0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гангут (линкор)

Гангут (линкор)

Служба:Россия Россия
РСФСР РСФСР
СССР СССР (1924—1935)
СССР СССР (1935—1956)Класс и тип суднаЛинкорОрганизацияБалтийский флотИзготовительАдмиралтейский заводСтроительство начато3 (16) июня 1909 годаСпущен на воду7 (20) октября 1911 годаВведён в эксплуатациюконец декабря 1914 года (начало января 1915 года)Выведен из состава флота1956 годСтатусразобран на металлОсновные характеристикиВодоизмещение23 300 тонн (нормальная)
26 900 тонн (полная)Длина184,9 мШирина26,9 мОсадка9,1 мДвигатели10 турбин Парсонса, 25 водотрубных котлов системы «Ярроу»Мощность42 000 л. с. (30,89 МВт)Движитель4 винтаСкорость хода24,6 узла (45,6 км/ч)Дальность плавания3000 морских мильЭкипаж1220 офицеров и матросовВооружениеАртиллерия4 × 3 × 305-мм орудия,
16 × 120-мм орудийМинно-торпедное вооружение4 торпедных аппарата

«Октя́брьская револю́ция» (до 1925 года «Га́нгут») — линкор русского и советского флота, последний (по дате закладки и дате спуска на воду) из четырёх дредноутов балтийской серии типа «Севастополь».

Линкор-дредноут «Гангут» стал четвёртым кораблём русского флота, названным в честь победы в Гангутском сражении.

Командиры

  • Бестужев-Рюмин, Анатолий Иванович (1911—1915)
  • Иванов, Леонид Леонтьевич (1915—1916)
  • Владиславлев, Пётр Петрович (1916—1917)
  • Вилькен, Павел Викторович (1917—1918)
  • Ставицкий, Сергей Петрович (1918; 1919—1920)
  • Вонлярлярский, Константин Владимирович (1919)
  • Белецкий, Яков Иванович (1921)
  • Карпинский, Борис Андреевич (1921)
  • Бологов, Николай Александрович (1921)
  • Благодарев, Сергей Александрович (1922-1924)
  • Самойлов, Константин Иванович (1924—1930)
  • Кадацкий-Руднев, Иван Никитич (1930)
  • Летавет, Александр Иванович (1930—1932)
  • Салмин, Евгений Иванович (1932—1933)
  • Пуга, Антон Яковлевич (1934—1937)
  • Челпанов, Фёдор Иванович (1937)
  • Леер Александр Фёдорович (1937—1938)
  • Челпанов, Фёдор Иванович (1938—1939)
  • Кравченко, Фёдор Иванович (1939—1942)
  • Зиновьев, Юрий Константинович (1942—1944)
  • Романов, Михаил Фёдорович (1944—1947)
  • Беляев, Борис Павлович (1947—1949)
  • Уваров, Пётр Васильевич (1949—1951)
  • Лобов, Семён Михайлович (1951—1953)
  • Коровкин, Василий Александрович (1953—1957)

Корабль 1 ранга

Командир полка (корабля 1 ранга), являясь командиром основной тактической и административно-хозяйственной единицы Вооруженных Сил, содержащейся по штату, в мирное и военное время отвечает:

  • за постоянную боевую и мобилизационную готовность полка (корабля 1 ранга);
  • за успешное выполнение боевых задачполком (кораблем 1 ранга);
  • за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы ;
  • за внутренний порядок;
  • за состояние и сохранность вооружения, военной техники другого военного имущества полка (корабля 1 ранга);
  • за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание полка (корабля 1 ранга). [3]

Командир корабля 1 ранга является единоначальником всего личного состава корабля. [4] В воинской части, где воинская должность начальника штаба не предусмотрена штатом, приказы подписываются командиром воинской части единолично. [5] В помощь командиру корабля назначаются:

  1. Старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава корабля. Он руководит повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля [6] , а также секретной частью и оркестром [7] ;
  2. Заместитель командираполка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе (бывший замполит) подчиняется командиру корабля и является прямым начальником всего личного состава [8] , а также руководит клубом и типографией [7] ;
  3. Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава боцманской команды и команды обслуживания авиационного оборудования [7]
  4. Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля[9] . По специальным, отнесенным к его ведению вопросам руководствуется указаниями начальников юридических служб вышестоящих органов военного управления. В период вооруженных конфликтов помощник командира полка (корабля 1 ранга) по правовой работе исполняет обязанности юридического советника командира полка (корабля 1 ранга) [10] .
  5. Командирыбоевых частей и начальники служб корабля подчиняются командиру корабля, являются прямыми начальниками всего личного состава боевых частей (служб) [11]
  6. Командир дивизиона боевой части подчиняется командиру боевой части и является прямым начальником всего личного состава дивизиона; [12]
  7. Командир группы (батареи) подчиняется командиру дивизиона (командиру боевой части) и является прямым начальником всего личного состава группы (батареи); [13]
  8. Старший инженер (инженер) боевой части (группы, батареи) подчиняется командиру боевой части (группы, батареи), его указания по кругу ведения обязательны для личного состава боевой части (группы, батареи); [14]
  9. Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды; [15]
  10. Техник группы (команды) отвечает за эксплуатацию оружия и технических средств группы (команды), подчиняется командиру группы (старшине команды). Его указания по кругу ведения обязательны для личного состава группы (команды); [16]
  11. Командиротделения подчиняется старшине команды (командиру группы, батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является непосредственным начальником всего личного состава отделения [17] .
Читать еще:  Головной фрегат Type 22 Batch 1 «Broadsword» (Великобритания)

Корабли 1-го ранга имеют гюйс, который поднимается на носовом флагштоке корабля при стоянке. Водоизмещение кораблей 1 ранга более 5 000 тонн. Они предназначены для действий в дальней морской и океанской зоне, как в составе соединений (КУГ, КАУГ), так и самостоятельно.

Класс (тип) кораблей

Авианесущий корабль — крупный надводный корабль специального назначения, предназначенный для обеспечения воздушного прикрытия соединения кораблей, высадки сил десанта, нанесения воздушных ударов по соединению кораблей и отдельным кораблям противника, по его прибрежной береговой обороне, а также для транспортировки грузов и людей, связи между кораблями соединения. Оборудованы средствами обеспечения базирования и функционирования летательных аппаратов. Основным вооружением авианесущего корабля являются самолеты и вертолеты палубного базирования.

Крейсер — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения задач независимо от основных сил флота, среди которых может быть уничтожение боевых кораблей (надводных и подводных) и торговых судов противника, оборона своих соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов. Основным вооружением крейсера является многоцелевой характер применения различных видов оружия (Ракетного, артиллерийского от 100-мм до 130-мм калибра, минно- торпедного, противолодочного и ПВО).

Эскадренный миноносец 1 ранга (Эсминец) — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для уничтожения кораблей и транспортных судов противника, охранения и обеспечения ПВО соединения кораблей и огневой поддержки десанта. Основным вооружением эсминца является ударный ракетный комплекс и ЗРК.Фактически эсминцы первого ранга — определение исключительно ракетных эсминцев проекта 956.

Подводная лодка (1 ранг) — подводный боевой корабль и подводный корабль специального назначения, предназначенный для поражения важных военно-промышленных и административных центров, уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника, ведения разведки, скрытной постановки минных заграждений, а также обеспечения высадки диверсионно-разведывательных групп. Основным вооружением подводной лодки является минно- торпедное или ракетное вооружение.

История строительства [ править | править код ]

Строительство кораблей серии велось на трёх судостроительных заводах (ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград); ССЗ «Янтарь» (Калининград); ССЗ «Залив» (Керчь) в трёх основных модификациях — проекты 1135 (21 ед., 1968—1981), 1135М (11 ед., 1973—1981) и 11351 (в варианте пограничного сторожевого корабля, 7 ед., 1981—1990), отличающихся водоизмещением и вооружением.

Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов. Кроме этого, проект 1135 стал основой для проектирования пограничного сторожевого корабля проекта 11351 шифр «Нерей».

В 1999—2013 годах по проекту 11356 были построены и сданы шесть фрегатов типа «Тальвар» проекта 11356 для ВМС Индии, с 2010 года реализуется программа по строительству шести фрегатов обновлённого проекта 11356Р для ВМФ России. Основными отличиями фрегатов проекта 11356Р от экспортного аналога является вооружение, выполненное в отечественном исполнении, и обновлённые элементы технологии малозаметности.

Командиры

  • Бестужев-Рюмин, Анатолий Иванович (1911—1915)
  • Иванов, Леонид Леонтьевич (1915—1916)
  • Владиславлев, Пётр Петрович (1916—1917)
  • Вилькен, Павел Викторович (1917—1918)
  • Ставицкий, Сергей Петрович (1918; 1919—1920)
  • Вонлярлярский, Константин Владимирович (1919)
  • Белецкий, Яков Иванович (1921)
  • Карпинский, Борис Андреевич (1921)
  • Бологов, Николай Александрович (1921)
  • Благодарев, Сергей Александрович (1922-1924)
  • Самойлов, Константин Иванович (1924—1930)
  • Кадацкий-Руднев, Иван Никитич (1930)
  • Летавет, Александр Иванович (1930—1932)
  • Салмин, Евгений Иванович (1932—1933)
  • Пуга, Антон Яковлевич (1934—1937)
  • Челпанов, Фёдор Иванович (1937)
  • Леер Александр Фёдорович (1937—1938)
  • Челпанов, Фёдор Иванович (1938—1939)
  • Кравченко, Фёдор Иванович (1939—1942)
  • Зиновьев, Юрий Константинович (1942—1944)
  • Романов, Михаил Фёдорович (1944—1947)
  • Беляев, Борис Павлович (1947—1949)
  • Уваров, Пётр Васильевич (1949—1951)
  • Лобов, Семён Михайлович (1951—1953)
  • Коровкин, Василий Александрович (1953—1957)
Читать еще:  Десантный транспорт-док типа «Whidbey Island» (США)

Командиры

  • 1911-03.06.1915 — капитан 1-го ранга Григоров, Николай Митрофанович
  • 1915-28.06.1916 — капитан 1-го ранга Кедров, Михаил Александрович
  • 1916—1917 — капитан 1-го ранга Палецкий, Пётр Петрович
  • 1918—1921 — Антонов, Лев Викторович
  • 1921—1922 — Викторов, Михаил Владимирович
  • 1925—1928 — Салмин, Евгений Иванович
  • 1928—1930 — Иванов, Вадим Иванович
  • 1930—1936 — Несвицкий, Николай Николаевич
  • 1936—1939 — Птохов, Борис Павлович
  • 1939—1940 — капитан 2-го ранга Вдовиченко, Дмитрий Данилович
  • 1940—1942 — контр-адмирал Москаленко, Михаил Захарович
  • 1942—1945 — капитан 2-го ранга Петрищев, Николай Андреевич
  • 1945—1946 — Солоухин, Сергей Дмитриевич
  • 1947—1951 — Нарыков, Василий Максимович

Заложен 3 (16) июня 1909 года на Адмиралтейском заводе, в один день с однотипным линкором «Полтава». Строитель — Л. Л. Коромальди. 7 октября 1911 года спущен на воду, в 1914 достроен, прошёл ходовые и приёмные испытания, в конце декабря был зачислен в состав действующего флота, перешёл в Гельсингфорс, где был включён в состав 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

Принимал участие в Первой мировой войне. 11 ноября 1915 года линкорами «Гангут» и «Петропавловск» под прикрытием крейсеров 1-й бригады было поставлено минное заграждение из 550 мин южнее острова Готланд. 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.

19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение нижних чинов команды. Вечером матросы отказалась от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э. Э. Фиттингофа. При попытке захватить оружие, были остановлены офицерами. Командир «Гангута» капитан 1-го ранга А. Кедров с трудом удержал матросов от выступления, пообещав разобраться в их требованиях, главными из которых были улучшение питания и выдворение с корабля офицеров немецкого происхождения. 20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин. Началось расследование, работу следственной комиссии возглавил адмирал А. Небольсин. Всего было арестовано 95 матросов, 34 из них привлечены к суду. 26 матросов были приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет, 8 матросов судом были оправданы.

Возмущение рядовых матросов явилось реакцией на пассивность могучего корабля в условиях военного времени. До этого, офицерский состав, томясь от безделия, допустил излишнюю подозрительность и необоснованные придирки к рядовому составу, с явно выраженной политической мотивацией, на предмет выявления неблагонадёжных матросов. На корабле проводили агитационную пропаганду представители различных политических партий, распространяя листовки, в которых, в частности, сообщалось, что новейшие линкоры простаивают под влиянием флотских офицеров немецкого происхождения. В условиях бездействия в военное время, нарастало эмоционально-психологическое напряжение в отношениях между командным и рядовым составом корабля. В итоге, для эмоциональной разрядки послужил смехотворный повод. После выполнения физически тяжёлой, авральной работы по погрузке на корабль угля, вместо традиционно полагающихся после выполнения такой работы макарон с мясом («макароны по-флотски»), рядовому составу была предложена ячневая каша. Реакция матросов была молниеносной. Вопрос: кто распорядился приготовить кашу вместо макарон по-флотски? Ситуация была явно спровоцирована. Также неясно, о чём думал адмирал Небольсин, расставляя акценты в итогах работы следственной комиссии — ясно только одно — эти акценты были расставлены неверно, как минимум с психологической точки зрения.

С 12 по 17 марта 1918 года, в составе первого отряда кораблей, совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт.

В ноябре 1918 года, переведен в Петроград где после консервации более пяти лет простоял на длительном хранении, у стенки Ленинградского завода. [1]

В конце 1924 года были начаты восстановительные работы.

18 апреля 1925 года линкор «Гангут» зачислен в состав учебного отряда Морских Сил Балтийского моря.

Читать еще:  Тральщик-искатель мин типа «Osprey» (США)

26 апреля 1925 года продолжен ремонт корабля на кронштадтском «Пароходном» заводе.

15 мая 1925 года на линкоре «Гангут» впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс.

В 1934—1936 прошел очередной ремонт и модернизацию на Балтийском заводе.

Во время советско-финской войны, в декабре 1939 года линкоры «Октябрьская революция» и «Марат» вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец «Ленин».

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, был поврежден немецким артиллерийским огнем и авиацией. Командиром корабля в 1941—42 годах был М. Москаленко.

После июля 1954 использовался как учебное судно. Из состава Военно-морского флота исключен в 1956 году. Якоря и зенитные орудия, снятые с линкора, установлены на Якорной площади города Кронштадта.

Содержание

  • 1 Корабль 1 ранга
    • 1.1 Класс (тип) кораблей
      • 1.1.1 Подкласс кораблей
  • 2 Корабль 2 ранга
    • 2.1 Класс (тип) кораблей
      • 2.1.1 Подкласс кораблей
  • 3 Корабль 3 ранга
    • 3.1 Класс (тип) кораблей
      • 3.1.1 Подкласс кораблей
  • 4 Корабль 4 ранга, боевой катер
    • 4.1 Класс (тип) кораблей
      • 4.1.1 Подкласс кораблей
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Модификации [ править | править код ]

В 1983—1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по проекту 11353 на заводе им. А. А. Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.

В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них вместо снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» — ГАК «Звезда-МГ». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались: англ. Modified Krivak-I class ).

  • 1135 (Krivak-I class) — базовый проект «Буревестник»
  • 1135М (Krivak-II class) — модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100 мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т»
  • 11351 (Krivak-III class) — пограничный сторожевой корабль проект «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100 мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».
  • 11352 (Modified Krivak-I class) — модернизация проекта 1135. Заменены РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т».
  • 11353 (Modified Krivak-I class) — модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ».
  • 11356 — экспортный проект фрегата для ВМС Индии типа «Тальвар» на базе 1135.
  • 11356Р[5][6] — проект фрегата для ВМФ России на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар».

Оценка проекта 1135 «Буревестник» [ править | править код ]

Сторожевые корабли проекта 1135 в ВМФ СССР были наиболее удачными и стали воистину основными противолодочными кораблями флотов и основными надводными кораблями боевой службы. Эти корабли сочетали в себе высокую мореходность и автономность плавания, высокий уровень условий обитаемости экипажем, мощное противолодочное вооружение и хорошую для своего класса противовоздушную оборону. При этом они имели ряд серьёзных недостатков, основными из которых являлись: отсутствие корабельного вертолёта постоянного базирования, отсутствие малой зенитной артиллерии для самообороны от крылатых ракет, малая дальность стрельбы по надводным целям ракетами 85РУ, отсутствие ЗРК средней дальности. По сравнению с зарубежными аналогами своего времени сторожевые корабли проекта 1135 были лучшими в мире, превосходя фрегаты ВМС США типа «Нокс» и «Оливер Хазард Перри». Последние модификации данного проекта, фрегаты 11356Р исправили все недостатки этого во истину исторического проекта для ВМФ СССР и России, и заложили базу для создания современных многоцелевых фрегатов проекта 22350.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector