Шершень -класса миноносец — Shershen-class torpedo boat
- 1 Развитие
- 2 Описание
- 3 оператора
- 3.1 Проект 206
- 3.2 Проект 206Э
- 4 См. Также
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 7 Внешние ссылки
Катера проекта 183, получившие обозначение ТКА ( ру. Торпедный катер ; англ. Torpedo Cutter ), были спроектированы как простые быстроходные ударные катера, дешевое производство и простое обслуживание. Разработка нового класса торпедных катеров проекта 183 «Большевик» началась в 1956 году. Как и другие подобные катера, они должны были использоваться у берега, в хорошую погоду и под дружественным прикрытием с воздуха.
Первая лодка была построена на Ярославском судостроительном заводе и сдана ВМФ СССР в октябре 1960 года. Производство было также организовано на Средне-Невском и Сосновском судостроительных заводах, всего на всех трех верфях было построено 80 лодок. Упрощенный экспортный вариант получил обозначение Project 206E (обозначение в НАТО Мол). Помимо советских верфей, верфь Тито в Кралевице в СФР Югославия по лицензии построила десять оригинальных кораблей проекта 206 для югославского флота .
Спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко как модификация катера проекта 206. Отличался от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды мог бороться с подводными лодками.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж — 25 человек.
Вооружён двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов [1] .
Содержание
Предыстория создания завода
30 августа 1951 года — вышло постановление Совета министров СССР о строительстве завода под серийное производство небольших кораблей и катеров.
Советская Россия
29 января 1952 года — вышел приказ Министерства судостроительной промышленности СССР об организации Завода № 602 (организации п/я 111) на базе ремонтных мастерских завода № 199 военно-морского министерства. Завод в то время подчинялся Дальневосточному совнархозу.[1]
1952—1956 годы — на предприятии построена крупная серия из 59 торпедных катеров проекта 183, разработанного на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. Эти катера производились также на заводах № 5 (ныне Судостроительная фирма «Алмаз») во Санкт-Петербурге и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.
Середина 1950-х(?) — начало 1960-х(?) — заводом построено 139 рыболовных судов (малых рыболовных сейнеров) типа МРС-80 проекта 389.
1959(?)—1964(?) годы — на заводе построены 22 ракетных катера проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 28 катеров.
1959—1966(?) годы — на заводе построено 30 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[2]
1961—1964 годы — на заводе построены два ракетных катера проекта 183Р-ТР.
29 сентября 1963 года — предприятие получило открытое название Владивостокский судостроительный завод.
1964—1965 годы — на заводе построены 5 деревянных тральщиков проекта 257Д.
1965—1970(?) годы — на заводе построено 13 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[3]
1966(?)—1972 годы — на заводе построены 13 деревянных базовых тральщиков проекта 257ДМ.
1966(?)—1976 годы — на заводе построено 25 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.
1969—1976 годы — на предприятии построено 14 торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно в меньших количествах и на нескольких других заводах.
1973—1982 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234 «Овод».
1973(?)—1991(?) годы — на заводе построено 22 деревянных со стеклопластиковыми элементами тральщика проекта 1265 «Яхонт».
1977(?)—1985 годы — на предприятии построено, по всей видимости на экспорт, 16 торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206МЭ.
1981—1991 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234.1 «Овод-1». Также был спущен на воду последний для завода — четвёртый корабль этого проекта, введённый в строй уже позднее.
1987(?)—1990 годы — на заводе построено 9 пограничных сторожевых кораблей проекта 02065 «Вихрь-III».
1987(?)—1991 годы — на заводе построено 7 пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок», более известных под НАТОвским обозначением «Светляк». Строительство этих кораблей продолжалось и в дальнейшем. По всей видимости, по крайней мере, один из них был заложен ещё в это время.
1988 год — на заводе заложены 3 пограничных сторожевых корабля проекта П1124, впоследствии так и не достроенные.
Российская Федерация
1991—1992 годы — заводом достроен спущенный на воду ранее малый ракетный корабль «Разлив» — 4-й по счёту и последний для него корабль проекта 1234.1.
1991—2007 годы — на заводе в дополнение к 7 введённым в эксплуатацию ранее, построено ещё 5 пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок», более известных под НАТОвским обозначением «Светляк».
1993—1996 годы — заводом построен малый креветко-рыболовный траулер морозильный типа «Лаукува» проекта 12961, ещё одно аналогичное судно тогда достроено не было.[4][5]
2005(?)—2006 годы — заводом построен пограничный сторожевой катер ПСКА-292 проекта 1496М «Морж».
2006—2010 годы — предприятием построен пограничный сторожевой корабль ПСКР-929 проекта 10412Б.
2008 год — заводом достроен пограничный корабль обеспечения ПСКР-600 (позднее Ишим) проекта 15010, спущенный на водк на Николаевском судостроительном заводе в Николаевске-на-Амуре в 1994 году.
2008(?)—2015 годы — заводом построены 5 пограничных сторожевых катеров проекта 1496М1 «Ламантин», первый из котрых изначально строился по проекту 1496М «Морж».
2009—2011 годы — предприятием построены 2 пограничных сторожевых катера проекта 12200 «Соболь».
2009—2012 годы — предприятием построены 2 пограничных сторожевых корабля проекта 10412 по заказу Вьетнама.
2012—2018 годы — на заводе построены три пограничных сторожевых корабля проекта 22460 «Охотник».
2012 год — настоящее время (2020) — на заводе строятся серией не менее, чем в 6 единиц противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».
2015 год — настоящее время (2019) — на заводе строятся серией не менее, чем в 2 единицы малые морские танкеры усиленного ледового класса проекта 03182.[6]
2017 [1] год — настоящее время (2019) — на заводе строятся 2 пограничных сторожевых корабля проекта 10410Б, которые должны быть введены в строй в 2019 году.[7]
2018 год — предприятием начато строительство двух малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», впоследствии отменённое.[8]
2019 год — настоящее время (2020) — заводом строятся 3 судна-краболова проекта 03141.[9]
Описание
Shershen -class лодки измерения 34,7 м (114 футов) в длину, с 6,7 м (22 футов) пучка и осадкой 1,5 м (4,9 фута). Стандартное водоизмещение составляет 129 тонн (127 длинных тонн), тогда как полное водоизмещение варьируется от 161 до 170 тонн (от 158 до 167 длинных тонн), в зависимости от источника и конфигурации корабля.
Силовая установка основана на трех дизельных двигателях М-503А мощностью 4000 л.с. (3000 кВт) каждый, установленных на трех валах. Максимально достижимая скорость составляет 45 узлов (83 км / ч; 52 мили в час). При устойчивой скорости 42 узла (78 км / ч; 48 миль / ч) Шершены имеют дальность действия 460 морских миль (850 км; 530 миль) и 850 морских миль (1570 км; 980 миль) при крейсерской скорости 30. узлов (56 км / ч; 35 миль / ч). Электричество также обеспечивают три дизель-генератора мощностью 28 кВт. Лодки имеют автономию до пяти дней и могут загружать 30 тонн (30 длинных тонн) топлива. Экипаж — 20-21 человек, в том числе два офицера.
Основное вооружение класса состояло из четырех торпедных аппаратов ОТА-53-206М, расположенных по бортам. 533-мм торпеды выбрасывались пороховым зарядом и, в зависимости от исполнения, имели элементарную способность самонаведения или имели только прямолинейный ход. Информация о наземном поиске и целеуказании для торпедной атаки была получена РЛС MR-102 «Баклан» (обозначение НАТО: Pot Drum ) с дальностью поиска 18–20 морских миль (33–37 км; 21–23 миль). Оборонительное вооружение состоит из двух АК-230 CIWS, расположенных на носу и корме, наведенных РЛС MR-104 «Рысь» (обозначение НАТО: Drum Tilt ) с максимальной дальностью сопровождения 12,31 морской мили (22,80 км; 14,17 миль). ). Вторичное вооружение, которое могло нести, включало двенадцать глубинных бомб BB-1 или шесть морских мин.
Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ
Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.
Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).
В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.
Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).
Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.
Катер проекта 205 ПЭ
АК-225
Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.
Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.
Катера проекта 205 (“ЦУНАМИ”)- с модернизациями
Р-1 – Р-6 (с 30 октября 1964 “БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-7 – Р-10
Р-12 – Р-14
Р-17 – Р-24 (с 31 января 1966 “ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-25 – Р-32
Р-34 – Р-41
Р-43
Р-49 – Р-51
Р-53
Р-55 (с 12 октября 1972 “КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ”)
Р-57
Р-59
Р-65
Р-67
Р-68
Р-70 – Р-73
Р-77
Р-78
Р-79 (с 18 января 1963 “КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-80 – Р-84
Р-87 “АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-89
Р-91 – Р-93
Р-97
Р-104 – Р-114
Р-121 – Р-123
Р-141 “КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-146
Р-147
Р-161
Р-163
Р-166
Р-167
Р-169
Р-172
Р-173*
Р-175 (с 6 июля 1968 “МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-176
Р-178
Р-180
Р-183
Р-189
Р-193
Р-194 – Р-196
Р-199
Р-201
Р-204
Р-206
Р-210
Р-212
Р-218
Р-220 – Р-230
Р-288 – Р-333
Р-460 – Р-474
Р-494 – Р-537
Р-540 – Р-552
Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.
Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.
На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.
Катера проекта 205М и 205И (“ТАРАНТУЛ”)
АК-234
АК-301 – АК-350
АК-355 – АК-370
АК-374..376
АК-378
АК-379
АК-381
“ИВАН ГОЛУБЕЦ”
“НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ”
П-616
П-623
П-629
П-630
П-631
П-635 – 638
П-641 – 645
П-648 – 652
П-657
П-659
П-665
П-695
П-702
П-705
П-709
П-720
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.
В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.
Спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко как модификация катера проекта 206. Отличался от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды мог бороться с подводными лодками.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж — 25 человек.
Вооружён двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов [1] .
Содержание
Предыстория создания завода
30 августа 1951 года — вышло постановление Совета министров СССР о строительстве завода под серийное производство небольших кораблей и катеров.
Советская Россия
29 января 1952 года — вышел приказ Министерства судостроительной промышленности СССР об организации Завода № 602 (организации п/я 111) на базе ремонтных мастерских завода № 199 военно-морского министерства. Завод в то время подчинялся Дальневосточному совнархозу.[1]
1952—1956 годы — на предприятии построена крупная серия из 59 торпедных катеров проекта 183, разработанного на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. Эти катера производились также на заводах № 5 (ныне Судостроительная фирма «Алмаз») во Санкт-Петербурге и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.
Середина 1950-х(?) — начало 1960-х(?) — заводом построено 139 рыболовных судов (малых рыболовных сейнеров) типа МРС-80 проекта 389.
1959(?)—1964(?) годы — на заводе построены 22 ракетных катера проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 28 катеров.
1959—1966(?) годы — на заводе построено 30 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[2]
1961—1964 годы — на заводе построены два ракетных катера проекта 183Р-ТР.
29 сентября 1963 года — предприятие получило открытое название Владивостокский судостроительный завод.
1964—1965 годы — на заводе построены 5 деревянных тральщиков проекта 257Д.
1965—1970(?) годы — на заводе построено 13 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[3]
1966(?)—1972 годы — на заводе построены 13 деревянных базовых тральщиков проекта 257ДМ.
1966(?)—1976 годы — на заводе построено 25 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.
1969—1976 годы — на предприятии построено 14 торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно в меньших количествах и на нескольких других заводах.
1973—1982 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234 «Овод».
1973(?)—1991(?) годы — на заводе построено 22 деревянных со стеклопластиковыми элементами тральщика проекта 1265 «Яхонт».
1977(?)—1985 годы — на предприятии построено, по всей видимости на экспорт, 16 торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206МЭ.
1981—1991 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234.1 «Овод-1». Также был спущен на воду последний для завода — четвёртый корабль этого проекта, введённый в строй уже позднее.
1987(?)—1990 годы — на заводе построено 9 пограничных сторожевых кораблей проекта 02065 «Вихрь-III».
1987(?)—1991 годы — на заводе построено 7 пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок», более известных под НАТОвским обозначением «Светляк». Строительство этих кораблей продолжалось и в дальнейшем. По всей видимости, по крайней мере, один из них был заложен ещё в это время.
1988 год — на заводе заложены 3 пограничных сторожевых корабля проекта П1124, впоследствии так и не достроенные.
Российская Федерация
1991—1992 годы — заводом достроен спущенный на воду ранее малый ракетный корабль «Разлив» — 4-й по счёту и последний для него корабль проекта 1234.1.
1991—2007 годы — на заводе в дополнение к 7 введённым в эксплуатацию ранее, построено ещё 5 пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок», более известных под НАТОвским обозначением «Светляк».
1993—1996 годы — заводом построен малый креветко-рыболовный траулер морозильный типа «Лаукува» проекта 12961, ещё одно аналогичное судно тогда достроено не было.[4][5]
2005(?)—2006 годы — заводом построен пограничный сторожевой катер ПСКА-292 проекта 1496М «Морж».
2006—2010 годы — предприятием построен пограничный сторожевой корабль ПСКР-929 проекта 10412Б.
2008 год — заводом достроен пограничный корабль обеспечения ПСКР-600 (позднее Ишим) проекта 15010, спущенный на водк на Николаевском судостроительном заводе в Николаевске-на-Амуре в 1994 году.
2008(?)—2015 годы — заводом построены 5 пограничных сторожевых катеров проекта 1496М1 «Ламантин», первый из котрых изначально строился по проекту 1496М «Морж».
2009—2011 годы — предприятием построены 2 пограничных сторожевых катера проекта 12200 «Соболь».
2009—2012 годы — предприятием построены 2 пограничных сторожевых корабля проекта 10412 по заказу Вьетнама.
2012—2018 годы — на заводе построены три пограничных сторожевых корабля проекта 22460 «Охотник».
2012 год — настоящее время (2020) — на заводе строятся серией не менее, чем в 6 единиц противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».
2015 год — настоящее время (2019) — на заводе строятся серией не менее, чем в 2 единицы малые морские танкеры усиленного ледового класса проекта 03182.[6]
2017 [1] год — настоящее время (2019) — на заводе строятся 2 пограничных сторожевых корабля проекта 10410Б, которые должны быть введены в строй в 2019 году.[7]
2018 год — предприятием начато строительство двух малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», впоследствии отменённое.[8]
2019 год — настоящее время (2020) — заводом строятся 3 судна-краболова проекта 03141.[9]
Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ
Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.
Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).
В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.
Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).
Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.
Катер проекта 205 ПЭ
АК-225
Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.
Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.
Катера проекта 205 (“ЦУНАМИ”)- с модернизациями
Р-1 – Р-6 (с 30 октября 1964 “БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-7 – Р-10
Р-12 – Р-14
Р-17 – Р-24 (с 31 января 1966 “ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-25 – Р-32
Р-34 – Р-41
Р-43
Р-49 – Р-51
Р-53
Р-55 (с 12 октября 1972 “КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ”)
Р-57
Р-59
Р-65
Р-67
Р-68
Р-70 – Р-73
Р-77
Р-78
Р-79 (с 18 января 1963 “КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-80 – Р-84
Р-87 “АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-89
Р-91 – Р-93
Р-97
Р-104 – Р-114
Р-121 – Р-123
Р-141 “КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”
Р-146
Р-147
Р-161
Р-163
Р-166
Р-167
Р-169
Р-172
Р-173*
Р-175 (с 6 июля 1968 “МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”)
Р-176
Р-178
Р-180
Р-183
Р-189
Р-193
Р-194 – Р-196
Р-199
Р-201
Р-204
Р-206
Р-210
Р-212
Р-218
Р-220 – Р-230
Р-288 – Р-333
Р-460 – Р-474
Р-494 – Р-537
Р-540 – Р-552
Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.
Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.
На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.
Катера проекта 205М и 205И (“ТАРАНТУЛ”)
АК-234
АК-301 – АК-350
АК-355 – АК-370
АК-374..376
АК-378
АК-379
АК-381
“ИВАН ГОЛУБЕЦ”
“НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ”
П-616
П-623
П-629
П-630
П-631
П-635 – 638
П-641 – 645
П-648 – 652
П-657
П-659
П-665
П-695
П-702
П-705
П-709
П-720
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.
В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.
Операторы
Проект 206
Советский Военно-Морской Флот. В период с 1960 по 1970 год для ВМФ СССР было построено 87 лодок. Лодки строились на верфях в Зеленодольске и Ярославле .
Лодки проекта 206 экспортировались в:
Ангола — 4 лодки.
Болгария — 7 лодок, сданы в 1970 году. Списаны и списаны в 1992 году.
Камбоджа — 1 единица; бывший вьетнамец, бывший СССР подарен Вьетнамом в 1998 году. Никаких торпедных аппаратов и стоек постоянного тока. Из-за ремонта перед переводом это одно из наиболее активных подразделений камбоджийского флота.
Кабо-Верде — 2 единицы, бывшие советские лодки были подарены СССР в 1979 году. Новые бортовые номера 451 и 452. Оба были поставлены со снятыми торпедными аппаратами. Выброшен в конце 1980-х.
Республика Конго — 1 единица, поставлена в 1979 году. Лодка бывшего советского образца, перед передачей на нее были сняты торпедные аппараты. К концу 1980-х он не работал.
Египет — 6 лодок (В строю), 7 единиц: бортовые номера 751, 752, 753, 755, 757, 759, 761; передан из СССР в 1967-1968 гг. 752 был удален после войны Судного дня. В 1987 году 751 и 753 были отремонтированы на верфи Ismailia в Египте; с добавлением Thompson-CSF DR875 ESM. У остальных четырех торпедные аппараты были заменены на реактивные системы залпового огня БМ-21 с обеих сторон мостика, а ЗРК SA-N-5 «Грааль» размещены в баке на корме. В конце 1990-х годов эти шесть были переведены в категорию патрульных катеров, оснащенных только пушками, из них были удалены торпеды, РСЗО и ЗРК.
ГДР — 18 лодок. Лодки ГДР поставлены без стоек для глубинных бомб. Номера вымпелов регулярно менялись. Трое из класса всегда были назначены на тренировочную роль и имели номер «S». Приписанные к 6-й флотилии, корабли базировались в Дранске. Первый был доставлен в октябре 1968 года, последний — в октябре 1971 года. Восточногерманская Volksmarine активно использовала этот тип и держала их в строю вместе с намеченной заменой — ракетными катерами класса Osa I. Они начали выводить из эксплуатации в 1984 году, а последние четыре были выведены в начале 1990-х, за восемь месяцев до распада Восточной Германии.
Гвинея — 3 единицы, поставлены в 1978 и 1979 годах. Перед передачей были сняты торпедные аппараты. Все были выброшены к 1993 году.
Гвинея-Бисау — 1 единица, бывшая советская лодка была подарена СССР в декабре 1978 года, без торпедных аппаратов и стоек постоянного тока. Он не работал вскоре после передачи и, возможно, никогда не работал полностью.
Вьетнам — 16 единиц, переданных из СССР в период с 1973 по 1980 год. Списывать их начали примерно в 2000 году, и к июлю 2006 года в строю осталось всего четыре. В уцелевших частях установлены счетверенные ЗРК малой дальности SA-N-5.
Югославия — 14 единиц; четыре построены в СССР, а остальные по лицензии на верфи Тито в Югославии. Два из них были захвачены Хорватией в 1991 году, а один из них был потоплен хорватскими военно-морскими силами в 1994 году. Остальные 12 были списаны в 1993 году.
Проект 206Э
Упрощенная версия проекта 206Е , известная в НАТО как класс Mol , строилась на экспорт. Одна лодка была оставлена Советским Союзом для обучения иностранных экипажей.
Эфиопия — 2 лодки.
Ирак — 2 лодки.
Сомали — 4 лодки.
Шри-Ланка — 4 лодки.