4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкоход: Преимущества перед обычным туризмом

Легкоход: Преимущества перед обычным туризмом

Кому-то рассказ покажется забавным, кто-то найдет в нем свежие идеи, а кто-то и без меня все уже знает. Тем не менее, я лишь недавно впервые услышал о легкоходстве, стремительно набирающем своих сторонников направлении в туризме и активном отдыхе. Итак, по порядку.

Кто такие легкоходы

Люди, которым нравится активный образ жизни, достаточно давно озаботились задачей уменьшения веса снаряжения. В той или иной степени вопрос веса снаряжения стоит перед туристами, путешественниками, велосипедистами, охотниками. Перед каждым, кто расходует свои силы на переноску необходимого ему в пути снаряжения. При этом, основная цель — это вовсе не носить тяжести, а получать удовольствие от своего хобби или активного отдыха. Сейчас таких людей принято называть легкоходами. А начиналось все так.

На протяжении многих лет существовали способы снизить вес носимого снаряжения. Можно вспомнить, например, армейскую плащ-палатку. Плащ-палатка, как сейчас бы сказали, весьма легкоходное снаряжение. Не промокает, не боится искр от костра. Это и одежда от дождя, и укрытие от непогоды на ночь. Несколько плащ-палаток можно объединить, и натянуть общее укрытие на несколько человек.

Днем плащ-палатка может стать подстилкой или скатертью, а в случае беды из нее можно сделать носилки. Вес же универсальной советской плащ-палатки — около полутора килограмм, что очень неплохо для своего века. Кстати, сейчас подобное легкоходное решение называется «пончо-тент» или «тарп-тент», а вес этого снаряжения начинается с 200 грамм.

На самом деле, если военный пользуется тем, что есть, то путешественник может выбирать, что одеть и что положить к себе в рюкзак. Легкоход, при подборе снаряжения, конечно же, сначала думает о целях своего путешествия. Во вторую очередь — о приемлемом для себя уровне комфорта и безопасности. И уже затем ищет баланс между весом снаряжения и его ценой. Этим, кстати, легкоходство отличается от методик выживания, когда можно довольствоваться лишь тем, что по факту оказалось с тобой в экстренной ситуации. И тут уж не до комфорта или цены.

Первыми легкоходами стали, конечно же, пешие туристы. Ведь от веса рюкзака напрямую зависит, насколько человек устанет и насколько будет протяженным его дневной маршрут. Образцом и источником вдохновения для будущих легкоходов стала Эмма Гейтвуд или просто «бабуся». В 1955 году (ей тогда было 68 лет) Эмма прошла «Аппалачскую тропу» — известный пеший маршрут в США.


Эмма Гейтвуд на страницах фотоальбома ее дочери.
Фотография альбома: Bette Lou Higgins, 2011.

Путь занял 146 дней и составил 3.5 тысячи километров! Она прошла его налегке: сумка Эммы (даже не рюкзак) весила от 6 до 9 килограмм. Через 2 года она прошла этот маршрут снова, а затем — еще раз, в 1964 году, когда ей было 77 лет!

У нее не было какого-либо специального туристического снаряжения. Ни палатки, ни спальника, ни прочего. Обычная, но удобная одежда, легкие кеды, легкая накидка от дождя, подстилка, кружка, всякие нужные мелочи. За время только одного своего путешествия Эмма сносила 5 пар обуви. Неудивительно, что мемориалы, посвященные «Бабусе Гейтвуд», часто выставляют именно эту часть ее снаряжения — любимые кеды Эммы.


Сношенные кеды Эммы Гейтвуд есть во многих тематических музеях США.
Фотография: grandmagatewood.wordpress.com , 2011.

Но годом рождения легкоходства, как направления в туризме, принято считать 1992 год. Именно тогда вышла в свет книга «Справочник туриста», написанная Рэем Жардином. В своей книге он рассказал о методиках снижения веса снаряжения, чем заложил основы легкоходства. На собственном опыте Рэй доказал, что даже при путешествиях на дальние расстояния, можно иметь рюкзак весом всего в несколько килограмм. И уже значительно позднее в русском языке утвердились расхожие слова и фразы: «легкоход», «легкоходство», «легкоходное снаряжение».

Читать еще:  Огород выживальшика: Спаржа

Изначально это течение развивали лишь немногие энтузиасты (некоторые из них доходили до крайностей в стремлении разгрузить себя). Постепенно легкоходство вышло за пределы пешего туризма и затронуло обычных сторонников активного образа жизни. Легкое снаряжение актуально для многих: ведь рюкзак присутствует почти во всех видах туризма, а эффективная одежда вообще должна использоваться повсеместно, и не только при активном отдыхе.

Легкоходное снаряжение

Последние десятилетия подарили нам множество новых материалов и технологий, которые можно применять в туризме. Получая за счет этого улучшенные характеристики снаряжения. Современные ткани, утеплители, новые способы производства позволяют, в том числе, выпускать значительно более легкое снаряжение, чем это было еще недавно. Но есть и препятствия на этом пути.

Плащ-палатка (или пончо-тент) — это универсальное снаряжение, за счет чего, собственно, и выигрывается вес. Универсальное для потребителя, то есть туриста. Но предпочтения у туристов разные, а делать серию пончо-тентов всевозможных видов, форм, размеров оказывается не слишком выгодно. Выгодно шить серийно одну универсальную модель. То есть, универсальную для производителя.

Куда эта «универсальность» может зайти, можно посмотреть на примере рюкзаков. Сейчас большинство серийных туристических рюкзаков имеют систему регулировки спины, или универсальную подвесную систему. То есть, практически любой выбранный рюкзак можно подстроить под свой рост и свое телосложение. Маркетологи преподносят это как очевидный плюс, подталкивая к покупке. Но если задуматься? Рюкзак настраивается под своего владельца, как правило, только один раз в своей рюкзачной жизни. Сразу же после покупки или при первом использовании. Все остальное время универсальная подвесная система не выполняет никаких функций, а лишь добавляет к весу рюкзака собственный вес. Пусть вес ее невелик, скажем, сотня грамм, но эти 100 грамм вы переносите каждый час, каждую минуту вашего путешествия, все время. Зачем же нести на себе бесполезный вес? Об этом и говорит легкоходство.

Конечно, найти подходящий именно для себя рюкзак будет сложнее, чем купить первый попавшийся «универсальный». Но ассортимент богат: вдобавок к массовым брендам, свои изделия шьют небольшие фирмы, специализирующиеся на легком снаряжении. А некоторые легкоходы любят делать снаряжение самостоятельно. Кто-то шьет самодельное снаряжение для себя, кто-то изготавливает легкоходное снаряжение на заказ.


Легкая самодельная дровяная печка с принудительной подачей воздуха.
Иллюстрация: kvntrek.ucoz.ru , 2009.

Но настоящий прорыв в весе снаряжения обеспечили новые ткани. На собственном опыте могу рассказать, например, про велоодежду. Когда я только начинал кататься на велосипеде, я использовал для этого обычную одежду: хлопчатобумажные футболки, тренировочные штаны, а иногда даже (о, ужас!) джинсы. В один из своих походов в веломагазин решил разориться на специальные велофутболку и велоштаны. Стоят они действительно недешево, но, поверьте, цену свою полностью оправдывают! Суммарный вес велокостюма — как у одной х/б футболки, и его материал отводит влагу намного лучше хлопка. Если раньше я приезжал с покатушек мокрым (а кроме дискомфорта это добавляло лишнего веса), то сейчас приезжаю в сухой, ну может чуть влажной, одежде.

Как я уже сказал, порою важна не универсальность снаряжения, а, наоборот, его «специализированность». Вот еще один пример из моего опыта: специальный велорюкзак. Кататься с обычным городским рюкзаком — одно наказание. Спина не вентилируется, жарко. Рюкзак норовит сползти, и в нем не предусмотрено место для гидратора. А весит обычный рюкзак — немало, даже в пустом виде. Хорошие велорюкзаки же имеют вентилируемую спину, удобную систему крепления, доступную даже при езде систему регулировки. При этом вес велорюкзака стремится к 500 граммам, и это с металлическим каркасом!

Легкоходство — в массы!

Заинтересовавшись идеей легкоходства, я решил посмотреть, какие ресурсы существуют в интернете на эту тему. Потратив время, я понял, что российских ресурсов по легкоходству не так уж и много. Есть персональные сайты и блоги энтузиастов этого направления, есть разрозненные темы про легкоходство на различных форумах (посвященных туризму, выживанию и т.д.). Есть странички мастеров, предлагающих свои изделия для легкоходов. Всюду идет какое-то обсуждение, люди обмениваются мнениями и опытом.

Хорошую идею приятно поддерживать и развивать. И мы, два энтузиаста, решили сделать сайт: форум, целиком и полностью посвященный легкоходству. Как для обсуждения развития идеи легкоходства, так и для обсуждения видов снаряжения, а также самого снаряжения. Важно объединить как профессионалов в этом вопросе, так и новичков, которые ищут рюкзак полегче или легкую куртку потеплее. Ведь именно «новички» задают порой непростые вопросы, заставляющие профессионалов задуматься над новыми решениями, которых вчера еще не существовало.

Читать еще:  Питание в походе - основные принципы организации

Над выбором доменного имени долго думать не пришлось — адрес legkohod.ru оказался, что удивительно, свободен. С технической точки зрения особых сложностей тоже не возникло. Домен, хостинг, движок форума. С движком форума определились сразу — «phpBB». Он очень популярный, бесплатный, и я уже несколько раз сталкивался с администрированием форумов, сделанных на нем. Несколько потраченных вечеров, и форум заработал!

Атмосфера форума, с нашей точки зрения, должна быть абсолютно дружелюбная, где-то даже семейная. Человек, пришедший на форум, всегда получит развернутый, грамотный и актуальный ответ на интересующие его вопросы. Структура форума также продумывалась с тем расчетом, чтобы максимально упростить поиск и размещение информации на нем.


Скриншот сайта «Легкоход».

Политика модерации направлена на поддержание именно такой атмосферы: она мягкая и лояльная. С другой стороны, достаточно жесткая по отношению к проявлениям хамства, неуважения к собеседнику и другим злонамеренным действиям. И такая политика приносит свои плоды.

Уже сейчас на форуме есть активные постояльцы, которые отвечают на вопросы заинтересовавшихся гостей. Народ на сайте собрался дружелюбный, всегда готовый помочь новичкам, ответить на любые их вопросы без пафоса профессионалов. Также постоянно идет обмен опытом, разные люди предлагают свои решения. Как правило, это простые решения, их может воплотить в жизнь любой человек, вне зависимости от того, насколько он подготовлен.

Таким образом, в непринужденном и приятном общении, мы вместе достигаем более масштабной цели. Медленно, но верно наш форум становится хранилищем знаний сотен и тысяч людей, хранилищем интересной и актуальной информации по легкоходству. Внесите же и вы свой вклад — добро пожаловать на форум «Легкоход»!

Рассказать своим читателям

Написано 25 сентября 2011 года,
обновлено 31 октября 2011 года.

КВН Киев 8(044)3314698

Меню сайта

  • Главная страница

Календарь

« Октябрь 2007 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Статистика

Информацию, которую почерпнул из просторов интернета, можно излагать на многих

страницах, как ни странно, и она будет новой даже для наших метров —

«туристоходителей всего СНГ». По этой причине опускаем подробное изложение

всех премудростей «легкого» снаряжения и переходим к моей бродилке. Тем более

постоянно прописывая какие-то советы, хваля или обливая грязью какое-либо

снаряжение, нужно и самому куда-либо ходить.

Соло-поход не собирался проводить, всегда приятнее с кем-либо делить

трудности дорого-природных невзгод и красот. Одна сложность – найти человека,

который тоже может заэкипировать себя на 8-10 дней малолитражной торбой. Из

форума travel . org . ua мне импонировал «007», человек тоже много не таскает в походе.

Многие вещи, про которые он говорит, совпадают с моим видением. Хоть

знакомы только по форуму, писал ему письма с предложением присоединиться. По

причине занятости на работе, у него не вышло. Попутно предлагал еще одному

знакомому, который и гамак уже имел, и с натяжкой смог бы вложиться в 50 л

торбу. Но с ним не совпали даты, в которые можем совместно выехать. Хотя

таскает он рюкзаки и не «легкие», но угнаться за ним, как за локомотивом, хоть и

с более легким снаряжением, задача не простая.

Так соло и родилось. Это далеко не первое мое соло, хожу с 1982 года.

Очень давно вожу людей, разрабатываю маршруты, провожу ориентирование в походах

В целом соло не является для меня событием из ряда вон выходящим, доводилось и ранее не раз ходить.

Здесь думал: Крым или Карпаты. Крым, с учетом долгого проживания в Херсоне, знал и переходил уже немало. Даже быстренько накидал маршрут с кусками, где еще не проходил ранее. Но на одном из сайтов мне задали вопрос – «…а Крым еще не надоел?», — это и стало основной причиной поворота мыслей на Карпаты. Карпаты — для меня малоизученный район. Бывал там правда зимой несколько раз, катались на горных лыжах. Проводил небольшие зимние походецы. Поездки эти выглядели точечно, и целостной картины об этом регионе у меня не было. Читал много отчетов, изучал историю, смотрел фотографии. Похоже все было на знакомство по телевизору.

Купил карту двухкилометровку, ( километровой не было в наличии). В компе на

ОЗИ имея километровку, проложил маршрут, вернее забил точки привязки в

навигатор. Как прокладывал маршрут? Да на глаз и побольше. Хотелось увидеть

многое и пройти до 500 сотен км за 10 дней.

Невицкий замок, озеро Синевир притягивали и манили меня.

И конечно, пройтись по Петросу, Говерле, дойти до Обсерватории. Выход планировал или к Рахову, если дней мало оставалось бы, или в сторону Черновцов, где в конце на хорошей физформе и поеденных продуктах легко уже можно накатить километры до немалых цифр.

Четкого придерживаться маршрута не собирался. Сразу решил ,как будет организм тянуть, столько и пройду. Плюс погода, дороги тропы. Так все и получилось. Маршрут изменял по мере распознавания особенностей Карпат и погоды, плюс поджал приезд детей и был оговорен срок, до которого должен был появиться дома.

Взят билет на поезд до Ужгорода, который прибывает в 7 утра с копейками. Наиболее оптимальное время, как по мне.

Начал запаковывать рюкзак. Да… до легкохода я еще малость не дорос. Вес

торбы без продуктов набежал до 7 кг + продуктов 4,5 кг на 9 дней + спирт

для растопки печки + водки 0.3л. Всего 12 кг . А так хотелось меньше… Что

дало такой вес? Гамак — не самое легкое, но позволяющее заночевать, где

угодно, средство, фотоаппарат не маленький с батарейками и аккумуляторами и желтый 60 Гармин навигатор. Да рюкзак вышел потяжелее чем планировалось. С силиконкой —

курткой не сложилось, взял старую с ПУ. Накидка от дождя – полиэтилен.

Накидка на рюкзак, подходящая под 80 литровку, +. Хожу всегда с

накидкой на рюкзаке. Печка на дровах, крови слегка с

нервами попила… хоть и отработала эти недостатки своей легкостью на моей спине. Из минусов – не успел взять шлепанцы, (то размер не тот, то модель не нравилась). Очень

сожалел, что не взял хоть какие-нибудь. Еще нижнее белье было обычное. Хотя

перед походом видел в магазине термотрусы, да думал успею еще купить. Не успел. Обычные сохли от пота долго. Кроссовки прикупил под такое дело мультиспортивные с сеткой саломонки. Не взял, пожалел «убить новые тапки», что и случилось бы . Одел подлежащие

выбросу Мерреллы, трековые кроссовки, как в последний бой. Их преимущество было в том, что сидели на ноге хорошо и довольно мягкая подошва, которая сохраняет ноги

при многокилометровых переходах.

Да о еде. Моя половина (жена) — супер спец по составлению меню и подготовке сушеных борщей. В 400-500г продуктов вкладываемся на день без всякого голодняка и консерв.

Хлеб и сухари замещаем хлебцами. Сало — на мясорубку, побольше специй и соли. Все в пол-литровую ПЭТ бутылку с широким горлышком. Мясо заменяем соей, фаршем. Консервы не носим

уже много лет. О нашем питании можно составлять отдельный опус. Хотя

делать его долго и нудно перед бродилкой. Зато потом в походе все готовиться без

ножей, возни и мучений. Прилег на коврик, разжег печку, все

закидал из пакетика, сварил и, полулежа, поглощаешь пищу в свое удовольствие.

Выезд. Час «Ч» настал. Закинул на плечи 12 кг в торбе литров на 45-50 (

надо перемерять точнее, сколько туда влазит реально). В руках пакет с

продуктами на поезд, полтора литра воды. По пути захожу на рынок и беру 6

батареек «Энерджайзер». Как ни как два аппарата потребляющие электричество,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector