10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы подачи сигналов бедствия

Содержание

Способы подачи сигналов бедствия


Оказавшись в экстремальной ситуации не ставит покидать место несчастья. Всегда есть шанс, что за вами отправят поисковую экспедицию. Необходимо дождаться спасателей при этом рекомендуется оставлять сигналы бедствия.
В зависимости от ситуации, в которой вы оказались, необходимо подавать соответствующий сигнал.

Средства подачи сигналов бедствия

Существуют специальные средства для подачи сигнала бедствия:
— Зеркало. С помощью зеркала можно направлять солнечный зайчик, который будет виден на очень дальние расстояния.
— Свисток. Достаточно простое средство для подачи сигнала. Звук свистка слышен на дальнем расстоянии.
— Фонарик. С помощью фонаря можно обозначить свое местоположение, либо передавать сигналы азбукой Морзе.
— Сигнальная ракета. Сигнальная ракета поднимается на большую высоту и видна издалека. Идеально подойдет для горной местности.
— Сигнальный факел. Дает яркий свет, заметный на большом расстоянии.
— Радиостанция. С помощью радиостанции можно принимать передавать сигналы. Радиус действия может быть сильно ограничен из-за рельефа.
— Морской маркер. Представляет себя вещество, окрашивающее в воду.

Подача сигнала бедствия подручными средствами

Если вы оказались в чрезвычайной ситуации без спецсредств для подачи сигнала, то всегда можно воспользоваться подручными средствами. Всегда найдется что-то, что обозначает ваше местоположение, главное — проявить фантазию.

Сигнал бедствия с помощью огня. Если разжечь большой костер, то в темное время суток его будет видно издалека, что облегчит ваши поиски. Необходимо заранее заготовить дрова и в случае необходимости поджечь их. Как вариант, можно найти дерево с дуплом и развести огонь там. При этом необходимо убедиться, что огонь не перекинется дальше.

Сигнал бедствия с помощью дыма. В отличие от огненного сигнала бедствия, дымовой виден в светлое время суток. Дым может подниматься на большую высоту, что будет дополнительным плюсом. Днем желательно подавать дым черного цвета, для этого подойдет резина. В вечернее время дым должен быть белого цвета, для этого идеально подойдут зеленые листья, влажные дрова.

Сигнал бедствия с помощью бликов. Если у вас нету под рукой зеркала, то сигнал можно подать любой полированной поверхностью. В ясную погоды солнечный зайчик будет виден на расстоянии до 60 километров. В пустыне расстояние может увеличиться до 160 км. При подаче сигнала не стоит направлять зайчик в кабину транспорта больше чем на 3 секунды, это может ослепить водителя.

Сигнал бедствия с помощью тени. Иногда можно оставить сигнал с помощью тени. Построив сооружение, которое откидывает тень, можно заняться другими делами. Тень будет постоянно видна в солнечный день.

Как подать сигнал СОС летательным аппаратам

Чтобы подать сигнал СОС летательным аппаратам следует учитывать следующее:
— размер знака
— контрастность сигнала
— пропорции букв
— знак должен быть виден со всех сторон
— для лучшей видимости знак стоит обвести камнями

Оставляя знак всегда стоит представить, как он будет выглядеть с высоты.
В свою очередь, летательные аппараты при виде вас могут подать свой сигнал.

Международные сигналы бедствия на море

В случае чрезвычайной ситуации на море, экипаж судна может подать сигнал бедствия. Для этого существуют международные сигналы бедствия:
— открытый источник пламени
— дымовая шашка оранжевого цвета
— красный фальшфейер
— флаг, перевернутый вверх ногами
— флаг November Charlie
— движение вытянутыми руками вверх и вниз

Из перечисленных знаков морской флаг November Charlie поднимает в самую последнюю очередь. Если такое флаг поднят, то это означает что надежда на спасение нет.

Международное радиосигналы бедствия

Существует несколько видов подачи радиосигнала бедствия:
— Мэйдэй (Mayday). Представляет из себя сокращённую фразы на французском языке «venez m’aider m’aidez», что означает «придите мне на помощь, помогите мне». Данный сигнал используется при очень большой опасности.
— СОС (SOS). Данная аббревиатура с английского означает «save our souls». В переводе это означает Спасите наши души.
— Пэн-Пэн (Pan-Pan). Данный сигнал исходит от французского слова panne (в переводе — поломка). Данный сигнал подается при не самой большой опасности.

Для подачи сигнала не обязательно иметь под рукой специальные средства. Достаточно проявить смекалку и фантазию. Всегда из подручных средств можно выложить знак, развести костер. Даже можно сделать воздушный змей, который привлечет внимание спасателей. Оказавшись в неблагоприятных условиях, главное не унывать.

Подача сигналов.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) — может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк — передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция — в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы — факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения — дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты — помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули — при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер — тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

«Павлиньи Перья» — маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску — с одной стороны синюю, с другой — жёлтую.

Средства подачи световых сигналов — свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток — весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце — световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр «хатка», который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья — иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более, чем на две-три секунды. Иначе Вы можете ослепить пилота.

Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, — они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Читать еще:  Пособие по выживанию армии США: Опасные насекомые и паукообразные

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов — ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Смотрите пример некоторых международных сигналов бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы — иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с «восьмёркой» на конце вправо, а тире — отмашкой с «восьмёркой» на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

Световой сигнал — как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

Звуковой сигнал — три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — длинная серия точек.

Световой сигнал — длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы. Смотрите примеры, как помечать следы.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров. Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет. Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Как правильно подавать сигналы бедствия

Когда случается непредвиденная ситуация, решение необходимо найти максимально быстро. Но что, если случилась беда и справиться с ней самостоятельно вы не можете? Не стоит поддаваться панике. В этой ситуации следует заранее изучить и отработать способы подачи сигналов бедствия, которые помогут привлечь внимание спасателей и спасти вашу жизнь. Главная цель таких сигналов — указать ваше точное месторасположения для оказания необходимой помощи.

Сигналами бедствия могут быть:

  • радиосигналы
  • звуковые сигналы
  • пиротехнические сигналы
  • дымовые или световые сигналы.

В этой статье детально рассмотрим некоторые из них, чтобы научиться правильно подавать сигналы бедствия.

Радиосигналы:

Международный сигнал SOS — сигнал бедствия с использованием радиопередатчика и азбуки Морзе (три точки, три тире, три точки). Каждый час, на частотах 500 и 2182 кг все радиостанции мира замолкают, чтоб каждый, кто попал в беду, мог подать сигнал бедствия и передать свои координаты. Впрочем, если у вас отсутствует радиопередатчик, вы можете подать серию звуковых или световых сигналов, используя сигнал SOS. Чтоб привлечь внимание спасателей, сигнал бедствия должен быть тройным. Между серией сигналов следует делать минутную паузу и, после, повторить серию снова. Наряду с сигналом SOS существует международный горный сигнал бедствия — шесть сигналов с перерывом в одну минуту и последующим повторением.

Также вы можете выложить кодовые сигналы, например SOS или HELP, на открытой местности, используя подручные средства: бревна, одежду, обломков и т.д.

Пиротехнические сигналы:

К пиротехническим средствам относятся сигнальные ракеты, выпускающие красные звезды, парашютные ракеты и фальшфейеры. Такие средства пускаются поодиночке либо по три с короткими интервалами во времени. Запускать пиротехнику следует с возвышенных точек рельефа, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Держать средство нужно в вытянутой руке, развернув соплом от себя.

Дымовые и световые сигналы:

Сигнальный костер является одним из самых доступных способов подачи сигналов бедствия, если у Вас нет с собой специальных технических средств. Более того, костер может передать как дымовой, так и световой сигналы, в зависимости от погодных условий.

Как правильно подавать сигналы с помощью костров:

Костры, расположенные на открытой местности, хорошо различимой как с земли, так и с воздуха, например, на полянах, опушках леса, безлистных островках посреди водоема.

Костры, размещенные на возвышенности, но если нет такой возможности, можно соорудить конструкцию в виде треноги из толстых веток.
На сильно увлажненной почве сигнальные костры можно расположить на настилах из бревен, либо соорудить высокие помосты, что поможет изолировать топливо костра от влаги.
Разводить следует в форме треугольника, либо прямой линии, так как это является международным сигналом бедствия.
Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 метров. У каждого костра должен быть запас растопки и дров для поддержания огня в необходимый момент.
Прерывистый огонь от костра привлечет больше внимания, чем постоянно горящий, поэтому рекомендуется периодически прикрывать его.

Читать еще:  Беседочный узел, булинь

У каждого костра должен быть запас растопки и дров для поддержания огня в необходимый момент. Во время дневного времени суток, обратить на вас внимание поможет дым от костра, который заметен на больших расстояниях. Для увеличения дыма понадобятся сырые ветки и трава. При ненастной погоде лучше использовать резину, пластик или автомобильное масло, что позволит получить черный дым.

Альтернативой сигнального костра может стать сигнальный факел. Для этого отдельно стоящие деревья, в особенности хвойные, обкладываются растопкой под нижними ветками и поджигаются. Такой световой сигнал будет очень действенным для привлечения внимания самолетов. Однако, используя этот способ, следует соблюдать противопожарную безопасность, выбирать поодинокие деревья, а так же тщательно расчистить пространство возле дерева от сухой травы. Можно так же соорудить факел самостоятельно, использовав палку, длиной около 1 метра и намотав на нее сырую листву и сухие щепки.

Другие сигналы бедствия:

В солнечную погоду эффективны световые отражатели и сигнальное зеркало. В качестве световых отражателей можно использовать подручные средства:

  • фольгу,
  • металлическую посуду,
  • лезвие ножа
  • и косметическое зеркало.

Видимость световых сигналов зависит от того, насколько сильно отполирован металл.

Действенными являются так же яркие опознавательные знаки — это могут быть куски тканей красного или желтого цвета, ленты либо полиэтиленовые пакеты, развешенные на местности. Следует помнить, что сигнал должен быть заметным со всех направлений, читаться с воздуха и выделятся на местности. Так же можно развесить перевернутый флаг страны, что означает, что вам требуется помощь.

Если вам пришлось покинуть зону бедствия, следует использовать информационные сигналы — заметные знаки, указывающие направление, в которое вы отправились.

Отправляясь в путешествие, обратите внимание на наличие у Вас средств, которые помогут подать сигналы спасателям в случае экстремальной ситуации. Ими являются свисток, зеркальце, туристические водостойкие спички .

Полезно так же иметь при себе пиротехническое средства (сигнальные ракеты или шашки).

Даже если Вам не пригодятся данные вещи, вы будете готовы к любым обстоятельствам и сможете сполна насладиться отдыхом.

Подача сигнала бедствия посредством радио осуществляется путем троекратного повторения кодового слова:

1) Mayday (Мэйдэй) – сокращенная вариация французской фразы venez m’aider m’aidez (придите мне на помощь, помогите мне), используется при очень серьезной опасности;

2) SOS (СОС) – английская аббревиатура save our souls (спасите наши души);

3) Pan-Pan (Пэн-Пэн) – производная от французского слова panne (поломка), применяется при менее серьезной опасности.

Важно осознавать, что главное спецсредство для подачи сигналов бедствия – острый ум и смекалка. Когда речь заходит о выживании, неординарное мышление и развитая фантазия сослужат неоценимую службу. К примеру, многие люди используют в качестве опознавательного знака воздушного змея, сооруженного в кустарных условиях. Но в любом случае, рецепт достаточно прост – способ подачи сигнала бедствия должен быть минимально затратным и максимально заметным.

Сигналы бедствия: Способы подачи сигнала о помощи

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

  • а — «Место, где прошли»;
  • б — «Повернуть налево»;
  • в — «Повернуть направо»;
  • г — «Осторожно, опасно!»

Как подать сигнал бедствия без применения специальных средств

При попадании в бедствие в условиях дикой природы не всегда под рукой оказываются предметы, предназначенные для прямой подачи сигнала о помощи. При такой ситуации нужно знать, как подать сигнал бедствия, используя подручные материалы для создания знаков.

  • Подача сигналов бедствия при помощи зеркала. Когда под рукой нет гелиографа, можно воспользоваться любым предметом с хорошей отражающей поверхностью – дамским зеркалом, фольгой, жестянкой от консервной банки, часами. Этот метод эффективен только при хорошей погоде. Отражая солнечные лучи, можно подавать прерывистые солнечные блики или знаки азбуки Морзе.
  • Сигнальные костры. Место для создания знака должно быть заметно как с земли, так и с воздуха, желательно, чтобы оно при этом находилось в поле или на возвышенности, и недалеко от лагеря пострадавших. Для привлечения внимания разводятся несколько костров, которые находятся на расстоянии 30 или 50 метров друг от друга на одной прямой линии или в форме треугольника. Эти фигуры являются одними из международных сигналов бедствия. Если кострами выложить букву «Т», это место будет означать посадочное место для вертолета или самолета. Ночью можно использовать один костер из сухих дров, время от времени прикрывать его куском ткани или крупными ветками, чтобы он казался мерцающим. Такой огонь виден с расстояния 10 км от земли и больше привлекает внимание, чем один, длительно горящий.
  • Если нет ветра, можно использовать дымовые сигналы. Для этого разводится костер, куда подбрасываются сырые дрова или трава. В ненастье и зимой такой дым малозаметный, поэтому в это время лучше добавить в костер резину, масло или пластмассу. Это даст черный дым, который будет намного заметнее.

Эпоха точек и тире

С появлением радиосвязи у терпящих бедствие кораблей появилась возможность передать весть на существенно большее расстояние, чем позволяли визуальные и звуковые средства. Поначалу не существовало каких-то специальных сигналов бедствия и международных соглашений, предписывавших принимать сообщения с просьбой о спасении с наивысшим приоритетом и непременно на них откликаться. Но сама по себе возможность заявить о несчастье во всеуслышание стоила многого. Первые такие сообщения передавались словесно, в кодификации Морзе. Именно этим способом в феврале 1900 года в районе Готланда, где под руководством профессора Попова строилась система островных радиостанций, в эфир была отправлена радиограмма о терпящих бедствие рыбаках — их принял на борт ледокол «Ермак», и это был первый случай, когда радиосвязь помогла спасти человеческие жизни.

Читать еще:  Теплица своими руками: 7 вещей, которые надо знать

Тем не менее недостаток сообщений «в свободной форме» был очевиден: во‑первых, языковые проблемы, во‑вторых, неоднозначность самого текста, в котором не всякий сразу распознает призыв о помощи. Нужен был короткий, узнаваемый интернациональный символ. И такой символ вскоре придумали: компания Гульельмо Маркони предложила использовать для сигналов бедствия аббревиатуру CQD (Сome quick, danger! — «Приходите скорее, опасность!»). Другие производители радиотехники предписывали использовать собственные коды, но Marconi’s Wireless Telegraph Co. в начале XX века была крупнейшей фирмой по производству радиопередающих устройств, поэтому ее сигнал на какое-то время де-факто стал стандартом.

На проходившей в 1903 году в Берлине первой Международной радиотелеграфной конференции было предложено отказаться от CQD, первые две буквы которого соответствовали коду общего вызова железнодорожников и нередко вызывали путаницу. Но ни один из альтернативных вариантов — ни SSSDDD, ни NC, соответствующий сигналу бедствия в семафорной азбуке, — так и не был утвержден. Вторая конференция, проводившаяся там же четыре года спустя, оказалась более плодотворной. Представителями немецкой компании «Арко» был предложен сигнал SOE. В ходе обсуждения букву E (которая в азбуке Морзе передается в виде единственной точки и легко может потеряться в помехах) поменяли на S. Кроме того, для скорости передачи и большего отличия было решено отказаться от пауз между буквами. Новый сигнал получился симметричным, легко запоминающимся и узнаваемым: …—…

На сегодняшний день спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов КОСПАС-SARSAT, впервые запущенная в 1982 году, является лишь частью более сложного комплекса GMDSS. В рамках системы функционирует ряд низкоорбитальных и геостационарных спутников, с помощью которых в период с 1982 по 2010 год было спасено 30713 человек (8387 происшествий), больше половины которых (56%) произошло на море. Радиомаяки КОСПАС-SARSAT делаются не только для морских судов, но и, например, для туристов. Задействовав радиомаяк, его следует разместить как можно выше. При первом использовании он должен проработать как минимум три часа, чтобы сигнал успели зафиксировать два спутника.

Сигнал SOS прижился далеко не сразу. Компания «Маркони» продолжала пользоваться собственным CQD (-.-. —.- -.); она владела обширной сетью береговых радиостанций на Британских островах и в Северной Америке, и штатным радистам компании запрещалось выходить на связь с судами, оборудованными станциями других производителей. Первым кораблем, отправившим в эфир SOS, стал печально известный «Титаник», — и именно после этой истории, прогремевшей на весь мир, сигнал SOS, наконец, получил признание. С тех пор он остается неизменным, однако в течение первой половины XX века было принято несколько предписаний, способствующих более простому и надежному приему сигналов бедствия: осуществлять радиовахту круглосуточно, иметь на борту аварийную радиостанцию, дважды в час устраивать трехминутные периоды молчания на «частоте бедствия» (500 кГц).

Существует довольно много вариантов расшифровки SOS как аббревиатуры, в основном англоязычных: save our souls («спасите наши души»), stop other signals («прекратите другие сигналы») — но ни одна из них не соответствует действительности. SOS — это не сокращение, а единый символ.

Аналог SOS для голосовой связи — международный сигнал бедствия Mayday, который передается трижды, чтобы нельзя было спутать ни с чем другим. Вопреки распространенному заблуждению, это слово не переводится как «майский день», а произошло от французского venez m’aider («придите мне на помощь»). В случае, когда судно нуждается в помощи, но непосредственной угрозы жизни нет, передается другое кодовое слово — Pan-pan (или Pan-pan-medico, если нужна медицинская помощь). Этот сигнал имеет приоритет более высокий, чем другие радиосигналы (услышав его, надо на время прекратить всякую радиосвязь), но ниже, чем Mayday и SOS.

Во многих странах использование сигналов бедствия без необходимости считается преступлением.

Сигнал бедствия — когда подавать?

Сигнал бедствия можно и нужно подавать в случае, если возникла непосредственная угроза жизни экипажа. Например при затоплении яхты, при пожаре на борту, нападении пиратов, или по решению капитана. Этот сигнал во время процедуры подачи его, например с помощью радиостанции, начинается со слов «May Day». Сигнал СОС (SOS) в настоящее время не используется, вернее может использоваться дополнительно.
При потере управляемости судна, потере им хода, посадке на мель (без повреждений корпуса), когда нет непосредственной опасности жизни и здоровью экипажа — сигнал бедствия «May Day» подавать не имеет смысла, поскольку будут спасать людей, имущество спасению не подлежит. Помните, что при эвакуации с полупритопленной, потерявшей управление или ход яхты, можно ожидать, что она станет чужой собственностью — по морским законам, кто найдет судно без экипажа в открытом море, тот им и распоряжается. Также следует учитывать, что большинство яхт, покинутых экипажем, оставались долгое время на плаву, когда же экипажа, что выбрал для спасения надувной плот, — больше не находили.Синал бедствия может подаваться в автоматическом режиме при активировании вручную или при погружени в воду разных технических устройств.

Для просьбы помощи существуют особые типы сигнала, например, когда просят помощь в виде буксира.
Если на борту есть заболевшие, у одного из членов экипажа наступил например приступ, тоже следует подать особый сигнал помощи. Для этого есть особые сигналы для вызова медицинской помощи. Как показывает практика, в регионе Турции например, помощь прибывает незамедлительно. Сигнал вызова какой-либо помощи начинается со слов «Pan-Pan», далее следует описание лодки, координаты, количество человек на борту и характер запрашиваемой помощи — нужен буксир или требуется медицинская помощь.
Если вы увидели в море например, плавающий контейнер, или возникло желание предупредить других о чем либо, используется сигнал «Securite».

Пожар на яхте — страшная вещь. Часто происходитот от неисправного газового оборудования

С помощью чего подавать сигнал бедствия?

На борту чартерной или собственной яхты, выходящей в вояж, должно быть несколько устройств, с помощью которых можно двумя и более независимыми способами подать сигнал бедствия. Во первых, на яхте обязана находится УКВ радио станция. Каждый выходящий в море капитан, должен уметь обращаться с рацией и знать основы радио переговоров. Наличие этих знаний и навыков подтверждается сертификатом VHF Radio operator. На радиостанции есть возможность автоматической подачи сигнала бедствия. Он осуществляется нажатием красной кнопки, обычно защищенной от несанкционированного нажатия. После нажатия кнопки сигнал автоматически передается на все доступные станции. Также необходимо подать сигнал бедствия, переключив станцию на 16 канал. Для подачи сигнала бедствия есть определенная процедура, набор специальных фраз, по которым сразу можно распознать характер бедствия. Во время передачи сообщения необходимо указать название судна, координаты, количество людей на борту, характер повреждений или причину сигнала бедствия. Для точной и быстрой идентификации вашего положения, следует указывать расстояние от какого-либо хорошо видимого объекта. Например: мое положение — 7 миль на северо-восток от маяка такого-то. Если кнопка нажата случайно, например баловались дети — следует обязательно отменить сигнал бедствия. Выйти на 16 канал и следуя определенной процедуре — отменить.
Кроме УКВ радиостанции на борту может быть спутниковый радиобуй EPIRB, который подает сигнал бедствия в автоматическом режиме при попадании в воду. Также подать сигнал бедствия можно с помощью спутникового телефона.
Если вы взяли лодку в чартер и случилась техническая поломка, или какое-либо происшествие например, в Средиземном море действует мобильная связь, — позвоните менеджеру своей чартерной компании.

Альтернативные способы подачи сигнала бедствия — с помощью любых подручных средств для привлечения внимания. С помощью туманного горна, судового колокола, выстрелами из ракетницы, пуском сигнальных ракет. Можно пробовать воздействовать на самолеты или суда с помощью зеркала.

Кто оплачивает спасение

Спасение жизни на море — бесплатно, государства договариваются и выделяют на спасение людей определенные суммы денег, содержат необходимую инфраструктуру. Однако, спасение имущества не является приоритетным. Поэтому, за буксировку вашей, потерявшей ход яхты, могут выставить достаточно большой счет. Также, если вы покинули яхту, вам, вероятно, придется её выкупать у нового владельца, подобравшего её в море. Часть расходов может быть покрыта страховкой, как это обстоит с медицинской помощью.

Кто будет спасать?

Организацией спасения, координацией всех действий занимается береговые службы, непосредственным спасением — службы береговой охраны. В координационные центры стекается вся информация — сигналы с аварийных буев, информация с кораблей участвующих в спасательной операции, сигналы бедствия. Там принимаются решения. Распространенная практика — это использование быстроходных катеров типа RIB, а также вертолетов для снятия людей с терпящей бедствия яхты.

Кто должен участвовать в спасательной операции?

Береговые службы, а также все суда, которые приняли сигнал бедствия. Даже прослушивание эфира, прием и дальнейшая передача сигнала бедствия — уже является участием. Если вы на небольшой яхте и рядом терпит крушение большое судно, слушайте эфир и выполняйте указания береговых служб.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector