «Tarantul I»

В 70-е годы военно-морское командование СССР заинтересовалось крупными ракетными катерами с сильным артиллерийским вооружением (во многом под влиянием успешного использования Израилем подобных кораблей в 1973 году). В итоге с 1979 года в Советском Союзе строились большие ракетные катера проекта 1241 полным водоизмещением до 450 т. Они несли четыре контейнера с новыми противокорабельными ракетами П-15М (дальность стрельбы – до 80 км), башню с 76-мм автоматической пушкой АК-176, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М», развитое радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. Газотурбинная силовая установка совокупной мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость до 42 узлов. Численность экипажа каждого из катеров достигала 46 человек.

По совокупности характеристик большие ракетные катера проекта 1241 приближались к небольшим корветам, что отразилось в их обозначении в странах НАТО – Tarantul class corvettes. Они оказались очень удачными кораблями и строились крупными сериями, развиваясь и совершенствуясь в различных дополнительных проектах. Подобно своим предшественникам ракетные катера проекта 1241 изначально привлекали союзников СССР как относительно бюджетные, но мощные боевые единицы.

Польша оперативно заказала два новых ракетных катера, которые строились по экспортному проекту 1241РЭ на судоверфи Рыбинска и вооружались ракетами П-21 (экспортный аналог П-15М). Первенец вступил в строй в декабре 1983 года, чуть позже в Гдыню прибыл второй «Тарантул». Корабли получили необычные для польского флота названия в честь профессий – «Górnik» (№434) и «Hutnik» (№435). Вторая пара катеров проекта 1241РЭ, также построенная в Рыбинске, вступила в строй зимой 1988-1989 годов под названиями «Metalowiec» (№436) и «Rolnik» (№437). С именами новых катеров связан казус: считается, что «Rolnik» («Крестьянин») изначально хотели назвать «Stoczniowiec» («Судостроитель»), но отказались от этого – очевидно, из-за конфликта властей ПНР и профсоюза «Солидарность».

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ

Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

Читать еще:  Атомная подводная лодка типа «Seawolf» (США)

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Катер проекта 205 ПЭ

АК-225

Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.

Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.

Катера проекта 205 (“ЦУНАМИ”)- с модернизациями

Р-1 – Р-6 (с 30 октября 1964 “БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-7 – Р-10
Р-12 – Р-14
Р-17 – Р-24 (с 31 января 1966 “ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-25 – Р-32
Р-34 – Р-41
Р-43
Р-49 – Р-51
Р-53
Р-55 (с 12 октября 1972 “КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ”)
Р-57
Р-59
Р-65
Р-67
Р-68
Р-70 – Р-73
Р-77
Р-78
Р-79 (с 18 января 1963 “КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-80 – Р-84
Р-87 “АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-89
Р-91 – Р-93
Р-97
Р-104 – Р-114
Р-121 – Р-123
Р-141 “КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-146
Р-147
Р-161
Р-163
Р-166
Р-167
Р-169
Р-172
Р-173*
Р-175 (с 6 июля 1968 “МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-176
Р-178
Р-180
Р-183
Р-189
Р-193
Р-194 – Р-196
Р-199
Р-201
Р-204
Р-206
Р-210
Р-212
Р-218
Р-220 – Р-230
Р-288 – Р-333
Р-460 – Р-474
Р-494 – Р-537
Р-540 – Р-552

Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.

Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.

На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.

Катера проекта 205М и 205И (“ТАРАНТУЛ”)

АК-234
АК-301 – АК-350
АК-355 – АК-370
АК-374..376
АК-378
АК-379
АК-381
“ИВАН ГОЛУБЕЦ”
“НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ”
П-616
П-623
П-629
П-630
П-631
П-635 – 638
П-641 – 645
П-648 – 652
П-657
П-659
П-665
П-695
П-702
П-705
П-709
П-720
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.

В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Корабли модификаций 12411-Т и 12411-М строились в Ленинграде на Приморском ССЗ, на Средне-Невском судостроительном заводе и в Хабаровске. За неполные 12 лет, с 1979 по конец 1991 года в СССР было построено 73 ракетных катера различных проектов. К моменту развала Советского Союза в постройке еще находилось 6 судов этого класса различной степени готовности. Достроить оставшиеся в наследство от СССР боевые суда планировалось до 1996 года.

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Один ракетный катер проекта 1241Рэ был передан военно-морским силам Вьетнама. Три боевых корабля этого проекта находись в составе отечественного ВМФ, используемые для обучения иностранных экипажей. На экспорт шли боевые суда, вооруженные ПКР «Термит». Корабли, вооруженные ПКР «Москит» строились только для нужд отечественного флота. Только в 2000 году уже российские кораблестроители разработали экспортную модификацию кораблей проекта 12418, вооружаемые ПКР «Уран».

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Ураган над Балтикой

Когда речь заходит о военных флотах, в центре внимания всегда оказываются великие державы, аккумулирующие огромные ресурсы и передовые достижения науки. Вместе с тем немалый интерес вызывают и ВМС стран, которые ограничены в финансах и технологиях. Любопытной выглядит судьба ракетных кораблей Польши, в которой есть и впечатляющие успехи, и громкие разочарования. О малоизвестных страницах истории польского «малого флота» мы расскажем в этой статье.

Торпедные катера: рождение лёгких сил польского флота

Военно-морские силы (Marynarka Wojenna) возрождённого в 1918 году польского государства создавались в условиях крайне ограниченного бюджета и слабой индустриальной базы. К тому же военное руководство Второй Речи Посполитой не проявляло никакого интереса к развитию катерных сил, увлекаясь крупными «престижными» кораблями. Достаточно сказать, что торпедные катера появились в кораблестроительных программах только в 1936 году, и лишь в январе 1939 года Польша официально заказала у британской компании Samuel White & Co строительство двух торпедных катеров.

Осенью 1940 года один из заказанных катеров под номером S-1 получили Польские ВМС на Западе. Он не имел торпедного вооружения и нёс один 20-мм «эрликон», дополненный несколькими пулемётами. Впоследствии польские моряки получили ещё три артиллерийских катера и шесть торпедных катеров типа «White». Катерные силы польских ВМС без громких успехов действовали в Ла-Манше. Самым ярким эпизодом в их боевой судьбе стало столкновение артиллерийских катеров S-2 «Wilczur» и S-3 «Wyzel» с группой немецких «шнелльботов» 22 июня 1942 года, по итогам которого командир S-2 поручик Эугениуш Вцислицкий получил орден Virtuti Militari.

После окончания боевых действий в Европе все катера Польских ВМС на Западе остались в Великобритании. Восстановленное польское государство теперь ориентировалось на СССР, и в апреле 1946 года получило от нового союзника два торпедных катера типа Д-3. С номерами ST-81 и ST-82 эти корабли служили в составе ВМС Польской Народной Республики до 1958 года, после чего их сменило несоизмеримо более ценное пополнение. Польша закупила в СССР сразу 19 торпедных катеров проекта 183, которые составили Бригаду торпедных катеров и находились на вооружении до 1973 года.

Последнее поколение торпедных катеров ВМС Польши стало первыми и единственными такими кораблями польской конструкции и постройки. С 1968 года строились, а в 1972-1973 годах были введены в строй восемь единиц проекта 664. Несмотря на очевидное моральное устаревание торпед, они состояли на вооружении до 1986 года. Один из катеров проекта 664 («Odważny») сейчас является экспонатом Музея Белого Орла в городе Скаржиско-Каменна.

Малые ракетные корабли проекта 205 «Osa I»

В 1960 году на вооружение ВМС СССР начали поступать удачные и передовые для своего времени ракетные катера проекта 205, известные в странах НАТО как Osa class missile boat. При водоизмещении в 200 т они несли четыре контейнера с противокорабельными ракетами П-15 (дальность стрельбы – до 40 км), дополненных двумя спаренными 30-мм артиллерийскими установками АК-230 и различными РЛС. Катера оснащались тремя дизельными двигателями (3000 л.с. каждый) и развивали скорость до 38 узлов. Экипаж каждого катера состоял из 26 человек. Позднее был создан модернизированный проект 205У (Osa II), вооружённый усовершенствованной ракетой П-15У и обладавший более мощными двигателями.

Катера проекта 205 не могли не привлечь внимание союзников СССР, поскольку очень удачно сочетали мощное наступательное вооружение, доступную стоимость и небольшие размеры. Уже в сентябре 1961 года ПНР договорилась о передаче одной «Осы» (катер под названием «Hel» (№421) поступил на вооружение польских ВМС в январе 1964 года). Всего до 1975 года Польша получила 13 ракетных катеров проекта 205, названных в честь населённых пунктов: «Hel», «Gdansk», «Gdynia», «Kołobrzeg», «Szczecin», «Elbląg», «Puck», «Ustka», «Oksywie», «Darłowo», «Świnoujście», «Dziwnów», «Władysławowo». Все они строились на судостроительном заводе в Рыбинске.

Изначально ракетные катера входили в состав Бригады торпедных катеров, в 1971 году вошли в состав только что сформированной 3-й флотилии боевых кораблей, составив там 1-й и 2-й дивизионы ракетно-торпедных катеров (dywizjon kutrów rakietowo-torpedowych). Базировавшаяся в Гдыне 3-я флотилия изначально рассматривалась как ядро польских ВМС, собравшее самые ценные боевые единицы. Ракетные катера в силу их многочисленности и мощного вооружения выступали основой надводных сил и официально классифицировались как малые ракетные корабли (małe okręty rakietowe, MOR).

Ветераны польского флота вспоминают, что MOR некоторое время воспринимались как секретное оружие. Их присутствие всячески маскировалось – так, выходы в море осуществлялись в тёмное время суток, чтобы избежать контактов с гражданскими судами:

«В начале эксплуатации старались как можно сильнее утаить сам факт наличия таких единиц. Первым местом дислокации стал Военный порт в Хеле, где катера окружала вооружённая охрана, и даже служившие на них моряки не могли особенно сильно интересоваться новым типом. Если кто-то был слишком любопытным, он тут же имел дело с военной службой внутренней безопасности».

Служба «Ос» в польском флоте была интенсивной, они регулярно проводили боевые стрельбы, за 1964-1986 годы выпустив не менее 109 ракет П-15 (по данным польских историков). MOR стали настоящей школой польских морских офицеров. При этом никакой заметной модернизации корабли не проходили – известно лишь, что в 80-е годы на них монтировали станки для четырёх ПЗРК «Стрела-2М», но система оказалась неэффективной, и от неё отказались.

Первый польский малый ракетный корабль «Hel» вывели из состава флота в декабре 1984 года, а в 1990 году завершили службу ещё четыре единицы. Невозможность обновления корабельного состава после исчезновения Варшавского договора существенно продлила срок службы «Ос». Несмотря на очевидное устаревание, MOR сохраняли боеспособность и выходили в море для стрельб, хотя это случалось всё реже, и они постепенно снимались с вооружения. Последний пуск ракет П-15 состоялся в 2005 году, а в марте следующего года спустил флаг последний остававшийся в строю малый ракетный корабль проекта 205 «Władysławowo» (№433). В 2012 году он стал экспонатом Музея польского оружия в Колобжеге, где и находится по сей день.

Малые ракетные корабли проекта 1241РЭ «Tarantul I»

В 70-е годы военно-морское командование СССР заинтересовалось крупными ракетными катерами с сильным артиллерийским вооружением (во многом под влиянием успешного использования Израилем подобных кораблей в 1973 году). В итоге с 1979 года в Советском Союзе строились большие ракетные катера проекта 1241 полным водоизмещением до 450 т. Они несли четыре контейнера с новыми противокорабельными ракетами П-15М (дальность стрельбы – до 80 км), башню с 76-мм автоматической пушкой АК-176, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М», развитое радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. Газотурбинная силовая установка совокупной мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость до 42 узлов. Численность экипажа каждого из катеров достигала 46 человек.

Читать еще:  Подводная лодка типа «Narhvallen» (Дания)

По совокупности характеристик большие ракетные катера проекта 1241 приближались к небольшим корветам, что отразилось в их обозначении в странах НАТО – Tarantul class corvettes. Они оказались очень удачными кораблями и строились крупными сериями, развиваясь и совершенствуясь в различных дополнительных проектах. Подобно своим предшественникам ракетные катера проекта 1241 изначально привлекали союзников СССР как относительно бюджетные, но мощные боевые единицы.

Польша оперативно заказала два новых ракетных катера, которые строились по экспортному проекту 1241РЭ на судоверфи Рыбинска и вооружались ракетами П-21 (экспортный аналог П-15М). Первенец вступил в строй в декабре 1983 года, чуть позже в Гдыню прибыл второй «Тарантул». Корабли получили необычные для польского флота названия в честь профессий – «Górnik» (№434) и «Hutnik» (№435). Вторая пара катеров проекта 1241РЭ, также построенная в Рыбинске, вступила в строй зимой 1988-1989 годов под названиями «Metalowiec» (№436) и «Rolnik» (№437). С именами новых катеров связан казус: считается, что «Rolnik» («Крестьянин») изначально хотели назвать «Stoczniowiec» («Судостроитель»), но отказались от этого – очевидно, из-за конфликта властей ПНР и профсоюза «Солидарность».

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ

Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Катер проекта 205 ПЭ

АК-225

Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.

Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.

Катера проекта 205 (“ЦУНАМИ”)- с модернизациями

Р-1 – Р-6 (с 30 октября 1964 “БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-7 – Р-10
Р-12 – Р-14
Р-17 – Р-24 (с 31 января 1966 “ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-25 – Р-32
Р-34 – Р-41
Р-43
Р-49 – Р-51
Р-53
Р-55 (с 12 октября 1972 “КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ”)
Р-57
Р-59
Р-65
Р-67
Р-68
Р-70 – Р-73
Р-77
Р-78
Р-79 (с 18 января 1963 “КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-80 – Р-84
Р-87 “АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-89
Р-91 – Р-93
Р-97
Р-104 – Р-114
Р-121 – Р-123
Р-141 “КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-146
Р-147
Р-161
Р-163
Р-166
Р-167
Р-169
Р-172
Р-173*
Р-175 (с 6 июля 1968 “МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-176
Р-178
Р-180
Р-183
Р-189
Р-193
Р-194 – Р-196
Р-199
Р-201
Р-204
Р-206
Р-210
Р-212
Р-218
Р-220 – Р-230
Р-288 – Р-333
Р-460 – Р-474
Р-494 – Р-537
Р-540 – Р-552

Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.

Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.

На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.

Катера проекта 205М и 205И (“ТАРАНТУЛ”)

АК-234
АК-301 – АК-350
АК-355 – АК-370
АК-374..376
АК-378
АК-379
АК-381
“ИВАН ГОЛУБЕЦ”
“НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ”
П-616
П-623
П-629
П-630
П-631
П-635 – 638
П-641 – 645
П-648 – 652
П-657
П-659
П-665
П-695
П-702
П-705
П-709
П-720
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.

В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.

Современная история кораблей проекта 1241

Первые корабли проекта 1241.1 строились на советских верфях вплоть до 1980 года. До этого все суда оснащались старыми газотурбинными двигателями, которые не отличались высокой экономичностью и не обладали той гибкостью в режимах работы, которая была необходима кораблям этого класса. В начале 80-х годов промышленность освоила новый тип двигателя — дизельные газотурбинные установки, способные обеспечить кораблям широкий скоростной диапазон и свободу маневра.

Проект 1241 в отличие от других технических решений отличался многообразием проведенных модернизаций. Ни один корабль, находившийся в составе ВМФ СССР, не менял столько раз свое основное вооружение. На серийных судах этого проекта главный калибр менялся трижды. Сначала проектировались корабли под 2 пусковые установки ПКР «Москит». В реальности, первые спущенные на воду суда, оснащались противокорабельными ракетами П-15М «Термит» в той же конфигурации. Корабли, строящиеся на экспорт, оснащались ПКР «Термит» в экспортном варианте исполнения П-20М. Далее на новые суда, отправляемые за рубеж, устанавливались ракетные комплексы с ракетами «Уран». Новейшая версия ракетного корабля уже имела 4 пусковые установки по 4 ПКР «Уран» в каждой.

Отечественные боевые единицы последнего поколения стали получать на вооружение новейшие противокорабельные комплексы «Москит». Каждый ракетный корабль теперь мог нести 4 ПКР «Москит». Дальность обнаружения целей увеличилась до 150 км, а сама ракета могла поразить цель на расстоянии 120 км. Высота полета снаряда составляла всего 20 м над уровнем воды, что соответственно делало ее труднозаметной для корабельной ПВО. Скорость полета противокорабельной ракеты составляла 2Мах. На таком расстоянии и при такой скорости полета снаряда ни одна из существующих на сегодняшний день систем корабельной ПВО не может вовремя среагировать на опасность.

В современных условиях, когда ВМФ России испытывает трудности с переоснащением корабельного состава, ракетные корабли последних модификаций проекта 1241 продолжают нести бремя военной службы. В начале нулевых на вооружении российского флота находилось не более 25 кораблей этого типа. Проект 1241 получивший дальнейшее развитие в виде кораблей проекта 12418 «Тарантул-3» являются боеспособными единицами Черноморского и Тихоокеанского флота. На Балтике осталось всего несколько кораблей этого типа, которые находятся в различной степени технического износа.

Наиболее современные суда, спущенные на воду в середине 90-х годов, продолжают оставаться основными боевыми кораблями в ВМС Вьетнама и Туркмении. Военно-морские силы Индии, начиная с 2000 года, перешли на собственное строительство крупных военных судов, переведя ракетные корабли советского проекта в разряд учебных.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector