20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

Содержание

Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.

История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.

Пропавшие среди горных вершин

13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.

В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.

Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.

Обломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org

Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.

Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.

В снежном плену

Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.

В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.

Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.

Лайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org

Толстый слой снега несколько смягчил удар, но большинство пассажиров получили тяжелые травмы и увечья. Двенадцать человек умерли сразу, а еще пятеро скончались уже на следующий день.

Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.

Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.

Каннибализм поневоле

Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.

К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.

Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.

Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.

Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.

Снежная лавина, пополнившая запасы съестного

29 октября по обломкам самолета ударила сошедшая с гор лавина. Она убила еще восемь человек, а остальные на трое суток оказались заблокированными в фюзеляже. Только ценой неимоверных усилий людям удалось выбить окно кабины пилота, и выбраться наружу. Оставшиеся в живых стали ждать прихода лета, когда можно было бы совершить попытку перейти Анды и сообщить миру о собственном существовании.

Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.

Использовать единственный шанс на спасение

С наступлением южноамериканского лета, когда немного потеплело, и ночная температура воздуха перестала опускаться ниже -20 градусов по Цельсию, было решено снарядить экспедицию, отправив в нее самых сильных и выносливых.

В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.

Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.

Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.

Нандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт

Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.

Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.

Пример для подражания

Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.

Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.

Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.

Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.

Братская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org

В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…

Роковой туман

Перелет из уругвайского города Монтевидео на другой конец Южной Америки в чилийский Сантьяго занимает менее шести часов. Однако 12 октября 1972 года из-за подступившего с севера циклона на ключевом участке воздушного маршрута, где лететь приходится прямо над пиками гор, образовался густой туман и сделал перелет через Анды невозможным. Самолеты совершали вынужденную посадку в аргентинском городе Мендоса и ждали, когда распогодится. Пассажиры рейса FH-227 переночевали в Мендосе и продолжили путь 13 октября.

Позднее в авиакомпании признавали, что по погодным основаниям вылетать в этот день не стоило, — туман рассеялся лишь незначительно. Оказавшись в зоне пониженной видимости, второй пилот Данте Лагурара совершил критически важную ошибку. Он неправильно определил положение в пространстве, а диспетчеры, опираясь на недостоверную информацию, дали экипажу команду к снижению. Через несколько минут пассажиры увидели пики Анд, возвышающиеся над самолетом, а не находящиеся под ним. Началась паника.

Первый пилот попытался маневрировать между горными вершинами, но туман ослаблял видимость, и в какой-то момент крыло самолета задело гору. Воздушное судно упало на возвышенность вдалеке от цивилизации на высоте 3600 метров над уровнем моря.

В конце октября сошло несколько лавин. Они погребли под собой обломок самолета и убили еще восьмерых человек. Их трупы также послужили уцелевшим источником пищи — не прикасались только к телам родственников. Но в конце концов лишь два мертвеца остались нетронутыми.

В середине декабря выжившие в катастрофе решились на последний отчаянный рывок. Трое самых крепких из них должны были пойти на поиски людей. Один вскоре вернулся. Но двое других продолжили путь через ледяной мир Анд, где им грозили лавины, снежная слепота и голод. Через десять дней, преодолев неимоверные трудности, они вышли на зеленые луга Чили. Там им повстречался пастух. Это произошло за три дня до Рождества.

Читать еще:  Первая помощь при кровотечении и острой кровопотере

Последовавшая вслед за этим операция по спасению продлилась два дня. «Когда мы услышали шум вертолетов, которые прилетели, чтобы нас спасти, мы вдруг вновь оказались в обществе со всеми его запретами и тем, чтобы было связано с ними», — вспоминает один из спасенных.

Из 45 пассажиров и членов экипажа рейса 571 самолета ВВС Уругвая катастрофу пережили 16 человек. Среди них был и Эдуардо Страуч. В интервью радиостанции «Дойчландрадио» он сказал: «Некоторые потом говорили, что мы перестали быть людьми. Но, думаю, как раз наоборот. Никогда раньше я не ощущал себя настолько человеком. Мы были людьми в чистом виде без всяких масок нашей цивилизации».

Мертвых похоронили недалеко от места падения самолета. О них напоминает крест с надписью: «Ближе к тебе, Господи».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Их осталось 19

Пытаясь спастись, молодые люди не только стали есть погибших, но и договорились между собой, что если кто-то из них умрёт, оставшиеся смогут съесть их тела тоже. Однако стоило на время решить одну проблему, как появилась другая. Самолёт упал в лавиноопасном районе. В ночь на 19 день после катастрофы огромная волна снега накрыла останки авиалайнера, спящие там люди оказались под завалами. Двоим регбистам — Рою Харли и Карлитосу Паэсу — удалось самостоятельно выбраться из-под завалов. Парни попытались откопать товарищей, но спасли далеко не всех. Те, кто остался в заваленном снегом фюзеляже, несколько дней просидели в полной темноте вместе с трупами погибших. Они проделали небольшое отверстие в крыше, и это спасло их от удушья. Из-за лавины погибло ещё 8 человек. Но при этом остальным удалось выжить. Снег сходил со склонов гор ещё несколько раз, и будь они на открытом пространстве, а не в уже заваленном фюзеляже, могли погибнуть все.

Выбраться из-под завалов людям удалось лишь спустя 3 дня. Идти было некуда. Они оставались на месте, ели погибших, надеясь на чудо. До спасения оставалось почти два месяца.

История выживания: Рейс FH-227. Анды, холод и канибализм

Не было ещё случая, чтобы самолёт не вернулся на землю. Но далеко не всегда он делает это по своей воле. И людям в таком случае приходится туго… Шансы выжить авиакатастрофе зависят от множества факторов, а если вы даже и уцелеете при падении, не факт, что ваши злоключения на этом закончатся.

Именно так и случилось в 1972 году с рейсом FH-227. Неудачное стечение обстоятельств, плохие погодные условия, ошибка диспетчера — и вот 45 человек оказываются в падающем и разваливающемся самолёте. Знали бы они, что предстоит пережить тем, кто уцелеет при падении… Но не будем торопиться.

Преамбула

13 октября 1972 года. Из Монтевидео (Уругвай) в Сантьяго (Чили) вылетела команда игроков в регби «Old Cristians». На борту также находились тренера, родственники и спонсоры команды. Всего 40 человек, не считая 5 членов экипажа. Проблемы начались, когда выяснилось, что из-за погодных условий напрямую попасть в Сантьяго не получается, а нужно лететь в обход. Вроде как стандартная внештатная ситуация — ничего страшного, ведь запаса горючего хватает, пилоты опытные, да ещё и диспетчера с земли следят за состоянием дел. Так что полетели в обход.

В районе хребта Курико пилоты рейса FH-227 получили разрешение от диспетчеров начать снижение. Но диспетчера не могли знать, что непосредственно над горами располагалась зона мощного атициклона. А видимость в таких условиях минимальна — нужно идти по приборам. Но увы, скорость снижения превысила расчётную, самолёт зацепил хвостом вершину пика и начал падать. В процессе отвалилась хвостовая часть и крылья, а фюзеляж несколько километров проскользил по каменистому склону.

Первые дни

Из членов экипажа не выжил никто, а вот спортсменам и их родственникам повезло больше. Непосредственно при крушении рейса FH-227 погибло всего 12 человек. Ещё 6 скончались чуть позже от полученных травм. Но остальные оставались относительно здоровыми и дееспособными, да ещё и у двоих спортсменов оказалось начальное медицинское образование, что позволило оказать первую помощь. Связь работала только на приём, погода за бортом была ужасной, так что выжившие решили ждать спасателей. Но спустя 8 дней из сообщений по рации стали понятно, что поиски прекратились…

И вот тут самый странный момент. Почему прекратили поиски вообще ничего не обнаружив? Вроде бы современные правила требуют поиска чёрного ящика, детального анализа условий катастрофы, прослеживание предполагаемого маршрута и ещё кучу всего. Почему авиалинии Уругвая просто решили «Не нашли за 8 дней — ну и хрен с ним. Кому какая разница»? Да и люди не простые летели — сборная по регби, уругвайцы, которые представляли свою страну на международных играх! Тем не менее, случилось как случилось.

Проблема заключалась ещё и в том, что ни нормальной еды, ни инструментов, ни тёплых вещей с собой ни у кого не было — рейс FH-227 был обычным чартерным рейсом. Да и весь багаж остался в хвостовой части, которая, как мы помним, отвалилась. Даже материала для растопки почти не было. С водой проблем не было — бери снег, клади его на белые металлические пластины, а солнце его уже само растопит. А вот без еды было тяжко. Первые дни кое-как продержались на шоколадках и орешках, но этот источник пищи быстро закончился. А кушать хотелось.

Краткая диспозиция. Высокогорные Анды — чертовски пустынная местность. Деревьев там нет, животных там нет. Голые камни, лишайники и снега. Температура опускается до -20 градусов Цельсия. Ветра дуют. Короче, без нужных навыков, инструментов и подготовки здесь выжить крайне сложно.

Сложной решение

Холодно было настолько, что тела погибших, которые заботливо вытащили и складировали неподалёку, практически не испортились. А человек — по сути такое же мясо… Да, вы правильно поняли. Выжившие приняли решение кушать тех, кому повезло меньше. Честно говоря, мне сложно представить каково это — съесть хорошо знакомого тебе человека, а может даже умершего родственника. Однако чрезвычайный ситуации требуют чрезвычайных решений. И люди начали есть людей.

Надо заметить, что сама концепция каннибализма для нормального человека крайне отвратительна. А для религиозных людей, особенно для католиков, которыми является большинство населения Уругвая — так и подавно. Но чего только не сделаешь ради выживания. Вдаваться в подробности: что именно ели и как готовили- мы не станем. Да и об этом потом никто особо не рассказывал. Однако даже этого мяса хватило ненадолго. Если бы не ещё одна неприятность.

Новые проблемы

Какая самая главная проблема в горах? Правильно, лавина. И нет ничего удивительно в том, что пласты снега, потревоженные падением рейса FH-227 , начали сходить вниз. Короче, удар был страшный. Фюзеляж отбросило ещё на несколько сотен метров и почти полностью засыпало. В результате этого ещё 5 человек погибло. Их останки помогли остальным продержаться дольше. Кроме того, полностью засыпанный фюзеляж стал значительно лучше сохранять тепло, что помогло оставшимся в живых не особенно беспокоиться о согреве.

Вы сейчас, скорее всего, спросите: «А почему они сразу не попытались спуститься за подмогой, а остались в обломках самолёта?» А потому, что без еды и тёплой одежды в горах делать нечего. А ни того, ни другого в самом начале не было. И пытаться добраться до людей в таких условиях — гарантированное самоубийство. Впрочем, как и сидение на месте. Так что рано или поздно, наиболее отчаянные должны были решится. Так и произошло. Их звали Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин.

Спасение

Поскольку в обломках стало теплее, да и количество народу существенно уменьшилось, появился избыток свободной одежды, которую можно было использовать для утепления. Да и кое-какие запасы мяса появились. В первой «экспедиции» им удалось обнаружить хорошо сохранившуюся хвостовую часть с багажом. А там была кое-какая еда и что ещё важнее — куча вещей, которые можно было надеть на себя и спастись от холода. Ещё и рация целая была, но запустить её так и не смогли.

Стало понятно, что нужно посылать за помощью. Но также стало понятно, что ночь в горах, да ещё и без огня, пережить нереально. Решением стало изготовление огромного спального мешка, в котором помещались все три участника экспедиции и который отлично удерживал тепло. А между тем, наступило уже 12 декабря. Напоминаю, что катастрофа произошла 12 октября. То есть футболисты выживали практически без ничего уже 2 месяца.

Дальше ждать было уже нельзя, поэтому Паррадо и Канесса отправились в переход через горы. У них был спальник, запасы мяса, относительно тёплая одежда и желание таки как-то спасти тех, кто остался в засыпанных обломках. Шли сначала напрямую через горы, а потом — вдоль русла реки Рио Сан Хосе. Очень правильное решение — река всегда выводит либо на берег моря, либо к людям. Переход занял 10 дней — 22 декабря они смогли выбраться к людям и сообщить, что пассажиры рейса FH-227 ещё живы и крайне нуждаются в помощи.

Из 45 человек, летевших на рейсе FH-227, в живых осталось 16. Все истощённые, обмороженные, с различными травмами и некоторыми психологическими проблемами. Но живые.

Собственно, о чём хотелось бы сказать. Самые обычные люди. Пусть в отличной физической форме, пусть тренированные, но без необходимых знаний и навыков выживания. Да, кое-кто умел оказывать первую помощь. Тем не менее, готовыми к неприятностям они не были. И то, что у них удалось выжить — настоящее чудо. Чудо, которое было бы невозможно без решительных действий двух товарищей, которые непонятно как, но смогли добраться до людей.

Читать еще:  Выжить в городе без света и электричества

Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.

История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.

Пропавшие среди горных вершин

13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.

В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.

Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.

Обломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org

Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.

Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.

В снежном плену

Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.

В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.

Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.

Лайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org

Толстый слой снега несколько смягчил удар, но большинство пассажиров получили тяжелые травмы и увечья. Двенадцать человек умерли сразу, а еще пятеро скончались уже на следующий день.

Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.

Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.

Каннибализм поневоле

Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.

К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.

Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.

Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.

Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.

Снежная лавина, пополнившая запасы съестного

29 октября по обломкам самолета ударила сошедшая с гор лавина. Она убила еще восемь человек, а остальные на трое суток оказались заблокированными в фюзеляже. Только ценой неимоверных усилий людям удалось выбить окно кабины пилота, и выбраться наружу. Оставшиеся в живых стали ждать прихода лета, когда можно было бы совершить попытку перейти Анды и сообщить миру о собственном существовании.

Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.

Использовать единственный шанс на спасение

С наступлением южноамериканского лета, когда немного потеплело, и ночная температура воздуха перестала опускаться ниже -20 градусов по Цельсию, было решено снарядить экспедицию, отправив в нее самых сильных и выносливых.

В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.

Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.

Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.

Нандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт

Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.

Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.

Пример для подражания

Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.

Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.

Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.

Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.

Братская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org

В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…

Истинные специалисты в этой области различают четыре вида К.

Имел место в доисторические времена: ту или иную часть умершего могли из уважения съесть члены его семьи. В настоящее время встречается редко. К примеру, жители Папуа — Новая Гвинея едят своих врагов, чтобы забрать их силу. Единичный случай ритуального К. наблюдался в Украине: в 1999 году сатанисты под руководством некоего Дмитрия Демина убили 15-летнюю киевлянку, и ее язык был съеден самим руководителем.

Именно к этому виду относится история крушения в Андах. Был отмечен также:

  • в Иерусалиме 70-м году н.э. во время римской осады;
  • в 1072 году в Египте, после того как восемь лет подряд не разливался Нил;
  • в 1315—1317 годах в Европе во время Великого голода (Данте как раз заканчивал описание ада);
  • во время блокады Ленинграда;
  • во время голода 1990-х годов в Северной Корее;
  • в той же Украине во время знаменитого голодомора 1933 года.
  • Криминальный

    Чаще всего сопровождается убийством будущего объекта питания (кстати, в большинстве стран само по себе употребление человеческого мяса не наказывается законом). Особый всплеск криминального К. наблюдался в XX веке, когда он стал объектом вдохновения многих писателей и режиссеров. Широко известны в этой области такие авторитеты, как:

  • американец Эдвард Гейн, который прославился своей слабостью к нарядам из кожи жертв;
  • немец Армин Майвес, который поместил в интернет-форуме предложение съесть любого желающего мальчика — и съел (после этого вы по-прежнему не верите в интернет-знакомства?);
  • ну и наш знаменитый соотечественник Андрей Чикатило, который поражает не столько фантазией, сколько количеством.
  • Эпикурейский

    Самый редкий вид: поедающий человечину получает удовольствие от ее вкуса. Тут прославились французы, в частности Николя Кло. Он крал мясо из морга, где работал, и готовил его дома, пробуя разные рецепты. Наконец Николя сделал вывод, что лучшая человечина — сырая: она напоминает говядину в соусе тартар (но вкус, конечно, гораздо тоньше).

    Фото: Getty Images.

    История выживания: Рейс FH-227. Анды, холод и канибализм

    Не было ещё случая, чтобы самолёт не вернулся на землю. Но далеко не всегда он делает это по своей воле. И людям в таком случае приходится туго… Шансы выжить авиакатастрофе зависят от множества факторов, а если вы даже и уцелеете при падении, не факт, что ваши злоключения на этом закончатся.

    Именно так и случилось в 1972 году с рейсом FH-227. Неудачное стечение обстоятельств, плохие погодные условия, ошибка диспетчера — и вот 45 человек оказываются в падающем и разваливающемся самолёте. Знали бы они, что предстоит пережить тем, кто уцелеет при падении… Но не будем торопиться.

    Читать еще:  История выживания: Арон Ралстон

    Преамбула

    13 октября 1972 года. Из Монтевидео (Уругвай) в Сантьяго (Чили) вылетела команда игроков в регби «Old Cristians». На борту также находились тренера, родственники и спонсоры команды. Всего 40 человек, не считая 5 членов экипажа. Проблемы начались, когда выяснилось, что из-за погодных условий напрямую попасть в Сантьяго не получается, а нужно лететь в обход. Вроде как стандартная внештатная ситуация — ничего страшного, ведь запаса горючего хватает, пилоты опытные, да ещё и диспетчера с земли следят за состоянием дел. Так что полетели в обход.

    В районе хребта Курико пилоты рейса FH-227 получили разрешение от диспетчеров начать снижение. Но диспетчера не могли знать, что непосредственно над горами располагалась зона мощного атициклона. А видимость в таких условиях минимальна — нужно идти по приборам. Но увы, скорость снижения превысила расчётную, самолёт зацепил хвостом вершину пика и начал падать. В процессе отвалилась хвостовая часть и крылья, а фюзеляж несколько километров проскользил по каменистому склону.

    Первые дни

    Из членов экипажа не выжил никто, а вот спортсменам и их родственникам повезло больше. Непосредственно при крушении рейса FH-227 погибло всего 12 человек. Ещё 6 скончались чуть позже от полученных травм. Но остальные оставались относительно здоровыми и дееспособными, да ещё и у двоих спортсменов оказалось начальное медицинское образование, что позволило оказать первую помощь. Связь работала только на приём, погода за бортом была ужасной, так что выжившие решили ждать спасателей. Но спустя 8 дней из сообщений по рации стали понятно, что поиски прекратились…

    И вот тут самый странный момент. Почему прекратили поиски вообще ничего не обнаружив? Вроде бы современные правила требуют поиска чёрного ящика, детального анализа условий катастрофы, прослеживание предполагаемого маршрута и ещё кучу всего. Почему авиалинии Уругвая просто решили «Не нашли за 8 дней — ну и хрен с ним. Кому какая разница»? Да и люди не простые летели — сборная по регби, уругвайцы, которые представляли свою страну на международных играх! Тем не менее, случилось как случилось.

    Проблема заключалась ещё и в том, что ни нормальной еды, ни инструментов, ни тёплых вещей с собой ни у кого не было — рейс FH-227 был обычным чартерным рейсом. Да и весь багаж остался в хвостовой части, которая, как мы помним, отвалилась. Даже материала для растопки почти не было. С водой проблем не было — бери снег, клади его на белые металлические пластины, а солнце его уже само растопит. А вот без еды было тяжко. Первые дни кое-как продержались на шоколадках и орешках, но этот источник пищи быстро закончился. А кушать хотелось.

    Краткая диспозиция. Высокогорные Анды — чертовски пустынная местность. Деревьев там нет, животных там нет. Голые камни, лишайники и снега. Температура опускается до -20 градусов Цельсия. Ветра дуют. Короче, без нужных навыков, инструментов и подготовки здесь выжить крайне сложно.

    Сложной решение

    Холодно было настолько, что тела погибших, которые заботливо вытащили и складировали неподалёку, практически не испортились. А человек — по сути такое же мясо… Да, вы правильно поняли. Выжившие приняли решение кушать тех, кому повезло меньше. Честно говоря, мне сложно представить каково это — съесть хорошо знакомого тебе человека, а может даже умершего родственника. Однако чрезвычайный ситуации требуют чрезвычайных решений. И люди начали есть людей.

    Надо заметить, что сама концепция каннибализма для нормального человека крайне отвратительна. А для религиозных людей, особенно для католиков, которыми является большинство населения Уругвая — так и подавно. Но чего только не сделаешь ради выживания. Вдаваться в подробности: что именно ели и как готовили- мы не станем. Да и об этом потом никто особо не рассказывал. Однако даже этого мяса хватило ненадолго. Если бы не ещё одна неприятность.

    Новые проблемы

    Какая самая главная проблема в горах? Правильно, лавина. И нет ничего удивительно в том, что пласты снега, потревоженные падением рейса FH-227 , начали сходить вниз. Короче, удар был страшный. Фюзеляж отбросило ещё на несколько сотен метров и почти полностью засыпало. В результате этого ещё 5 человек погибло. Их останки помогли остальным продержаться дольше. Кроме того, полностью засыпанный фюзеляж стал значительно лучше сохранять тепло, что помогло оставшимся в живых не особенно беспокоиться о согреве.

    Вы сейчас, скорее всего, спросите: «А почему они сразу не попытались спуститься за подмогой, а остались в обломках самолёта?» А потому, что без еды и тёплой одежды в горах делать нечего. А ни того, ни другого в самом начале не было. И пытаться добраться до людей в таких условиях — гарантированное самоубийство. Впрочем, как и сидение на месте. Так что рано или поздно, наиболее отчаянные должны были решится. Так и произошло. Их звали Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин.

    Спасение

    Поскольку в обломках стало теплее, да и количество народу существенно уменьшилось, появился избыток свободной одежды, которую можно было использовать для утепления. Да и кое-какие запасы мяса появились. В первой «экспедиции» им удалось обнаружить хорошо сохранившуюся хвостовую часть с багажом. А там была кое-какая еда и что ещё важнее — куча вещей, которые можно было надеть на себя и спастись от холода. Ещё и рация целая была, но запустить её так и не смогли.

    Стало понятно, что нужно посылать за помощью. Но также стало понятно, что ночь в горах, да ещё и без огня, пережить нереально. Решением стало изготовление огромного спального мешка, в котором помещались все три участника экспедиции и который отлично удерживал тепло. А между тем, наступило уже 12 декабря. Напоминаю, что катастрофа произошла 12 октября. То есть футболисты выживали практически без ничего уже 2 месяца.

    Дальше ждать было уже нельзя, поэтому Паррадо и Канесса отправились в переход через горы. У них был спальник, запасы мяса, относительно тёплая одежда и желание таки как-то спасти тех, кто остался в засыпанных обломках. Шли сначала напрямую через горы, а потом — вдоль русла реки Рио Сан Хосе. Очень правильное решение — река всегда выводит либо на берег моря, либо к людям. Переход занял 10 дней — 22 декабря они смогли выбраться к людям и сообщить, что пассажиры рейса FH-227 ещё живы и крайне нуждаются в помощи.

    Из 45 человек, летевших на рейсе FH-227, в живых осталось 16. Все истощённые, обмороженные, с различными травмами и некоторыми психологическими проблемами. Но живые.

    Собственно, о чём хотелось бы сказать. Самые обычные люди. Пусть в отличной физической форме, пусть тренированные, но без необходимых знаний и навыков выживания. Да, кое-кто умел оказывать первую помощь. Тем не менее, готовыми к неприятностям они не были. И то, что у них удалось выжить — настоящее чудо. Чудо, которое было бы невозможно без решительных действий двух товарищей, которые непонятно как, но смогли добраться до людей.

    «Пожалуйста, мы не можем идти дальше. Где мы находимся?»

    К тому моменту из 45 пассажиров умерли от различных причин уже 24. Если бы не сошла лавина и едоков было бы больше, а тел меньше, потерпевшие крушение могли бы и не дожить до спасения, — признают исследователи катастрофы. Кроме того, лавина накрыла обломки самолета слоем снега и там стало заметно теплее, что позволило людям избежать смерти от переохлаждения.

    Лидером коллектива выживших стал игрок в регби Нандо Паррадо, убедивший остальных в необходимости большого разведывательного рейда. Вместе со своим товарищем Роберто Канессой Паррадо направился на поиски цивилизации. Двигаясь в неверном направлении (роковая ошибка Лагурары!), Паррадо и его друзья долго блуждали в Андах, однако случайно смогли обнаружить спуск с высокогорья. По мере того как становилось теплее, взятое с собой для пропитания замороженное мясо стало гнить. Спутник Паррадо при спуске получил рану. Передвигаться становилось все тяжелее, моральный дух путников падал, и это несмотря на то, что погода условия улучшались. Впервые за долгое время выжившие выбрали правильную дорогу. Однако им долгое время не встречались люди, хотя следы их присутствия были заметны даже на расстоянии.

    Первым человеком, заметившим потерпевших крушение, был чилийский пастух Серджо Каталан. Для Нандо Паррадо это была смутная фигура по другую сторону бурного потока. Разговору мешал шум воды. Каталан все же смог понять, что его собеседнику нужна помощь. Пастух переправил через реку ручку и лист бумаги, на котором Паррадо написал ставшие знаменитыми в Южной Америке слова:

    «Я выбрался с самолета, разбившегося в горах. Я уругваец. Мы идем уже десять дней. Там вверху у меня раненый друг. В самолете остаются еще 14 раненых. Нам нужно выбраться быстро, но мы не знаем, как. У нас нет еды. Мы очень ослабли. Когда отправятся искать нас там, наверху? Пожалуйста, мы не можем больше идти. Где мы находимся?»

    Осознав, кто перед ним, Каталан, оседлал лошадь и помчался за помощью. Та подоспела только на следующие сутки. И понадобилось прождать еще одни — до 23 декабря, чтобы людей, остававшихся на обломках самолета освободили из неволи. Однако к этому времени они уже точно знали, что придет помощь. Радиоприемник на месте крушения, однажды едва не лишивший их надежды, продолжал ловить сигналы. Благодаря этому, новость о возобновлении поисков потерпевшие крушение узнали одними из первых.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: