34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подача сигналов

Содержание

Подача сигналов.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) — может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк — передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция — в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы — факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения — дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты — помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули — при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер — тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

«Павлиньи Перья» — маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску — с одной стороны синюю, с другой — жёлтую.

Средства подачи световых сигналов — свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток — весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце — световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр «хатка», который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья — иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более, чем на две-три секунды. Иначе Вы можете ослепить пилота.

Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, — они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов — ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Смотрите пример некоторых международных сигналов бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы — иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с «восьмёркой» на конце вправо, а тире — отмашкой с «восьмёркой» на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

Световой сигнал — как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

Звуковой сигнал — три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — длинная серия точек.

Световой сигнал — длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы. Смотрите примеры, как помечать следы.

10 способов подать сигнал бедствия SOS

Бессонная ночка: 10 отличных фильмов в жанре «постапокалипсис»

На суше и в воде: Автомат двухсредный специальный (АДС)

Знание различных способов, как можно подать сигнал бедствия SOS, может в дальнейшем спасти вашу жизнь. Или чью-то ещё, если вы сами умеете принимать и понимать значение таких сигналов.

Впервые сигнал SOS был использован 1 апреля 1905 года в Германии, и первоначально был просто общепринятым сигналом тревоги в рамках азбуки Морзе. Эта была последовательность из трёх точек, трёх тире и ещё трёх точек. Его используют по всему миру до сих пор, и многие тысячи людей обязаны ему своим спасением.

Так звучит сигнал SOS.

Для справки:
Ошибочно считается, что сигнал SOS — это аббревиатура, которая расшифровывается как «Save Our Souls» (или «Save Our Spirits», в переводе «спасите наши души»), «Save Our Ship», «Save Or Sink» (спасите, или утонем). Есть даже русскоязычное «Спасите От Смерти».
На самом же деле эти варианты появились много позже того момента, когда этот сигнал бедствия начал использоваться в международной практике. SOS был выбран из нескольких буквенно-числовых последовательностей как наиболее простая и узнаваемая. В азбуке Морзе сигнал SOS — отдельный символ, который обозначается с чертой поверх букв: SOS.

Далее мы приведём 10 способов, как можно сообщить потенциальным спасателям, что вы в беде и нуждаетесь в помощи.

1. Сигнал SOS с помощью зеркала

Вы можете передавать сигнал бедствия с помощью зеркала или любого другого материала, способного отражать солнечные лучи. Если светить в направлении самолёта, корабля или любого другого спасательного транспортного средства, то это поможет быстрее вас обнаружить. Комбинация из трёх коротких вспышек, трёх длинных и ещё трёх коротких даст спасателям знать, что у вас проблемы.

В далёком 1980 году некто Джоел Слайтер, хирург 48 лет, отправился в двухнедельный сплав по речке Колорадо, что в Аризоне. И всё было хорошо до тех пор, пока случайная волна не выбросила его из лодки. В придачу, верёвка захлестнула ногу Джоела, так что его ещё и хорошенько протащило по камням. Но его 24-летний сын успел прийти на помощь и вовремя перерезать злополучную верёвку. Так что американец отделался раздробленным коленом, сломанным тазом и переломом бедра со смещением. Выжил, но продолжать сплав уже точно не мог. К счастью, у ещё одного человека из лодки оказалось под рукой сигнальное зеркальце. А неподалёку как раз пролетал самолёт. 35 тысяч футов (10,5 километров) высоты не помешали пилоту разглядеть сигнал и вызвать спасательный вертолёт на помощь. Примерно так звучит типичная история человека, которого спас сигнал SOS, посланный с помощью сигнального зеркальца.

Читать еще:  Джихад: 6 фактов о священной войне

2. Сигнал SOS с помощью свистка

Интернациональный звуковой код для спасательных свистков ещё проще. Чтобы передать просьбу о помощи, нужно трижды коротко подуть в свисток. Ответные два свиста означают «Двигайтесь сюда», а ответный один свист – «Где вы?». Либо же один свист выступает в качестве проверки, если свистящему показалось, что он слышит какой-то звуковой код.

3. Сигнал бедствия с помощью костров

Ночью сигнал SOS особенно удобно подавать с помощью костров. Три костра, расположенные равносторонним треугольником со стороной примерно в 100 футов (30,5) метров – международный сигнал бедствия.

В дневное время тот же самый сигнал можно подавать с помощью дыма. Для этого стоит добавить в уже разгоревшийся костёр немного зеленых листьев и веток, чтобы дым стал гуще. Кроме того, стоит выбирать максимально высоко расположенное место для таких костров. И хотя ветра будут сносить дым в сторону, его всё равно можно будет проследить до источника.

4. Сигнал бедствия с помощью камней и песка

С помощью подобных материалов можно делать надписи. Только для этого лучше использовать достаточно большие камни. Либо же можно прорывать в песке небольшие траншеи, глубиной в 10 сантиметров, а шириной – 5 см, с помощью которых тоже можно оставлять надписи. С мокрым песком, впрочем, работать ещё проще. Так что после дождя или сильного прилива наступает самое время для размещения сигнала SOS. Также можно использовать тот же принцип, что и с кострами – три большие кучки камней или песка по углам равностороннего треугольника.

5. Сигнал SOS c помощью фонарика или мобильного телефона

Тут тот же самый принцип, что и с сигнальным зеркальцем. Только ещё и в ночное время можно использовать. Три короткие вспышки, три длинные и снова три короткие. Фонарик на мобильном телефоне тоже справится с этой задачей.

6. Сигнал бедствия с помощью факела

Если ни фонарика, ни телефона с собой нет, всегда можно сделать факел. Но лучше дождаться ночи. При этом стоит найти что-то, чем можно прикрывать огонь, а потом – дождаться пролетающих или проплывающих спасателей, чтобы передать уже знакомый вам аварийный сигнал SOS.

7. Сигнал бедствия с помощью красного и синего цвета

Красные и синие огни обычно означают, что кто-то попал в беду и нуждается в помощи. Такие сигналы используют, например, полиция и пожарные, чтобы предупреждать о своём появлении. Вы их тоже можете использовать, только несколько иным образом. Например, сделав флаг из красной и синей материи, а затем – начать размахивать им с какой-нибудь высокой точки или даже дерева.

8. Сигнал бедствия с помощью своего тела

Если в распоряжении вообще никаких инструментов нет, то можно использовать для подачи сигнала SOS и собственное тело. Вполне достаточно просто равномерно размахивать руками вверх и вниз. Нужно только убедиться, что вы находитесь на открытом пространстве.

Если вы знаете код Морзе, то можете использовать для передачи сигналов моргание. К такому способу нередко прибегали американские солдаты во Вьетнаме, чтобы предупреждать своих коллег о засадах.

9. Сигнал бедствия с помощью оранжевого дыма

Это довольно распространённый способ дать знать, что что-то не так с кораблями. Там всегда есть запасы специального горючего, которое даёт оранжевый дым в процессе сгорания. Такой дым прекрасно заметен даже с далёкого расстояния. Впрочем, такую же сигнальную дымовуху с оранжевым дымом можно и самостоятельно собрать. Главное – выяснить, какие вещества даёт оранжевый дым при поджигании.

10. Сигнал SOS c помощью стука

Если вы каким-то образом окажетесь в изолированном замкнутом пространстве, то вы сможете дать о себе знать с помощью стука по азбуке Морзе. Передать сигнал SOS в такой ситуации – не особо сложно. К такому методe часто прибегают шахтёры, попавшие в завал, жертвы похищения или люди, оказавшиеся в плену.

Как правильно подавать сигналы бедствия

Когда случается непредвиденная ситуация, решение необходимо найти максимально быстро. Но что, если случилась беда и справиться с ней самостоятельно вы не можете? Не стоит поддаваться панике. В этой ситуации следует заранее изучить и отработать способы подачи сигналов бедствия, которые помогут привлечь внимание спасателей и спасти вашу жизнь. Главная цель таких сигналов — указать ваше точное месторасположения для оказания необходимой помощи.

Сигналами бедствия могут быть:

  • радиосигналы
  • звуковые сигналы
  • пиротехнические сигналы
  • дымовые или световые сигналы.

В этой статье детально рассмотрим некоторые из них, чтобы научиться правильно подавать сигналы бедствия.

Радиосигналы:

Международный сигнал SOS — сигнал бедствия с использованием радиопередатчика и азбуки Морзе (три точки, три тире, три точки). Каждый час, на частотах 500 и 2182 кг все радиостанции мира замолкают, чтоб каждый, кто попал в беду, мог подать сигнал бедствия и передать свои координаты. Впрочем, если у вас отсутствует радиопередатчик, вы можете подать серию звуковых или световых сигналов, используя сигнал SOS. Чтоб привлечь внимание спасателей, сигнал бедствия должен быть тройным. Между серией сигналов следует делать минутную паузу и, после, повторить серию снова. Наряду с сигналом SOS существует международный горный сигнал бедствия — шесть сигналов с перерывом в одну минуту и последующим повторением.

Также вы можете выложить кодовые сигналы, например SOS или HELP, на открытой местности, используя подручные средства: бревна, одежду, обломков и т.д.

Пиротехнические сигналы:

К пиротехническим средствам относятся сигнальные ракеты, выпускающие красные звезды, парашютные ракеты и фальшфейеры. Такие средства пускаются поодиночке либо по три с короткими интервалами во времени. Запускать пиротехнику следует с возвышенных точек рельефа, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Держать средство нужно в вытянутой руке, развернув соплом от себя.

Дымовые и световые сигналы:

Сигнальный костер является одним из самых доступных способов подачи сигналов бедствия, если у Вас нет с собой специальных технических средств. Более того, костер может передать как дымовой, так и световой сигналы, в зависимости от погодных условий.

Как правильно подавать сигналы с помощью костров:

Костры, расположенные на открытой местности, хорошо различимой как с земли, так и с воздуха, например, на полянах, опушках леса, безлистных островках посреди водоема.

Костры, размещенные на возвышенности, но если нет такой возможности, можно соорудить конструкцию в виде треноги из толстых веток.
На сильно увлажненной почве сигнальные костры можно расположить на настилах из бревен, либо соорудить высокие помосты, что поможет изолировать топливо костра от влаги.
Разводить следует в форме треугольника, либо прямой линии, так как это является международным сигналом бедствия.
Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 метров. У каждого костра должен быть запас растопки и дров для поддержания огня в необходимый момент.
Прерывистый огонь от костра привлечет больше внимания, чем постоянно горящий, поэтому рекомендуется периодически прикрывать его.

У каждого костра должен быть запас растопки и дров для поддержания огня в необходимый момент. Во время дневного времени суток, обратить на вас внимание поможет дым от костра, который заметен на больших расстояниях. Для увеличения дыма понадобятся сырые ветки и трава. При ненастной погоде лучше использовать резину, пластик или автомобильное масло, что позволит получить черный дым.

Альтернативой сигнального костра может стать сигнальный факел. Для этого отдельно стоящие деревья, в особенности хвойные, обкладываются растопкой под нижними ветками и поджигаются. Такой световой сигнал будет очень действенным для привлечения внимания самолетов. Однако, используя этот способ, следует соблюдать противопожарную безопасность, выбирать поодинокие деревья, а так же тщательно расчистить пространство возле дерева от сухой травы. Можно так же соорудить факел самостоятельно, использовав палку, длиной около 1 метра и намотав на нее сырую листву и сухие щепки.

Другие сигналы бедствия:

В солнечную погоду эффективны световые отражатели и сигнальное зеркало. В качестве световых отражателей можно использовать подручные средства:

  • фольгу,
  • металлическую посуду,
  • лезвие ножа
  • и косметическое зеркало.

Видимость световых сигналов зависит от того, насколько сильно отполирован металл.

Действенными являются так же яркие опознавательные знаки — это могут быть куски тканей красного или желтого цвета, ленты либо полиэтиленовые пакеты, развешенные на местности. Следует помнить, что сигнал должен быть заметным со всех направлений, читаться с воздуха и выделятся на местности. Так же можно развесить перевернутый флаг страны, что означает, что вам требуется помощь.

Если вам пришлось покинуть зону бедствия, следует использовать информационные сигналы — заметные знаки, указывающие направление, в которое вы отправились.

Отправляясь в путешествие, обратите внимание на наличие у Вас средств, которые помогут подать сигналы спасателям в случае экстремальной ситуации. Ими являются свисток, зеркальце, туристические водостойкие спички .

Полезно так же иметь при себе пиротехническое средства (сигнальные ракеты или шашки).

Даже если Вам не пригодятся данные вещи, вы будете готовы к любым обстоятельствам и сможете сполна насладиться отдыхом.

Эпоха точек и тире

С появлением радиосвязи у терпящих бедствие кораблей появилась возможность передать весть на существенно большее расстояние, чем позволяли визуальные и звуковые средства. Поначалу не существовало каких-то специальных сигналов бедствия и международных соглашений, предписывавших принимать сообщения с просьбой о спасении с наивысшим приоритетом и непременно на них откликаться. Но сама по себе возможность заявить о несчастье во всеуслышание стоила многого. Первые такие сообщения передавались словесно, в кодификации Морзе. Именно этим способом в феврале 1900 года в районе Готланда, где под руководством профессора Попова строилась система островных радиостанций, в эфир была отправлена радиограмма о терпящих бедствие рыбаках — их принял на борт ледокол «Ермак», и это был первый случай, когда радиосвязь помогла спасти человеческие жизни.

Тем не менее недостаток сообщений «в свободной форме» был очевиден: во‑первых, языковые проблемы, во‑вторых, неоднозначность самого текста, в котором не всякий сразу распознает призыв о помощи. Нужен был короткий, узнаваемый интернациональный символ. И такой символ вскоре придумали: компания Гульельмо Маркони предложила использовать для сигналов бедствия аббревиатуру CQD (Сome quick, danger! — «Приходите скорее, опасность!»). Другие производители радиотехники предписывали использовать собственные коды, но Marconi’s Wireless Telegraph Co. в начале XX века была крупнейшей фирмой по производству радиопередающих устройств, поэтому ее сигнал на какое-то время де-факто стал стандартом.

На проходившей в 1903 году в Берлине первой Международной радиотелеграфной конференции было предложено отказаться от CQD, первые две буквы которого соответствовали коду общего вызова железнодорожников и нередко вызывали путаницу. Но ни один из альтернативных вариантов — ни SSSDDD, ни NC, соответствующий сигналу бедствия в семафорной азбуке, — так и не был утвержден. Вторая конференция, проводившаяся там же четыре года спустя, оказалась более плодотворной. Представителями немецкой компании «Арко» был предложен сигнал SOE. В ходе обсуждения букву E (которая в азбуке Морзе передается в виде единственной точки и легко может потеряться в помехах) поменяли на S. Кроме того, для скорости передачи и большего отличия было решено отказаться от пауз между буквами. Новый сигнал получился симметричным, легко запоминающимся и узнаваемым: …—…

На сегодняшний день спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов КОСПАС-SARSAT, впервые запущенная в 1982 году, является лишь частью более сложного комплекса GMDSS. В рамках системы функционирует ряд низкоорбитальных и геостационарных спутников, с помощью которых в период с 1982 по 2010 год было спасено 30713 человек (8387 происшествий), больше половины которых (56%) произошло на море. Радиомаяки КОСПАС-SARSAT делаются не только для морских судов, но и, например, для туристов. Задействовав радиомаяк, его следует разместить как можно выше. При первом использовании он должен проработать как минимум три часа, чтобы сигнал успели зафиксировать два спутника.

Сигнал SOS прижился далеко не сразу. Компания «Маркони» продолжала пользоваться собственным CQD (-.-. —.- -.); она владела обширной сетью береговых радиостанций на Британских островах и в Северной Америке, и штатным радистам компании запрещалось выходить на связь с судами, оборудованными станциями других производителей. Первым кораблем, отправившим в эфир SOS, стал печально известный «Титаник», — и именно после этой истории, прогремевшей на весь мир, сигнал SOS, наконец, получил признание. С тех пор он остается неизменным, однако в течение первой половины XX века было принято несколько предписаний, способствующих более простому и надежному приему сигналов бедствия: осуществлять радиовахту круглосуточно, иметь на борту аварийную радиостанцию, дважды в час устраивать трехминутные периоды молчания на «частоте бедствия» (500 кГц).

Читать еще:  Как сделать верёвку из растений: юкка, тростник, крапива, молочай

Существует довольно много вариантов расшифровки SOS как аббревиатуры, в основном англоязычных: save our souls («спасите наши души»), stop other signals («прекратите другие сигналы») — но ни одна из них не соответствует действительности. SOS — это не сокращение, а единый символ.

Аналог SOS для голосовой связи — международный сигнал бедствия Mayday, который передается трижды, чтобы нельзя было спутать ни с чем другим. Вопреки распространенному заблуждению, это слово не переводится как «майский день», а произошло от французского venez m’aider («придите мне на помощь»). В случае, когда судно нуждается в помощи, но непосредственной угрозы жизни нет, передается другое кодовое слово — Pan-pan (или Pan-pan-medico, если нужна медицинская помощь). Этот сигнал имеет приоритет более высокий, чем другие радиосигналы (услышав его, надо на время прекратить всякую радиосвязь), но ниже, чем Mayday и SOS.

Во многих странах использование сигналов бедствия без необходимости считается преступлением.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне — белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение. Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

Сигнал бедствия — когда подавать?

Сигнал бедствия можно и нужно подавать в случае, если возникла непосредственная угроза жизни экипажа. Например при затоплении яхты, при пожаре на борту, нападении пиратов, или по решению капитана. Этот сигнал во время процедуры подачи его, например с помощью радиостанции, начинается со слов «May Day». Сигнал СОС (SOS) в настоящее время не используется, вернее может использоваться дополнительно.
При потере управляемости судна, потере им хода, посадке на мель (без повреждений корпуса), когда нет непосредственной опасности жизни и здоровью экипажа — сигнал бедствия «May Day» подавать не имеет смысла, поскольку будут спасать людей, имущество спасению не подлежит. Помните, что при эвакуации с полупритопленной, потерявшей управление или ход яхты, можно ожидать, что она станет чужой собственностью — по морским законам, кто найдет судно без экипажа в открытом море, тот им и распоряжается. Также следует учитывать, что большинство яхт, покинутых экипажем, оставались долгое время на плаву, когда же экипажа, что выбрал для спасения надувной плот, — больше не находили.Синал бедствия может подаваться в автоматическом режиме при активировании вручную или при погружени в воду разных технических устройств.

Для просьбы помощи существуют особые типы сигнала, например, когда просят помощь в виде буксира.
Если на борту есть заболевшие, у одного из членов экипажа наступил например приступ, тоже следует подать особый сигнал помощи. Для этого есть особые сигналы для вызова медицинской помощи. Как показывает практика, в регионе Турции например, помощь прибывает незамедлительно. Сигнал вызова какой-либо помощи начинается со слов «Pan-Pan», далее следует описание лодки, координаты, количество человек на борту и характер запрашиваемой помощи — нужен буксир или требуется медицинская помощь.
Если вы увидели в море например, плавающий контейнер, или возникло желание предупредить других о чем либо, используется сигнал «Securite».

Пожар на яхте — страшная вещь. Часто происходитот от неисправного газового оборудования

С помощью чего подавать сигнал бедствия?

На борту чартерной или собственной яхты, выходящей в вояж, должно быть несколько устройств, с помощью которых можно двумя и более независимыми способами подать сигнал бедствия. Во первых, на яхте обязана находится УКВ радио станция. Каждый выходящий в море капитан, должен уметь обращаться с рацией и знать основы радио переговоров. Наличие этих знаний и навыков подтверждается сертификатом VHF Radio operator. На радиостанции есть возможность автоматической подачи сигнала бедствия. Он осуществляется нажатием красной кнопки, обычно защищенной от несанкционированного нажатия. После нажатия кнопки сигнал автоматически передается на все доступные станции. Также необходимо подать сигнал бедствия, переключив станцию на 16 канал. Для подачи сигнала бедствия есть определенная процедура, набор специальных фраз, по которым сразу можно распознать характер бедствия. Во время передачи сообщения необходимо указать название судна, координаты, количество людей на борту, характер повреждений или причину сигнала бедствия. Для точной и быстрой идентификации вашего положения, следует указывать расстояние от какого-либо хорошо видимого объекта. Например: мое положение — 7 миль на северо-восток от маяка такого-то. Если кнопка нажата случайно, например баловались дети — следует обязательно отменить сигнал бедствия. Выйти на 16 канал и следуя определенной процедуре — отменить.
Кроме УКВ радиостанции на борту может быть спутниковый радиобуй EPIRB, который подает сигнал бедствия в автоматическом режиме при попадании в воду. Также подать сигнал бедствия можно с помощью спутникового телефона.
Если вы взяли лодку в чартер и случилась техническая поломка, или какое-либо происшествие например, в Средиземном море действует мобильная связь, — позвоните менеджеру своей чартерной компании.

Альтернативные способы подачи сигнала бедствия — с помощью любых подручных средств для привлечения внимания. С помощью туманного горна, судового колокола, выстрелами из ракетницы, пуском сигнальных ракет. Можно пробовать воздействовать на самолеты или суда с помощью зеркала.

Кто оплачивает спасение

Спасение жизни на море — бесплатно, государства договариваются и выделяют на спасение людей определенные суммы денег, содержат необходимую инфраструктуру. Однако, спасение имущества не является приоритетным. Поэтому, за буксировку вашей, потерявшей ход яхты, могут выставить достаточно большой счет. Также, если вы покинули яхту, вам, вероятно, придется её выкупать у нового владельца, подобравшего её в море. Часть расходов может быть покрыта страховкой, как это обстоит с медицинской помощью.

Кто будет спасать?

Организацией спасения, координацией всех действий занимается береговые службы, непосредственным спасением — службы береговой охраны. В координационные центры стекается вся информация — сигналы с аварийных буев, информация с кораблей участвующих в спасательной операции, сигналы бедствия. Там принимаются решения. Распространенная практика — это использование быстроходных катеров типа RIB, а также вертолетов для снятия людей с терпящей бедствия яхты.

Кто должен участвовать в спасательной операции?

Береговые службы, а также все суда, которые приняли сигнал бедствия. Даже прослушивание эфира, прием и дальнейшая передача сигнала бедствия — уже является участием. Если вы на небольшой яхте и рядом терпит крушение большое судно, слушайте эфир и выполняйте указания береговых служб.

Подача сигналов.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) — может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк — передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция — в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы — факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения — дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты — помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули — при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер — тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

«Павлиньи Перья» — маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску — с одной стороны синюю, с другой — жёлтую.

Средства подачи световых сигналов — свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток — весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце — световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр «хатка», который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья — иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Читать еще:  Основные навыки выживания, которые должен знать каждый

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более, чем на две-три секунды. Иначе Вы можете ослепить пилота.

Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, — они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов — ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Смотрите пример некоторых международных сигналов бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы — иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с «восьмёркой» на конце вправо, а тире — отмашкой с «восьмёркой» на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

Световой сигнал — как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

Звуковой сигнал — три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — длинная серия точек.

Световой сигнал — длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы. Смотрите примеры, как помечать следы.

Сигналы бедствия в XXI веке

К середине XX века, когда вокруг Земли полетели первые спутники и стало возможно обозреть всю поверхность планеты, радиосигнал SOS очевидно устарел.

Спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов (не только морских, но и воздушных), получившая название КОСПАС-SARSAT, заработала в 1982 году. В ее создании принимали участие СССР, США, Франция и Канада. С радиомаяка, размещенного на аварийном объекте, передается сигнал, который ловится спутником (в настоящее время их шесть на низкой орбите и восемь на геостационарной) либо наземной станцией, после чего сообщение о бедствии поступает в координационный центр, где принимают решение о проведении спасательной операции.

Следующая, еще более совершенная система создавалась, чтобы полностью заменить SOS. Ее названием стала аббревиатура GMDSS (ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности). Эта система разрабатывалась и поэтапно внедрялась на протяжении двух десятилетий и к 1999 году была принята повсеместно.

GMDSS — это комплекс, включающий геостационарные спутники систем КОСПАС-SARSAT и Inmarsat, судовые радиостанции с функцией цифрового селективного вызова, способные работать на прием и передачу в автоматическом режиме, радарные транспондеры и аварийные радиомаяки. Помимо своей основной задачи- передачи сведений о терпящем бедствие судне на ближайшие к нему суда (с точностью координат до 200 м) — она сообщает о происшествии береговым спасательным службам и транслирует информацию, необходимую для обеспечения безопасности, в частности штормовые предупреждения и прогнозы погоды.

Морская поверхность Земли в этой системе поделена на четыре зоны: A1 — зона доступности береговых УКВ-радиостанций (40 морских миль = 74 км); A2 — зона доступности береговых СВ-радиостанций (150 морских миль = 278 км); A3 — вся остальная поверхность мирового океана между 70 °C.ш. и 70°ю.ш. в зоне видимости спутников; A4 — район Северного и Южного полюсов, где спутники уже не видят.

Все суда, подпадающие под юрисдикцию Международной конвенции о безопасности человеческой жизни на море (SOLAS), должны иметь оборудование GMDSS, причем его набор зависит от зоны, в которой ходит судно, и обязательно должна обеспечиваться возможность передать сигнал бедствия как минимум двумя различными способами.

Сигналы бедствия: 5 способов дать знать о себе подручными средствами.

Собираясь в многодневную вылазку, конечно же, лучше будет предусмотрительно упаковать в рюкзак ракетницу с сигнальными зарядами и сообщить в местное отделение МЧС о своем маршруте, а еще лучше иметь с собой рацию для связи с цивилизацией.

Но, как известно, нельзя предусмотреть все возможные ситуации. Поэтому, если Вы оказались на пересеченной местности и нуждаетесь в спасении, то вот несколько советов, которые помогут привлечь внимание и просигнализировать о Вашем бедственном положении.

Для начала успокойтесь, оцените ситуацию, осмотрите свое снаряжение.

Если у вас имеются сигнальные ракеты, то не спешите ими палить во все стороны — так их никто не заметит, а ценный ресурс будет истрачен. Сигнальную ракету будет заметнее ночью, нежели в светлое время суток. Однозначно трактуемым сигналом бедствия будут три выстрела с небольшим промежутком времени между ними.

Если же ракетниц у Вас с собой нет, то попробуйте следующие способы сигнализирования.

Способ 1 – звуковой.

Постараться привлечь внимание можно и нужно попробовать с помощью громких звуков. Если у вас есть свисток, то подавайте сигналы бедствия с помощью условного сигнала SOS с помощью азбуки Морзе, т.е. три коротких свиста, три длинных и снова три коротких.

Если свистка с собой нет, то можно попробовать сделать его самостоятельно.

Для этого Вам потребуется небольшой пластиковый контейнер (например, от соли). Ножом прорежьте крупное отверстие на дне контейнера, а сбоку сделайте отверстие поменьше. Получится довольно громкий свисток, который будет слышен на расстоянии до 10 км.

Если у Вас есть топор, то те же сигналы SOS можно подавать морзянкой, отбивая их топором об стволы. Для этого подойдет не каждое дерево — чтобы звук не был глухим, нужно найти гнилое дерево или дерево с дуплом. Такой сигнал будет слышно с расстояния до 5 км.

Способ 2 – дымный.

Этот способ активно использовался еще североамериканскими индейцами для подачи сигналов далеко за пределы слышимости и видимости.

В солнечный день при хорошей погоде будет хорошо заметен белый клубящийся дым. Для получения такого дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву и мох. Если погода пасмурная или наступили сумерки, то лучше будет виден темный дым. Для его получения добавляем в костер пластик, хвою, зеленые листья, любую резину. Лучше подавать комбинированные сигналы и темным, и белым дымом от нескольких костров.

Больше всего внимания привлекают костровища, расположенные в одну линию или треугольником – это является международным сигналом бедствия

Способ 3 – световой.

В ночное время горящий на открытой местности костер может быть заметен с расстояния до 20 км. Но, чтобы Ваш сигнал был принят, необходимо, так же как и с дымом, располагать костровища в линию или в форме треугольника. Чтобы сигнал был более заметным, костровища желательно располагать друг от друга на расстоянии 30-50 метров.

Всегда держите рядом с костром запас дров. Для того, чтобы иметь возможность быстро добыть огонь, рекомендуем всегда держать под рукой запасенный сушняк или трут и кремень

Если для разведение крупных костров нет возможности, то можно использовать один костер, прикрывая свет от него пучком лапника или своим телом, создавая прерывистый свет, который привлекает больше внимания. Таким же способом можно подавать сигнал SOS.

Если у Вас есть фонарик, то подавайте сигналы им.

Способ 4 – визуальный.

Напишите SOS на земле на открытой, хорошо просматриваемой местности – чем крупнее, тем заметнее. Как это сделать?

  • Выложить надпись из веток, бревен, своих вещей.
  • Выжечь надпись на траве.
  • На снегу можно вытоптать ногами, хорошо будет видна надпись, сделанная ярким красителем (например, балончиком).

Избегайте плавных линий: чем больше острых углов и прямых линий, тем сложнее надпись будет спутать с естественным ландшафтом.

Способ 5 – солнечный.

К сожалению, этот способ работает только в ясную погоду и на возвышенном месте, но зато он менее энергозатратен, чем предыдущие.

Вам пригодится все, что отражает солнечный свет: фольга, рефлектор фонарика, отполированная посуда, пряжка ремня, зеркало и даже консервная банка. Также хорошо отражает свет саперная лопатка или топор. Для организации стационарного отражателя отлично подойдет термоодеяло , которое можно растянуть на колышках на открытой, хорошо освещенной местности.

Суть этого метода очень проста – отраженный свет бликует и хорошо заметен издалека (как с воздуха, так и с земли) и может быть замечен с расстояния в 25 км.

Чтобы подать сигнал таким способом необходимо поймать солнечный свет на отражатель (например, зеркало), прицелиться с помощью большого пальца вытянутой вперед руки и держать отраженный блик на кончике своего пальца.

Если Ваш сигнал не был замечен, не отчаивайтесь и будьте в полной готовности к повторению сигнала.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector